рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство Русь (IX - начало XII в.)

покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их

обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили

дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и

портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и

мы".

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом

вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече

(наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также

вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось

становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам,

то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а

князя казнили.

Уроки и погосты.

После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила

древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее

Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо

закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по

приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает

летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три

голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана

зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в

древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица

древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по

летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на

упорядочение сбора дани. Она установила "уроки" - размер дани и

"погосты" - места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были

присоединены земли тиверцев, угличей и окончательно - древлян.

Походы Святослава.

Одни историки считают Святослава (964-972) -сына Ольги и Игоря

талантливым полководцем и государственным деятелем, другие

утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в

войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов

кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей

Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой

точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал

присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии,

покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно

воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью

на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался

приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский

конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским

императором за Балканский полуостров. В период успешных военных

действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего

государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут

"сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии,

серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы

из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был

окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось

уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но

дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую

печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан

приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил

из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е

гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены

стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и

его дружинникам.)

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X - ПЕРВАЯ ПОЛОвина XI в.)

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем

стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил

древлянскую землю.

Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни

Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В

начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил

древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два

года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит.

Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян

объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены

вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило

дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и

старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была

решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты

рурских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для

этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей.

Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы

богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю

легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве

государственной религии было принято христианство. Христианство, как

повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его

проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников

Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола

Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных

лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил

на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью

городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где,

по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику

и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях

отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и

Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно

входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-

суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес

располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало

участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II

с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил

своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда

Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в

обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая

вера.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в

крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких

браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти

киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во

вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно

были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский

и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к

лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище

Окаянный.

Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав,

княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав

сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении

тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и

варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку

Окаянного" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в

Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла

наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось

обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного

похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского

озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в

Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г.,

владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав

окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из

крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По

дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и

восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее

разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный

мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при

Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в

столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу

книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые

назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя

Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно

византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в.

на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого

куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть

торжественную запись "об успении (смерти) царя нашего.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного

признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие

королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской

принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и

норвежским королями. Польский король женился на сестре великого

князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын

Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора

Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода,

- Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских

князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской,

которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те

времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала

феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение,

передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был

князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими

вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не

подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские

общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди".

Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса

сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они

могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в

пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в

вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли

личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было

закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов

в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой

категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего

кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были

рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа

пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий

уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое

распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой

производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в

исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от

"классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в

огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии

значительного числа свободных крестьянских общин,находившихся в

феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало

XII в.)

"Очередной" порядок престолонаследия.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью

своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира.

Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем

старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в

роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших

братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или

"лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом,

должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост

могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с

третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных

княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных

землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с

подчиненных крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из

Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком

престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду

Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться

с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком

корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти.

Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес.

Контрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир

Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский

съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен

принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и

после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в

середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще

удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные

княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50

половецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспыхнуло

восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных

феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре

призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки,

издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной

частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов

ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал

переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах

уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что

закушшчество стало очень распространенным институтом и закабаление

смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю

Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались,

чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе

укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком

византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала

английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский,

который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению

Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны

русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских

царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была

составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он

вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и

писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125-1132)

удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель.

После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.