рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство Русь (IX - начало XII в.)

Государство Русь (IX - начало XII в.)

1. Проблема этногенеза русских и создание Древнерусского

государства.

Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании

государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно

запутан. Выделяются три основных теории.

Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке

немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое

обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть

историков утверждает, что первоначальные русы были варягами,

пришедшими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с

берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет

о гипотезах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее

племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской

империи буйным нравом, воинственностью. Славянские племена,

проживавшие на северо-западе, в районе несколько позже возникшего

Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины.

Закрепление на этой территории пришельцев с севера диктовалось

заинтересованностью в борьбе с хазарами, поскольку последние в

отличие от скандинавов стремились полностью ликвидировать

самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к

Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование

древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем

сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет".

Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время

викингов в Европе. Военная демократия викингов становилась

организующим элементом для появления европейской государственности.

Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной

Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в

Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние

варягов (викингов) на Русь.

Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса

"русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле,

тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя

Русь одновременно с Западной Европой подошла к рубежу образования

раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот

процесс.

В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих

владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его

"матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства

приходится на X век - время княжения Владимира и его сына Ярослава

Мудрого.

Антинорманнская теория утверждает только славянское

происхождение этноса "русские". Начало ее обоснования было положено

М. В, Ломоносовым, в советский период русской истории только эта

теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных

источниках, а на археологических данных академика Рыбакова.

Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди

пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории

среднего Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское

племя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью

Киева. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил

русских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе.

Летописные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в

"Повесть временных лет". Это было сделано с целью доказательства

независимости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над

Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно.

Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и

государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне.

Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной

аргументацией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его

государственности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада

Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера

Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая.

Киев и южное Приднепровье населялись тюркскими народами (печенеги,

хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь

не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века

столицей каганата Украина. Его правители назывались каганами

(хаканами). Степная страна появилась в IV веке в результате великого

переселения народов и просуществовала до XVIII века, до присоединения

Причерноморья и Крыма к России. Киев в IX веке завоевали русы -

варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до

прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом,

согласно этому взгляду этногенез русских шел при участии русов -

варягов, исконные земли русских - это район Новгорода, а далее

русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России,

Московия, населялась народами фино-угорского происхождения, а в

прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркские народы.

Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их

исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд

на проблему происхождения русских и их исконной земли.

Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно

утверждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха

викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских

странах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на

востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь

называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на

том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего

руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью,

выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали

деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния

или прямо под власть хазар' Ни варяги, ни хазары славянам

государственность не принесли, поскольку она возникает прежде всего в

результате определенных процессов внутри самого общества с

возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои

княжения, о которых говорится в "Повести временных лет". Древний

летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов"

существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар),

древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отношении

полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о

князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде.

Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не

могли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была

более сильной, поскольку хазары представляли более сильное

политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной

Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что

известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских

землях как союзники местной знати - более самостоятельные на севере и

зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе

начала складываться новая политическая сила - Древнерусское

государство, или Русь, как его тогда именовали.

Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную

Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло

несколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские

князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и

северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление

в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с

хазарами. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские

им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому

славяне были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью

заключали разного рода союзы со скандинавами.

Главная роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей

Киева, которые уже в первой половине IX века достаточно усилились,

чтобы принять титул хакана. Однако, судя по всему, такое усиление не

было стабильным, тем более что южные князья вступили в противоречие с

северными. Правил ли на севере Рюрик или его наследники,

принципиального значения не имеет. Но о попытках южных князей

закрепиться и на севере (в земле кривичей) известия есть. Поход на

Византию в 860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы

показать свою силу и значимость. Однако поход закончился неудачей.

Несомненно, поражение у Константинополя сказалось весьма отрицательно

на южном княжестве. Попытка показать северу свою силу не увенчалась

успехом. А на севере, по свидетельству летописи, положение стало

более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на богатый юг

и далее для торговли в Византию. Южные князья сделали еще одну

отчаянную попытку: они приняли христианство в надежде на помощь со

стороны греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие

христианства было связано и с миссией славянских просветителей

Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX века. Есть основания

говорить, что после похода 860 г. произошло резкое изменение политики

киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и Хаза-рии. Но

именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в борьбе

с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий,

описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде всего с

походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег победил

(отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и

северян, из которых последние платили дань хазарам. Затем князь

освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела есть

основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем

союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги.

Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века. Именно с

конца IX века можно говорить о начале становления государства,

которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего

объединения двух главных политических центров восточных славян -

южного с Киевом и северного с Новгородом. Последний и возник в это

время. Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть

восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или Киевское,

государство и "Русская земля, Русь".

2.ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХII в.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как

раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь

киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление

страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных

тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен,

возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым

государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с

зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с

экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с

этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику

киевских великих князей.

|Ран| ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX- нач. XII вв. |

|неф| |

| |Великий князь Киевский | |

| |I | |

| |Дружина | |

| |Старшая дружина. Бояре (знать) | |

| |Младшая дружина (гриди) | |

| |1 | |

| |Местные (удельные) князья | |

| |! | |

| |Местная дружина | |

| |1 | |

| |Погосты, становища, волости | |

| | | |

История Киевской Руси, хронологические рамки которой

большинство историков определяют как IX - начало ХП в., условно может

быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.)

-время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая

половина XI в.) -время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха

расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI –начало

XII в.,переход к территориально-политической раздробленности.

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.)

Объединение Новгорода и Киева.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в

Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской

государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен

памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые

историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью,

отождествляя его с Рюриком Фрис-ландским, который во главе своей

дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик

обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере

(ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске

(неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением

древнешведских слов: "синеус" -"со своими родами", "трувор" - верная

дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности

варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям,

братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим

мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на

Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя

наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание

впоследствии в исторической литературе называть династию киевских

князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"),

власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов

Олег (879-911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир

(некоторые историки считают этих князей последними представителями

рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили

Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного

государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская

империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего

южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот

раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил

договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами

Константинополя (Царырада). В результате этих походов были заключены

договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое

харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках.

Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до

принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и

законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе

русском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно

договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в

Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При

этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее

предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега

с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и

продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить

дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения

различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был

единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его

княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее

выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение,

описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.