рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство и право в Древней Руси

В случае, если вор был схвачен, и ему была сохранена жизнь, то на

рассвете он должен быть передан на княжеский суд.

Сравнив ст.ст. и 43 ПП о краже из закрытого помещения, (т.е. о краже

специально охраняемого имущества), со ст.ст. и 45 ПП о краже «на поле»,

можно заметить, что в первом случае наказание предусматривается значительно

более высокое. Из этого следует вывод о том, что Пространная редакция

Русской Правды вводит новую норму, отсутствовавшую в КП и отражающую

усиление охраны частной собственности на предметы потребления и средства

производства.

Более прогрессивная по сравнению с КП норма изложена в ст. ПП.

Прогрессивность её состоит в том, что, в отличие от статей КП, пытавшихся

досконально перечислить объекты хищения, эта статья позволяет потерпевшему

возвратить украденное у него имущество, не конкретизируя объект хищения.

Завершает же цикл статей, посвящённых краже, ст. ПП, в которой

говорится о краже, совершённой холопом, т.е. человеком лично зависимым и не

несущим по этой причине личной ответственности перед князем(т.е. не

платящим «продажу»). В этом случае ответственность возлагается на его

хозяина, который обязан возместить потерпевшему двойную стоимость

украденного.

В последующем тексте Пространной редакции Русской Правды менее чётко

прослеживается принцип деления на разделы по тематическому признаку.

Говорится в основном об обязательственном праве Древней Руси, а

преступлениям и наказаниям отводится совсем незначительное место.

6 Некоторые положения Русской Правды с точки зрения современного права

Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость

собственности; устав Ярославов утверждает ту и другую следующим образом:

I. , дани или пени.

Мы уже имели случай заметить, что россияне получили свои гражданские

уставы от скандинавов. Желая утвердить семейственные связи, нужные для

безопасности личной в новых обществах, все народы германские давали

родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги,

определяя разные пени или виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых,

ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней

редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для

государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать

злодеяния. Дети Ярославовы, как увидим, отменили даже и законную месть

родственников.

Сия уголовная статья весьма ясно представляет нам гражданские степени

древней России. Бояре и тиуны княжеские занимали первую степень. То и

другое имя означало знаменитого чиновника: второе есть скандинавское или

древнее немецкое Thaegn, Thiangn Diahn, муж честный, vir probus; так вообще

назывались дворяне англо-саксонские, иногда дружина государей, графов, и

проч. - Люди военные, придворные, купцы и земледельцы свободные

принадлежали ко второй степени; к третьей, или нижайшей, холопи княжеские,

боярские и монастырские, которые не имели никаких собственных прав

гражданских. Древнейшими рабами в отечестве нашем были, конечно, потомки

военнопленных; но в сие время -то есть в XI веке -уже разные причины могли

отнимать у людей свободу. Законодатель говорит, что .

II. -которая

называлась таком случае дикою вирою, - . Закон

весьма благоразумный в тогдашние времена: облегчая судьбу преступника,

разгоряченного вином или ссорою, он побуждал всякого быть миротворцем,

чтобы в случае убийства не платить вместе с виновным. - - или в руки государю -. Устав

жестокий и несправедливый по нашему образу мыслей; но жена и дети

ответствовали тогда за вину мужа и родителя, ибо считались его

собственностию.

III. Как древние немецкие, так и Ярославовы законы определяли

особенную пеню за всякое действие насилия: . Следственно, гораздо неизвинительнее было ударить голою

рукою, легкою чашею или стаканом, нежели тяжелою палицею или самым острым

мечом. Угадаем ли мысль законодателя? Когда человек в ссоре обнажал мечь,

брал палицу или жердь, тогда противник его, видя опасность имел время

изготовиться к обороне или удалиться. Но рукою или домашним сосудом можно

было ударить незапно; также мечом необнаженным и тростию, ибо воин

обыкновенно носил меч, и всякий человек обыкновенно ходил с тростию; то и

другое не заставляло остерегаться. Далее: . Дети Ярославовы, отменив сию казнь,

дали истцу одно право -бить виновного холопа, или взять за бесчестье

гривну.-. -Большая часть денежной

пени, как видим, шла обыкновенно в казну, ибо всякое нарушение порядка

считалось оскорблением государя, блюстителя общей безопасности.

IV. . . Оградив личную

безопасность, законодатель старался утвердить целость собственности в

гражданской жизни.

V. .Столь уважаем был конь, верный

слуга человеку на войне, в земледелии и в путешествиях! Древние саксонские

законы осуждали на смерть всякого, кто уведет чужую лошадь. -Далее: .

Статья любопытная, ибо она показывает тогдашнюю оценку вещей. В гривне

было 20 ногат, или 50 резаней, а 2 резани составляли одну куну. Сими

именами означались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и в Ливории.

VI.. Здесь

говорится о бобрах племенных, с коими хозяин лишался всего возможного

приплода.- .

VII.. Злоба бесчестила граждан менее, нежели

воровство, тем более долженствовали законы обуздывать оную.

VIII. . Следственно, всякое

сельское владение имело свои пределы, утвержденные гражданским

правительством, и знаки их были священны для народа.

IX. . Читателю известно, что есть бортное ухожье: дупла

служили тогда ульями, а леса единственными пчельниками. -.

X. . Сею чрезмерною

пенею законодатель хотел обеспечить тогдашних многочисленных птицеловов в

их промысле.

XI. .

XII. . Имя набойная происходит от досок, набиваемых

сверх краев мелкого судна для возвышения боков его.

XIII. .

XIV. .

XV. .

XVI. .

XVII. .

XVIII. .

XIX. -то есть всю цену лошади. Сей закон слово в слово есть

повторение древнего ютландского и еще более доказывает, что гражданские

уставы норманнов были основанием российских.

XX. . Итак, владельцы обработывали свои земли не

одними холопами, но и людьми наемными. -.

XXI. .

XXII. .

Законодатель хотел, кажется, изъявить в сем случае особенную доверенность к

людям торговым, которых дела бывают основаны на чести и вере.

XXIII. .

XXIV. .

XXV. .

XXVI. .

ХХVII.. Мы не знаем, в чем состояли те и

другие, основанные на всеобщем обыкновении тогдашнего времени; но ясно, что

последние были гораздо тягостнее и что законодатель хотел облегчить судьбу

должников. -, то есть сорок

на сто. В землях, где торговля, художества и промышленность цветут из

давных времен, деньги теряют цену от своего множества. В Голландии, в

Англии заимодавцы довольствуются самым малым прибытком; но в странах,

подобно древней России, богатых только грубыми естественными

произведениями, а не монетою - в странах, где первобытная дикость нравов

уже смягчается навыками гражданскими, где новая внутренняя и внешняя

торговля знакомит людей с выгодами роскоши, -деньги имеют высокую цену и

лихоимство пользуется их редкостию.

XXVIII. . Итак, древние наши законы

особенно покровительствовали иноземцев.

XXIX. . (Следственно боярские тиуны не были свободные люди,

хотя жизнь их, как означено в первой статье, ценилась равно с жизнию

вольных граждан.) - .

Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали

бы, что древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду

для изобличения преступников - обыкновение безрассудное и жестокое, славное

в истории средних веков под именем суда небесного. Обвиняемый брал в голую

руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям

надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дни не оставалось

язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум здравый и самая

вера истинная долго не могли истребить сего устава языческих времен, и

христианские пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания

добродетели или злодейства не только простых граждан, но и самых государей

в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал, что богу легко

сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей пристрастных могла

обманывать зрителей и спасать виновных. Древнейшие законы всех народов были

уголовные; но Ярославовы определяют и важные права наследственности.

XXX. . Но когда не было

и последних? родственники ли брали имение или князь?.. Здесь видим

законное, важное преимущество чиновников воинских.

XXXI. -

как юнейшему и менее других способному наживать доход.

XXXII. .

XXXIII. .

XXXIV. .

XXXV. .

XXXVI. .

XXXVII. .

Главою правосудия вообще был князь, а двор княжеский - обыкновенным

местом суда. Но государь поручал сию власть тиунам и своим отрокам.

-Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками,

и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали

запас от граждан и пошлину с каждого дела. - Вирнику и писцу его, для

объезда волости, давали лошадей.

В одном из новгородских списков Ярославовой Правды сказано, что истец

во всякой тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 граждан - может

быть, присяжных, которые разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя

судье определить наказание и взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии,

откуда сей мудрый устав перешел в Великобританию. Англичане наблюдают его

доныне в делах уголовных. Саксон Грамматик повествует, что в VIII веке

Рагнар Лодброк, король датский, первый учредил думу двенадцати присяжных.

Таким образом устав Ярославов содержит в себе полную систему нашего

древнего законодательства, сообразную с тогдашними нравами. В нем не

упоминается о некоторых возможных злодеяниях, например: о смертной отраве

(как в XII досках Рима), о насилии женщин (и проч.); для того ли, что

первое было необыкновенно в России, а второе казалось законодателю

сомнительным и неясным в доказательствах? Не упоминается также о многих

условиях и сделках, весьма обыкновенных в самом начале гражданских обществ;

но взаимная польза быть верным в слове и честь служили вместо законов.

Приметим, что древние свободные россияне не терпели никаких телесных

наказаний: виновный платил или жизнию, или вольностию, или деньгами - и

скажем о сих законах то же, что Монтескье говорит вообще о германских: они

изъявляют какое-то удивительное простосердечие; кратки, грубы, но достойны

людей твердых и великодушных, которые боялись рабства более, нежели смерти.

Предложим еще одно замечание: германцы, овладев Европою, не давали

всех гражданских прав своих народам покоренным: так, по уставу салическому,

за убиение франка надлежало платить 200 су и вдвое менее за убиение

римлянина. Но законы Ярославовы не полагают никакого различия между

россиянами варяжского племени и славянами; сим обстоятельством можно утвер

дить вероятность Нестерова сказания, что князья варяжские не завоевали

нашего отечества, но были избраны славянами управлять государством.

Ярославу же приписывают древний устав Новогородский о мостовых, по

коему знаем, что сей город, тогда уже весьма обширный, разделялся на части,

или концы (Словенский, Неревский, Горничский, Загородский, Плотинский), а

жители - на сотни, означаемые именами их старейшин; что одна улица

называлась Добрыниною (в память сего знаменитого воеводы и дяди

Владимирова), а главный ряд Великим рядом; что немцы или варяги, готы или

готландцы, привлеченные в Новгород торговлею, жили в особенных улицах, и

проч. - Но так называемый Церковный устав Ярославов, о коем упоминают

новейшие летописцы и коего имеем разные списки, есть, без сомнения,

подложный, сочиненный около XIV столетия. Подобно мнимому Владимирову, он

дает епископам исключительное право судить оскорбление женского целомудрия,

всякие обиды, делаемые слабому полу, развод, кровосмешение, ссоры детей с

родителями, зажигательство, воровство, драки и проч. Сей Устав не согласен

с Русскою Правдою и, кроме нелепостей, содержит в себе выражения и слова

новейших времен; например, определяет пени рублями, еще не употребительными

в денежном счете времен Ярославовых.

7 Регулирование ввоза и вывоза товаров

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем

периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще

в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV

вв.) периода российской государственности, содержание таможенных

мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими

интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных

платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с

определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых

продуктов (при определении “весчего сбора”).

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени

возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега

с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в

жизни явления.

Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в

Византии от уплаты мыта: “Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча

мыта ни в чем же”. Это условие подтверждает древний славянский обычай

взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы,

пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение

порядка во время торговли”.

В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали

таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и

воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как

норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто

“сухое” - при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по

воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках

слова “мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” -

место сбора мыта.

Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики

Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает

интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на

торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез,

то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в

качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые

могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37

Пространной редакции “Русской правды).

В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города,

богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков

пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев:

“Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на

Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на

Восток, о разграблении богатых городов и народов” .

Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные

князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и

отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века

государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы -

феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы

таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время

применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово

“тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой

стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а

место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров,

предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это

не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного -

пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были

заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из

указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе.

Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не

отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их

начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и

торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с

воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при

определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого

имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т. е. 0,5

- 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла

разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась

головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех

денег с телеги с лошадью) и т. д.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля

стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем

амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших

количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за

явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота

на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей

в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные

знаки, и др.

Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые

взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например,

мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным

развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые

свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары

ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы

таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом,

двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами (договор

Смоленска с Ригой и Готландом 1229 г., договорная грамота Новгорода с

тверским князем Ярославом и т. д.).

Объединение русских земель вокруг Москвы, образование

централизованного государства сопровождалось разработкой и проведением

единой торговой и таможенной политики на его территории.

Географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пересечения двух

скрещивавшихся движений, переселенческого на северо-восток и торгово-

транзитного на юго-восток, доставляло московскому князю важные

экономические выгоды. Сгущенность населения в его уделе увеличивался

количество плательщиков прямых податей. Развитие торгового транзитного

движения по реке Москве оживляло промышленность края, втягивало его в это

торговое движение и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами.

Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими

князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и

содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке

уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными

грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди,

оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы

носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось

на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было

сосредоточено на субъекте торговли.

Заключение.

Закончив постатейный анализ текста Пространной редакции Русской

Правды, хочу подвести некоторые итоги.

Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно связано

с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь

раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод

законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и

княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал

состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически

руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью,

мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить

казуальное недоумение судьи.

Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание

Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права,

можно привести следующие примеры:

Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно имевших

место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в

указанном мною ранее «Законе Русском». Также замалчиваются и игнорируются

многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо

действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не

Русской Правды, а церковных законоположений (например обида словом,

оскорбление женщин и детей и др.).

Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с

византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и

Прохирона (синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно

обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией

синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими

образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и

Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее

произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения,

сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного

права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришёл к выводу, что текст

Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде

церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе

составитель данного памятника права.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником

древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не

менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних

отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в

котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте

содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав

Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает

интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие

несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских

судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки

Русской Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497

году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в

качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе

централизованного Русского государства.

Список литературы

1) Берков Е. А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помоешь

слушателям, изучающим таможенное дело”. Москва. 1988г. С. 5.

2) Головатенко А."История России: спорные проблемы". М.:Школа-Пресс,1994.

3) Горский В.С. История украинской философии. /укр./ Наукова Думка, К.,

1997, 285 с.

4) Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953, стр.225.

5) Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская филосовская мысль 10-17вв. изд-во МГУ,

М,1990, 285с.

6) Грушевский М.С. История Киевской земли. стр.301.

7) Грушевский М.С. История Украины-Руси в 11т. 21кн., Наукова думка, К,

1991, т.1 648с., т.2, 633с., т.3, 586с.

8) Данилевский И.Н."Святополк Окаянный" // Знание - сила. 1992, N8.

9) Дроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории.

Л.,1974,стр.62-65.

10) Думин С.В., Турилов А.А."Откуда есть пошла Русская земля" // История

Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в.

М.,1991.

11) Замалаев А.Ф. Зоц.В.А. Мыслители Киевской Руси, К, 1981, 240с.

12) Зимин А.А. Холопы на Руси. М., 1973, стр.84-115

13) Зуйков В.В. "Пособие по истории Отечества", М., 1994г. стр.14

14) Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист»,

1993.

15) Исаев И.А. Золотухин Н.М. История политических и правовых учений России

11-20вв. Юрист, М, 1998, 378с.

16) История государства и права СССР 4.1/Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988.стр

49.

17) История государства и права СССР 4.1/Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988.

18) История государства и права Украины, под ред. Гончаренко В.Г. Вентури,

К, 1996, 285с.

19) История государства и права Украины, хрестоматия, Вентури, К, 1996,

222с.

20) История отечественного государства и права. Часть II Москва, изд.

«Юридический колледж МГУ», 1996

21) История политических и правовых учений под ред. НерсесянцаВ.С. ,Инфра-

м, М, 1996, 728с.

22) История Росии с древности до наших дней, под ред. М.Н.Зуева,

М.:Высшая школа,1994.

23) История России,под ред. А.Д.Сахарова: т.I,М.,1996.

24) Карташев А.В."Очерки по истории русской церкви. Т.I."

М.:Наука,1991.

25) Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв." , М.:МИРОС-

Аргус, 1995.

26) Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах»

Москва, изд. «Мысль», 1993

27) Ключевский В.О. "Курс русской истории: часть I",М.,1987.

28) Мироненко О.М. Римаренко Ю.И. и др. Украинская государственность,

Лебедь, К, 1997, 557с.

29) Павленко Ю.В. Основные закономерности и пути формирования

раннеклассовых городов-государств //Фридрих Энгельс и проблема истории

древних обществ. Киев/Отв. ред. В.Ф. Геннинг. 1984, стр.181-186

30) Памятники русского права (под ред. С. В. Юшкова). Вып. 1. М., 1952. С.

111.

31) Платонов С.Ф."Курс лекций по русской истории".М.,1990.

32) Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало

русской литературы. X - начало XII в. М.,1978.

33) Покровский .С.А. Общественный строй Древнерусского государства.- В кн:

Труды ВЮЗИ М.,1970, Том XIV стр.71

34) Попов А.И."Названия народов СССР".Л.,1973.

35) Правда русская (под ред., Б. Д, Грекова), М.,1947. Т. 11. С.

378, 385;

36) Романов Б.А. "От Корсуня до Калки", М.,1990.

37) Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т..

Законодательство Древней Руси Москва, изд. «Юридическая литература», 1984

38) Рыбаков Б.А. "Киевская Русь и русские княжества XII-XIII

вв".М.:Наука,1982.

39) Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М., 1982

40) Рыбаков Б.А. Древняя Русь, Сказания. Былины. Летописи. М., 1963

41) Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М., 1982

42) Свердлов М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде» Москва, изд.

«Юридическая литература», 1988

43) Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979, стр.51

44) Седов В.В."Восточные славяне в VI-XIII вв.".М.,1982.

45) Седов В.В."Происхождение и ранняя история славян".М.,1979.

46) Соловьев С. М. Сочинения. Книга II. “История России с древнейших

времен”. Тома 3 - 4. М., 1988. С. 46.

47) Соловьев С.М."Сочинения: В 18 кн. Кн.I". М.:Мысль,1988.

48) Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956, стр.12

49) Тихомиров М.Н. Крестянские и городские восстания на Руси XIXIIIвв. М.,

1955. стр.94

50) Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1989, стр.206,208.

51) Черепин Л.В. Общеполитические отношения в Древней Руси и Русская

Правда. М., 1969.

52) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, Юрист, М, 1996,

574с.

53) Щавелева Н.И."Происхождение и ранняя история славянских народов" //

Преподавание истории в школе. 1990. N1.

54) Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского

государства. М., 1949 стр.287-306.

55) Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М., 1989.

56) Янин В.Л. Проблемы соц.организации Новгородской республики. //История

СССР, 1970

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.