рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану)

|2000 |592 000 000 |31.12.2000 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 11 |

| | | |ноября 1999 года N 473-1 |

| | | |О республиканском бюджете на 2000 год|

| | | | |

| | | |(с изменениями, внесенными в |

| | | |соответствии с Законом РК от |

| | | |08.11.2000 г. |

| | | |N 95-II) |

|1999 | |31.12.1999 | |

| |деноминированны| |Закон Республики Казахстан от 16 |

| |й в иностранных| |декабря 1998 года N 318-1 О |

| |валютах в | |Республиканском бюджете на 1999 год |

| |сумме, | |(внесены изменения и дополнения |

| |эквивалентной 2| |Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; |

| |950 017 тыс. | |от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 |

| |долл. США и | |г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1) |

| |деноминированны| | |

| |й в | | |

| |национальной | | |

| |валюте в сумме | | |

| |110 907 437 | | |

| |тыс. тенге. | | |

|1998 |344700000 |31.12.1998 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 9 |

| | | |декабря 1997 года 201-1 О |

| | | |республиканском бюджете на 1998 год |

2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан

2. Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение

«лимита правительственного долга» дано определение долга Национального

Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных

Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также

отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики

Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе

также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка

Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и

непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан,

которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка

Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит

внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на

уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения

Национальным Банком программных займов1 от международных финансовых

организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются

и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости

казахстанского тенге и состоят из:

- аффинированного золота;

- валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;

- простых и переводных векселей в иностранной валюте;

- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными

правительствами или международными финансовыми организациями;

- других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при

условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов

и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов

производится Национальным Банком Казахстана путем:

. покупки аффинированного золота в соответствии с действующим

законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения,

связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у

казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;

. покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и

сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов

Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;

. поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от

депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и

операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте,

осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых

им кредитов в иностранной валюте;

. поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком

Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным

золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;

. кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных

финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и

других кредиторов;

. поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком

Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг

в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке

Казахстана.

Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком

Казахстана путем:

. продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-

кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания

дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем

валютном рынке;

. осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта

продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных

представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для

обслуживания государственного внешнего долга Национального банка

Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета)

Национального Банка Казахстана;

. продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;

. возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам,

полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных

и других сопутствующих им расходов;

. списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных

провизий (резервов).

Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан

является членом следующих международных финансовых организациях:

1. Международный валютный фонд (МВФ);

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

3. Международная финансовая корпорация (МФК);

4. Международная ассоциация развития (МАР);

5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);

6. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

8. Азиатский банк развития (АБР);

9. Исламский банк развития (ИБР).

РК является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР

со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении

МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между

государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении

ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета

управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства

Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с

Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде,

Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой

корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве

гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных

споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке

развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан:

. уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также

обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно

условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики

Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи

в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента

специальных прав заимствования МВФ.

. по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других

международных организаций, определять финансовые условия привлечения

займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам.

. уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые

непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут

быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в

МВФ.

. Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно

требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ,

. Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и

сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.

. Назначается в качестве депозитария всех авуаров1 в национальной валюте

Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ,

ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений,

соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору.

. Осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан

или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок,

предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР,

Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР,

Учредительного договора ИБР.

. Совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает

необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств

Республики Казахстан.

2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики

Казахстан

3. В соответствии с Законом «О бюджетной системе» долг местного

исполнительного органа – это сумма полученных и непогашенных займов

местного исполнительного органа, а также отнесенных решениями местного

представительного органа на долг местного исполнительного органа долговых

обязательств на определенную дату. Точно также как в случае с

Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан Законом «О

государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита долга

местного исполнительного органа», это – планируемая в местном бюджете на

соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов

местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический

долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец отчетного

периода).

Так, в бюджете г.Алматы на 2004 года утверждены средства:

. в сумме 55771 тыс. тенге на обслуживание долга местных исполнительных

органов;

. на погашение долга местных исполнительных органов - 1445814 тыс.

тенге.

А в бюджете г.Астана на 2003 год установлен лимит долга местного

исполнительного органа на 2003 год в размере 6 331 812 тыс.тенге.

Вместе с тем, в Республике Казахстан постановлением Правительства № 88 от

23.01.2002 года утверждены «Правила погашения и обслуживания

правительственных займов, займов местных исполнительных органов и

негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила

устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания

займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и

негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из

республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления

погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных

исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования

на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения

соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных

ценных бумаг.

Глава 3. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом – это деятельность государства в

лице уполномоченных органов по обеспечению рационального и эффективного

заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного

кредита. Управление осуществляется в целях избежания макроэкономических

трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Управление государственным долгом включает в себя:

1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний

период государственного и гарантированного государством заимствования

и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми

устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты

правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных

органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ

подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно

с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за

разработку Программы государственных инвестиций государственным

органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития

страны, объемов и структуры накопленного государственного и

гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках

ссудного капитала.

2. Определение Министерством Финансов Республики Казахстан объемов, форм

и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и

объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов

заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в

республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам

Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным

Банком Республики Казахстан.

3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов

Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных

исполнительных органов; контроль и мониторинг условий

правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их

изменений.

4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и

мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и

местных исполнительных органов.

5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в

том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации

государственного долга, управлению рисками государственного

заимствования.

3.1. Погашение и Обслуживание государственного долга

Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные

выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей,

вытекающих из условий заимствования.

Погашение долга – возврат заемщиком полученных ссуд займа в

установленном договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным

порядке других составляющих долговых обязательств.

Погашение и обслуживание правительственного долга Республики

Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным органом по исполнению

бюджета государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке

ценных бумаг осуществляются уполномоченным органом по исполнению бюджета за

счет средств, предусмотренных в Законе РК о республиканском бюджете на

соответствующий год через Национальный Банк Республики Казахстан.

Погашение и обслуживание долга Национального Банка, покупка

эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном

рынке ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан

за счет активов, находящихся в его распоряжении.

Погашение и обслуживание государственного долга местного

исполнительного органа, покупка эмитированных им государственных

эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг

осуществляется им за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на

соответствующий год, через привлекаемые местным исполнительным органом по

согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан банки второго

уровня.

3.2. Иные методы управления государственным долгом

К методам управления государственным долгом также относятся:

. Рефинансирование;

. Конверсия;

. Консолидация;

. Унификация;

. Обмен облигаций по регрессивному соотношению;

. Отсрочка погашения займа;

. Отказ (аннулирование) от государственного долга.

Рассмотрим эти методы по подробней:

Рефинансирование – это погашение имеющейся государственной задолженности за

счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен

ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой

разницы.

Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в

меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает

при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с

целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с их

продлением или сокращением.

Унификация – это объединение нескольких займов в один, что упрощает

управление государственным долгом.

Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае

дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно

рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при

выпуске.

Отсрочка погашения займов – применяется при значительной государственной

задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и

Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты

доходов по ним на более поздние сроки.

Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как

правило, при смене политического режима в стране и непризнании нового

правительства выполнять прежние обязательства по причинам их

неправомерности. Отказ также может быть следствием банкротства государства.

Заключение

Наличие государственного долга является нормальным для активно

развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является

положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее

экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу

отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж

страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по

сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.

В Республики Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно

четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие

выстроить четкую систему управления государственным долгом.

Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов,

инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в

экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство

потребительских товаров.

Но вместе с тем, государству никогда не следует забывать о том, что

привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного

подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных

средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к

долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с

изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта,

затруднениями в развитии отечественной экономики.

Список используемой литературы:

1. Закон «О государственном и гарантированном государством

заимствовании и долге» № 464-I от 02.08.1999 года (с изменениями,

внесенными Законами РК от 06.11.01г. № 252-II; от 02.07.03 г. № 443-

II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II);

2. Закон «О бюджетной системе» № 357-1 от 01.04.1999 года (с

изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. №

440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 04.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99

г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от

15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182- II; от 06.12.01 г. № 261-

II; от 31.10.02 г. № 351- II; от 20.06.03 г. № 441- II; от 29.12.03

г. № 512- II);

3. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 505-II «О

республиканском бюджете на 2004 год»

4. Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2002 года N 362-II «О

республиканском бюджете на 2003 год» (с изменениями, внесенными

Законом РК от 12.06.03 г. N 438-II)

5. Закон Республики Казахстан 22 декабря 2000 г. N 131-II «О

республиканском бюджете на 2001 год» (с изменениями, внесенными в

соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г. N 177-II; от 10.11.01 г.

N 254-II)

6. Закон Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года N 473-1 «О

республиканском бюджете на 2000 год» (с изменениями, внесенными в

соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г. N 95-II)

7. Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1 «О

Республиканском бюджете на 1999 год (внесены изменения и дополнения

Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; от 28.06.99 г. N 406-1, от

16.07.99 г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1)

8. Закон Республики Казахстан от 06.12.2001 года № 264-II «О членстве

Республики Казахстан в Международном Валютном фонде, Международном

банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации,

Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий

инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных

споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке

развития, Исламском банке развития»;

9. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О

Национальном Банке Республики Казахстан» (внесены изменения и

дополнения в соответствии с Указами Президента РК, имеющими силу

закона, от 20.07.95 N 2370; от 02.08.95 N 2396; от 5.12.95 г. N

2672; от 27.01.96 г. N 2830; Законами РК от 03.07.96 N 18-1; от

07.12.96 N 50-1; от 11.07.97 г. N 154-1; от 08.12.97 г. N 200-1; от

29.06.98 г. N 236-1; от 16.07.99 г. N 436-1; от 29.03.00 г. N 42-II;

от 18.12.00 г. N 128-II; от 02.03.01 г. N 162-II; от 03.05.01 г. N

182-II; от 09.07.03 г. N 482-II; от 10.07.03 г. N 483-II)

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23.01.2002 года

№ 88 «Об утверждении Правил погашения и обслуживания

правительственных займов, займов местных исполнительных органов и

негосударственных займов, имеющих государственные гарантии»;

11. Решение IV сессии Алматинского городского маслихата третьего созыва

от 24 декабря 2003 года N 13 О бюджете города Алматы на 2004 год;

12. Решение Маслихата города Астаны от 19 декабря 2002 года N 201/39-II

О бюджете города Астаны на 2003 год

13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» учебник для ВУЗов. Алматы

2001

1 программные займы - займы, предоставляемые Правительству Республики

Казахстан или Национальному Банку Республики Казахстан международными

финансовыми организациями на условиях выполнения согласованных с

Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики

Казахстан мероприятий по развитию и реформированию экономики Республики

Казахстан.

1 авуары - (financial) assets 1. Средства банка, в том числе денежные

средства в иностранной валюте, ценных бумагах, золоте, чеках, векселях,

переводах, аккредитивах, которыми производятся платежи и погашения.

2. Ликвидная часть активов, включающая денежные средства, находящиеся в

банке (текущие счета, депозиты), легко реализуемые ценные бумаги.

Чаще всего термин "авуары" применяется к средствам банков в иностранной

валюте, ценных бумагах, находящихся на хранении в иностранных банках и

называются они иностранными авуарами. Иностранные авуары подчиняются

юрисдикции страны, в которой они размещены.

Подразделяются авуары на свободные (используемые без ограничений),

блокированные (находящиеся в распоряжении государства или банков) и с

определенным режимом использования.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.