рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственное муниципальное управление

может нести ответственность лишь в рамках прав и обязанностей, закрепленных

за вышестоящим органом или лицом.

Организационное воздействие получает завершенный вид, когда оно

предусматривает оценку деятельности подчиненных. Формой такой оценки может

быть поощрение или взыскание.

Основной формой реализации и применения организационных методов

управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс

управления с целью координации усилий участников процесса для выполнения

поставленных задач.

ВОПРОС 17..

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ

КЛАССИФИКАЦИЯ.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИя – СПЕЦИФИчЕСКИЕ ВИДЫ УПРАВЛЕНчЕСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ, В

СОВОКУПНОСТИ ОБЕСПЕчИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ,

ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ КАчЕСТВЕННОЕ (СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ) РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ

УПРАВЛяЮЩЕЙ ПОДСИСТЕМЫ И ПОЗВОЛяЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО ОБОСОБИТЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

ПРОЦЕССА ПРИНяТИя УПРАВЛЕНчЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИЛИ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ.

Исходя из структуры основных подсистем выделяют объекты приложения

управленческих воздействий.

Это обеспечивает целевую ориентацию функций (основа для системного

подхода к организационному оформлению аппарата управления).

Это приводит в соответствие управленческую структуру системы.

В ходе управления любым объектом необходимо выполнить комплекс

управленческих действий, составляющих процесс разработки, принятия и

реализации управленческих решений.

Вне зависимости от целей структура этого процесса является общей, а его

этапы можно рассматривать в качестве номинальных функций управления.

Процесс управления можно разделить по стадиям разработки, принятия и

реализации решения (содержательная специализация труда). Это коррелирует с

выделением целевых стадий процесса управления (планирование, координация,

контроль ...).

Таким образом, управление каждым объектом складывается из 5 типовых

функций.

Определение каждой функции должно содержать как целевую ориентацию (по

объекту управления), так и ее содержательную сторону (по этапу процесса

управления).

Увеличение объема информационных работ и использования специальной

техники для их выполнения в управленческом аппарате приводит к выделению

подразделений – технические архивы, канцелярия, протокольный сектор, отдел

бухгалтерского учета. Их работа не связана непосредственно с достижением

заданных целей управления, поэтому их не рассматривают как функции

управления, они являются информационными процедурами, обеспечивающими

процесс управления.

Таким образом, для проектирования организационных форм управления

необходимо рассматривать его функции как определенные этапы процесса

принятия и реализации решений, непосредственно связанные с обусловленной

структурой целей объектами управления.

ВОПРОС 18.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИЙ социального УПРАВЛЕНИя, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИя: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИя, КОНТРОЛЬ И МОТИВАЦИя.

I. Планирование – предполагает решение о том, чтобы достичь поставленных

целей.

Отвечает на 3 вопроса:

1. положение в настоящий момент;

2. направление движения;

3. средства и способы достижения целей.

Один из способов обеспечения единого направления усилий всех членов

организации к достижению целей.

Планирование должно осуществляться непрерывно для сохранения деятельности

организации и из-за постоянной неопределенности будущего.

II. Организация – создание некоей структуры. Определение и распределение

полномочий и ответственности.

Делегирование полномочий – средство, за счет которого руководство

осуществляет выполнение работ за счет других людей.

III. Мотивация – побуждение. Задачей является выполнение работы членами

организации в соответствии с делегированными обязанностями и в соответствии

с планом.

Для эффективной мотивации руководителям своих сотрудников необходимо

определить истинные потребности своих подчиненных и обеспечить реализацию

этих потребностей через хорошую работу.

IV. Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно

достигает своих целей.

3 аспекта контроля:

1. установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть

достигнуты в определенный отрезок времени. Основывается на планировании.

2. измерение – соотношение реально достигнутых результатов с ожидаемыми,

желаемыми результатами.

3. действие – для коррекции серьезных отклонений от предполагаемого

первоначального плана.

Связующие процессы:

Все функции управления требуют принятия решений, коммуникаций и обмена

информацией.

Принятие решений – выбор альтернативы, ответ на вопрос КАК и ЧТО

планировать, организовывать, мотивировать, контролировать.

Основное требование для принятия эффективного решения – наличие

адекватной точной информации.

Коммуникации – единственный способ получения такой информации.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым содержанием.

ВОПРОС 19.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

СТРАТЕГИя – ЭТО ГЕНЕРАЛЬНАя ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ, ВЫяВЛяЮЩАя ПРИОРИТЕТЫ

ПРОБЛЕМ И РЕСУРСЫ ДЛя ДОСТИЖЕНИя ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ.

Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и

поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее

потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на

четко сформированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных

целей и задач.

Смысл и особенности стратегического планирования состоят в следующем:

оно сдерживает стремление руководителей к максимизации текущей прибыли в

ущерб решению долгосрочных задач;

ориентирует руководителей в большей степени на предвидение будущих

изменений внешней среды, чем на реагирование на уже происходящие изменения;

позволяет руководству фирмы установить обоснованные приоритеты

распределения всегда ограниченных ресурсов, наметить конкретные цели и

мобилизовать имеющиеся ресурсы на достижение этих целей.

Процесс стратегического планирования состоит из взаимосвязанных этапов и

осуществляется совместно руководством фирмы с сотрудниками маркетинговых

служб:

Определение задачи организации;

Создание стратегических хозяйственных подразделений;

Установление целей маркетинга;

Ситуационный анализ;

Разработка стратегии маркетинга;

Реализация тактики;

Слежение за результатами.

Задачи организации обусловлены ее долгосрочной ориентацией на какой-либо

вид деятельности и соответствующее место на рынке. Ее можно определить

через то, какие группы потребителей обслуживаются, какие функции

выполняются и какие производственные процессы используются. Она более

комплексна и формализована, чем концепция предпринимательской деятельности.

Задачи организации изменяются, если фирма выходит на рынок с новым товаром

или услугой, прекращается реализация прежних товаров и услуг, завоевывается

новая группа потребителей, расширяется или сужается область деятельности

посредством приобретений или продаж.

После определения своей задачи организация формирует стратегические

хозяйственные подразделения, отвечающие за ассортиментную группу или какой-

либо товарный отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном

рынке, и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение

всех функций и стратегию.

Стратегические хозяйственные подразделения – это основные элементы

построения стратегического плана маркетинга. Каждое из них имеет следующие

общие характеристики: конкретную ориентацию, точный целевой рынок, одного

из руководителей фирмы во главе, контроль над своими ресурсами, собственную

стратегию.

ВОПРОС 20.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ И НЕПРАВИЛЬНОГО ТОЛКОВАНИя (ЦЕЛИ И МЕТОДОВ)

РУКОВОДСТВО ДОЛЖНО РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И КОНКРЕТНЫЕ УКАЗАНИя

ПО ОБЕСПЕчЕНИЮ ЦЕЛЕЙ И НАЛАДИТЬ ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИчЕСКОГО ПЛАНА.

Политика – общее руководство для действий и принятия решений

(дополнительные ориентиры во избежание дезориентации и неправильного

толкования долгосрочных и тактических планов).

Формулируется высшим руководством на длительный период.

Процедуры – действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Нет необходимости заново повторять анализ, который дал в результате

удовлетворительное решение. Рассчитаны на ситуации, в которых имеет место

последовательность нескольких связанных между собой действий.

Инструменты (управленческие) для обеспечения высокой степени

согласованности при реализации стратегического плана:

бюджеты;

управление по целям;

подготовка итоговых бюджетов, где ведется постатейный учет ресурсов и

использования фондов.

Основные компоненты формального планирования:

ТАКТИКА – краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными.

Тактику разрабатывают в развитие стратегии на уровне руководства среднего

звена.

Результаты тактики проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными

действиями.

ПРАВИЛА – точно определяют, что должно сделать в специфически единичной

ситуации. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы

гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно

применяет правила.

БЮДЖЕТ – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной

форме, для достижения целей, также представленных в количественном

выражении:

1 шаг: выражение в числовой форме ресурсов и целей;

2 шаг: этапы составления бюджета:

а) объявление высшим руководством общих целей фирмы;

б) подготовка отделами и подразделениями оперативных смет;

в) анализ руководством предложений по бюджету и затем отделы

переделывают свои предложения на основе указаний высшего руководства;

г) распределение ресурсов внутри фирмы.

ВОПРОС 21.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.

ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЪЕДИНИТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ чЕЛОВЕчЕСКИХ

РЕСУРСОВ.

Как способ мотивации, который помогает преодолеть отрицательные

воздействия контроля человека.

4 этапа:

1. ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ.

После долгосрочных и краткосрочных целей для высшего руководства, эти

цели формулируются для работников следующего уровня в нисходящем порядке.

Подчиненные руководители должны вырабатывать свои собственные цели

(основывая их на целях своих начальников), которые должны способствовать

достижению целей их начальников. Однако руководители высших уровней имеют

больше возможностей повлиять на то, какими будут их цели.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ.

Оценка практической возможности достижения целей.

Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.

Облегчение поиска лучших и эффективных путей достижения целей.

Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных

планов и ресурсов.

Выявление непредвиденных обстоятельств

6 стадий планирования:

1. Определение основных задач и мер.

2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности (создание

календарного плана выполнения операций в надлежащей последовательности).

3. Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих

полномочий для выполнения каждого вида деятельности.

4. Оценка затрат времени для каждой операции.

5. Определение ресурсов для каждой операции.

6. Проверка сроков и коррекция планов действий.

3. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА.

Наступает после установленного периода времени. Его задача – определить

степень достижения целей, выявление проблем, помех, личных потребностей,

вознаграждение за эффективную работу.

Сравнение результатов работы с целями используется в качестве механизма

обратной связи для корректировки стратегии. Должно проводиться непрерывно и

охватывать все уровни.

Оценка осуществляется по критериям: качественным и количественным.

Качественные критерии: расширение объема услуг клиентам, углубление

знания рынка.

Количественные критерии: текучесть кадров, курс акций, чистая прибыль.

Эффект от оценки, если широко применяются стандартизированные критерии.

4. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРЫ.

После установления причины, по которой не достигнута цель (работник,

структура, задачи или технология) применяются меры для корректировки

отклонения. Изменение одного из факторов с учетом воздействия, которое

окажет это изменение на другие аспекты организации.

ВОПРОС 22.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИя – ЭТО ПРОЦЕСС СОЗДАНИя СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ, КОТОРАя ДАЕТ

ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЮДяМ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ДЛя ДОСТИЖЕНИя ЕЕ ЦЕЛЕЙ.

Организационный процесс:

1. Деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие

направлениям деятельности Разделение видов деятельности на те, которые

должны выполняться линейными подразделениями, и те, которые должны

выполняться штабными подразделениями организации.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей.

Связывает высшие и низшие звенья уровней управления и обеспечивает

возможность распределения и координации задач.

Средством, при помощи которого руководством устанавливаются отношения

между уровнями полномочий, является делегирование.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на

себя ответственность за их выполнение.

С делегированием связаны концепции ответственности и организационных

полномочий.

Делегирование связано с мотивацией, влиянием и лидерством.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за

их удовлетворительное решение.

Полномочия всегда ограничены: их пределы определяются политикой,

процедурами, правилами и должностными инструкциями. Пределы полномочий

расширяются в направлении более высоких уровней.

Линейные полномочия – те, которые передаются непосредственно от

начальника к подчиненному. Делегирование линейных полномочий создает

иерархию уровней управления организации.

3. Определение должностных обязанностей, как совокупности определенных

задач и функций и поручение их выполнения конкретным лицам.

Организационные структуры основываются на планах, поэтому изменение в

планах может потребовать изменений в структуре.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и

направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных

задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Классическая концепция передачи полномочий – от высших уровней низшим

уровням организации.

Концепция принятия полномочий: полномочия – это информация (приказание),

на основе которой участник организации направляет свои действия и

определяет, что он обязан делать в рамках задач организации.

Штабные полномочия:

- рекомендательные полномочия

- обязательные согласования

- параллельные полномочия (право отклонять решения линейного

руководства, система контроля для предотвращения грубых ошибок и

уравновешивания власти

- линейные полномочия внутри аппарата

- функциональные полномочия.

Административный аппарат (штаб):

консультативный – консультирование линейного руководителя

специалистами в области их знаний;

обслуживающий – предоставление для руководства информации при

принятии решений;

личный аппарат – секретарь или помощник.

ВОПРОС 23.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

ПРИНяТИЕ РЕШЕНИя – СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР СРЕДИ ИМЕЮЩИХСя ВАРИАНТОВ И

АЛЬТЕРНАТИВ НАПРАВЛЕНИя ДЕЙСТВИЙ, СОКРАЩАЮЩИХ РАЗРЫВ МЕЖДУ НАСТОяЩИМ И

БУДУЩИМ (ЖЕЛАЕМЫМ) СОСТОяНИЕМ СИСТЕМЫ.

Данный процесс включает в себя множество элементов, в т. ч. проблемы,

цели, альтернативы и решения.

Данный процесс лежит в основе планирования деятельности. План – набор

решений по размещению ресурсов и направлению их использования для

достижения целей организации.

Выделяют 2 уровня решений: индивидуальный и организационный.

Черты процесса принятия решений: сознательная и целенаправленная

деятельность человека; поведение, основанное на фактах и ценностных

ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в

рамках социального и политического состояния организационной среды; часть

общего процесса управления.

Интуиция, решения на суждениях, рациональные решения.

Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического

процесса.

Программированное решение – результат реализации определенной

последовательности шагов и действий.

Незапрограммированные решения – требуются в новых ситуациях.

Управленческое решение – центральное звено всего процесса управления,

пронизывающее всю управленческую деятельность.

Принятие решений – функция каждого руководителя любого уровня.

Выполнение всех функций управления требует принятие решений.

Принятие решений отвечает на вопросы «что делать?» и «как делать?»,

возникающие при реализации функций управления.

Таким образом, функция принятия решения выполняет в процессе управления

особую роль – она необходима для осуществления всех других функций.

Принятие решения – процесс, начинающийся с возникновения проблемной

ситуации и заканчивающийся выбором решения, т. е. это действие по

устранению проблемной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.