рефераты бесплатно

МЕНЮ


Енисейские киргизы

тугюй). На берегах озера Гянь-хай (по мнению Иакин-фа—Байкал) с

киргизами были смежны народы дахань. и гюй, причем первый народ жил к

северу от второго, Киргизское государство простиралось на восток до

области народа гулигань, в орхонских надписях курыкан. По переводу и

толкованию Иакинфа, курыканы жили к северу от Байкала до Ледовитого

океана, по переводу Ша-ванна—к северу от пустыни и к югу от Байкала. Во

всяком случае, владения киргизов занимали обширное пространство до

Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в

эпоху их могущества. Факт выдачи дочери Ильтерес-кагана за кагана

киргизов не был, по-видимому, исключительным; по крайней мере, китайцы

говорят, что турецкий царствующий дом вообще выдавал своих дочерей за

киргизских старейшин.

Положение киргизов изменилось к худшему после перехода господства в

Восточной Монголии от турок-огузов к уйгурам. Надписи, составленные от

имени умершего в 734 г. Бильге-кагана, показывают, что турецкий

царствующий дом считал свое могущество обеспеченным надолго; на уйгуров

обращалось так мало внимания, что название этого народа встречается в

надписях только один раз; между тем в 745 г., через одиннадцать лет

после смерти Бильге-кагана, господству турок-огузов в Восточной

Монголии был положен конец, и все их владения перешли к уйгурам.

В рассказе о киргизах в Тан-шу сказано, что они были покорены уйгурами

в 758 г.; в рассказе об уйгурах об этом событии не упоминается. В 758

г. правил уйгурский каган, которого китайцы называют Гэлэ-хан Мояньчжо

(745—759); в том же 758 г. его посол в китайской столице спорил о

первенстве с арабским послом. По-видимому, этому же кагану посвящена

сильно искалеченная турецкая надпись, найденная около Селенги и

изданная в 1'913 г. финляндским ученым Рамстедтом. Изложение событий

доведено в ней только до 757 г., но из нее видно, что у уйгуров были на

Енисее столкновения с чиками и киргизами еще в 750 и 751 гг., причем

упоминается киргизский хан.

К несколько более позднему времени, к концу VIII в., относится другая

изданная Рамстедтом надпись, составленная от имени жившего в стране

уйгуров сановника киргизского происхождения. Надпись упоминает о его

наставнике, причем употребляется сирийское слово мар — господин, из

чего Рамстедт заключает, что этот киргиз принял распространившуюся в то

время в стране уйгуров религию переднеазиатского происхождения —

манихейство.

Если китайцы считали покорение киргизов уйгурами в 758 г.

окончательным, то это, вероятно, объясняется тем, что после 758 г. в

Китай больше их приходили киргизские посольства. Что киргизы продолжали

оказывать уйгурам сопротивление, видно из надписи на китайском языке,

относящейся к царствованию другого уйгурского кагана, правившего от 808

до 821 г. При этом кагане снова была война между уйгурами и царством

Гяньгуиь, т. е. киргизами, которым приписывается большое могущество; у

них будто бы было до 400 000 вооруженных луками воинов (по Тан-шу, у

киргизов было всего 80 000 человек войска). На этот раз киргизское

государство будто бы потерпело полный разгром и прекратило свое

существование; но в Тан-шу, в рассказе о появлении нового киргизского

кагана и о полной победе его над уйгурами в 840 г., говорится, что до

своей победы этот каган "двадцать лет продолжал войну" с уйгурами. Если

так, то почти не остается времени для полного подчинения киргизов

уйгурскому кагану.

По переводу Иакинфа, в Тан-шу говорится, что киргизский владетель

получил от уйгурского кагана титул Пиць-се Тунге Гинь, без прибавления

слова каган; таким образом, поражение киргизов имело последствием

только утрату каганства и независимости, но не утрату государственной

автономии. При благоприятных обстоятельствах, по-видимому, очень скоро

после поражения, киргизский ажо, как его называли китайцы, мог

возобновить борьбу с уйгурами и притязания на каганство, опираясь, по-

видимому, на западных союзников. Говорится, что он объявил себя ханом

(каганом), свою мать, происходившую из тюргешей, вдовствующей ханшей

(хатун), свою жену, дочь карлукского государя, носившего титул ябгу,

ханшей. Карлуки, ушедшие в VIII в. на запад и образовавшие после 766 г.

государство с центром на берегах Чу, постоянно упоминаются и потом как

соседи и союзники киргизов;

но упоминание тюргешей кажется несколько странным;

тюргешское каганство уже около 740 г. было уничтожено арабами; после

756—57 г. тюргеши уже не имели никакого политического значения.

Война с уйгурами кончилась торжеством киргизов в 840 г., когда

киргизами была взята столица уйгуров на Орхоне (ныне развалины

Харыбамыза); от местопребывания киргизского кагана на Енисее до этого

города считали 40 дней верблюжьего хода; при этом был убит уйгурский

каган, правивший с 832 г. Киргизам не удалось окончательно покорить

уйгуров; несмотря на потерю столицы, в 841 г. был провозглашен новый

уйгурский каган Угс, боровшийся со своими врагами еще до 847 г., когда

он погиб в борьбе со своими мятежными подданными; после этого уйгуры

частью подчинились завоевателям Монголии—киргизам, частью ушли на юг,

где основали два княжества, одно в области Турфана, другое в области

Ганьчжоу. Господство над Монголией перешло к киргизам, государство

которых благодаря этому сделалось первенствующей кочевой державой в

восточной части Средней Азии.

Государство Кыргыз располагало значительными по тем временам

вооруженными силами в 80 тысяч строевого войска. В основном это была

конница, вооруженная луками, копьями и саблями. Круглые щиты, доспехи

делались из кожи, дерева и железных пластин. В войске кыргызов была

строгая дисциплина; если кто-либо струсил или поддался панике, ему

отрубали голову.

Население государства Кыргыз вело комплексное хозяйство: земледелие,

скотоводство, горнорудный промысел, охота и рыболовство. Специально

обученные группы кыргызов занимались разведкой и добычей железа, меди,

олова, золота, серебра, мышьяка. Кузнецы, литейщики и ювелиры делали

изделия высокого качества. Особо славились кыр-гызские оружейники.

Кыргызы не раз снаряжали торговые посольства в Китай, в свою очередь,

богатства кыргызской земли привлекали иноземных купцов. Поэтому от

трассы Великого Шелкового пути, пересекавшего Центральную Азию, было

проложено ответвление, которое начиналось в Турфанском оазисе и вело на

север, в Туву, пересекало Саянские горы, а затем шло вдоль течения

Енисея, к ставке ажо. Эту трассу назвали Кыргызской. Приезжие покупали

прекрасных лошадей, пушнину, мускус, ископаемые бивни мамонта, ценные

сорта древесины, а из ремесленных изделий—оружие и сосуды из золота и

серебра. Караваны из Китая, Восточного Туркестана, Согда и Чуйской

долины доставляли в эти края ткани, виноградное вино, предметы роскоши

и украшения.

Внешне енисейские кыргызы были европеоидами — "с рыжими волосами, с

румяным лицом и голубыми глазами"" — как отмечает китайский источник.

Жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным

явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень

больших (до тысячи голов) размеров. Одежду шили из привозных тканей, а

также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины.

Знать отличалась высокими войлочными белыми колпаками с загнутыми вверх

полями. Эта древняя этническая особенность сохранилась в Тянь-Шане до

сих пор в традиционных белых колпаках. Иносказательное самоназвание

кыргызов в эпосе "Манас" было "ак-калпактуу" (то есть "белоколпачные").

Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили. Для знати над могилой

сооружали большие насыпи, окруженные вкопанными вертикально каменными

стелами. Такие сооружения называются "чаа-тас" ("камень войны"). Под

насыпью чаа-тасов иногда сооружали тайники, где прятали сокровища.

Кыргызы были язычниками. Верховными божествами, как и у других тюркских

народов, считалась божественная чета — Тенгри и Умай. Наиболее ярко

верования кыргызов описал персидский историк Гардизи (XI в.): "Кыргызы,

подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: "Огонь — самая чистая вещь;

все, что попадает в огонь, очищается:

так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов". Некоторые из кыргызов

поклоняются корове, другие — ветру, третьи — ежу, четвертые — сороке,

пятые — соколу, шестые — красивым деревьям. Среди них есть люди,

которые называются фагинунами (шаманами); каждый год они приходят в

определенный день, приводя музыкантов и приготовляют все для веселого

пира. Когда музыканты начинают играть, фагинун лишается сознания; после

этого его спрашивают обо всем, что произойдет в том году: о нужде и

изобилии, о дожде и засухе, о страхе и безопасности, о нашествии

врагов. Все он предсказывает, и большей частью бывает так, как он

оказал". Это первое подробное описание камлания кыргызских бакшы —

шаманов.

В VII в. у кыргызов появилась руническая письменность. Грамотность

народа была сравнительно высокой. На Енисее и в Туве найдено свыше 120

памятников древнекыргызской письменности.

Енисейские кыргызы не считали себя потомками волчи-цы, В их

генеалогическом предании повествуется, что предок кыргызов был

"сотворен" в пещере в результате чудесного брака между "коровой" (те

народы называли коровой самку лося или оленя) и каким-то божеством.

Великодержавие енисейских киргизов

Енисейские кыргызы шли к своему возвышению постепенно, но настойчиво.

Дело обстояло так. В VIII в. уйгуры во главе с родом Яклагар стали

соперничать за власть с тюркским родом Ашина. Когда Второй тюркский

каганат ослаб, объединенные силы уйгуров, карлуков и басмылов

разгромили его. Возникла новая степная держава кочевников—уйгурский

каганат (745— 840 гг.), в период могущества которого даже Китай

выплачивал ему значительную дань.

В 750—751 гг. уйгуры завоевали Туву, где жили союзники кыргызов —

племена чиков. Кыргызы понимали, что следующий удар обрушится на них,

поэтому они по предложению карлуков заключили с ними союз. Впервые

после поражения в черни Сун-га (711 г.) кыргызские войска вступили в

борьбу за власть над Центральной Азией. Они отправили в Туву

легковооруженные "летучие отряды" для разведки. Уйгуры перехватили их и

разбили, а затем в сражении на р. Иртыш нанесли поражение кар-лукам.

Однако оккупации государства Кыргыз не произошло, так как ажо кыргызов

номинально признал верховную власть уйгурского кагана, получил от него

феодальный титул и обязался выплачивать дань. Окрепнув, каган в 758 г.

совершил поход за Саяны и завоевал государство Кыргыз. В 759 г. кыргызы

восстали, но потерпели поражение.

Долгие годы государство Кыргыз готовило силы для освобождения и не

напрасно. Уже в первой половине IX в. оно обладало стотысячной армией,

которая успешно могла вести как оборонительные, так и наступательные

бои.

Во главе администрации и армии стал сам ажо. Он наладил дипломатические

связи с арабами, Тибетом и государством карлуков на Тянь-Шане, которые

враждовали с уйгурами. Мать ажо происходила из знати тюргешей, а жена

была дочерью карлу кского государя. Почувствовав силу, ажо около 818 г.

провозгласил себя каганом, что было равносильно объявлению войны

уйгурам: традиционно считалось, что в Центральной Азии не должно быть

двух высоких правителей.

В ответ на вызов уйгуры в 820 г. направили на Енисей войска. Началась

война, которая велась с переменным успехом в течение 20 лет. В

сражениях кыргызы одерживали верх, что позволило ажо в обращении к

кагану уйгуров заявить: "Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую

твою орду, поставлю перед нею своего коня, водружу мое знамя. Если

можешь состязаться со мною, то немедленно приходи; если не можешь, то

скорее уходи". Это было требование о безоговорочной капитуляции.

Военные неудачи обострили борьбу внутри уйгурского каганата.

Многоснежной зимой 840 г. начались падеж скота, голод и эпидемии. В это

тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь

кыргызов. Они бросили под стены Орду-Балыка стотысячную армию,

разгромившую уйгурские войска, взяли и сожгли ставку кагана, который

погиб в бою. Остатки уйгуров бежали в Китай, Восточный Туркестан и

Забайкалье. Уйгурский каганат пал. Небольшая часть его подданных сумела

закрепиться только в Восточном Туркестане, где создала свое княжество.

На развалинах каганата уйгуров образовалась держава кыргызов. На западе

ее границы проходили по р. Иртыш, на севере и востоке — по рекам

Ангара, Селенга и хребту Большой Хин-ган, на юге — по пустыне Гоби.

Китайская дипломатия решила использовать новых хозяев Центральной Азии

в своих целях.

Начался частый обмен послами и переписка между императором и каганом. В

письмах император упорно советовал кагану "вырвать с корнем уйгуров,

уничтожить их государство и города". Это была традиционная политика

Китая по отношению к кочевникам, суть которой сводилась к принципу:

руками варваров подавлять варваров.

Сами же кыргызы стремились к тому, чтобы освободиться от уйгурского

господства и сокрушить военные силы противника. Добившись своего, они

прекратили военные действия и оставили уйгурское население в покое. Во

главе разобщенных групп уйгуров кыргызский каган ставил доверенных лиц

из своих феодалов.

Китайским дипломатам не удалось сделать кыргызского кагана вассалом

Китая. Каган и его военачальники тем не менее получили высокие

китайские титулы. Однако кыргызы поддерживали дружеские связи с Китаем

только в своих политических и торговых интересах. Китайская хроника так

характеризует эти отношения: "Кыргызы получили титул хана, но не думали

служить как вассалы". Кыргызы также рационально использовали доступ к

авторитетным культурным центрам. В Х в. в Китае обучалось много

кыргызских молодых людей. Некоторые из них достигали такой высокой

учености, что приглашались на службу к иноземным дворам. В Тибете, к

примеру, работал переписчик китайских книг о буддизме, выходец из

"княжеского дома страны Кыргыз".

Таким образом, в IX—Х вв. кыргызская военно-феодадьная знать достигла

наибольшего могущества за счет территориальных захватов и установления

обширных политических, экономических и культурных связей со многими

народами, но кыргызы утратили репутацию миролюбивого и добродушного

народа. В книге, написанной в Средней Азии в Х в., о кыргызах

говорится: "несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и

склонностями к распрям: со всеми народами, которые находятся вокруг

них, они воюют и враждуют".

Кыргызское великодержавие не было продолжительным. В Х в. из

завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию как

плацдарм для контроля над богатыми оазисами Восточного Туркестана.

Сведения о кыргызах XI—XII вв. немногочисленны. В это время окрепли

монгольские племена, которые отрезали кыргызским феодалам пути для

набегов на юг. Накануне монгольского завоевания имелось два кыргызских

княжества: Кем-Кемджиут, которое располагалось на Енисее, и Кыргыз,

занимавшее территорию в трех днях пути (около 100 км) к северу от

Монгольского Алтая. Скорее всего, княжество Кыргыз обосновалось в

северных районах Джунгарии и Горном Алтае. Владетели княжеств имели

титул инал (одного звали Урус-инал), однако носили его совсем недолго.

Приближалось нашествие татаро-монголов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История кыргызов и Кыргызстана: Учебное пособие для вузов /Отв. ред.

Т.Койчуев; НАН Кыргызской Республики. – Бишкек: Илим, 1996. – 328 с.

2. Койчуев Т. и др. Кыргызы и их предки. Нетрадиционный взгляд на

историю и современность /Т.Койчуев, В.Мокрынин, В.Плоских; под

ред.С.Даниярова. – Б.: Гл. ред. КЭ, 1994. – 128 с.

3. Кыргызы: Источники, история, этнография /Сост. О.Караев, К.Жусупов.

– Б.: 1996. – 524 с.

4. У истоков кыргызской национальной государственности. /Ред.

Т.К.Койчуев, В.М.Плоских, Т.У.Усубалиев. НАН, Минобразования и науки,

Гос. архивное агентство, КРСУ. – Бишкек: Илим, 1996. – 384 с.

5. Бейшембиев Э.Д., Джунушалиев Д.Д., Мокрынин В.П., Плоских В.М.

Введение в историю кыргызской государственности. Курс лекций для вузов.

– Бишкек: Илим, 1994. – 158 с.

6. Бартольд В.В. Избранные произведения по истории кыргызов и

Кыргызстана: Составление, доп. коммент. и предисловие О.Караева. – Б.:

Шам, 1996, 608 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.