рефераты бесплатно

МЕНЮ


Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г.

решаться в соответствии с общественным мнением.

2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно

посвятить себя преуспеянию нации.

3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет

дозволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою

деятельность.

4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться

правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы

империи будут упрочены.

В апреле 1868 года, то есть в год революции, император Японии дал

клятвенное обещание отбросить отжившие обычаи прошлого и установить по всей

стране "право и справедливость" в той форме, "как они признаются", открыть

дорогу способностям (взамен привилегий) и, самое главное, организовать

совещательное собрание, с тем чтобы решать все дела управления "согласно с

мнением общества".

В 1868 году были декретированы уничтожение цехов и гильдий,

предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода

торговли. Феодальные рогатки между областями были ликвидированы. По всей

стране были введены единые законы, отменены сословные привилегии,

установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены браки

между лицами разного происхождения.

В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления

государством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных и

земных божеств" (Дзингикан). Явная противоречивость политики духовного

воспитания японцев и "заимствования знаний во всем мире", а также

начавшееся движение под лозунгом "культуры и просвещения народа" заставило

правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить

давление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земных

божеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали

называться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призванными

распространять как религиозные, так и светские знания.

Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению

провозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так как

обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил

целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового

административного аппарата грамотными людьми.

В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении

общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё"

— доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего

идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли, что означало

превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Реформа

закрепила землю за теми, кто ею фактически распоряжался, но на условиях

выкупа, т.е. привела к образованию «новых помещиков» - новой денежной

знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей,

зажиточной сельской верхушки – фактически сконцентрировавшей землю в своих

руках.

В том же 1871 году правительство упразднило феодальные уделы, введя

деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.

В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий,

упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство

(сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу".

"Равенство сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанных

браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты

отверженных ("эта"). Офицерские должности и в новой армии замещались

самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было

откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты

(в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

В 1885 году создается кабинет министров, неизвестный всей прежней

практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности - знак

внимания к буржуазии. Копируя Германию, восхищавшую японских

конституционалистов "идеальным" смешением феодальных и буржуазных начал,

кабинет министров поставили в зависимое положение от сильного главы -

министра-президента, которого хотели видеть похожим на Бисмарка.

Японская правительственная бюрократия трусила перед коллегиальным

органом власти: в противовес кабинету министров было создано министерство

императорского двора (собственно, три лица - министр двора, хранитель

печати и главный камергер), которое не входило в состав кабинета, не было

ему подчинено и не зависело от его падения.

В следующем году создается Тайный совет - совещательный орган при

императоре, задуманный в качестве противовеса "крайностям" представительных

органов власти. В последствии этот орган рассматривал Конституцию Японии.

В 1888 году правительство окончательно устанавливает административное

деление страны и разрешает деятельность совещательных органов на местах в

префектурах, городах и уездах, позаботившись, конечно, о том, чтобы

подчинить их власти назначенного из центра губернатора.

Наконец, следует указать на создание титулованной аристократии - меры,

осуществленной, как это ни странно, в плане подготовки конституционного

правления. Титулами князей, маркизов, графов, виконтов и баронов,

заимствованными у Европы, были наделены представители старой феодальной

знати и немногие из представителей чиновного самурайства, выдвинувшихся в

ходе революции (всего 500 человек).

Таким образом была создана наследственная и "непоколебимая" палата

пэров - оплот японского консерватизма.

8. Разработка и принятие Конституции Японии 1889г.

Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорском

указе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку в

стране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии —

либеральная и конституционных реформ. Они отражали в основном интересы

помещиков, средней части буржуазии, мало связанных с правительственными

сферами и надеявшихся добиться хоть небольшой, весьма умеренной

либерализации существовавшего строя, при котором в правительстве

доминировала клика выходцев из княжеств Сацума и Тёсю. Примечательно, что,

в отличие от европейских стран, политические партии в Японии были

сформированы не после, а до появления парламента.

В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с

одним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изучения

конституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе со

спутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, в

полном секрете от общественности начал работу над проектом Конституции

Японии.

Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющей

религии», подобно западному христианству, то центром конституционного

правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и

нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — Конституция

Пруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства и

императора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобы

исключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемого

парламента.

> Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально

ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого

в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены

аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон),

которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые

наиболее ревностные сторонники трона.

> Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому

образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми,

состоял из 10 человек — премьера и 9 министров (8 из них были

выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти

выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные

из них были посажены в тюрьму.

Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проект

решили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, а

рассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12

представителей бывшей феодальной аристократии, в основном из княжеств

Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Тайный совет возглавил все тот же Ито

Хиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугода

Тайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции.

Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце в

присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных

представителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император

«дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог

только он сам.

Дата для этого была выбрана не случайно. 11 февраля Япония отмечала

Кигэнсэцу — памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660

г. до н.э. легендарного императора Дзимму. Само появление в Японии

Конституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можно

рассматривать как событие почти революционное. Хотя при ближайшем

рассмотрении оказалось, что если император и поступился своими правами в

пользу народа, то крайне незначительно. Основным принципом, пронизывающим

всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета

династического монарха (династия «непрерывна на вечные времена») —

императора, имеющего божественное происхождение. В Конституции император

был провозглашен священным и неприкосновенным.

Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы

государства, наделенного очень широкими полномочиями.

> императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;

> император обладал правом объявлять войну и мир;

> заключать международные договоры;

> вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках

чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего

устанавливать структуру и численность вооруженных сил;

> в сфере гражданского управления - определять структуру министерств,

назначать и увольнять всех должностных лиц.

Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-

президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров.

Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не

могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен

конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство

не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение

парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение

бюджета предшествующего года.

А вот права подданных, например свобода слова, переписки, печати,

собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с

постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».

Столь же урезанными были и возможности, открывшиеся перед будущими

парламентариями. По своей структуре парламент был определен двухпалатным.

Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству,

"касающимися законов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции

запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе

императорского дома. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное

большинство голосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе

высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен

прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не

получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом,

пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срок

полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней — в 7 лет.

Верхняя палата пэров состояла из:

1) принцев императорской фамилии;

2) титулованной аристократии: всех князей и маркизов и представителей

от графов, виконтов и баронов;

3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством";

4) представителей императорской академии наук;

5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой

поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины.

Влиятельность ее была гораздо выше, чем у нижней палаты представителей.

Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основе

высокого возрастного, имущественного ценза. В первых выборах участвовал 1 %

населения, что следует считать нормальным для общества, еще не

подготовленного к демократическим процедурам. Нижняя палата имела право

законодательной инициативы.

Фактически у японского парламента отсутствовал и такой мощный рычаг

давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция

не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае

отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет

предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный

расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для

осуществления правомочий самого императора" и для расходов, "связанных с

обязательствами правительства". Расходы правительства без согласия

парламента могли быть узаконены и самим императором. Парламентский контроль

выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами,

при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть

отнесен к разряду "секретных". О силе императорской власти говорит

отсутствие в Конституции понятия «вотум недоверия».

Конституция определила также права кабинета министров и назначаемого

императором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак не

зависящих от парламента - они могли собираться на заседания не по

собственному усмотрению, а лишь по повелению императора. Император созывал

парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог

распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии,

помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. За парламентом

не признавалось право проводить расследования или давать оценки ответам

правительства на парламентские запросы. Министры были призваны лишь

"подавать совет императору"

Законодательная власть принадлежала императору совместно с

парламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполнения

указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятые

парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без

императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями

парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.

Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при

чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с

крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй

дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм,

прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и

демократических институтов привела к захвату власти военщиной,

милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы

капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии

идет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил,

что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники

соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного

и морского министров. Позиции военных были очень сильны в неконституционных

учреждениях - Тайный совет и генро:

> Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25

советников, назначался императором из высших военно-бюрократических

кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета

министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать

государственные дела по запросам императора. Фактически каждое сколько-

нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с

членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских

указов и назначений.

> Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на

политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих

свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты

военного и военно-морского министров назначались только чины высшего

военного и военно-морского командования. Тем самым силовые структуры

получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.

9. Судебная реформа.

В 1880 году серьезные новшества коснулись судебного ведомства. С

помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие

уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие

западноевропейские образцы.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки

судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей,

деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно

законам". Компетенция общих судов была ограничена, они не могли

рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции

предусматривала создание особых, административных судов, деятельность

чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии,

согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена

наказания по суду.

Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением

гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их

компетенции. В области внутригосударственных нововведений наиболее важной

была реорганизация на европейских началах судебной системы.

По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория

делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд.

Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и

Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее

важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Из судей апелляционных

судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных

судов.

Закон в соответствии с конституцией формально закрепил принцип

несменяемости и независимости судей предусмотрев возможность смещения,

понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной

ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом

же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Для

замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный

опыт. Судьями становились лица, успешно сдавшие соответствующие экзамены и

прошедшие испытательный срок службы в органах прокуратуры и суда в течение

трех лет.

Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра

юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским

правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и

административные посты.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного

департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся

строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные

требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра

юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или

иным судебным делам. Был создан Высший публичный департамент прокуратуры.

Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее

правомочия. На прокуратуру возлагалось:

> руководство предварительным расследованием;

> поддержание обвинения в суде;

> опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.

Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности,

устности, состязательности.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать

в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как

министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под

юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной

ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения,

"правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным

придатком имперской власти.

В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

10. Политические партии.

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится

к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". К

ней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкие

собственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом

парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную

партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация

политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента,

чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели

акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков,

капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные

налогоплательщики.

Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн

"Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия

минсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабость

японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но

приближение к партийной системе все же было.

В 1882 году была сделана попытка создать социалистическую

партию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошли

представители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство ее

немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были

изданы террористический закон "об охране государства" и императорский указ

о запрещении стачек.

11. Заключение.

Иными словами, в Японии сохранялась традиционная самодержавная

монархия.

1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря

на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300

избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной

оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату

пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов.

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные

принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное

подчинение императору. Установленная в результате победы императора в

гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших

противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его

организации диктовали необходимость принятия такого документа.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей

системы, а укрепление существующего строя, структур власти при

регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в

жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к

старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай,

когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не

на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация".

Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего

усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом,

опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не

потерять лицо.

Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия

для быстрого роста японской промышленности и торговли. Но он был куплен

ценой неимоверной эксплуатации японского пролетариата. Рабочий день

продолжался 15 и более часов в сутки, заработная плата составляла ничтожную

сумму, едва обеспечивавшую полуголодное существование. Она была в несколько

раз ниже заработной платы европейского рабочего. В целом ряде отраслей

промышленности безраздельно господствовал женский труд и важное место

занимал детский. Заработная плата детей и женщин была наполовину меньше

мужской. Хозяева имели право физического наказания своих рабочих. Масса

девушек покупалась в деревне у родителей для работы на фабриках и

помещалась в закрытые казармы.

Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед

японским империализмом дополнительные возможности для расширения своих

территорий и с 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и

колониальных захватов.

12. Источники:

1. Конституция Японии 1947 года. Опубликована на сайте

http://www.japantoday.ru/japanaz/k112.shtml

2. Статья «сёгунат» // опубликовано на сайте «Япония сегодня» Статья

«Конституция 1889 года» // опубликовано на сайте

http://www.japantoday.ru/japanaz/k111.shtml

3. Статья «Мэйдзи»// опубликовано на сайте http://

samurai3000.narod.ru/Jpan/meydzi.htm

4. Ясуо Наито, В.Головнин, Д.Косырев «Японией по-прежнему управляют по

самурайским законам» / опубликовано на сайте http://

nadzor.vvsu.ru/analit/show_a.asp?id=334

5. А.В.Филиппов. «Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки

и формы» //доклад на XX научной конференции по историографии и

источниковедению истории стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-

Петербург СПбГУ. Опубликовано на сайте

http://orient.pu.ru/conferences/april1999/061.html

13. Литература:

Отечественная:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией

К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М. Юрист. 1996,

2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. О.А.

Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 1998 г. ч.2

3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996 г.,

4. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. М. 1961 г

5. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М. 1984.

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М. 1998 г.

Зарубежная:

1. Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. М. 1965.

2. Конрад И.И. “Все о Японии”, М., 1989г.

Харнский К. “Япония в прошлом и настоящем”, М., 1996г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.