Авторитаризм и тоталитаризм
Авторитаризм и тоталитаризм
Глава 1. АВТОРИТАРИЗМ И ТОТАЛИТАРИЗМ.
1. Природа авторитаризма и условия его возникновения.
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,
опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или
правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:
древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские
монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские
империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы
в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот
политический режим совместим с различными по природе общественными и
политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,
социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с
попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его
сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти.
Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным
либо обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной
властей, либо их формальное, показное разделение;
— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и
военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности
его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию
власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий,
выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной
демагогией, популизмом;
— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том
случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет.
Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной
личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В
более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей
выше права. М. Бебер выделял три типа
авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на
традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем
авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,
в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм
невозможен. Она является знаком, символизирующим единство
нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее
и будущее.
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический кризис общества, выража-
ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого
кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,
исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией
основных сфер общественной жизни и совершается в течение
одного-двух поколений.
2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано
размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-
дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-
ших масс людей, из традиционных сущест-
вования, лишенных собственности и видящих в государстве
и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на
выживание, в значительной мере радикализирует социальное
и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-
вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-
гией разрушительства.
3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают
настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-
ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет
верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-
га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-
ного института, социальной группы или нации. Возникает культ
личности вождя, с которым связываются последние надежды на
преодоление кризиса.
4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-
ганов государственной власти и основной военной силы - ар-
мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает
бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-
лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях
нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-
нителем власти, стоящей над обществом.
5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-
ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый
большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-
ного, мирного захвата власти определенной политической груп-
пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-
ющая спор между партиями и вождями.
Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько
в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда
в той или иной мере выражает историческую необходимость,
постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-
торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем
Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),
были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-
рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,
Бисмарк, Петр 1.
2. Авторитаризм и социализм: командно-административная система
Иллюстрацией вышеприведенного тезиса может быть ко-
мандно-административная система, установившаяся в нашей
стране после Октябрьской революции и победы большевиков
в гражданской войне. Эта система - результат предшествующе-
го исторического развития России, а не злонамеренной воли
одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова
и др.). Она не была создана Сталиным, как утверждают многие
ученые и публицисты, но только была доведена им до образ-
цового состояния. Анализ природы командно-административной
системы необходим по двум причинам. Во-первых, отождествле-
ние командно-административной системы и сталинизма выводит
из-под критического анализа политическую практику послеок-
тябрьского периода и не дает возможности объективно осмыс-
лить характер Октябрьской революции, а также оценить деятель-
ность Ленина и партии большевиков в 1917 году. И во-вторых,
потому, что теоретически и политически непродуманная, хаоти-
чески суетливая и непоследовательная десталинизация нашего
общества таит в себе угрозу возникновения новых авторитарных
режимов как в стране в целом, так и в ряде республик, в первую
очередь в тех, где десталинизация проводится наиболее ради-
кально (Грузия, Россия). Либо возможна консервация прежнего
типа авторитаризма - коммунистического (Азербайджан, Ка-
захстан, республики Средней Азии).
Каковы основные черты послеоктябрьской политической си-
стемы, позволяющие охарактеризовать ее как авторитаризм?
Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализа-
ции, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни
общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада.
Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модер-
низации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению
кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война
усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки
антагонистического противостояния самодержавного государства и общества.
В этот период в России происходило становление новой социально-классовой
структуры общества, но становление затянутое. Новые индустриальные классы
составляли малую часть населения, большая часть которого все более
подвергалась пауперизации, включая и дворянство. Это обеспечивало
господство маргинальных слоев в городе и деревне, размытый характер
социальных отношений, резко повышало степень социальной и политической
активности этих слоев. Последнее, в свою очередь, оказывало разрушительное
давление на формирующуюся социально-классовую структуру, тормозило ее
становление.
Война в высшей степени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь
общества и контроль за нею, возросло значение бюрократии для успешного
функционирования исполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней
жизни страны. Страна вставала на грань выживания, что способствовало
укреплению в массовом сознании национальной идеи и поиску сильной личности,
способной воплотить эту идею в жизнь, спасти страну от военного,
экономического и политического краха. Предоктябрьская Россия искала в
авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность демократической альтернативы
была крайне мала. Керенский или Корнилов — два вождя, за которыми стояли
различные варианты авторитарного режима. Составившие третью силу большевики
были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода из кризиса был
невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революции гражданская война
была только спором между различными вариантами авторитаризма.
Таковы исторические предпосылки, обусловившие авторитарный характер
послеоктябрьской политической системы. Ее основные черты: 1) монополия
компартии на политическую власть (диктатура партии), превратившаяся после Х
съезда партии в монополию на власть правящей верхушки, внутри которой шла
ожесточенная борьба за лидерство, обострившаяся после болезни и смерти
Ленина; 2) слияние законодательной, исполнительной и судебной власти; 3)
сверхцентрализация управления экономической, политической и духовной жизнью
общества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского аппарата (ВЧК—ОГПУ)
становится решающей; 5) прямое использование насилия по отношению к
оппозиции и инакомыслящим и государственный терроризм; 6) агрессивные
внешнеполитические установки, выражавшиеся то в стремлении разжечь пожар
мировой революции, то в создании образа страны — «осажденной крепости»;
7) идеология особого — советского и социалистического — национализма,
которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт
различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в
попытке навязать советский образ жизни другим странам;
8) создание харизмы Ленина, под прикрытием которой и от имени которой
действовали его преемники, освящая этой харизмой («верность заветам
Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма») свое правопреемство,
объявляя ее источником легитимности собственной власти.
Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и
продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом
отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был
детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая
политику царского правительства на централизацию управления экономикой,
советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского
общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации
русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и
Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития,
большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика
авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями
исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского
авторитаризма в какую-то новую форму.
3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.
Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране
в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы
попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что
слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени
других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых
частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных
изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое
качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том
или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него
отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от
оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область
его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в
качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого —
древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен
Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы
тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу.
Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что
не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном
аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано
напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного
режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к
экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его
нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х
годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему
присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,
телом которой является командно-административная система, это явление не
экономического, социального или политического плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,
придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:
сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,
коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили
разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса
накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил
обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но
совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным
вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников
власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для
достижения определенной цели — построения социализма в планетарном
масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но
корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп,
линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для
него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только
средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но
и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в
личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты
нового исторического типа личности, и это были черты не только
психологические, но и исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул,
что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые
серьезные последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти как
абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком
качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал
тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных
ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,
временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые
хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала
материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,
самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,
позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —
Берии уже не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования
тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы
были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии,
проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую
форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной
собственности и централизованного управления обществом, планового ведения
хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне
гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически
идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть,
не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии.
Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до-
и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой
моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.
Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась
энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на
уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти
революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось,
оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.
4. Структура тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается
внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения
и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-
декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический
характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не
ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В
действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне
социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте
приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник
Страницы: 1, 2, 3
|