Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века
нежели противоречие между трудом и капиталом. Реальным в тех условиях был
союз буржуазии и рабочего класса против рабовладельцев, а не альянс
капиталистов и плантаторов против белого пролетариата и черных рабов. Все
более сознавая это обстоятельство, Кэлхун с годами усиливал жесткую,
переросшую в конечном итоге в озлобление, критику капитализма. Перспектива
сохранения федерального союза представлялась ему в мрачном свете. В 1845 г.
на съезде представителей южных штатов в Мемфисе он призывал к развитию на
рабовладельческом Юге промышленности, торговли, банков, к строительству
дорог и каналов, имея в виду возможность самостоятельного государственного
существования Юга и выхода его из США.[66]
В конце жизни Кэлхун решился на публичное отречение от идей
Джефферсона и осуждение всех основополагающих принципов Декларации
независимости, и в первую очередь теории естественных и равных
неотчуждаемых прав людей.
Джон Кэдвелл Кэлхун был незаурядным теоретиком расистской идеологии.
Его идеи легли в основу большинства теорий оправдания порабощения
негроидной расы в Америке.
Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий
строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил
политические системы Севера и Юга, доказав экономическое и социальное
превосходство последней.
Идеализируя греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее
принципы на рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности
всеобщего равенства и всеобщей свободы.
Разработав теорию «достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун открыл
широкие возможности для будущих апологетов расизма и дискриминации.
Глава 2. Взгляды Джорджа Фицхью
Джорджу Фицхью, в отличие от своего предшественника, было уделено
гораздо меньше внимания со стороны историков. Краткое упоминание о нем мы
встречаем в статье Т.В. Алентьевой.[67] Она обращается к его творчеству,
исследуя менталитет южан в предвоенный период. Но в данной монографии нет
ни ссылок на работы Фицхью, ни анализа его идеологии.
Более подробно данный теоретик рассмотрен в работе В.М.
Кричевского.[68] Здесь, как и в главе, посвященной Дж. Кэлхуну, историк
стоит на позиции критики концепций автора. Так же следует отметить и
большое количество цитат.
Самая полная разработка данного вопроса представлена В.В.
Согриным[69]. Исследование идеологических концепций Дж. Фицхью является
продолжением изучения данным автором вопроса развития теорий рабовладения
на Юге США.
2.1 Критика капитализма
После смерти Кэлхуна в 1850 г. лидерство в развитии
рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. Фицхью родился в 1806
г. в Виргинии в семье образованного, весьма религиозного консервативного
юриста. В отличие от Кэлхуна он был книжником, начитанным в самых
разнообразных вопросах. Он хорошо знал классическую английскую
политэкономию, сочинения социалистов-утопистов, владел правовыми,
философскими, политическими теориями самых разных эпох. Также, в отличие от
Кэлхуна, Фицхью почти неотлучно жил в своей усадьбе и наряду с юридической
практикой, написанием статей и теоретических трактатов прилежно занимался
воспитанием девятерых детей. Два его главных сочинения, появившиеся в 1854
и 1857 гг., существенно развивали идеи Кэлхуна и претендовали на
всестороннее осмысление самых разнообразных общественных устройств, в
первую очередь рабовладельческого, капиталистического и социалистического,
и определение оптимального общественного выбора для Америки. В работе,
называвшейся "Социология Юга, или крах свободного общества", впервые
вводилось в обиход американской общественной мысли понятие "социология",
что свидетельствовало о серьезности теоретических притязаний автора.[70]
Главным авторитетом для Фицхью был его современник, английский
политический мыслитель, историк и писатель Томас Карлейль. Южанин свободно
заимствовал у Карлейля критику промышленного капитализма. Фицхью испытывал
симпатии также к Дизраели, обществу "Молодая Англия", в целом к тому
направлению английской общественной мысли, которое было определено как
торийский, или феодальный, социализм. Он тяготел к сонму доктрин
реакционного социализма, которые критиковали капитализм с позиций
исчезнувших или уходящих общественных систем, и добавил к ним еще одну,
свою собственную, представившую в качестве земли обетованной
рабовладельческую Утопию.[71]
Фицхью не ограничивался написанием теоретических трактатов, но
стремился активно воздействовать на массовое сознание. Хорошо владея пером,
он поставлял передовицы для ведущих рабовладельческих газет, тесно
сотрудничая с признанным рупором плантаторов "Де Боуз ревью", где в течение
десятка лет появилось около ста его статей.
Лейтмотив размышлений, рассуждений и пропаганды Фицхью - сравнение
капиталистического, называемого им свободным, и рабовладельческого обществ,
при этом первому достаются только черные, а второму - светлые краски.
Капитализм, или свободное общество, характеризовался им неизменно как
ничтожный маленький эксперимент истории, ограниченный как во времени, так и
в пространстве. Это, по убеждению Фицхью, «временное и частное отступление
от магистрального пути человечества, который был проложен
рабовладельческими цивилизациями Греции и Рима, развит средневековым
крепостным правом и продолжен в современных условиях американским
рабством»[72]. Фицхью не сомневался, что этот магистральный путь будет
восстановлен в чистом виде после того, как капитализм окажется развенчан, а
рабовладение, куда он включал и европейское крепостничество, освободится от
некоторых деформаций.[73]
Фицхью критиковал капитализм преимущественно не на американском, а
на английском материале, поскольку, как он подчеркивал, результаты
"ничтожно маленького эксперимента истории" проявились наиболее полно в
Великобритании. Он был хорошо осведомлен о негативных социальных
последствиях промышленного переворота в
Англии: его сочинения испещрены ссылками на разнообразные источники - от
британских газет и статистических отчетов до трудов социалистов самых
разных направлений. Ему были в полной мере известны факты о нещадной
эксплуатации женского и детского труда на текстильных фабриках и в шахтах
Англии, производственном травматизме, голоде, нищете и безработице среди
промышленных рабочих.[74] «Вопиющая несправедливость бедствий британского
пролетариата, возмущался Фицхью, заключается в том, что именно
пролетариат, его труд создают все богатства, всю собственность от начала
и до конца, в то время как эксплуатирующий их капитал не создает и
единого пенни.»[75]
Последнее заключение Фицхью свидетельствует, что он использовал в
критике капитализма трудовую теорию стоимости. Впрочем, он признавал, что к
созданию богатств и прибавочной стоимости не имеют отношения не только
капиталисты, но и рабовладельцы. Как вытекало из рассуждений Фицхью, он не
считал возможным отменить эксплуатацию человека человеком, но полагал
необходимым выбрать между двумя формами эксплуатации лучшую. И здесь он
отдавал абсолютное предпочтение рабовладельческой эксплуатации перед
капиталистической.
Фундаментальный порок капитализма заключался, по Фицхью, в том, что
тот отдавал взаимоотношения людей на растерзание "свободной
игры" социально-экономических и политических сил, которая на практике
означала войну всех против всех.[76] В условиях господства абсолютной
свободы экономических и рыночных связей капиталисты стремились выжать из
рабочих весь пот, последние в свою очередь вели беспощадную войну друг
против друга, борясь за рабочие места. Все это могло закончиться только
одним - полной деградацией, обнищанием и вымиранием пролетариата. Совсем
другое дело - рабовладельческая эксплуатация. Она основана на
патерналистской заботе рабовладельцев о рабах, стремлении хозяев поддержать
и максимально продлить жизнь и работоспособность эксплуатируемых ими
пожизненно людей.
Фицхью стремился доказать, что типичные рабовладельцы получают
меньшую прибыль и живут скромнее «типичных капиталистов» не потому, что
менее трудолюбивы (ни те, ни другие, напоминал он, не имели никакого
отношения к созданию богатств), а именно потому, что отдавали гораздо
большую прибыль эксплуатируемым.[77] Фактам физической и моральной
деградации пролетариата он противопоставляет идиллические картины положения
рабов: их дети вообще не привлекаются
к труду, женщины в основном заняты домашним хозяйством и защищены
хозяевами от деспотических замашек мужей, мужчины здоровы
и
жизнерадостны, работают не более 9 часов в сутки, все они питаются, одеты
и обуты гораздо лучше наемных рабочих, говоря короче, «негры-рабы Юга
являются счастливейшими и в определенном смысле самыми свободными людьми в
мире»[78].
Сложно поверить в такие заявления, учитывая ряд фактов. Так,
защищая рабынь от «деспотических замашек мужей», господа часто совершали
гораздо более гнусные поступки. Неприкосновенности женского тела совершенно
не существовало. Работая наравне с мужчинами, подвергаясь тем же
наказаниям, женщины, кроме того, принуждались к удовлетворению похоти
рабовладельца. Считалось, что любой белый имеет право в любой момент
овладеть негритянкой. Для «доброго гостя» хозяева выстраивали в ряд всех
молодых черных женщин дома. Отказ негритянки от сожительства с белым
расценивался как бунт и соответственно наказывался. Стедман вспоминает, как
надсмотрщик Эббес на Суринаме засек до смерти невольницу за
отказ уступить.
Беременных негритянок пороли так же, как и остальных.[79]
Условия труда рабов, описанные Джорджем Фицхью, тоже вызывают
сомнения. По свидетельству австрийского инженера Гельмса, состоявшего в 90-
х годах XVIII века директором Перуанского горного департамента,
«южноамериканские промышленники не имели представления о европейских
методах разработки недр. Труд негров был дешевле самых механизированных
производств. На рудниках работа велась так же, как тысячи лет назад в
шахтах Египта и Вавилонии. Даже лебедок, известных уже древним грекам, в
рудниках не было. Порода переносилась неграми на поверхность вручную.»[80]
Тем не менее, Фицхью особенно настаивал на моральном и культурном
превосходстве рабовладельцев над капиталистами, чему находил простое и
естественное объяснение: поглощенные алчной погоней за прибылью, поистине
звериной конкурентной борьбой, капиталисты губят в себе все человеческое и
духовное, наконец, не имеют времени для семьи, нравственного
совершенствования, культурных занятий.[81]
В критике капитализма Фицхью был гораздо более последователен и
беспощаден, чем Кэлхун, да и стратегический замысел в отношении буржуазного
общества у него был совершенно иным: если Кэлхун питал иллюзии объединения
рабовладельцев и капиталистов в борьбе с пролетариатом и рабами, то «Фицхью
вынашивал идею... совместного сопротивления рабовладельцев и пролетариата
капиталу!»[82] Не случайно в отличие от Кэлхуна он с симпатией отзывался о
выступлениях пролетариата против буржуазии в европейской революции 1848 г.,
доказывал, что последняя заключала в себе исторический приговор
капитализму; подверг он и решительной критике духовные и идеологические
ценности буржуазии, особенно же демократические принципы и заветы Локка и
Джефферсона. В лице Фицхью рабовладельческое мировоззрение порывает с
американской демократической традицией.
2.2 Критика идеологии буржуазного общества
Критику буржуазных идей Фицхью, как правило, начинал с концепции
«свободной игры» социально-экономических и политических сил. Свобода,
полемизировал он с просветителями, совершенно несовместима с равенством и
демократией, поскольку она в действительности усиливает до бесконечности
социальные и экономические контрасты. К великому сожалению, сокрушался
Фицхью, измышления европейских просветителей были усвоены лидерами
Американской революции во главе с Джефферсоном, превратившими справедливую
антиколониальную войну американцев в битву за ложные социальные и
политические идеалы. Так, в свидетельство о рождении американской нации
были вписаны абсолютно утопичные и зловредные идеи о равных правах всех
людей на свободу, жизнь, обладание собственностью, политическое управление.
В результате развитие Америки было направлено по ложному пути. [83]
При этом Фицхью не отрицал идеи Джефферсона о наличии у каждого
человека естественных неотчуждаемых прав, но требовал дать им совершенно
иное определение. Естественные и неотчуждаемые права людей на свободу и
равенство, по его мнению, есть химеры[84], поскольку люди от рождения резко
различаются по умственным и интеллектуальным способностям. «Примерно 19 из
20 людей обладают естественным и неотчуждаемым правом не на свободу,
которой они не могут распорядиться себе на пользу, а на покровительство и
управление со стороны власть предержащих, или, иначе говоря, они наделены
"естественным и неотчуждаемым правом быть рабами", которое только и
обеспечивает им реальную возможность выживания и благополучного
существования».[85]
Критикуя буржуазное общество и его идеологов, Фицхью неизменно
опирался на сочинения социалистов-утопистов, в первую очередь Сен-Симона,
Фурье и Оуэна и откровенно претендовал на духовный альянс с ними в
ниспровержении капитализма.[86] Но позитивные идеалы социалистов были для
него неприемлемы. Он отвергал как иллюзию убеждения социалистов о
возможности изменить и усовершенствовать природу человека, в результате
чего люди и должны быть наделены равными возможностями в социально-
экономической жизни и политическом управлении. Природа человека неизменна,
различия между способностями, а, следовательно, правами и возможностями
людей непреодолимы, твердил Фицхью, естественные законы предназначили одним
быть управляющими, а другим - управляемыми. Он призывал не изобретать
химер, а усовершенствовать реально существующую альтернативу капитализму –
рабовладельческое общество.[87]
Американское рабовладение, доказывал Фицхью, уже намного
превосходило капиталистическое общество: на Юге не было ни стачек, ни
профсоюзов, ни преступлений против собственности, поскольку не существовало
экономических условий для их возникновения, там было гораздо меньше, чем в
северных штатах, тюрем и домов призрения, в целом Юг был страной достатка и
социальной гармонии. Но и на южном солнце Фицхью обнаруживал некоторые
пятна. Это, во-первых, свободные негры, влачившие жалкое существование и
всем своим бытием доказывавшие, что большинство людей, как черных, так и
белых, нуждаются не в свободе, а в управлении и покровительстве со стороны
надежных хозяев. Это, во-вторых, плантаторы-парвеню, выскочки, пораженные
капиталистическим духом наживы, сверх всякой меры увеличивающие свои
плантации и передоверяющие их управление надсмотрщикам.[88]
Последнее замечание Фицхью обнажает его идеал рабовладельческой
организации. Она должна быть неким подобием большой патриархальной семьи,
где отношения хозяев и рабов строятся на непосредственных связях,
управление и подчинение определяется канонами домостроя, а не безликими
экономическими силами. Управление патриархально-семейного типа Фицхью
считал единственно естественным, привычным и образцовым для человечества:
«посредством его, напоминал он, управлялись и управляются две трети
человечества».[89]
В рабовладельческой Утопии Фицхью правящий класс выступает как
наследственная аристократия, тесно связанная с землей, достаточно
многочисленная, чтобы доходить до нужд всех членов рабовладельческой
"семьи", повседневно утверждающая патриархально-патерналистскую систему.
Рабовладельческое общество развивается по принципам автаркии: оно допускает
в ограниченном, диктуемом самыми непосредственными потребностями размере,
товарно-денежные отношения, мануфактуры, банки, но порывает с мировым
рынком, способным только посеять алчный капиталистический дух. Фицхью не
скрывал, что в идеальном обществе на положение рабов должны быть переведены
как свободные негры, так и белые рабочие; владельцы же фабрик, шахт,
торговых предприятий должны стать рабовладельцами.[90] Он решительно не
соглашался с теми защитниками южного рабства, которые оправдывали его
расовой неполноценностью негров. Фицхью отвергал расизм и указывал, что
расистская психология никогда не позволит рабовладельцам строить управление
на патриархально-семейной основе и относиться к черным рабам как к детям.
Он неизменно подчеркивал, что защищает рабство «не с расистских, а с
социологических позиций, рассматривая его как идеальную модель для
человечества в целом, ибо для большинства белой расы свобода губительна в
такой же степени, как и для черной.»[91]
Таким образом, мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к
проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму
систему рабовладения. В трудах Фицхью просматривается схожесть с концепцией
свободы Кэлхуна: теория «достойных» и «недостойных». Однако Фицхью пошел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|