Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия
Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия
Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по экономике
Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия.
Выполнил студент гр. ЗСС-00-02 И.А.Бреднева
Шифр ЗСС-00-163
Проверил Белоусова
Владивосток 2001
Содержание
| |Стр. |
|1.Крупная компания и монополия |3 |
|2. Предпринимательская монополия |4 |
|3. Антитрестовские законы |6 |
|4.Антитерстовское законодательство |8 |
|5. Естественные монополии и их регулирование |12 |
|6. «Новое» социальное регулирование |15 |
|7. Выводы |17 |
|8. Список литературы |19 |
Известно, что многие важные американские отрасли обладают
значительной монопольной властью и что одна из основных экономических
функций государства состоит в сохранении конкуренции как ключевого
механизма контроля в экономике. Именно это противоречие заставляет
нас детально исследовать, как государство решает проблему
предпринимательских монополий.
Крупная компания и монополия
. Чистая, или абсолютная, монополия, есть отрасль, состоящая из одной
фирмы, когда уникальный продукт производится единственной фирмой, поскольку
вступление в отрасль заблокировано определенными непреодолимыми барьерами.
Когда единственная фирма контролирует весь рынок, существует чистая
монополия.
Понятие монополия существует" в более широком, общем смысле. В таком
понимании предпринимательская монополия существует всякий раз, когда одна
фирма или небольшое число фирм контролируют основную долю производства
важной отрасли. Другими словами, когда одна, две или три фирмы господствуют
в определенной отрасли, что приводит, вероятно, к поддержанию более
высоких, чем конкурентные, цен и экономических прибылей. Это определение,
близкое к пониманию монополий большинством людей, охватывает значительное
число отраслей, которые мы до сих пор относили к категории "олигополия".
Какова разница между предпринимательской монополией (как мы ее только что
определили) и крупной компанией? Понятие "крупная компания" может быть
охарактеризовано либо долей фирмы на рынке производимого ею продукта, либо
какими-то абсолютными показателями, такими, как размер ее активов, продаж
или прибылей, число занятых рабочих или акционеров. Фирма может
одновременно быть крупной относительно размера всего рынка, но небольшой в
абсолютном выражении. Фирма "Уилинг Вотер Дженерал Стор" может почти
полностью господствовать на местном рынке довольно существенного числа
продуктов, но в то же время быть крайне небольшой по абсолютным оценкам.
Наоборот, фирма может быть очень крупной в абсолютном выражении, но
небольшой относительно всего рынка. Особенно это верно для рынков, на
которых существует значительная иностранная конкуренция. Например, компания
"Зенит" — американский производитель телевизоров — является крупной по
таким абсолютным показателям, как объем продаж и занятость. Но по сравнению
с "Сони" и другими иностранными производителями компания "Зенит"
относительно невелика. Однако довольно часто абсолютные и относительные
размеры "идут рука об руку". Крупная по абсолютным показателям фирма очень
часто контролирует значительную часть рынка своего продукта. Таким образом,
хотя понятия "крупная компания" и "монополия" необязательно являются
синонимами, часто они действительно совпадают.
Используя термин "предпринимательская монополия", мы подразумеваем те
отрасли, в которых фирмы являются крупными по абсолютным показателям и
относительно всего рынка. Примерами служат производство электрического
оборудования, где "Дженерал электрик" и "Вестингхаус"— крупные по любому
абсолютному критерию — господствуют на рынке; автомобильная промышленность,
где подобное положение занимают "Дженерал моторз", "Форд" и "Край-слер";
химическая промышленность, в которой доминируют "Дюпон", "Юнион карбайд" и
"Эллайд кемикл"; алюминиевая промышленность, в которой безраздельно
господствуют три промышленных гиганта — "Алкоа", "Рейнолдз" и "Кайзер";
производство сигарет, где три гигантские фирмы. Р. Дж. Рейнолдз", "Филип
Моррис" и "Браун и Вильямсон" контролируют в настоящее время львиную долю
этого большого рынка.
Предпринимательская монополия: благо или зло?
Совершенно не ясно, полезными или вредными для функционирования нашей
экономики являются в конечном счете предпринимательские монополии.
Доводы против предпринимательской монополии
В основном доводы против монополии и олигополии были изложены в главах 26 и
28. Давайте суммируем и немного разовьем эти аргументы.
1. Неэффективность распределения ресурсов. Монополисты и представители
олигополии считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции и
назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали бы в
данной отрасли, будь она организована на конкурентных началах. Вспомните,
что в условиях чистой конкуренции производство находится в точке, где Р =
МС (гл. 25). Это равенство обусловливает эффективное распределение
ресурсов, потому что стоимость или польза для общества дополнительной
единицы продукции измеряется ценой, в то время как предельные издержки
отражают издержки или убытки от производства альтернативных товаров.
Максимизируя прибыль, предприниматель-монополист уравнивает с предельными
издержками не цену, а предельный доход. В точке, где MR = МС, цена будет
превышать предельные издержки (см. рис. 26-3 и сноску на с. 174 в гл. 26),
указывая на недовложение ресурсов в производство монополизированного
продукта, В результате экономическое благосостояние общества меньше, чем
оно было бы при чистой конкуренции.
2. Непрогрессивность. Критики считают, что предпринимательская монополия
не только не является необходимым фактором экономии, обусловленной
масштабами производства, но и не способствует научно-техническому
прогрессу.
Эмпирические исследования говорят о том, что в огромном большинстве
обрабатывающих отраслей для достижения экономии, связанной с масштабами
производства, вовсе не требуется немногочисленность действующих там фирм. В
большинстве отраслей фирмам нужно охватить только небольшую долю, во многих
случаях меньше 2 или 3%, всего объема рынка, чтобы добиться производства с
низкими издержками; монополия не составляет необходимую предпосылку
производственной эффективности '. Более того, базой для повышения
технологической эффективности является не фирма, а отдельное предприятие.
Таким образом, вполне корректно утверждение, что производственная
эффективность требует, скажем, крупномасштабного комплексного производства
автомобилей в рамках предприятия. Но совершенно справедливо и то, что нет
технологического оправдания для существования "Дженерал моторз", которая
является, по существу, гигантской корпорацией, состоящей из ряда
географически обособленных предприятия. Короче говоря, многие существующие
монополии достигли намного большего размера и имеют более разветвленную
структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба. От существования
огромных корпораций со значительной монопольной властью не зависит и научно-
технический прогресс. Как утверждают (можно было бы вернуться к
заключительным страницам,гл. 28), факты не подтверждают мнение о том, что
большой размер и рыночная власть находятся в тесной связи с научно-
техническим прогрессом. В действительности защищенное положение
предпринимателя-монополиста порождает неэффективность и бездеятельность; в
нем отсутствует конкурентный стимул для производственной эффективности.
Более того, предприниматели-монополисты склонны противиться техническим
улучшениям, которые могут- вызвать внезапный моральный износ действующих
машин и оборудования, или сдерживать эти улучшения.
3. Неравенство доходов. Монополия также критикуется как фактор,
способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для
вступления в отрасль монополист может назначать цену, превышающую средние
издержки, и получать соответствующие экономические прибыли. Эти прибыли
присваиваются акционерами и руководящими работниками корпораций,
принадлежащими, как правило, к группам лиц с наиболее высоким уровнем
доходов.
4. Политические опасности. Последнее критическое замечание основано на
предположении, что экономическая власть и политическое влияние идут рука об
руку. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние
на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной
политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее
сохранению и росту этих промышленных гигантов. Как утверждают, крупные
компании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными
получателями экономической выгоды от контрактов на производство и поставку
военной продукции, налоговых лазеек, патентной политики, протекционистских
тарифов и квот и множества других субсидий и привилегий. Вспомните наш
анализ деятельности, направленной на получение ренты, в главе 33.
ОПРАВДАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ МОНОПОЛИИ
Имеются также важные аргументы в пользу существования предпринимательской
монополии.
1. Продукты лучшего качества. Одним из оправданий предпринимательской
монополии является утверждение о том, что представители монополий и
олигополии завоевали господствующее положение на рынке, предлагая лучшие по
качеству продукты. Предприниматели-монополисты не принуждают потребителей
покупать, скажем, зубную пасту "Колгейт" или "Крэст", безалкогольные
напитки у "Кока-Колы" или "Пепси", крупные компьютеры у ИБМ, кетчуп у
Хейнца или суп у Кэмпбела. Потребители приняли коллективное решение, что
эти продукты предпочтительнее тех, которые предлагают другие производители.
Следовательно, считают некоторые, монопольные прибыли и большие рыночные
доли были "заработаны" благодаря лучшему исполнению.
2. Недооценка конкуренции. Второй аргумент в пользу предпринимательской
монополии состоит в том, что экономисты рассматривают конкуренцию слишком
узко. Например: хотя фирм, производящих данный продукт, может быть лишь
несколько, эти фирмы могут столкнуться с сильной межотраслевой
конкуренцией. То есть они могут испытывать конкуренцию со стороны
производителей товаров, отличных от продукции данных фирм, но способных ее
заменить. То обстоятельство, что за выпуск алюминия в стране отвечает
горстка фирм, дает неверное представление о конкуренции со стороны стали,
меди, дерева, пластмасс и множества других продуктов, с которой
сталкивается алюминий на специальных рынках. Иностранная конкуренция также
должна быть принята во внимание. В то время как "Дженерал моторз"
господствует в отечественном производстве автомобилей, растущая конкуренция
со стороны импорта ограничивает ее решения в области ценообразования и
определения объема производства. Более того, большие прибыли, которые
извлекает монополист в результате полного использования своей рыночной
власти, являются стимулом для потенциальных конкурентов, побуждающим их к
вступлению в отрасль. Иначе говоря, потенциальная конкуренция действует на
фирмы, обладающие рыночной властью в настоящее время, как сдерживающий
фактор в принятии ими решений о ценах и объеме производства.
3. Эффект Масштаба. Там, где используется высокопрогрессивная технология,
только крупные производители — крупные и в абсолютном выражении и
относительно размеров рынка фирмы — могут добиться низких издержек на
единицу продукции и поэтому продавать ее потребителям по сравнительно
низким ценам. Традиционный аргумент против монополии, состоящий в том, что
монополия означает меньший выпуск, более высокие цены и неэффективное
распределение ресурсов, предполагает, что экономия на затратах была бы
одинаково доступна для фирм и в высококонкурентной, и в полностью
монополизированной отрасли. В действительности дело часто обстоит не так;
эффект масштаба может быть достижим, только если конкуренция — в смысле
большого числа фирм — отсутствует.
4. Научно-технический прогресс. Вспомните приведенную в главе 28 позицию
Шумпетера—Гэлбрейта, в соответствии с которой монополизированные отрасли, в
особенности трех- и четырехфирменные олигополии, благоприятствуют высоким
темпам научно-технического прогресса. Олигополистические фирмы имеют и
финансовые ресурсы, и стимулы для проведения технологических исследований.
Антитрестовские законы
Учитывая острые столкновения мнений по поводу сравнительных достоинств
предпринимательской монополии, неудивительно, что государственная политика
по отношению к предпринимательским монополиям была далека от четкости и
последовательности. Хотя основной упор в федеральном законодательстве и
политике делался на то, чтобы поддерживать и поощрять конкуренцию, мы
рассмотрим позднее определенную политику и акты, которые способствовали
развитию монополии.
ЗАКОН ШЕРМАНА 1890 г.
Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами, подучившими
развитие в 1870-е и 1880-е годы, стало принятие в 1890 г. антитрестовского
закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства
составлен на удивление кратко и, на первый взгляд, прямо касается существа
дела. Суть закона воплощена в двух основных пунктах.
В параграфе 1:
Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или
тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли
между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим
объявляются незаконными...
В параграфе 2:
Любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или
объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы
монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между
несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться
виновным в совершении преступления...
Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и
"ограничений торговли" — например, тайных сговоров в области
ценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовные
преступления против федерального правительства. По закону Шермана как
министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от
предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы,
уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы;
или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды
деятельности, которые признавались незаконными данным актом.
Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также
штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от
незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о
возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, что
закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий
правительства против предпринимательских монополий.
Однако первые же судебные истолкования закона Шермана выявили серьезные
вопросы о его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная
формулировка антитрестовских настроений правительства. Действительно,
деловое сообщество само стремилось к более четкой формулировке того, что
является законным или незаконным.
ЗАКОН КЛЕЙТОНА 1914 г.
Необходимое уточнение закона Шермана приняло форму закона Клейтона
1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и
уточнить смысл закона Шермана:
Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей,
когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Параграф
3 запрещает исключительные, или "принудительные", соглашения, в
соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар
покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары
у того же самого продавца, а не у его конкурентов.
Параграф 7 запрещает приобретение акции конкурирующих корпораций, если
это может привести к ослаблению конкуренции. Параграф 8 запрещает
формирование взаимопереплетающихся директоратов когда руководитель
одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы — в
крупных корпорациях, где результатом было бы уменьшение конкуренции.
Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось
бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона — это просто попытка заострить и
пояснить обтщие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона
пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы
развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана,
напротив, был нацелен в большей степени на наказание существующих
Страницы: 1, 2, 3
|