рефераты бесплатно

МЕНЮ


Александр 1

действиями. Александр отказался и в кругу придворных сказал, что не

хочет пожинать не заслуженные им лавры.

Кутузов говорил, что русским войскам не нужно идти дальше

своей границы. Дальновидный дипломат, мудрый человек и политик, он

считал, что для России будет лучше, если Наполеон всегда будет

враждовать с европейскими державами, и особенно с Англией. Однажды

он высказал такую мысль: «Я вовсе не убеждён, будет ли великим

благодеянием для вселенной совершенное уничтожение императора

Наполеона и его армии. Наследство его достанется не России или какой-

либо другой из держав материка, а той державе, которая уже

господствует на морях, и тогда преобладание её станет невыносимо».

Ещё раньше Кутузов сказал одному из генералов, который пытался

растолковать ему план послевоенного устройства мира:

- Мы никогда, голубчик мой, с тобой не поладим: ты думаешь только о

пользе Англии, а по мне, если этот остров сегодня пойдёт на дно

моря, я не охну.

Кутузов не хотел, чтобы другие загребли жар его руками.

Александру I хотелось покрасоваться перед Европой.

- Двенадцать лет я слыл в Европе посредственным человеком,

посмотрим, что они скажут теперь, – говорил он.

На старой Смоленской дороге лежало больше ста тысяч неубранных

трупов. Они гнили, заражая воздух. Распространялись эпидемии.

Население страны было разорено. Почти миллион крестьян оказались на

воинской службе. Москва лежала в развалинах и пепелищах. Но

Александр I повёл войска в Европу. Он въехал в Париж на сером коне,

подаренном ему Наполеоном ещё в годы их союза. Император милостиво

обещал французам, что он не станет мстить им за Москву и не сожжёт

их столицу, а в салоне госпожи де Сталь заявлял, что, вернувшись

домой, он уничтожит крепостное право.

На конгрессе в Вене, когда страны-победительницы решали, как

устроить послевоенную Европу, Александру казалось, что все должны

быть благодарны России, заплатившей за победу над Францией самую

дорогую цену.

Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для

реализации своих реформаторских замыслов в самой России. Для

обеспечения этих условий было необходимо сохранить статус-кво,

определенный решениями Венского конгресса (1815), по которым к

России отошла территория Великого герцогства Варшавского, а во

Франции восстановлена монархия, причем Александр настоял на

учреждении в этой стране конституционно-монархического строя, что

должно было послужить прецедентом для установления подобных режимов

и в других странах. Российскому императору, в частности, удалось

заручиться поддержкой союзниками его идеи о введении конституции в

Польше. В качестве гаранта соблюдения решений Венского конгресса

император инициировал создание Священного союза (14 сентября 1815) —

прообраза международных организаций 20 в. В него вошли Россия,

Австрия, Пруссия, Франция. Александр был убежден, что победой над

Наполеоном он обязан промыслу Божьему, его религиозность постоянно

усиливалась. Сильное влияние на него оказали баронесса Ю. Крюденер и

архимандрит Фотий. По некоторым данным сам он постепенно становился

мистиком.

Александр непосредственно участвовал в деятельности конгрессов

Священного союза в Аахене (сентябрь-ноябрь 1818), Троппау и Лайбахе

(октябрь-декабрь 1820 — январь 1821), Вероне (октябрь -декабрь

1822). Однако усиление российского влияния в Европе вызывало

противодействие союзников. В 1825 Священный союз по существу

распался.

Неожиданно для всех Наполеон бежал с острова Эльба, и Париж

снова оказался в его руках. Король Людовик XVIII, получивший трон

благодаря победам русских солдат, покинул свой дворец и столицу,

оставив у себя в кабинете тайный договор, заключённый им с Англией и

Австрией против России. Наполеон послал этот договор русскому

императору. Только после этого Александр I понял, насколько его

ценят и уважают в Европе.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет,

Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял

очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано

Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с

собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять

законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством).

В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству

Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы

местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к

императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу

разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в

России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить

проект конституции для России. Проект «Государственной уставной

грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное

устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но

его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему

окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти

подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все

более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и

иллюзиями, оторванными от реальной политической практики.

Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании

Семёновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного

взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять

жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора

вплоть до 1822-23.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра

послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки

обновления российского государства сопровождались установлением

полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее

символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем,

видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости,

но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В

1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство

духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором

Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под

его руководством фактически был осуществлен разгром российских

университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр

запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и

утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные

поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император

был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но

не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они

разделяют заблуждения его молодости.

Одна из характерных черт Александра I – странное стремление к

симметрии и порядку. Его рабочий стол содержался в идеальном

порядке. Мебель в комнатах дворца расставлялась по составленному им

плану. Как и его отцу Павлу I, Александру нравились парады.

Нравились ему и немецкие города с правильной, точной планировкой.

Александр I в молодости был окружён людьми, демонстрировавшими

свободу мысли и щеголявшими образованностью. В конце царствования

самым близким к нему человеком стал Аракчеев. О жестокости Аракчеева

ходили легенды. Солдатам за малейшую провинность он вырывал усы, в

своём имении Грузино издевался над крепостными вместе со своей

грубой и жестокой любовницей Настасьей Минкиной. Она доходила до

изуверства и в конце концов была убита дворовыми.

Александр I любил Аракчеева за преданность. В последние годы

царствования все доклады император принимал только через Аракчеева.

Ни один министр не мог получить доступ к Александру без позволения

всемогущего царедворца.

С юных лет Александр насмешливо относился к религии. В годы

Отечественной войны он впервые прочел Библию. Это произошло у одного

из членов Негласного комитета Голицына, который из веселого дамского

угодника превратился в мистика. Императора поразили таинственные

пророчества и пламенные строки псалмов. Возвратившись к себе во

дворец, Александр хотел прочесть Библию, но ее не оказалось в

дворцовой библиотеке. На книжных полках стояли тома сочинений

Вольтера, Руссо, знаменитая французская энциклопедия Дидро,

порнографические сочинения Лафонтена и Парни. Библии в библиотеке

монарха православной Росси не было. Александру нашли Библию на

французском. Чтение увлекло его. С этого времени он весь отдался

вере. Александра волновало все мистическое. Он подпал под влияние

знаменитой тогда госпожи Варвары Юлии Крюденер.

Девичья фамилия Крюденер — Фитингоф. Она родилась в Лифляндии,

вышла замуж за барона Крюденера. Муж был на двадцать лет старше юной

красавицы. Она уехала вместе с ним в Копенгаген, потом в Париж. В

Париже Крюденер подружилась с мадам, де Сталь, писателями

Шатобрианом и Бернарденом де Сен-Пьером. Крюденер оставила мужа и

сошлась с графом Фрежвилем, знаменитым своими любовными

приключениями. Потом она вернулась к мужу, но барон Крюденер умер.

Это произвело на нее очень сильное впечатление. Она написала

подражание «Максимам» Ларошфуко и роман в письмах «Валерия», в

котором описала свои любовные переживания.

Роман имел огромный успех. В Париже появились шляпки «а ля

Валерия». Уехав из Парижа, Крюденер поселилась в деревне. Смерть

родственника, случившаяся на ее глазах, обратила Крюденер к религии.

Она познакомилась со знаменитым шарлатаном — пастором Фонтенем,

который организовал выступления перед публикой религиозной

предсказательницы Марии Куммрин.

Под влиянием Марии Куммрин Крюденер поверила, что ее

обязанность проповедовать истину и обращать людей к вере. Крюденер

предсказывала великие перевороты и потрясения. Она объясняла, что

официальная Церковь уже с третьего века отошла от правильного

учения. Ее предсказания легко поддавались любым толкованиям и

поэтому подтверждались происходящими после них событиями. Многие под

впечатлением проповедей Крюденер продали все свое имущество, раздали

деньги беднякам и пешком отправились к горе Арарат, где, согласно

предсказанию экзальтированной проповедницы, нужно было основать

царство Божие на земле.

Александр I слышал о Крюденер. Однажды утомленный переездом из

Вены в Гейльбронне он до поздней ночи размышлял о бегстве Наполеона

с Эльбы. События совпадали с одним из предсказаний Крюденер. Как

только император подумал о ней, ему в ту же минуту доложили, что к

нему прибыла Крюденер. Совпадение поразило Александра. Еще больше на

него подействовал разговор с ней. Крюденер потребовала создать

священный союз монархов против революций.

Некоторое время Крюденер находилась при Александре, и он

советовался с ней по всем вопросам. Потом вокруг Крюденер стали

собираться огромные толпы бедняков. Она обличала грядущие революции,

но в ее проповедях были и такие слова:

— Дайте мне крест, грозящий тронам!

Ее выслали из Франции, потом из Швейцарии, потом из Лейпцига.

В Россию ее доставили под конвоем полиции. Она продолжала свои

проповеди, но Александру I пришлось запретить их. Крюденер уехала в

Крым, где хотела основать колонию истинно верующих христиан. По

дороге она заболела и умерла.

В последние годы Александр I все больше ощущал чувство вины за

участие в заговоре против отца. Когда в Петербурге случилось

наводнение, кто-то из его приближенных, глядя на страшную картину

разрушений, сказал:

— За грехи наши Бог нас карает.

Александр I со слезами на глазах поправил:

— Нет, за мои грехи!

А когда ему донесли о заговорщиках, готовивших покушение на

него, он сказал:

. Не мне их судить.

Александр I постепенно отошел от государственных дел. В нем все

больше развивались мистические настроения. В это время тяжело

заболела его жена. В ее болезни Александр I тоже винил себя. Бабка

Екатерина II женила Александра, когда ему исполнилось всего

шестнадцать лет. Его невеста, принцесса Баденская Луиза, была

голубоглазой красавицей. В нее влюбился даже фаворит самой Екатерины

II Платон Зубов. Став женой наследника престола, она получила

православное имя — Елизавета Алексеевна. Первое время молодые

супруги искренне любили друг друга, но потом наступило взаимное

охлаждение. Александр I заметил, что его жена восхищена его другом,

поляком Адамом Чарторийжским. По-видимому, именно от него она родила

дочь, которая прожила всего один год. Император Павел I, увидев

внучку, сказал:

— Возможно ли, чтобы у мужа блондина и жены блондинки родился

черненький младенец?

Сам Александр увлекся польской красавицей княжной

Четвертинской. Роман с ней начался еще до женитьбы. Но Екатерина II

приказала выдать Четвертинскую замуж за Нарышкина и выслать из

Петербурга. Когда позднее она возвратилась ко двору, ее отношения с

Александром I возобновились. И тогда Александр I и его законная жена

Елизавета Алексеевна дали друг другу свободу. От Нарышкиной у

Александра было трое детей, все они умерли в раннем возрасте.

За Елизаветой Алексеевной пытался ухаживать брат Александра I

Константин. Но императрица предпочла ему молодого красавца,

ротмистра кавалергардского полка Алексея Охотникова. Когда она

родила от него дочь, Константин, известный мстительностью и

жестокостью, подослал к сопернику убийцу, и тот смертельно ранил

Охотникова. Елизавета Алексеевна навещала его перед смертью.

Александр не нашел счастья в любви. Его отношения с

Четвертинской-Нарышкиной длились четырнадцать лет и прервались после

того, как он застал ее в постели со своим генерал-адъютантом

Ожаровским. Император не мстил красавцу поляку. Ожаровского не

удалили от двора, он стал членом Государственного совета, сенатором

и на тридцать лет пережил Александра I.

Когда императрица заболела, Александр долго советовался с ней,

и они решили уехать на юг в Таганрог, чтобы устроить свою

неудавшуюся жизнь вдали от государственных дел и забот. Они

поселились в небольшом одноэтажном домике со скромной обстановкой.

Александр ухаживал за женой. Ее здоровье начало поправляться.

Супруги строили планы новой жизни.

Новороссийский генерал-губернатор Воронцов уговорил Александра

I посмотреть Крым. Накануне отъезда собралась гроза и в комнате

стало темно. Александр приказал зажечь свечи. Но потом тучи

рассе5ялись, снова стало светло, Александр задумался и сидел при

зажжённых свечах. Камердинер хотел убрать свечи. Император рассеянно

спросил, зачем он их убирает.

. Худая примета, — сказал камердинер. — Днём при свечах покойники

лежат.

Александру I понравилось в Крыму.

. Хорошо бы купить здесь клочок земли и зажить помещиком,— сказал

он сопровождавшему его князю Волконскому и грустно добавил:— Я

отслужил двадцать пять лет, солдату и то после этого срока дают

отставку.

В Балаклаве Александр I посетил монастырь. С утра был теплый

день, и он выехал в одном мундире. К вечеру императора ожидали в

Севастополе. Поднялся холодный порывистый ветер. С наступлением

темноты навстречу Александру I выслали людей с факелами. Он приехал

в Севастополь продрогший, его лихорадило. С этого началось его

недомогание. Первое время он не хотел лечиться и переносил болезнь

на ногах.

Однажды во время прогулки он встретил фельдъегеря, ехавшего к

нему из Петербурга со срочными депешами. На глазах у императора

мчавшаяся на всем скаку тройка опрокинулась, фельдъегерь Масков

выпал из нее, ударился о землю, сломал позвоночник и тут же умер.

Эта сцена произвела на отличавшегося мнительностью Александра

огромное впечатление. Он упал духом и постарел за несколько дней.

Руки не слушались его, он не мог бриться и время от времени терял

сознание. Жена, Елизавета Алексеевна, предложила ему причаститься.

Он причастился и через несколько дней, 25 ноября (7 декабря) 1825

года, умер.

Тело Александра I в закрытом гробу доставили в Петербург. Семь

дней закрытый гроб стоял в Казанском соборе. Его открывали только

один раз ночью для прощания членов императорской семьи. Мать

Александра I, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не узнала в

покойнике, лежащем в гробу, своего сына.

По стране стали распространяться слухи, что на самом деле

Александр I не умер, а ушел в монастырь или скрылся среди

раскольников в Сибири, а в гроб вместо императора положили

разбившегося фельдъегеря Маскова. Появилась и легенда, что царя

убили приближенные, которые боялись, что он освободит крестьян.

Таинственные слухи о смерти Александра I усилились спустя

несколько лет, когда стало известно о старце Федоре Кузьмиче. Его

арестовали в Пермской губернии. Он называл себя «бродягой, не

помнящим родства». Установить происхождение Федора Кузьмича не

удалось, и его сослали в Сибирь. На вид ему было около шестидесяти

лет, как раз столько, сколько исполнилось бы и Александру I, если бы

он не умер. Федор Кузьмич носил крестьянскую одежду, но не умел

исполнять самую простую крестьянскую работу и отличался мягкими,

изящными манерами. Рассказывали, что старец иногда употреблял в

разговоре французские и английские слова. Большую часть своего

времени он проводил в молитвах. Все окружающие почитали его как

святого подвижника. Ростом и лицом, цветом глаз он был очень похож

на императора Александра I.

К Федору Кузьмичу приезжали многие знатные посетители, но он

старался избегать встречи с ними и для этого несколько раз менял

место жительства. Бывая в церкви на исповеди, он отказывался

рассказывать, кто он такой и кем был раньше. Какой-то служитель

царского дворца, сосланный в Сибирь, узнал в старце императора

Александра I. Одно время Федор Кузьмич жил у томского купца Хромова.

Умер Федор Кузьмич в лесной заимке недалеко от Томска и был

похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского

монастыря.

Императоры Александр II и Николай II во время своих

путешествий по России посещали могилу Федора Кузьмича. Это укрепило

легенду о том, что под видом святого старца в Сибири умер и

похоронен император Александр I, ушедший в народ, чтобы замолить

свои грехи перед отцом Павлом I.

Томский купец Хромов, у которого некоторое время жил Федор

Кузьмич, в начале царствования Александра III приехал в Петербург и

добился приёма у императора. Он передал Александру III вещи и бумаги

святого старца.

Внук императора Николая I, известный историк, великий князь

Николай Михайлович, написал статью «Легенда о кончине императора

Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича». На основе

сопоставления собственноручных записок Фёдора Кузьмича и автографов

Александра I он пришёл к выводу, что они принадлежат разным людям.

Этот вывод подтверждался и позднее по результатам сверки

подчерков, проводившейся специалистами-графологами. Тем не менее

легенда о старце Фёдоре Кузьмиче до конца не разгадана. Многие

историки продолжают поддерживать гипотезу о том, что он и Александр

I – одно и то же лицо.

Личность императора Александра I во многих отношениях

представляется исключительной. Близко знавший его Карамзин, в

посмертной оценке своего государя выражается так: «Я любил его

искренно и нежно, иногда негодовал, досадовал на монарха, и всё

любил человека, красу человечества своим великодушием, милосердием,

незлобием редким». Правление его, «ознаменованное делами

беспримерной славы для отечества, во веки веков будет сиять в наших

и всемирных летописях: царствование спасителя России, избавителя

Европы, благотворителя побеждённых, умирителя народов, друга правды

и человечества».

В памяти потомства Александр I навсегда будет монархом,

искренно любившем добро, трудившемся неустанно с полным

самопожертвованием на пользу отечества, выведшим Россию из

беспримерно тяжёлых обстоятельств, оставившим в её истории памятные

следы своего царствования.

Список использованной литературы

Троицкий Н.А., Александр I и Наполеон, М., Высшая школа,

1994г.

Манфред А.З., Наполеон Бонапарт, М., Мысль, 1972г.

Тарле Е.В., Сочинения, том 7, М., Издательство Академии Наук

СССР, 1959г.

Бутромеев В.П., Всемирная история в лицах, М., Олма-Пресс,

1999г.

Русский биографический словарь, том 1, С-Пб., 1896г.

Репринтное воспроизведение издания 1986г., М., 1992г.

Мережковский Д.С., Александр Первый, М., Пресса, 1994г.

Бунич И.Л., Династический рок, С-Пб., Облик, 1997г.

Тарле Е.В., Талейран, М., Высшая школа, 1992г.

Ключевский В.О., Исторические портреты, М., Правда, 1990г.

Шильдер Н. К., Император Александр I. Его жизнь и

царствование, т. 1-4, С-Пб., 1904-05гг.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.