рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное принуждение

принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных

последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение

противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий,

на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к

административной ответственности. “По своей цели меры административного

пресечения отличаются от административных взысканий и административно-

предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении

противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении

правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил

общежития.”*

“ В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения

применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их

совершившим.”* Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает,

что “меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как

все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на

неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, -

неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием

для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок

(например, мелкое хулиганство”, в-третьих - систематические нарушения,

антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством,

тунеядством и т.п.).”* Отдельные авторы считают, что меры административного

пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии

правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны… общественных

отношений от наличных или возможных на них посягательств… основное

назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит

в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их

пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-

предупредительными. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется,

мерами пресечения… общественные отношения охраняется охраняются от

правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным

назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные

меры административного пресечения могут применяться при отсутствии

виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия,

пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних”

(см. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление , гражданин, ответственность, с.

31). Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения

является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым

административным правом отношениям.”*

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно

(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного

питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом

они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют

(задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на

него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это. по мнению

Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении

различных субъектов различные государственные органы должны применять

наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий.

Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное

внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений,

своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры

административного пресечения используются не только для защиты интересов

общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя

(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и

т.п.).”*

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер

административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам

следующие:

“- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения

(например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для

доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления

протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов,

находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты,

рыбной ловли).

- Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий,

допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые

угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности,

противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления

является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние

которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы используется как средство

административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых

угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта,

находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить неправомерное поведение может применяться

управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого

поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование

носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой

надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством

восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может

служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных

венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших

общественно - опасные деяния.”*

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить

следующие: административное задержание граждан (ст. 253-256 КоАП Каз.ССР);

изъятие вещей и документов (ст. 258 КоАП Каз.ССР); личный досмотр и досмотр

вещей (ст. 257 КоАП Каз.ССР); отстранение от управления транспортным

средством (ст.259 КоАП Каз.ССР).

Ряд авторов (Еропкин М.И.) “одной из мер административного пресечения

считает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так,

утверждая, что “Огнестрельное оружие может применяться только к лицам,

совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение

оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.

Другое дело, что организационные вопросы применения табельного

огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами:

приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения

оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому

применение последнего против лиц, совершающих административные проступки,

незаконно и является грубейшим нарушением законности.”*

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст.

253-256 КоАП Каз.ССР).

Общим основанием административного задержания служит административный

проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания

необходимо одно из следующих условий (дополнительных): “наличие серьезных

оснований предполагать, что активные противоправные действия будут

продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным

интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить

протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность

виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);

отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и

указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить

необходимые данные о нарушителе.”*

“Административное задержание является мерой административно-

процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения

и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

В главе 19 КоАП Каз.ССР указываются случаи, при которых допускается

административное задержание лица в целях пресечения административных

правонарушений - Административным правонарушением (проступком) признается

посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую

собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления

противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо

бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная

ответственность. (ст. 9 КоАП Каз.ССР).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане,

пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило

административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам

органов внутренних дел, а также к депутатам Маслихатов, судьям и

прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания

лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным

законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении

преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения

свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное

лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище

будут обнаружены явные следы преступления (ст. 132 УПК РК).

“Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя

бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном

правонарушении.”*

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на

две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

"Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем

общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом

определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого

хулиганства."*

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание,

"которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а

задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении."*

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного

задержания:

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о

совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на

принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии

правонарушения.

в) Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид юридической

(административной) ответственности, применяется за совершение определенных

правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности

и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное

правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых

правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."ст.22 КоАП

Каз.ССР

Административное взыскание занимает особое место в системе мер

административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от

других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не

обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко,

поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного

управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными

на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором

учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,

степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и

отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность

(под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать

отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и

понести наказание в виде административного взыскания."*

"Под системой административных взысканий понимается перечень

различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."*

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные

средства:

" 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными

проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо

стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и

общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении

субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."*

В соответствии со ст. 23 КоАП РК (новая редакция в соответствии с

Законом РК от 16 июля 1999 года N 430-1)

выделяют следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права

управления транспортными средствами, права охоты);

6) административный арест;

7) установление надзора за предпринимательской деятельностью;

8) лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности.

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая

уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а

предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а

также общественными организациями и их законными представителями к лицам,

виновным в совершении административного проступка."*

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак правильное использование метода принуждения органами

государственного управления, в том числе органами внутренних дел,

обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования

административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает

условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы

обеспечить:

- правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и защиту такого режима, при котором бы

неукоснительно выполнялись правовые предписания;

- существования устойчивой системы управленческих отношений,

базирующихся на основах законности.

Единое по свей природе государственное принуждение предполагает его

дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений,

которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения.

Административное принуждение - самостоятельная разновидность

государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового

воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере

государственного управления в целях наказания правонарушителей."*

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения

правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три

классификационные группы:

1. Меры административного предупреждения.

2. Меры административного пресечения.

3. Меры административного взыскания.

В целом меры административного принуждения имеют профилактическую

направленность и являются средством предупреждения преступности.

Список использованной литературы:

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

2. Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об

административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. - М.: Юрид.

лит., 1983

3. Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. -

М.: Юрид. лит., 1990

4. Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под

ред. Еропкина М.И., - Киев, 1978

5. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -

Тюмень: ТГУ, 1994

6. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного

порядка. М. Юрид. лит. 1977

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск,

1989

8. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному

законодательству. Учебное пособие. М., 1988

9. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в ССР, его виды и основные

тенденции развития. М., 1972

10. Бахрах Д.н. Советское законодательство об административной

ответственности. Пермь, 1969

11. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975

-----------------------

[1] Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -

Тюмень: , ТГУ, 1994 с. 89.

[2] Советское административное право: Учебник/под ред. П.Т. Василенкова. -

М.: Юрид.лит., 1990, с.170-171.

[3] Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного

порядка. М.: Юрид.лит., 1977,с.23.

[4] Севрюгин В.Е. Указ. раб. с.90

[5] Советское административное право: Учебник/под ред. П.Т. Василенкова. -

М.: Юрид.лит., 1990, с.173.

[6] Л.Н. Бахрах, А.В. Серегин Указ. раб. с. 24.

[7] Севрюгин В.Е. Указ. раб. с.90

[8] Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР, 1989, с.

18.

[9] Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному

законодательству. Учебное пособие М., 1988, с. 11.

[10] Севрюгин В.Е. Указ. раб. с.90;

[11] Д.Н. Бахрах Указ. раб. с. 18.

[12] Д.Н. Бахрах Административное принуждение в СССР, его виды и основные

тенденции развития. М., 1972, с. 17.

[13] Д.Н. Бахрах Советское законодательство об административной

ответственности. Пермь, 1969, с. 33.

[14] Л.Н. Бахрах, А.В. Серегин Указ. раб. с. 24.

[15] Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Уч. пособие. - Тюмень:

, ТГУ, 1994, с. 90.

[16] Севрюгин Указ. раб. с. 90-91.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.