рефераты бесплатно

МЕНЮ


А.Смит и промышленный переворот

А.Смит и промышленный переворот

Содержание:

биография А. Смита. Его главные работы. 3

Значение экономических работ А.Смита. 4

Действие "невидимой руки". 5

Идея децентрализованной конкуренции. 8

Предмет – экономическое развитие. 10

Смитовская трактовка экономических законов. 11

Вывод. 14

Библиография. 15

Введение

Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не

только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился

основателем экономики как науки, так как первым сделал попытку

проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой

трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все

предшественники Смита писали о том, как должно быть организовано общество,

и только он сделал первый шаг к позитивной экономике, сказав, что человек и

есть высшая ценность, а не «материал». Его идея о том, что надо

предоставить природу самой себе и не мешать людям реализовываться, легла в

основу его теории «невидимой руки». Он говорил, что вовсе не требуется,

чтобы люди непосредственно заботились о других, нужно, чтобы они заботились

хотя бы о самих себе, и тогда общество будет процветать. Смит рассматривал

идею разделения труда, которое влечёт за собой повышение

производительности, как важнейший принцип развития общества. Одним из

наиболее важных аспектом его теории стоимости является теория заработной

платы, так как он считал, что необходимо разобраться в поведении наёмных

рабочих, как большей части населения любой страны, для того, чтобы осознать

механизмы общественного развития и приращения богатства страны.

Биография А. Смита. Его главные работы.

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде,

расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного

чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в

Глазговский университет, который закончил спустя три года в 1740 г. В числе

лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего

образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746 г.

Уровень преподавания здесь не устраивал его в том числе и по той причине,

что большинство профессоров даже не читали своих лекций. Из Оксфорда А.Смит

вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением

публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже

тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического

либерализма и особенно принципа свободы торговли. В 1751 г. А.Смит был

назначен профессором логики в Глазговском университете (в 28 лет!), а в

конце того же года перешел на кафедру моральной философии, на которой

преподавал до 1764 г. Крупная научная работа "Теория моральных чувств",

изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем

научный интерес А.Смита все более смещается к экономической науке, что было

связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе

политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом

Давидом Юмом.

В 1764 г. в жизни А.Смита произошло переломное событие: он оставил

кафедру (как окажется — навсегда) и принял предложение сопровождать во

время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного

политического деятеля — герцога Баклю. Материальный интерес от этого

путешествия имел для А.Смита не последнее значение; поездка гарантировала

ему ( 800, ежемесячно до конца жизни, что было явно больше его

профессорского гонорара. Путешествие длилось с 1764 по 1766 г., т.е. более

двух лет, из которых полтора года он провел в Тулузе, два месяца в Женеве,

где ему довелось встретиться с Вольтером, и девять месяцев в Париже. Тесное

знакомство за время поездки с французскими философами д’Аламбером,

Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и

А.Тюрго, отразилось впоследствии в его главном труде "Исследование о

природе и причинах богатства народов", к которому он приступил еще в

Тулузе.

По возвращении в Шотландию А.Смит решает поселиться у своей матери, где с

1767 г. уединяется для завершения работы над "Богатством народов". Книга

вышла в свет в 1776 г. и упрочила и без того широкую известность ее автора.

Она четырежды переиздавалась при жизни А.Смита и еще три раза со дня его

смерти (1790 г.) и до конца века.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с

трех сторон:

- с позиций морали и нравственности,

- с позиций гражданских и государственных,

- с позиций экономических.

Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом

особенностей их натуры, считая, что человек – существо, эгоистичное от

природы, и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих.

Но люди все же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом

ради общего блага и личной выгоды каждого. Значит, существуют какие-то

механизмы, которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить ,

то можно понять, как устроить экономические отношения более рационально.

Адам Смит не идеализировал человека, он видел все его недостатки и

слабости, но при этом он писал: “Одинаковое у всех людей, постоянное и не

исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает

как общественное и национальное, так и частное богатство”.

В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать, что

богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но

всеми видами производств, существующими в экономике.

Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда, поскольку видел

в нем источник роста благосостояния любого народа мира.

Он дал ответ и на вопрос о том, почему разделение труда и обмен так

неуклонно сопутствуют истории человечества.

Великий шотландец показал, что обмен товарами происходит тогда и только

тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Это была революционная для своего

времени идея , и даже до сих пор она нелегко усваивается людьми

малознакомыми с экономикой .

До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым

утверждением древних греков: “ Рынок – это специально отведенное место, где

люди могут обманывать друг друга”. Иными словами, считалось, что в любой

сделке одна сторона выигрывает, а другая соответственно обязательно

проигрывает.

Смит доказал, что на самом деле существует универсальная выгода для

всех, кто вступает в обмен товарами.

Эта выгода – экономия участниками обмена своего труда. Иными словами,

человек соглашается на обмен только тогда, когда полагает, что затратил на

изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы

потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять.

Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров

и согласовании цен, то такой обмен – благо для всех его участников и страны

в целом.

Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие ее

правителей.

Если же власти не мешают людям трудиться, создавать сбережения и

вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна будет процветать: “

Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до

высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в

управлении, все остальное сделает естественный ход вещей”.

Значение экономических работ А.Смита.

В процессе изучения основного вопроса данной курсовой работы мной было

просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В

этих книгах я нашла много часто совершенно противоречивых мнений о роли и

месте учений Смита в экономической науке.

К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной

стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или

скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он

ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях

конкуренции…". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на

которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли

находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты,

стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и

экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя

внешнюю видимость явлений и процессов".

Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она

заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все

важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он

сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит

поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти

взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы

оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее

они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие

"писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое

заимствовать у своих предшественников.

А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд,

опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита основателем

политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть

удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ,

"Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные

репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах

богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд,

излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем

анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и,

наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь

этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной

свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир".

Действие "невидимой руки".

Центральный мотив – душа "Богатства народов" – это действие "невидимой

руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинальной для XVIII в. и

не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII

в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку,

независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право

преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.

Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии.

Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и

общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo

oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его

изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой

руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства

народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при

определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем

термином "работающая конкуренция", частные интересы действительно могут

гармонически сочетаться с интересами общества.

Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом

хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но

преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим

людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается

разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют

развитию общества, хотя каждый из них - "эгоист" и печется только о своих

интересах. Естественное стремление людей улучшить свое метериальное

положение – это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать

без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию.

Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего

"естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и

наниматься…

"Невидимая рука" – это стихийное действие объективных экономических

законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме в

науку понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим

он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия,

при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие

своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит

называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-

экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это

принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или,

как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая

конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.

Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и

жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и

свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен

к своекорыстному интересу. Точно также при капитализме никогда не было и не

может быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы

изучать "массовидные" экономические явления и процессы, если бы она не

делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную

и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой

точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции

была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в

особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий).

Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не

управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не

менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию

действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И

в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может

выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей

выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены;

каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются

совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка

обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

Идея децентрализованной конкуренции.

В XVIII в. был широко распространен предрассудок, согласно которому

любое действие, совершаемое ради частного интереса, по одной этой причине

идет вразрез с интересами общества. Даже сегодня некоторые представители

идей социализма утверждают, что свободная рыночная экономика не может

служить интересам общества. Смит снял с себя бремя доказательств и создал

постулат: децентрализованная, атомистическая конкуренция в определенном

смысле обеспечивает "максимальное удовлетворение потребностей". Несомненно,

Смит не дал полного и удовлетворительного объяснения своему постулату.

Иногда даже может показаться, что этот постулат держится только на

соображении о том, что степени удовлетворения индивидуальных потребностей

поддаются арифметическому сложению: если, имея полную свободу, каждый

добивается полного удовлетворения индивидуальных потребностей, то общий

режим максимальной свободы обеспечит максимальное удовлетворение

потребностей общества.

Как Кантильон, Петти и физиократы, Смит считал, что богатство

прирастает производством, источником которого служит труд. Автор не считал,

что таким источником служит только сельскохозяйственный труд. По-прежнему

придерживаясь общепринятого тогда разграничения на труд производительный и

непроизводительный, от рассматривал производительный труд (т.е., по его

мнению, единственный, создающий добавочную стоимость), как любой труд

создающий новый материальный продукт. В главе восьмой «Богатства народов»

Смит предлагает читателю свою теорию заработной платы, основывая свои

рассуждения на основном, по его мнению, виде трудовой активности, а именно

– производительном труде. Он начинает свои рассуждения со сжатого описания

первобытного состояния общества, которое предшествует присвоению земли в

частную собственность и накоплению капитала, говоря, что в таком обществе

весь продукт труда принадлежит работнику. Если бы такое состояние

сохранилось, то заработная плата возрастала бы по мере увеличения

производительной силы труда с единичным коэффициентом. Но, с введением

частной собственности на землю, появляется необходимость арендовать её у

землевладельца, который, в свою очередь, устанавливает определённую ренту,

которая и составляет первый вычет из продукта труда. Смит также говорит,

что лицо обрабатывающее землю, только в очень редких случаях имеет средства

для содержания себя до сбора жатвы и, таким образом, одновременно является

и хозяином и работником, получая весь продукт своего труда. Смит принимает

концепцию капитала как некоего запаса, из которого рабочим обычно

авансируются средства, в то время, когда они не заняты выпуском. Средства

авансируются из капитала его хозяина, который нанимает его с целью

получения прибыли путём получения доли продукта его труда. Эта доля

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.