рефераты бесплатно

МЕНЮ


Все об Индии

1/3.

В результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5 млн.

га. Но и это не может обеспечить потребности страны. Из-за низкой

продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины составляет примерно 40

млн. м3, то есть из расчета на душу населения всего 0,046 м3 дровяной и

деловой древесины (в США только деловой древесины на каждого жителя

приходится 1,86 м3, или в 40 раз больше). Индийское правительство оценивает

потребности страны в древесине к 2000 году в 290 млн. м3, что в семь раз

больше того объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря

ожидаемому приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов,

наносящая большой экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.

В свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические

последствия для водного хозяйства Индии: нарушился режим рек, увеличился

твердый речной сток (Ганг ежегодно выносит в Бенгальский залив 1,5 млн. т.

наносов, немного уступая в этом отношении только Хуанхэ). Согласно

индийским данным, в наши дни наводнениям подвержены 400 тыс. км. территории

страны. Чаще всего они случаются в дождливый летний сезон, когда муссоны

приносят влажный воздух с Индийского океана. Ежегодно наводнениям

подвергаются в среднем 8 млн. га, половину из которых составляют

сельскохозяйственные земли, и страдает от них более 30 млн. человек.

Добавим, что нарушение режима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и

на соседней стране - Бангладеш.

К этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое загрязнение

водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и городские отходы

обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех городов Индии только

8 полностью, а 210 частично оборудованы системами канализации. А ведь

только по течению Ганга распложены (Катастрофическое наводнение в

Бангладеше в августе-сентябре 1988 года охватило более 2/3 территории этой

страны, оставив без крова 30 млн. человек. Осенью 1990 года в результате

наводнения погибло по разным оценкам от 150 до 300 тыс. человек.) 114

городов с населением свыше 50 тыс. человек. Свои неочищенные отходы

сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых фабрик. И это при том, что

снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от ресурсов речного стока.

Загрязнение атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов.

Еще несколько десятилетий назад основными источниками ее загрязнения были

домашние очаги (мангалы), где в качестве топлива обычно использовался

кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные

производства - "ГЭС, предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимии.

Считается, например, дышать воздухом Бомбея - это то же самое, что

выкуривать десять сигарет в день. Растущие выбросы серы и азота уже

приводят к возникновению кислотных дождей, влияющих на посевы, воды и

сооружения. Очевидна опасность, которая грозит знаменитой гробнице Тадж-

Махал в связи с выбросами соседних нефтеперерабатывающих заводов.

На первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии не

уделялось большого внимания - прежде всего из-за отсутствия средств. Но

затем необходимость таких мер была осознана и правительственными кругами и

общественностью, и средства, хотя и небольшие, выделены. В середине 80-х

годов был принят , который предусматривал

установление мониторинга за состоянием вод реки и начало строительства

канализационных систем в городах. Тогда же была создана национальная

комиссия по борьбе с опустыниванием, основной задачей которой стало

ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные спутники

стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и

наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80 резерватов

дикой природы.

Однако все это можно рассматривать только в качестве первоначальных

мер. в Индии уже

разработаны. К ним относятся, например, планы комплексного освоения Ганга и

Брахмапутры, предусматривающие сооружение в восточной части Гималаев

гидроузла мощностью в 3,7 млн. кВт, а в Ассамской долине - в 10 млн. кВт в

комплексе с другими гидротехническими сооружениями. Но опыт говорит о том,

что от составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ

Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны

исповедуют индуизм, мусульманство, христианство сикхизм, буддизм, джайнизм,

местные традиционные верования. Религия оказывала и продолжает оказывать

огромное влияние на всю жизнь общества. Наиболее распространен в Индии

индуизм.

(Индусами часто называют всех жителей Индии, тогда как в данном

случае правильнее употреблять слово - собирательный термин,

обозначающий всех граждан этой страны. Слово же (искаженная форма

от ) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.) Его

исповедуют более 80% жителей страны. Индуисты составляют большинство во

всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии

нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара),

которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за

добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели

должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение

нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую очередь в а также в таких эпических произведениях, как (18 книг)

и , посвященная подвигам Рамы.

В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных.

Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего.

Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии

воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается

четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется

обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих

десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое

распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и

пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке,

полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое

главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в

Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин

животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с

третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем.

Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое

преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов

особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других.

Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у

местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда

животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не

забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и

некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах

которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения -

омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга

облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела

умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных

случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки -

заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и

вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты

официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на жизнь и

быт индусов. Но, без всякого сомнения, наибольшее воздействие на них

оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от

латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).

Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие

времена, но оказалась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и

влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описывает это

влияние востоковед-индолог Н. Р. Гусева.

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются,

воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их,

сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и,

наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению)

-все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые

предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в

соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов,

создание которого предписывается богам, божественному откровению. Дхарма

определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки, и

даже чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной

нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты

диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой

же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих

детей. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей

головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну)

общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом,

верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или

воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев

(торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность

снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра -

касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла

прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну,

зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем

увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой

войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. После

войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши

дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая

категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее

отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло

для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую

темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались

профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка

мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми

лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним

оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких

неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60

- 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое

деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками.

Само слово () выведено из оборота и заменено словом

(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И

тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в

особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего

17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор

крайне редки браки между представителями высших и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 %

всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты.

Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и

Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и

не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных

отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство

во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии

составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности

абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране

18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане

живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой

религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник

в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая географическое положение этого

штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм

сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно

отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает

идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных

церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах:

нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они

добавляют к своему имени приставку , что значит ) носят длинные

волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные

бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н.

э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей

штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с

буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о

перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще

более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку

же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей,

насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы,

ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты

правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и

этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию

в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям.

Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами

и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-

общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они

происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других

штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили

в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит,

чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно

преданию именно в Айодхье – и это описано в - правил царь

Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после

дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция

вызвала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и

привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские

храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было

введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено

как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее

религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть

крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до

создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения

стоит фундаменталистская (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того

как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению

районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию

независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и

опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в

городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает

(божественного нектара). В октябре 1984 года двое

военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили

покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой

аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-

министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован

тамильскими националистами, действующими на юге страны.

Культура и Религия

Жреческие школы в поздневедийский период.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах.

Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в

рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и

обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые

находились в монопольном владении традиции учителей и учеников.

Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-

диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались

центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.