Все об Индии
1/3.
В результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5 млн.
га. Но и это не может обеспечить потребности страны. Из-за низкой
продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины составляет примерно 40
млн. м3, то есть из расчета на душу населения всего 0,046 м3 дровяной и
деловой древесины (в США только деловой древесины на каждого жителя
приходится 1,86 м3, или в 40 раз больше). Индийское правительство оценивает
потребности страны в древесине к 2000 году в 290 млн. м3, что в семь раз
больше того объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря
ожидаемому приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов,
наносящая большой экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.
В свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические
последствия для водного хозяйства Индии: нарушился режим рек, увеличился
твердый речной сток (Ганг ежегодно выносит в Бенгальский залив 1,5 млн. т.
наносов, немного уступая в этом отношении только Хуанхэ). Согласно
индийским данным, в наши дни наводнениям подвержены 400 тыс. км. территории
страны. Чаще всего они случаются в дождливый летний сезон, когда муссоны
приносят влажный воздух с Индийского океана. Ежегодно наводнениям
подвергаются в среднем 8 млн. га, половину из которых составляют
сельскохозяйственные земли, и страдает от них более 30 млн. человек.
Добавим, что нарушение режима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и
на соседней стране - Бангладеш.
К этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое загрязнение
водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и городские отходы
обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех городов Индии только
8 полностью, а 210 частично оборудованы системами канализации. А ведь
только по течению Ганга распложены (Катастрофическое наводнение в
Бангладеше в августе-сентябре 1988 года охватило более 2/3 территории этой
страны, оставив без крова 30 млн. человек. Осенью 1990 года в результате
наводнения погибло по разным оценкам от 150 до 300 тыс. человек.) 114
городов с населением свыше 50 тыс. человек. Свои неочищенные отходы
сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых фабрик. И это при том, что
снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от ресурсов речного стока.
Загрязнение атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов.
Еще несколько десятилетий назад основными источниками ее загрязнения были
домашние очаги (мангалы), где в качестве топлива обычно использовался
кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные
производства - "ГЭС, предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимии.
Считается, например, дышать воздухом Бомбея - это то же самое, что
выкуривать десять сигарет в день. Растущие выбросы серы и азота уже
приводят к возникновению кислотных дождей, влияющих на посевы, воды и
сооружения. Очевидна опасность, которая грозит знаменитой гробнице Тадж-
Махал в связи с выбросами соседних нефтеперерабатывающих заводов.
На первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии не
уделялось большого внимания - прежде всего из-за отсутствия средств. Но
затем необходимость таких мер была осознана и правительственными кругами и
общественностью, и средства, хотя и небольшие, выделены. В середине 80-х
годов был принят , который предусматривал
установление мониторинга за состоянием вод реки и начало строительства
канализационных систем в городах. Тогда же была создана национальная
комиссия по борьбе с опустыниванием, основной задачей которой стало
ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные спутники
стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и
наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80 резерватов
дикой природы.
Однако все это можно рассматривать только в качестве первоначальных
мер. в Индии уже
разработаны. К ним относятся, например, планы комплексного освоения Ганга и
Брахмапутры, предусматривающие сооружение в восточной части Гималаев
гидроузла мощностью в 3,7 млн. кВт, а в Ассамской долине - в 10 млн. кВт в
комплексе с другими гидротехническими сооружениями. Но опыт говорит о том,
что от составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.
РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ
Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны
исповедуют индуизм, мусульманство, христианство сикхизм, буддизм, джайнизм,
местные традиционные верования. Религия оказывала и продолжает оказывать
огромное влияние на всю жизнь общества. Наиболее распространен в Индии
индуизм.
(Индусами часто называют всех жителей Индии, тогда как в данном
случае правильнее употреблять слово - собирательный термин,
обозначающий всех граждан этой страны. Слово же (искаженная форма
от ) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.) Его
исповедуют более 80% жителей страны. Индуисты составляют большинство во
всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.
Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии
нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара),
которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за
добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели
должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение
нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую очередь в а также в таких эпических произведениях, как (18 книг)
и , посвященная подвигам Рамы.
В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных.
Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего.
Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии
воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается
четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.
Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется
обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих
десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое
распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и
пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке,
полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое
главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в
Матхуре, Джайпуре и другие.
Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин
животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с
третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем.
Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое
преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов
особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других.
Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у
местных и домашних алтарей, в священных местах.
Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда
животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не
забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и
некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах
которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения -
омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга
облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела
умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных
случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки -
заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и
вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты
официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.
Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на жизнь и
быт индусов. Но, без всякого сомнения, наибольшее воздействие на них
оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от
латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).
Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие
времена, но оказалась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и
влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описывает это
влияние востоковед-индолог Н. Р. Гусева.
Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются,
воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их,
сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и,
наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению)
-все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые
предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в
соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов,
создание которого предписывается богам, божественному откровению. Дхарма
определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки, и
даже чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной
нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты
диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой
же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих
детей. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.
Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей
головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну)
общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом,
верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или
воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев
(торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность
снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра -
касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла
прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну,
зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем
увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой
войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. После
войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши
дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.
В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая
категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее
отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло
для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую
темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались
профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка
мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми
лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним
оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких
неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60
- 80 млн человек.
Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое
деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками.
Само слово () выведено из оборота и заменено словом
(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И
тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в
особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего
17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор
крайне редки браки между представителями высших и низших каст.
Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 %
всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты.
Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и
Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и
не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных
отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство
во всех религиозных общинах страны запрещено законом.
Последователи стальных религий в общей численности населения Индии
составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности
абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране
18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане
живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.
Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой
религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник
в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая географическое положение этого
штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм
сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно
отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает
идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных
церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах:
нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они
добавляют к своему имени приставку , что значит ) носят длинные
волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные
бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.
Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н.
э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей
штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с
буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о
перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще
более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку
же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей,
насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы,
ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты
правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.
Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и
этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию
в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям.
Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами
и сикхами.
Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-
общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они
происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других
штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили
в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит,
чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно
преданию именно в Айодхье – и это описано в - правил царь
Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после
дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция
вызвала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и
привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские
храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было
введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено
как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее
религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть
крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до
создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения
стоит фундаменталистская (БДП).
В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того
как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению
районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию
независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и
опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в
городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает
(божественного нектара). В октябре 1984 года двое
военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили
покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой
аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-
министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован
тамильскими националистами, действующими на юге страны.
Культура и Религия
Жреческие школы в поздневедийский период.
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах.
Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в
рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и
обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые
находились в монопольном владении традиции учителей и учеников.
Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-
диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались
центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|