рефераты бесплатно

МЕНЮ


Военно-промышленный комплекс России

реструктуризацию оборонной промышленности. Мировая практика показывает, что

нормальная реструктуризация, то есть адаптация к гражданскому рынку,

происходит при уменьшении выпуска ВВТ не более, чем на 5-7% в год. А в

России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-92 годы

конверсии подверглось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено

1,08 млн. человек.

Еще одна проблема – переход за критический минимум объема

производства многих видов военной продукции. В целом государственный

оборонный заказ за последние годы по основной массе вооружения и военной

техники обеспечивает загрузку производственных мощностей максимум на 10-

15%. Повсеместно оборонный заказ стал ниже минимально допустимого уровня,

что ведет к росту издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции, а

также к деградации и утрате высокотехнологичных производств.

Сегодня осознано, что проводить конверсию необходимо было менее

скоропалительно и с гораздо меньшими издержками. Мировой опыт и состояние

конверсируемых предприятий РФ подтверждают, что высокий темп(данного

процесса вызывает тяжелые последствия и превращает демилитаризацию

экономики в один из факторов падения промышленного производства в целом.

Масштабы и темпы конверсии в начале 90-х годов почти на порядок превысили

имевшие место в большинстве развитых стран и составляли по различным

отраслям ВПК от 30 до 60 % и более.

Объективные трудности конверсии были усугублены ее ограниченным

финансированием.

Приватизация на предприятиях ВПК сопровождалась прекращением

государственного финансирования, что вполне естественно. Однако новые

собственники, особенно трудовые коллективы, оказались неспособными

инвестировать производство, в особенности его оборонную часть. Как

следствие, начался масштабный и трудно контролируемый для государства

процесс ухода предприятий от выпуска ВВТ, неоправданное суждение

номенклатуры военной продукции, что практически не было подкреплено

прогрессивной унификацией ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более

ухудшалась.

Однако главная проблема ВПК заключается в мизерном финансировании. В

этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых

военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя

страны. В 1997 году расходы на одного военнослужащего в России составляли

14 тысяч долларов, а в США – 176 тысяч, в Великобритании – 200, в Германии

– 98. В том же году военные расходы на душу населения составляли: в России

– 233 доллара, в США – 978, в Великобритании – 578, в Греции – 517

долларов.

Фактические затраты государственного бюджета на оборонные нужды в

1993 году составили 4,4% от ВВП; в 1994 году – 5,6%, в 1995 – менее 4%, в

1996 – 3,5%, в 1997 – 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность возможностей финансировать государственный оборонный

заказ на поставку в Вооруженные силы конкретных образцов ВВТ привело к идее

сконцентрировать большую часть выделенных для этой цели ресурсов на НИОКР в

области создания новых типов вооружений. Эта идея, по мнению специалистов,

была абсолютно верна. Ее реализация позволила бы создавать научно-

технические и технологические заделы для последующего перевооружения

Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Совершенно ясно, что на сегодняшний день отставание для России в этой

сфере от ведущих в военном и экономическом отношении стран недопустимо. Мир

находится на пороге очередной научно-технической революции, которая должна

привести к значительному качественному рывку в модернизации ныне

действующих образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия,

которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких

технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше

технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешних

вооружений.

Однако пока на практике идея концентрации усилий на военных НИОКР не

подкреплена соответствующими бюджетными ресурсами. Как следствие, только за

1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное снижение финансирования на

НИОКР в области военного производства. Сегодня в России на это из бюджета

ассигнуется в долларовом исчислении в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз

меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования –

это плановый показатель, который в последние годы никогда не исполнялся.

Процент реальных ассигнований на НИОКР оборонного характера значительно

отличается от первоначальных планов.

Столь скудное финансирование подвело научные и конструкторские

организации ВПК к критической черте, за которой следует потеря

воспроизводственного потенциала, особенно по высокотехнологичным образцам

ВВТ. Его восстановление потребует впоследствии существенно больших средств,

чем его текущее поддержание на текущем уровне.

Одно из негативных итогов ухудшения финансового положения оборонных

предприятий – резкое устаревание оборудования. Действительно, недостаточный

уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и

мобилизационных мощностей ведут к их быстрому моральному и физическому

старению, что в ближайшее время, несомненно, скажется на способности

производить современное вооружение и военную технику. Анализ технического

состояния активной части основных производственных фондов оборонной

промышленности показывает, что в отраслях замечена негативная тенденция к

устареванию оборудования. Предполагается, что к 2001 году количество

оборудования с возрастом в 20 лет составит половину от его общего числа.

В результате сокращения текущего производства вооружения и военной

техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается

материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности

резко снизилась заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в

общепромышленном производстве. Это связано с тем, что в ВПК уменьшение

численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением

объемом производства, а также с большим количеством градообразующих

предприятий.

Если принять уровень заработной платы в оборонном комплексе по

состоянию на 1997 г. за 100%, то в электроэнергетике он равнялся 304, а в

газовой промышленности – 472%. Средняя заработная плата по промышленности в

1998 г. составляла 1245 рублей, а на предприятиях комплекса – около 794 (по

электронной промышленности – 600, по промышленности средств связи – 625

рублей). Даже наиболее благополучная среди «оборонщиков» ракетно-

космическая отрасль по этому показателю (1062 рубля) заметно отставала от

промышленности в целом.

В настоящее время на многих предприятиях ВПК существует скрытая

безработица. Ухудшился в комплексе и качественный состав рабочей силы. Так,

средний возраст работника составил 43 года (а в НИИ и КБ – 45 лет).

Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет 16%

от общего числа персонала. Высок процент женщин – 52% и работающих

пенсионеров – 11,5% (в НИИ и КБ – 12,5%). Среди принятых на работу за

период с 1991 по 1997 гг. лишь 2% имели высшее или среднее техническое

образование. Общее число кандидатов и докторов наук уменьшилось на 10%.

Предпринятые в последнее время шаги по выправлению дел в ВПК,

включающие ряд организационно-финансовых мер, начали давать положительные

результаты. Так, в 1998 г. в оборонной промышленности РФ наметилась

относительная стабилизация. В частности, общий объем выпуска продукции за 8

месяцев составил к аналогичному периоду 1997 г. 97,2%, в том числе

гражданской – 92, а военной – 107%, что свидетельствует о повышении доли

последней. При этом довольно значительный рост производства произошел в

ракетно-космической (119,9%) и радиопромышленности (109%),

стабилизировалась ситуация в авиационной (90,1%) и боеприпасной (93,3%)

отраслях.

Прекратилось в ВПК и опережающее по сравнению со всей промышленностью

сокращение занятости: если по всей промышленности среднесписочный состав

рабочих за 1998 г. уменьшился на 10,6%, то в оборонной промышленности – на

10,3%.

Однако в отдельных отраслях комплекса спад производства продолжался,

причем в таких структурах, как промышленность вооружения, Российское

космическое агентство, промышленность средств связи, процесс ускорился.

Так, за 8 месяцев 1998 года (по сравнению с аналогичным периодом 1997 года)

объем выпуска в первой структуре составил 45,4%, во второй – 49,1%, а в

третьей – 50,4%.

Для России военная промышленность выполняет не только функцию

обеспечения вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; она

представляет собой важнейшую экспортоориентированную отрасль. И в советский

период экспорт ВВТ рассматривался как выгодное направление

внешнеэкономической деятельности, но тогда в данной сфере был чрезвычайно

силен идеологический аспект. Это проявлялось, в частности, в значительных

поставках ВВТ некоторым странам в долг, причем в большинстве случаев

подобные долги не имели практических шансов быть погашенными странами-

импортерами.

В сегодняшней экономической ситуации в России в целом, и в ВПК в том

числе, коммерческая сторона экспорта оружия становится превалирующей.

Достаточно сказать, что в настоящее время по этому каналу в комплекс идет

70% всех финансовых поступлений.

Ограничение экономических возможностей и фактическое место России в

мирохозяйственной системе сегодня и в перспективе двух-трех ближайших

десятилетий предполагают оптимизацию структуры военной промышленности. Суть

ее прямо вытекает из основных положений военной доктрины на каждом

отдельном этапе, ее приоритетов в области военного строительства.

В связи с нехваткой финансов масштабное переоснащение Вооруженных Сил

новыми видами оружия отложено на перспективу до 2005 года. Тогда же

начнется и широкомасштабная структурная перегруппировка военной

промышленности страны, чтобы соответствовать номенклатуре массовых поставок

ВВТ в перевооружаемые армию и флот. Пока же с учетом имеющихся реалий

военная доктрина исходит из и поддержания ведущей роли стратегических

ядерных сил в военной системе государства.

Стремление США в одностороннем порядке выйти из договора с Россией о

несоздании систем противоракетной обороны, их усилия в области расширения

арсенала высокоточного оружия делают необходимым для нашего государства

сохранение достаточного количества ядерных вооружений, наличие современных

систем предупреждения о военной опасности и ядерном нападении в

особенности, надежного комплекса управления и информационного обеспечения

постоянного функционирования и боевого применения Стратегических ядерных

сил.

В настоящее время на эти цели направляется примерно четверть военного

бюджета страны, в том числе на такую важную их часть, как ракетные войска

стратегического назначения – 6-8%. Существует официальная точка зрения

органов законодательной и исполнительной власти РФ, поддерживаемая военными

специалистами, о повышении как абсолютных расходов на отмеченные выше цели,

так и доли стратегических ядерных сил в структуре военного бюджета.

Агрессия НАТО в Югославии, развязанная весной 1999 г., послужила еще одним

поводом для укрепления данной позиции.

Упор на развитие стратегических ядерных сил предполагает и изменение

приоритетов в ВПК РФ. Речь должна идти о первостепенном внимании к развитию

ракетно-космической и атомной промышленности, а также к военному самолето-

и кораблестроению. Соответствующее развитие предполагается в смежных

отраслях, производящих комплектующие первой группы.

Предпринятые правительством России в 1998-99 гг. меры позволили

приостановить негативные тенденции в ВПК. В частности, в ряде отраслей

возрос объем производства, практически во всех отраслях замедлилось его

падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности

оборонных предприятий. Но впереди еще очень трудные задачи, главные из

которых: не потерять научные школы, работающие на оборону, сохранить

передовые технологии, выбрать и сконцентрировать усилия на наиболее

перспективных военно-технических программах XXI века. Восставшей из

нынешнего хаоса России обязательно потребуется и современная по меркам

будущего дня армия, и способная вооружать ее отечественная военная

промышленность.

Новосибирская область сегодня остается одним из крупнейших военно-

промышленных центров, обладающим высоким научно-техническим,

производственным и кадровым потенциалом, представляющим в совокупности все

основные отрасли оборонной промышленности. В настоящее время ВПК области

включает 35 предприятий и организаций, подведомственных Министерству

экономики России и Минатому России.

В области представлены почти все направления оборонного комплекса

(атомная промышленность, авиапромышленность, ракетно-космическая,

электронная, радиопромышленность, промышленность боеприпасов и спецхимии,

промышленность средств связи и вооружения), включающие уникальные и

единственные в своем роде оборонные предприятия и НИИ со своей

специфической технологией и высокопрофессиональными кадрами,

перепрофилирование которых чрезвычайно затруднительно, в некоторых случаях

просто нецелесообразна.

Важнейшей отличительной чертой ВПК области является уникальный по

качественному и количественному уровню, а также по широте специализации

научно-технический потенциал, представленный тремя Сибирскими отделениями

Российской Академии наук, государственным научным центром вирусологии и

биотехнологии «Вектор», двадцатью отраслевыми, проектными институтами и КБ.

Уровень выполняемых исследований имеет мировое значение, а ряд отраслевых

НИИ оборонного профиля являются ведущими организациями России по разработке

различных видов вооружения.

Несмотря на имеющийся потенциал перспективы значимого роста

производства в оборонной промышленности, области остаются неясными.

Основным вопросом в ближайшее пятилетие остается финансовое обеспечение

деятельности предприятий, существенного увеличения собственных средств у

них в этот период, вероятнее всего, не предвидится. Государственная

поддержка может коснуться только тех, кто попадет в состав той или иной

федеральной программы или в список казенных заводов. Надежды на иностранные

инвестиции незначительны, особенно в тяжелом положении могут оказаться

предприятия с устаревшим производственным аппаратом и с ограниченными

возможностями производства конкурентоспособной продукции, в том числе

военной, поэтому очевидно, что не все оборонные предприятия города будут

существовать в сложившемся виде в долгосрочной перспективе. В этой связи

ближайшими задачами являются полная инвентаризация их возможностей,

реорганизация реформирования и посильная местная поддержка в осуществлении

намечаемых проектов. Анализ результатов деятельности предприятий, удельный

вес которых сейчас составляет 15% объема производства всей промышленности

(а в 1991 г. было 60%) показывает, что объем производства по сравнению с

1991 годом сократился в 3,6 раза; численность сократилась на 100 тысяч

человек. В настоящее время экономическое состояние оборонных предприятий

весьма разнородно: выделяются предприятия, более или менее «держащиеся на

поверхности» и предприятия, испытывающие серьезный кризис, независимо от

формы собственности. К первым можно отнести НАПО имени Чкалова, которое

освоило истребитель-бомбардировщик XXI века СУ-34 и практически за счет

собственных средств приступило к производству гражданского самолета АН-38

для местных авиалиний; АООТ «Новосибирский завод химконцентратов»,

снабжающее ядерным топливом большую группу энергетических блоков суммарной

мощностью до 20 млн. кВт и способное в короткие сроки увеличить объем

производства в 3-4 раза; ПО «Новосибирский приборостроительный завод» – по

итогам работы в 1998 году объем его производства составил 130% по отношению

к показателю 1997 года; Новосибирский завод искусственного волокна, на

котором сформировались новые направления деятельности: производство

промышленных взрывчатых веществ, бытовой химии и парфюмерии, изделий из

пластмасс, производство мебели, бытовой техники, выпуск производства

питания; завод имени Коминтерна, освоивший производство автокранов на базе

автомобилей «Урал» и «КамАЗ» и выпускающий бытовую радиоэлектронную

аппаратуру, измерители жирности молока и большую гамму ТНП; ОАО «Бердский

электромеханический завод», выпускающий за счет собственных средств ряд

изделий гражданского назначения для нефтегазового комплекса и текстильной

промышленности. Увеличивается выпуск нетрадиционной для предприятий

продукции – лапши быстрого приготовления; осваивается производство лазерных

атмосферных линий связи и рентгеновских установок.

Тем не менее, эти и все остальные предприятия находятся в сложном

финансовом положении. Так, в феврале 1999 года кредиторская задолженность

оборонных предприятий области в 1,3 раза превышала годовой объем

произведенной ими продукции.

Необходимо отметить, что жизнь «оборонки» была бы еще хуже без

активного участия администрации области в судьбе предприятий. На протяжении

последних лет властными структурами были приняты серьезные меры по

улучшению их экономического положения. Неоднократно вопросы устойчивой

работы предприятий оперативно рассматривались на заседаниях

Координационного совета по вопросам промышленности при главе администрации,

утверждены «Основные направления стабилизации и развития промышленного

производства Новосибирской области на 1999 год» и План мероприятий по

реализации основных направлений стабилизации и развития промышленного

производства Новосибирской области на 1999 год. В соответствии с ним

управление промышленности нашло дополнительную загрузку для ряда

предприятий заказами монополистов – ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО

«Сибирьгазсервис» и др.

Приняты законы «О государственной поддержке инвестиционных проектов

Новосибирской области» и «О бюджете внебюджетного фонда развития

промышленности Новосибирской области». Ведется работа с областным советом

по согласованию закона Новосибирской области «О государственной поддержке

товаропроизводителей в Новосибирской области».

Предусмотрены меры финансовой поддержки предприятий в 1999 году. В

частности, в закон НСО «Об областном бюджете на 1999 год» включена статья

расходов, предусматривающая снижения ставки налога на имущество на 1,5% для

предприятий ВПК и предприятий, содержащих мобилизационные мощности и

объекты социальной сферы, и статья расходов под «Программу развития

промышленного производства» на сумму 50 млн. рублей. В текущем году для 15

промышленных предприятий был продолжен «Эксперимент по тарифному

стимулированию роста объемов производства». За 6 месяцев 1999 года

предприятиям предоставлена льгота за пользование электроэнергией на общую

сумму 17224,1 тыс. рублей. При этом рост товарного объема продукции

участников эксперимента составил 45,9%, прирост энергопотребления – 19,8%.

Увеличились отчисления в бюджеты всех уровней на 34%.

Указанные меры дали возможность предприятиям увеличить оборотные

средства и наращивать выпуск продукции. Можно констатировать, что

отраслевая принадлежность новосибирских оборонщиков обеспечила им

значительно более глубокий спад производства, чем в среднем по РФ, что

характерно для большинства предприятий, удаленных от центра. Однако

существование в области мощной научной базы и перспективных

высокотехнологических производств дает некоторую возможность на определение

и развитие оборонных предприятий. Сейчас уже ни у кого в мире не вызывает

сомнений постулат – экономический рост и социальный прогресс на предприятии

в регионе и государстве в целом будут зависеть от того, какие продукции и

технологии будут производиться и использоваться в перспективе. Поэтому

развитые государства стремятся определить приоритеты научно-технического и

технологического развития и задать предприятиям направления инновационной

деятельности. Это делается для того, чтобы эти направления выступали как

ориентиры оценки необходимых инвестиций и времени их вложения. Для фирм-

производителей наукоемкой продукции это весьма важно для заблаговременной

подготовки к выходу на рынок с новой продукцией. Например, интересен

совместный японо-германский прогноз, по которому наиболее перспективными

будут исследования и результаты, связанные с функциями мозга, искусственным

интеллектом, нанотехнологиями, сверхпроводимостью, переработкой отходов,

изменением климата, лечением рака.

Предприятия и научные организации Новосибирской области могут играть

существенную роль в реализации этих направлений. По крайней мере 30

производственных предприятий и научных организаций (из 35) в той или иной

степени имели и имеют возможность разработки и производства наукоемкой

продукции. В свое время военная наукоемкая специализация сибирской

оборонной промышленности проявлялась (и проявляется сейчас) в таких крупных

направлениях, как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное,

производство средств связи, приборостроение. На сибирских оборонных

предприятиях, НИИ и КБ в той или иной степени использовалось большинство

известных к началу 90-х гг. базовых высоких технологий: технологии новых

материалов, микроэлектронные технологии, оптоэлектронные и лазерные

технологии, ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, технологии

двигательных установок, технологии спецхимии, биотехнологии. В последнее

время есть примеры применения компьютерных и информационных технологий.

Иными словами, военная продукция сибирских предприятий вбирала в себя все

достижения отечественного прогресса в вооружениях. К великому сожалению,

все эти достижения не были использованы в полной мере в процессе конверсии

оборонной промышленности. В результате непродуманной конверсионной политики

оборонные предприятия региона слабо воспользовались имеющимися двойными

технологиями, производство военной наукоемкой продукции на них упало до

критического уровня, а крупномасштабное производство гражданской, за

исключением немногочисленных примеров, так и не сформировалось.

Тем не менее, в 1997-98 гг., когда стало окончательно ясно, что

проводимая конверсионная политика практически ничего не дала и, более того,

имела для предприятий пагубные последствия, ряд предприятий, чувствуя

необходимость реструктуризации и реформирования производства, стали

пересматривать свои намерения, появились серьезные перспективные

технологические решения, основанные на использовании либо технологий

двойного назначения и импортозамещающих технологий, либо ранее накопленного

научно-технического потенциала.

Подтверждением этому послужили намерения и предложения новосибирских

предприятий по организации и расширению производства наукоемкой продукции

различных видов. Анализ этих проектов позволил выделить следующие крупные

направления развития производства гражданской продукции в Новосибирской

области:

- производство продукции авиакосмической промышленности;

- производство продукции для ТЭК;

- производство средств связи, в том числе космической и

телекоммуникаций;

- производство приборной и измерительной техники;

- производство медицинской техники и биопрепаратов.

Развитию наукоемких производств в Сибири должна способствовать

деятельность Сибирских отделений Российской академии наук. В конце 90-х гг.

ряд институтов были головными в стране в исследованиях и разработках по

критически важным технологиям: ГНЦ Институт физики прочности и

материаловедения СО РАН – по технологиям новых материалов, Институт

лазерной физики СО РАН – по лазерным и оптоэлектронным технологиям, ГНЦ

Институт катализа СО РАН – по химическим технологиям и катализу. В

большинстве институтов в той или иной мере велись исследования практически

по всем критически важным технологиям.

Следует отметить немаловажный факт. Если за рубежом, как утверждают

специалисты, только сейчас начала прослеживаться тенденция слияния

фундаментальной (университетской) науки с прикладной, то институты СО РАН

уже давно занимались наряду с фундаментальными исследованиями прикладными

разработками, вплоть до изготовления готовых к производству аппаратов,

приборов, машин. Перечень только важнейших разработок сибирских институтов,

накопленных в 1998 году и предлагаемых для широкого использования состоит

из 150 наименований. Они предназначаются для машиностроения, металлургии,

строительства, химии и производства новых материалов, для лесной

промышленности, информатики и приборостроения, агропромышленного комплекса,

медицины и здравоохранения. Перспективы развития новосибирского наукоемкого

производства будут определяться интенсивностью спроса в отраслях,

потребляющих его продукцию, и соответственно зависеть от положительных

тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако уже очевидно, что

осуществить переход на интенсивное наукоемкое производство невозможно без

сильной государственной политики и поддержки. Необходима система мер по

привлечению инвестиций, в том числе иностранных, по организации на

территории области производств по выпуску как готовой продукции, так и

узлов, деталей, агрегатов, которые удовлетворяли бы требованиям и

внутреннего, и внешнего рынка. Общая ориентация таких производств должна

быть не на количество, а на качество продукции, ее надежность,

экологичность и дизайн. Без государственной поддержки высокотехнологических

производств Сибирь, как и Россия в целом, в ближайшей перспективе неизбежно

утратит способность к производству наукоемкой продукции.

В преддверии XXI века, как никогда ранее, необходимо понимание на всех

уровнях хозяйственной и властной иерархии того, что следует как можно

быстрее преодолеть угрожающее национальной безопасности страны отставание

от мирового уровня по критически важным технологиям и перейти к созданию

прогрессивной технологической базы в области важнейших технологических

систем (воздушного, морского и наземного транспорта, связи и коммуникаций,

производства космической техники, медицинского оборудования и т. д.) для

выпуска конкурентоспособной продукции, что в целом и гарантирует

технологическую безопасность страны.

В ближайшей перспективе каждое оборонное предприятие области должно

решать для себя следующие задачи:

- выбрать и экономически обосновать конкретную стратегию

реформирования, направленную, в конечном итоге, на создание

эффективного производства и улучшение финансово-экономических

результатов деятельности;

- разработать подробный бизнес-план структурных преобразований;

- пересмотреть ранее разработанные планы и проекты диверсификации и

конверсии производства, которые не реализуются из-за

необоснованности и неперспективности;

- изучить возможности вхождения предприятия в состав интегрированных

структур (ФПГ, ГНЦ и т. д.) и создания совместных предприятий с

иностранными фирмами.

Долгосрочные перспективы развития оборонных предприятий области будут

определяться интенсивностью инвестиционного спроса в отраслях, потребляющих

их продукцию, и соответственно зависеть от тенденций, оживляющих экономику

в целом. Однако для предприятий, которые продлят свое существование,

необходимы меры, способствующие их переходу на технологии четвертого и

пятого поколений и вхождение в международное разделение труда. Поэтому для

первых 5-7 лет XXI века останется важнейшей задачей постоянная работа, в

том числе и работа областной администрации, по привлечению инвестиций, по

содействию в создании совместных предприятий, по организации производств и

направлению их общей ориентации.

Список литературы:

1. А. И. Алексеев, В. В. Николина «География России: население и

хозяйство». Москва, «Просвещение», 1999

2. «География». Приложение к газете «Первое сентября» (февраль 1996

года). – Статья «Оборона и броня – одного корня» (авторы В. Л.

Бабурин, Б. В. Давыдов).

3. Глазьев С. Ю. «Две концепции конверсии и причины неудач»

4. Справочник «Проблемы теории и практики управления» (апрель 1999

года). – Статья «ВПК России: вопросы регулирования» (автор В.

Королев).

5. Газета «Сибирский курьер» (август 1999 года). – Статья «Сегодня и

завтра оборонного комплекса» (авторы Э. Амосенок, В. Бажанов)

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.