рефераты бесплатно

МЕНЮ


Военно-промышленный комплекс России

выполнения государственных союзных целевых программ, обеспечивающих

реализацию важнейших направлений научно-технического прогресса, в том числе

развитие гражданской авиации, судостроения, космической программы научного

и народнохозяйственного значения, средств связи, электронной техники и

информатики, производства перспективных материалов и соединений высокой

чистоты, экологически чистой энергетики, непродовольственных товаров

народного потребления, технологического оборудования для перерабатывающих

отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности, торговли и

общественного питания, медицинской техники, оборудования и приборов для

экологических целей. Программа предусматривала создание 22 базовых

межотраслевых научно-технических, технологических, инженерных и других

центров конверсии научно-технического потенциала оборонного комплекса.

Принятая программа конверсии могла быть реализована только в условиях

планово-распределительной экономики и была сопряжена с крупнейшими

затратами как на разработку, так и на промышленное освоение новой

продукции.

События осени 1991 года имели своим следствием в том числе и

радикальное изменение позиции нового руководства Российской Федерации по

отношению к дальнейшей судьбе ВПК страны. Была принята концепция

радикальных рыночных реформ и демилитаризации экономики. Новое руководство

страны планировало осуществить крупнейший структурный маневр.

В течение ноября-декабря 1991 года была демонтирована отраслевая

структура управления ВПК, ликвидирована Государственная комиссия Совета

Министров СССР по военно-техническим вопросам, которая играла важную роль в

старой отраслевой структуре управления промышленностью. Управление

разработками и производством вооружения и военной техники полностью перешло

к Министерству обороны. Логика событий требовала реорганизации

Министерства, а также сложившейся системы закупок вооружения и военной

техники.

ВПК, представляющий собой организованную структуру управления,

объединяющую предприятия и организации, деятельность которого основывалась

на государственном заказе, на централизованно распределяемых финансовых,

трудовых и материально-технических ресурсах, после ликвидации планово-

распределительной системы и либерализации цен стал зависеть только от

объемов прямого бюджетного финансирования. Утратив командные посты в

правительстве и возможность влиять на распределение бюджетных ассигнований,

у ВПК оставалась последняя возможность бороться за свое существование в

прежнем качестве – сохранить сам комплекс как связанную в единую

организационную систему структуру управления и подчиняющиеся ей предприятия

и организации. Однако в планах правительства по преобразованию оборонного

комплекса важное место занимала программа приватизации. В соответствии с

этой программой демилитаризацию производственного сектора промышленности и

сферы НИОКР планировалось провести на основе развития негосударственных

форм собственности и предпринимательства, сокращения государственных

дотаций и свертывания неэффективных производств и предприятий, постепенного

снятия ограничений на иностранную конкуренцию.

Первоначально при реализации этой программы главными задачами в

области конверсии на этом этапе должны были стать сохранение наиболее

важных элементов производственного и научно-технического потенциала

предприятий оборонного комплекса России, их максимальное использование для

реконструкции экономики, развития социальной сферы, для создания

импортозамещающих производств, расширения экспортных возможностей страны.

Предполагалось, что государство будет использовать широкий арсенал средств

государственной поддержки конверсии оборонных предприятий. Среди них:

бюджетное финансирование конверсии, льготное государственное кредитование,

использование внебюджетных государственных фондов конверсии, предоставление

конверсируемым предприятиям налоговых льгот, разрешение предприятиям

использовать для финансирования программ конверсии и часть валютной выручки

от экспорта вооружений, а также от продажи лицензий и технической

документации на их производство, содействие в получении иностранных

инвестиций и безвозмездной помощи, приоритетное включение конверсионных

проектов в иностранные кредитные линии, оказание предприятиям оборонного

комплекса методической, юридической и иных видов помощи. Поэтому одним из

основных условий предоставления конверсируемым предприятиям и организациям

материально-финансовой и технической помощи государства или содействия в

предоставлении такой помощи со стороны отечественных и зарубежных

инвесторов становилось изменение организационно-правовой формы

собственности предприятий, их акционирование и коммерциализация в интересах

эффективного функционирования в рыночных условиях. Вывод мощностей,

относящихся к оборонному комплексу, за рамки сложившейся системы управления

планировалось осуществлять через формирование хозяйственно независимых

корпораций и концернов. Глубоко специализированные на производстве

вооружений и военной техники предприятия, процесс конверсии на которых

крайне затруднен, а также крупные НИИ и КБ, где сосредоточено сложнейшее и

дорогостоящее оборудование, которое можно было использовать только для

разработки и испытаний образцов вооружения и военной техники, планировалось

преобразовать в казенные предприятия и базовые государственные научно-

технические центры.

Предполагалось, что разработка и производство вооружения и военной

техники для российских вооруженных сил будет производиться небольшим

количеством узкопрофильных и глубоко специализированных оборонных

предприятий и организаций, принадлежащих государству и действующих на

основе Положений о специализированных государственных предприятиях и о

государственных научно-технических центрах. Кроме того, эти же работы

могли, при необходимости, проводиться крупными диверсифицированными и

независимыми от государства корпорациями, в которые преобразованы многие

предприятия и организации оборонного комплекса в результате их

разгосударствления. Их привлечение к выполнению военных заказов должно

осуществляться по контрактам, полученным преимущественно на конкурсной

основе в соответствии с Положением о контрактации по оборонным заказам,

которые предстояло разработать. К тому времени должно было также быть

реформировано Министерство обороны и система военных заказов. Большая часть

предприятий должна переориентироваться на функционирование в условиях

свободной экономики, на развитие гражданских и «двойных» технологий в целях

достижения высокого качества продукции российского машиностроения,

завоевания и удержания лидерства в отдельных областях научно-технического

прогресса, закрепления позиций России на мировом рынке. При реализации этой

модели на государственные органы управления возлагались задачи создания

макроэкономических условий выполнения военных заказов, определение условий

контрактации выработки и реализации мобилизационной политики, обеспечение

предприятий различными видами государственной помощи при изменении их

загруженности оборонными заказами, решение проблем государственных

инвестиций в предприятия, связанные с выполнением военных заказов и т. д.

Такова альтернативная концепция конверсии.

В условиях форсированного открытия экономики и одномоментного

сокращения ассигнований на вооружения и военную технику в 1992 году более

чем на 60% реализация такой альтернативной концепции требовала

государственного регулирования системы закупок вооружения и военной

техники, формулирования четкой промышленной, технологической и военно-

технологической политики.

Однако вместо хорошо продуманной системы реализации этого замысла

были в срочном порядке использованы заготовки конверсионных программ 1990

года, ориентированных на «физическую» конверсию, которые невозможно было

реализовать в рамках новой экономической политики и безуспешные попытки

предложений западным инвесторам отечественных проектов. Не случайно, в

программах правительства на 1993-95 годы и на 1995-97 годы соответствующие

разделы, посвященные приоритетам структурной политики, выдержаны в худших

традициях чисто декларативных программ и не содержат ничего

конструктивного. Отсутствие продуманной промышленной и технологической

политики у правительства хорошо видны по таким декларативным моментам

разделов программ, посвященных структурной политике как ориентация на

«селективную политику», на «точки роста», на «эффективные инвестиции», на

развитие экспортоориентированных производств и т. п., которые правительство

за 4 года так и не смогло обнаружить.

Отсутствие новой военно-технической политики, отказ правительства от

государственного регулирования системы закупок вооружения и военной

техники, которое правительство по умолчанию «повесило» на Министерство

обороны, резкое сокращение ассигнований привели к «фибрилляции» этой

системы, последствия которой сказываются и сегодня.

Ход событий 1992-1995 годов показал, что правительство по ряду причин

не смогло и не захотело последовательно выдержать задуманную концепцию

конверсии и фактически ситуация вышла из-под контроля исполнительной власти

и, хотят этого или нет в правительстве, все выглядит так, как будто

реализуется простейшая концепция демилитаризация экономики – любой ценой

избавиться от неэффективных производств, предоставив предприятиям и

организациям право самим искать место в новой экономической ситуации.

Основным и единственным механизмом реализации такой «концепции» является

бюджетная политика и программа приватизации, которые призваны провести

естественную санацию неэффективных предприятий. При такой устраненности

правительства от всех других имеющихся в распоряжении государства методов

регулирования реализуется по инерции только то, что потенциально было

заложено в дореформенной экономике и не требует никакого напряжения ума и

профессиональных знаний – дальнейшее «сползание» к типу экономики,

ориентирующейся на экспорт сырья. Трансплантация российской экономики в

мировую может состояться на условиях, заранее определенных уже сложившимся

разделением сфер влияния. Думать серьезно о каком-либо участии в борьбе за

рынки сбыта при сложившейся правительственной политике можно только по тем

позициям и на тех условиях, которые будут нам предложены мировым

сообществом.

Военно-промышленный комплекс представляет собой наиболее качественный

компонент экономики России. Он включает органы государственного управления

и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся

оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.

Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный

общеэкономический фундамент. Его экономика с точки зрения возможностей

функционирования военного производства была комплексной и самодостаточной,

то есть изготовление всей гаммы новейших вооружений практически не зависело

от внешнеэкономических связей.

Самыми общими и употребительными в мировой статистике показателями

роли военно-промышленного комплекса в экономической структуре государства

являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства.

В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%. В

комплексе было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий

научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать

стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении

страной мира – США (имея приблизительно 1/3 американского объема ВВП).

По сравнению с СССР экономические возможности России существенно

ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз, Китая –

в 6, Японии – в 4, Германии – в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии

– в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустив вперед

не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду,

Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще

хуже (примерно 100-е место в мире).

По оценке большинства отечественных экономистов, даже при ежегодном

приросте ВВП на 2-5% положение России в ближайшие 15 лет принципиально не

изменится, к тому же инвестиционных предпосылок к таким темпам не имеется.

К 2010 году соотношение экономических сил, вероятнее всего, будет

следующим: мы будем уступать по объему ВВП блоку НАТО в целом (с учетом

потенциалов еще 12 стран, подавших заявки на вступление в него) в 20 раз,

США и Китаю – в 8 раз, Японии – в 4 раза.

Каковы сегодня реальные возможности ВПК России и каковы

технологические, экономические и организационные проблемы, стоящие перед

ним?

Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает,

что степень милитаризованности экономики оказалась более высокой по

сравнению с другими республиками бывшего Союза. Правда, численность занятых

в ВПК сократилась до5,4 млн. человек, но она все равно остается чрезмерной.

Так, удельный вес работающих в оборонной промышленности составляет 23,5% от

общей численности занятых по стране, причем непосредственно ВВТ сейчас

производят около 2 млн. человек.

По состоянию на начало 1999 года в состав ВПК России входило около

700 НИИ и КБ оборонного профиля, а также 1700 предприятий и организаций и

восемь отраслей. Кроме того, с ними связано более 1500 смежников в 10

странах СНГ. На объектах оборонной промышленности производится 20% всего

объема машиностроительной продукции страны.

Предприятия ВПК расположены на территории большинства субъектов РФ,

хотя и крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70 городов-заводов,

включая закрытые административно-территориальные образования, полностью

зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуют другие

сферы применения труда. Наиболее сложно эта ситуация складывается в

Удмуртии (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной

промышленности), в Саратовской области (50,9%), Новосибирской области

(43,5%), Северо-западном регионе России (30,7%).

Регионы с высокой долей занятости занятых на предприятиях ВПК

формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы,

что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-

коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность.

Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для

трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников.

Крайне тяжелая ситуация в ВПК проявляется в обвальном падении объемов

производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня

производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей,

уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей Россия

унаследовала от Советского Союза, а некоторые из них – результат ошибок

экономической политики.

Таким образом, главные причины трудностей в оборонной промышленности

России заключаются в несовершенстве управления, недостатках финансового

обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий

комплекса.

Наиболее масштабное и многоаспектное влияние оказала на ВПК России

оказала конверсия военного производства. На макроэкономическом уровне она

означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых, материальных

и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народного хозяйства и

проявляется в общем уменьшении военных расходов государства.

Сам процесс конверсии был исторически и экономически неизбежен.

Гипертрофированный удельный вес военного сектора был специфической чертой

советской экономики; как следствие, ее отраслевая структура нуждалась в

совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным

препятствием экономическому и политическому прогрессу страны.

Экономика СССР, по мнению многих специалистов, надорвалась на

чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг. возникла

настоятельная необходимость сокращения военных усилий, что привело к

снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980-86 гг.

США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%. Однако в начале 90-

х годов эта тенденция переросла в перманентное уменьшение их абсолютных

размеров.

Сокращение военных расходов прежде всего сказалось на закупках ВВТ и

заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-97 гг. составляло около 30%

ежегодно (за один только 1993 год – 68%). В результате расходы на закупки

ВВТ сократились в 14 раз, на военные НИОКР – в 13 раз. Это, естественно,

автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной

промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал

10% уровня 1991 года. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила ситуации.

Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно со

внутренним спросом.

Здравый смыл, политическая осторожность и экономический расчет должны

были указать на опасность такого резкого свертывания военного производства.

В результате оказалось практически невозможно осуществлять соответствующую

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.