Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока
путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока,
рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или
проблемный подход к уроку?
Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов
и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в
результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа
школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного
комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением
дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для
решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия
их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от
учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации,
относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда
возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения
найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у
школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у
них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и
дополнительных знаний, новых способов действия [14:21].
Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной
работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет
исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о
разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток —
наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны
такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных
регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная
протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий,
сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа
(фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный,
муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие
природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и
т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается
весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме
дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику.
На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2
учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных
особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы
учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный
материал.
Школьная программа при изучении географии требует от учителя
организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии,
путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа,
лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.)
Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий.
Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке-
путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое
составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных
пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого
урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как
правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя,
подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают
школьники.
Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные
путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или
на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же
путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы.
Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более
углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения.
Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих
ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с
перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока.
Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной
деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на
уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для
урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация
коллективной учебной деятельности.
В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков
самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие
составляет важную основу материализации этого метода обучения.
3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география
России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева»
(2 часа)
Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание
и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5
групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных
зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур,
полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и
Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее
сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем
во внеурочное время.
На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)».
|Тема урока: |По следам Арсеньева |
|Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи |
| |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического|
| |положения, строение земной коры, рельеф и полезные |
| |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и |
| |животный мир. |
|Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями |
| |географического положения Дальнего Востока, его природы,|
| |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и |
| |учебно-методической литературы осуществить межпредметные|
| |связи с художественной литературой. |
| |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с |
| |картами различного содержания, сопоставлять их и |
| |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами |
| |природы, развивать умение работать с дополнительной |
| |литературой. |
| |Воспитательная — способствовать развитию |
| |самостоятельности, самоуправления, умения работать в |
| |группе, патриотических чувств учащихся. |
|Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа |
|Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты |
| |природные и антропогенные», представление о рельефе, |
| |климате, внутренних водах, особенностях |
| |почвенно-растительного покрова и животного мира России, |
| |о делении территории на крупные природные районы, об |
| |основных взаимосвязях между компонентами природы. |
|Тип урока: |Путешествие |
|Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: |
| |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;|
| |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и|
| |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. |
|Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), |
| |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии |
| |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская |
| |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.|
| |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки |
| |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, |
| |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская |
| |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За |
| |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов |
| |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова |
| |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), |
| |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, |
| |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. |
| |149-157, Толковый словарь по охране природы. |
|План урока: |Организационный момент (1 мин) |
| |Вступительное слово учителя (3-5 мин) |
| |Выступление I группы (12-15 мин) |
| |Выступление II группы (12-15 мин) |
| |Выступление III группы (5-7 мин) |
| |Перемена (10 мин) |
| |Организационный момент (1 мин) |
| |Продолжение выступления III группы (5-7 мин) |
| |Выступление IV группы (12-15 мин) |
| |Выступление V группы (12-15 мин) |
| |Выступление эколога (3-5 мин) |
| |Викторина (2-3 мин) |
| |Работа в контурных картах (5 мин) |
| |Подведение итогов урока (1 мин) |
Ход урока:
|Действие |Содержание |Действия |
|учителя | |учеников |
|Показывает|Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами| |
|Дальний |познакомимся с природой Дальнего Востока. | |
|Восток |Русские землепроходцы, двигаясь на восток, | |
| |вышли к берегу Тихого океана еще в XVII в. | |
| |Здесь прошли отряды И. Москвитина, В. Пояркова,| |
| |Е. Хабарова, этот край исследовал и знаменитый | |
| |ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев. Арсеньев | |
| |(1872-1930 гг.) — известный русский географ, | |
| |этнограф, писатель. С 1900 по 1930 год | |
| |исследовал природу Дальнего Востока, побывал | |
| |почти во всех его уголках, автор более 50-ти | |
| |трудов, среди которых всемирно известные «По | |
| |Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах | |
| |Сихотэ-Алиня» и других. | |
| |Сегодня мы совершим путешествие по отдельным | |
| |областям Дальневосточного края, посмотрим на их| |
| |природу глазами арсеньевских героев и | |
| |охарактеризуем ее современным взглядом. | |
| |А теперь коротко о том, что же представляет из | |
| |себя природа Дальнего Востока. | |
|Задает |Дальний Восток занимает почти 1/6 часть России.| |
|вопрос |Его территория протянулась вдоль побережья | |
| |Тихого океана на 4 500 км. Дальний Восток |Отвечают |
| |находится в зоне взаимодействия крупных | |
| |литосферных плит. Каких? | |
| |Ответ учеников: Тихоокеанской и Евразийской. | |
| |Учитель: Тихоокеанская плита подвергается под | |
| |континентальную Евроазиатскую. Вследствие этого| |
|Задает |почти все горные сооружения Дальнего Востока |Открывают |
|вопрос |протягиваются параллельно побережья Тихого |атласы |
| |океана. |Отвечают |
| |Откроем атласы, тектоническую карту России. | |
| |Когда сформировались большинство горных | |
| |сооружений Дальнего Востока? | |
| |Ответ учеников: в кайнозое и мезозое | |
| |Учитель: мощные горообразующие процессы и | |
| |подвижки литосферных плит продолжаются. | |
|Задает |Свидетельством этому являются интенсивные | |
|вопрос |землетрясения и моретрясения, очаги которых | |
| |располагаются как в недрах горных сооружений, |Отвечают |
| |так и на дне морских котловин глубоководных | |
| |впадин-желобов. | |
| |Какое страшное природное явление может | |
| |произойти в результате моретрясения? | |
| |Ответ учеников: цунами. | |
| |Учитель: они приносят много бед и разрушений | |
| |жителям Курил, Сахалина, Камчатки. | |
| |Климат всего Дальнего Востока — муссонный, | |
| |определяется взаимодействием континентальных и| |
| |морских воздушных масс умеренных широт. Зимой | |
| |со стороны мощного Азиатского максимума | |
| |устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому | |
| |зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая. | |
| |На северо-востоке по окраине Алеутского | |
| |минимума холодный континентальный воздух | |
| |Восточной Сибири вступает во взаимодействие с | |
| |относительно теплым морским воздухом. В | |
| |результате здесь часто возникают циклоны, с | |
| |которыми связано большое количество осадков. | |
| |Летом воздушные потоки устремляются со стороны | |
| |Тихого океана. Морские воздушные массы | |
| |взаимодействуют с континентальными, и на всем | |
| |Дальнем Востоке идут муссонные дожди. Дальний | |
| |Восток — это рыбный край. Тихий океан богат |Доклад |
| |корюшкой, плотвой, хариусом, реки края |ученика |
| |изобилуют кетой, горбушей, чавычей, кижучем и |Показывает |
| |мн. др. |маршрут |
| |Природа края красочна и разнообразна. |экспедиции по|
| |А теперь поговорим подробнее о каждом природном|карте |
| |комплексе отдельно. | |
| |I группа (Анадырско-Корякская область и хр. | |
| |Джугджур) | |
| |Проводник. В.К. Арсеньев посещал этот край | |
| |только один раз и совершил путешествие в | |
| |Гижигинскую и Пенжинскую губу: в период с 23 | |
| |июня по 13 октября 1922 год. С 7 по 16 июля он |Доклад |
| |пароходом «Кишинев» прошел вдоль западного |ученика |
| |берега Камчатки. 30 июля высадился в Ямской | |
| |губе, где пересел на шхуну «Пенжина», на | |
| |которой Арсеньев и проделал основную часть пути| |
| |с конца августа до начала октября, когда шхуна,| |
| |перевозя различный груз, переходила от селения | |
| |к селению. За время путешествия погода стояла | |
| |штормовая, несколько раз пассажирам угрожала | |
| |смертельная опасность, которую они миновали | |
| |благодаря умелым действиям капитана. | |
| |Геолог. Анадырско-Корякская область расположена| |
| |на крайнем севере района. Здесь выделяются | |
| |Чукотское и Корякское нагорья. Их разделяет |Доклад |
| |Анадырско-Пенжинская низменность. Вдоль |ученика |
| |побережья Охотского моря простирается | |
| |хр. Дугджур. Территория отличается | |
| |преобладанием горного рельефа. Значительная | |
| |часть ее принадлежит к области кайнозойской | |
| |складчатости, лишь приморские хребты Чукотского| |
| |нагорья относятся лишь приморские хребты | |
| |Чукотского нагорья относятся к области | |
| |мезозойской складчатости. Полезных ископаемых | |
| |на территории сравнительно немного: район | |
| |известен своими залежами каменного угля и | |
| |бурого угля. На севере края добывают олово. | |
| |Климатолог. Данная территория расположена в | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|