рефераты бесплатно

МЕНЮ


Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока

путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока,

рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или

проблемный подход к уроку?

Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов

и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в

результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа

школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного

комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением

дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для

решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия

их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от

учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации,

относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда

возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения

найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у

школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у

них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и

дополнительных знаний, новых способов действия [14:21].

Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной

работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет

исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о

разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток —

наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны

такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных

регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная

протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий,

сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа

(фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный,

муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие

природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и

т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается

весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме

дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику.

На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2

учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных

особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы

учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный

материал.

Школьная программа при изучении географии требует от учителя

организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии,

путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа,

лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.)

Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий.

Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке-

путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое

составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных

пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого

урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как

правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя,

подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают

школьники.

Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные

путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или

на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же

путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы.

Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более

углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения.

Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих

ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с

перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока.

Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной

деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на

уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для

урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация

коллективной учебной деятельности.

В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков

самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие

составляет важную основу материализации этого метода обучения.

3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география

России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева»

(2 часа)

Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание

и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5

групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных

зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур,

полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и

Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее

сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем

во внеурочное время.

На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)».

|Тема урока: |По следам Арсеньева |

|Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи |

| |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического|

| |положения, строение земной коры, рельеф и полезные |

| |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и |

| |животный мир. |

|Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями |

| |географического положения Дальнего Востока, его природы,|

| |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и |

| |учебно-методической литературы осуществить межпредметные|

| |связи с художественной литературой. |

| |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с |

| |картами различного содержания, сопоставлять их и |

| |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами |

| |природы, развивать умение работать с дополнительной |

| |литературой. |

| |Воспитательная — способствовать развитию |

| |самостоятельности, самоуправления, умения работать в |

| |группе, патриотических чувств учащихся. |

|Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа |

|Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты |

| |природные и антропогенные», представление о рельефе, |

| |климате, внутренних водах, особенностях |

| |почвенно-растительного покрова и животного мира России, |

| |о делении территории на крупные природные районы, об |

| |основных взаимосвязях между компонентами природы. |

|Тип урока: |Путешествие |

|Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: |

| |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;|

| |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и|

| |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. |

|Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), |

| |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии |

| |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская |

| |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.|

| |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки |

| |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, |

| |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская |

| |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За |

| |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов |

| |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова |

| |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), |

| |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, |

| |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. |

| |149-157, Толковый словарь по охране природы. |

|План урока: |Организационный момент (1 мин) |

| |Вступительное слово учителя (3-5 мин) |

| |Выступление I группы (12-15 мин) |

| |Выступление II группы (12-15 мин) |

| |Выступление III группы (5-7 мин) |

| |Перемена (10 мин) |

| |Организационный момент (1 мин) |

| |Продолжение выступления III группы (5-7 мин) |

| |Выступление IV группы (12-15 мин) |

| |Выступление V группы (12-15 мин) |

| |Выступление эколога (3-5 мин) |

| |Викторина (2-3 мин) |

| |Работа в контурных картах (5 мин) |

| |Подведение итогов урока (1 мин) |

Ход урока:

|Действие |Содержание |Действия |

|учителя | |учеников |

|Показывает|Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами| |

|Дальний |познакомимся с природой Дальнего Востока. | |

|Восток |Русские землепроходцы, двигаясь на восток, | |

| |вышли к берегу Тихого океана еще в XVII в. | |

| |Здесь прошли отряды И. Москвитина, В. Пояркова,| |

| |Е. Хабарова, этот край исследовал и знаменитый | |

| |ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев. Арсеньев | |

| |(1872-1930 гг.) — известный русский географ, | |

| |этнограф, писатель. С 1900 по 1930 год | |

| |исследовал природу Дальнего Востока, побывал | |

| |почти во всех его уголках, автор более 50-ти | |

| |трудов, среди которых всемирно известные «По | |

| |Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах | |

| |Сихотэ-Алиня» и других. | |

| |Сегодня мы совершим путешествие по отдельным | |

| |областям Дальневосточного края, посмотрим на их| |

| |природу глазами арсеньевских героев и | |

| |охарактеризуем ее современным взглядом. | |

| |А теперь коротко о том, что же представляет из | |

| |себя природа Дальнего Востока. | |

|Задает |Дальний Восток занимает почти 1/6 часть России.| |

|вопрос |Его территория протянулась вдоль побережья | |

| |Тихого океана на 4 500 км. Дальний Восток |Отвечают |

| |находится в зоне взаимодействия крупных | |

| |литосферных плит. Каких? | |

| |Ответ учеников: Тихоокеанской и Евразийской. | |

| |Учитель: Тихоокеанская плита подвергается под | |

| |континентальную Евроазиатскую. Вследствие этого| |

|Задает |почти все горные сооружения Дальнего Востока |Открывают |

|вопрос |протягиваются параллельно побережья Тихого |атласы |

| |океана. |Отвечают |

| |Откроем атласы, тектоническую карту России. | |

| |Когда сформировались большинство горных | |

| |сооружений Дальнего Востока? | |

| |Ответ учеников: в кайнозое и мезозое | |

| |Учитель: мощные горообразующие процессы и | |

| |подвижки литосферных плит продолжаются. | |

|Задает |Свидетельством этому являются интенсивные | |

|вопрос |землетрясения и моретрясения, очаги которых | |

| |располагаются как в недрах горных сооружений, |Отвечают |

| |так и на дне морских котловин глубоководных | |

| |впадин-желобов. | |

| |Какое страшное природное явление может | |

| |произойти в результате моретрясения? | |

| |Ответ учеников: цунами. | |

| |Учитель: они приносят много бед и разрушений | |

| |жителям Курил, Сахалина, Камчатки. | |

| |Климат всего Дальнего Востока — муссонный, | |

| |определяется взаимодействием континентальных и| |

| |морских воздушных масс умеренных широт. Зимой | |

| |со стороны мощного Азиатского максимума | |

| |устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому | |

| |зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая. | |

| |На северо-востоке по окраине Алеутского | |

| |минимума холодный континентальный воздух | |

| |Восточной Сибири вступает во взаимодействие с | |

| |относительно теплым морским воздухом. В | |

| |результате здесь часто возникают циклоны, с | |

| |которыми связано большое количество осадков. | |

| |Летом воздушные потоки устремляются со стороны | |

| |Тихого океана. Морские воздушные массы | |

| |взаимодействуют с континентальными, и на всем | |

| |Дальнем Востоке идут муссонные дожди. Дальний | |

| |Восток — это рыбный край. Тихий океан богат |Доклад |

| |корюшкой, плотвой, хариусом, реки края |ученика |

| |изобилуют кетой, горбушей, чавычей, кижучем и |Показывает |

| |мн. др. |маршрут |

| |Природа края красочна и разнообразна. |экспедиции по|

| |А теперь поговорим подробнее о каждом природном|карте |

| |комплексе отдельно. | |

| |I группа (Анадырско-Корякская область и хр. | |

| |Джугджур) | |

| |Проводник. В.К. Арсеньев посещал этот край | |

| |только один раз и совершил путешествие в | |

| |Гижигинскую и Пенжинскую губу: в период с 23 | |

| |июня по 13 октября 1922 год. С 7 по 16 июля он |Доклад |

| |пароходом «Кишинев» прошел вдоль западного |ученика |

| |берега Камчатки. 30 июля высадился в Ямской | |

| |губе, где пересел на шхуну «Пенжина», на | |

| |которой Арсеньев и проделал основную часть пути| |

| |с конца августа до начала октября, когда шхуна,| |

| |перевозя различный груз, переходила от селения | |

| |к селению. За время путешествия погода стояла | |

| |штормовая, несколько раз пассажирам угрожала | |

| |смертельная опасность, которую они миновали | |

| |благодаря умелым действиям капитана. | |

| |Геолог. Анадырско-Корякская область расположена| |

| |на крайнем севере района. Здесь выделяются | |

| |Чукотское и Корякское нагорья. Их разделяет |Доклад |

| |Анадырско-Пенжинская низменность. Вдоль |ученика |

| |побережья Охотского моря простирается | |

| |хр. Дугджур. Территория отличается | |

| |преобладанием горного рельефа. Значительная | |

| |часть ее принадлежит к области кайнозойской | |

| |складчатости, лишь приморские хребты Чукотского| |

| |нагорья относятся лишь приморские хребты | |

| |Чукотского нагорья относятся к области | |

| |мезозойской складчатости. Полезных ископаемых | |

| |на территории сравнительно немного: район | |

| |известен своими залежами каменного угля и | |

| |бурого угля. На севере края добывают олово. | |

| |Климатолог. Данная территория расположена в | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.