рефераты бесплатно

МЕНЮ


Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока

реального училища осенью 1914 года, под руководством подполк. Вл.К.

Арсеньева.— «Приамурский школьный листок». Хабаровск, 1917.— №4-5. Дано

подробное описание хр. Хехцир и прилегающей территории.

11. Командорские острова в 1923 году.— Рыбные и пушные богатства

Дальнего Востока.— Владивосток, 1923. В статье описываются природа,

население и хозяйство островов.

12. Гижигинский промысловый район.// Экономическая жизнь Дальнего

Востока, 1925, №5-6. В статье излагается материал о природе, населении и

хозяйстве района, собранный автором в 1922 г.

13. В кратере вулкана.— Владивосток, 1925. Краткое описание

Авачинского вулкана и совершенного автором подъема в 1923 году на этот

вулкан.

14. Задачи исследовательских работ на Дальнем Востоке.// Экономическая

жизнь Дальнего Востока.— Хабаровск, 1925, №2. Автор указывает, что в крае

имеются районы, о которых достаточно сведений не имеется, и приводятся

списки научно-исследовательских учреждений, которым автор предлагает ряд

вопросов для научной работы.

15. Работа отделов РГО на Дальнем Востоке.— Известия Государственного

РГО.— М.-Л., 1926, т.VIII, вып.1. Информационное сообщение о краеведческом

совещании 22-24 мая 1925 г. в Хабаровске.

16. Районирование Дальнего Востока для преимущественного изучения тем

или иным отделом РГО.— Известия Государственного РГО.— М.-Л., 1926, т.VIII,

вып.1. Доклад Арсеньева на данном совещании о задачах и сферах деятельности

каждой в отдельности организации отдела РГО.

17. Лесные люди-удэхейцы.— Владивосток, 1926. Очерк о внешнем виде,

быте, общественном строе и мировоззрении удэгейцев.

18. Тазы и удэхе.— Статистический бюллетень Дальневосточного

статистического управления.— Хабаровск, 1926, №1. Статья об отношении между

окитаявшимися удэгейцами и удэгейцами, избежавшими влияния китайской

культуры.

19. Путешествие на Молчаливые горы.// Тихоокеанская звезда,

15.10.1927. Краткое описание непродолжительного путешествия автора по

Приморью.

20. Шаманское дерево.// Экран «Тихоокеанской звезды», 29.07.1928.

Описание мировоззрения и религиозных обрядов местного населения.

21. (Совместно с Титовым Е.И.) Быт и характер народностей

Дальневосточного края.— Хабаровск-Владивосток, 1928. Сведения о

народностях, населяющих Дальний Восток, о путях и формах освоения занятых

территорий в связи с привычками и традициями своей первоначальной родины.

2.3.2. Археология и история

22. Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края.—

Записки Приамурского отдела Общества востоковедения. Вып.1. Хабаровск,

1913. Очерк о старинных укреплениях Приморья, также приводится несколько

древних легенд о царе Куань-Юне.

23. Памятники старины в Уссурийском крае и в Маньчжурии.// Вестник

Азии. Т.38-39. Харбин 1916, кн.2-3. Рассказывается о всех известных автору

древних памятниках в указанных районах.

24. Обследование Уссурийского края в археологическом и

архегеографическом отношениях.— Известия Южно-Уссурийского отделения

Приамурского отдела РГО.— Никольск-Уссурийск, 1922, №4. Тезисы доклада

автора о древностях Уссурийского края, которые он подразделяет на несколько

эпох.

25. Ледниковый период и первобытное население Восточной Сибири.—

Записки Владивостокского отдела Государственного РГО. Т.3(20). Вып.2.

Владивосток, 1929. На основании многих данных о ледниковой эпохе Евразии

приводятся факты, свидетельствующие о её наличии на Дальнем Востоке. В

разделе о первобытном населении указывается на народности палеоазиатского

происхождения.

2.3.3. Флора, фауна и охотоведение

26. Отчет о деятельности Владивостокского общества любителей охоты за

5 лет с 1901 по 1905 г. включительно.— Владивосток, 1906. Отчет содержит

много интересных сведений о природе Приморья.

27. Наблюдения за лососевыми Уссурийского края.// Ежегодник

Зоологического музея Академии наук. Т.13. — СП б, 1908. Сообщаются

наблюдения 1907 г. за ходом лососевых в районе северного побережья

Татарского пролива.

28. Соболь и способы охоты на него в Уссурийском крае.// Русское

Приморье, 1922, №2-5. Даны краткие сведения о биологии соболя, его

распространении и способах ловли его местными охотниками.

29. Туземные способы соболевания в Уссурийском крае и скупка мехов.—

Владивосток, 1922. Промысловый очерк.

30. Дорогой хищник. Охота на соболя в Уссурийском крае.— Владивосток,

1925. Дано описание соболя, его вида, условий обитания, охоты. Также дано

подробное с рисунками описание приемов ловли соболя.

31. За соболями. Скупщики пушнины на Дальнем Востоке.— Владивосток,

1925. Описано снятие шкуры соболя и её хранение, скупка шкурок у

зверовщиков, история соболевания в крае китайцами и местными жителями.

32. Искатели женьшеня в Уссурийском крае.— Владивосток, 1925. Описание

корня женьшень (панцуй), способы его приема как лекарства, описание его

искателей.

33. Дельфиний промысел.// Экономическая жизнь Дальнего Востока.—

Хабаровск, 1925, №3-4. Краткая характеристика белухи (Delphinapterus

leucas), района её обитания и способа охоты на неё.

34. Тихоокеанский морж.— Хабаровск-Владивосток, 1927. Подробное

описание тихоокеанского моржа (Friehechus rosmarus T. Obesus), его мест

обитания и охоты на него.

35. Птичий базар.// Охотник, 1928.— №10. Краткое описание птиц

Приморья, их мест обитания и охоты на нескольких из них.

2.3.4. Экономика и народное хозяйство

36. Северное побережье в колонизационном отношении.// Экономика и

жизнь Дальнего Востока.— Хабаровск, 1926.—№3. Физико-географическая

характеристика северного побережья на участке от м. Гиляк до зал. Де-

Кастри.

37. Естественно-географические факты колонизации Дальнего Востока.

Первая конференция по изучению производительных сил Дальнего Востока.

Тезисы докладов.— Хабаровск, 1926. Доклад Арсеньева об условиях и состоянии

колонизации на Дальнем Востоке.

38. Население Дальнего Востока как производительный фактор. Там же.

Тезисы доклада, опубликованного впоследствии им отдельно и совместно с Е.И.

Титовым в 1927 г. Материалы по этнографическим группам Дальнего Востока.

39. Колонизационные перспективы Дальнего Востока. Производительные

силы Дальнего Востока. Т.V. Человек.— Хабаровск, 1927. Описывается роль и

значение южных частей Дальнего Востока для колонизации.

2.3.5. Литературно-художественные произведения

40. Амба.— Ли Цун-бин. — Никольск-Уссурийский, 1920. Рассказы из

путешествий по Уссурийскому краю в 1907 г.

41. По Уссурийскому краю.— Владивосток, 1921. Путешествие в горную

область Сихотэ-Алинь в 1906 г.

42. Тревога по козе.// Юность.— Владивосток, 1922.— декабрь.—№1.

Рассказ из воспоминаний о путешествиях по Уссурийскому краю.

43. Дерсу Узала.— Владивосток, 1923. Описание продолжения путешествия

в горную область Сихотэ-Алинь, совершенного автором в 1907 году.

44. В дебрях Уссурийского края.— Владивосток, 1926. Описание

путешествия автора по Уссурийскому краю в 1903-1907 гг.

45. Там, где ступала нога человека. // Тихоокеанская звезда — 2, 18,

25.09; 7, 15.10.1927. Путевые заметки с экспедиции 1927 года.

46. В дебрях Приморья. // Смена, 1928.—№15-20. Рассказы о путешествиях

в горную область Ян-де Янге и по Приморью.

47. В тундре. // Новый мир, 1928.— №11. Более подробный рассказ из

воспоминаний о путешествии по Восточной Сибири.

48. Быгин-Быгинен.// Красное знамя.— Владивосток, 22.02.1928.

Путешествие в северо-восточную часть Амурской области.

49. Сквозь тайгу. Путевой дневник экспедиции по маршруту от Советской

Гавани к городу Хабаровску.— М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. Дано популярное

описание последней экспедиции автора через Сихотэ-Алинь в 1927 г.

50. Голодовка на реке Хуту.// На рубеже — Хабаровск, 1934.— №2.

Неопубликованный отрывок из записок В.К. Арсеньева о путешествии в северную

часть Сихотэ-Алиня в 1908 г.

51. В горах Сихотэ-Алиня.— Москва, 1937. Очерк экспедиции Приамурского

отдела РГО с 24 июня 1908 г. по 20 января 1910 г. с приложением дневников

экспедиции, записок об экспедиции 1911-1912 гг. и личной перепиской автора.

52. Последнее путешествие по Уссурийской тайге. // На рубеже, 1939.—

№4.— Хабаровск. Очерки и наблюдения автора из экспедиции 1927 г. по

маршруту Советская Гавань — Хабаровск, не опубликованные им при жизни.

53. Сочинения. Т.1-6.— Владивосток, 1947-1949. Сборник различных

рассказов, произведений и научных статей автора.

54. Жизнь и приключения в тайге.— М., 1957. Описание экспедиции 1908-

1910 гг. с добавлением рассказов, не опубликованных при жизни автора.

55. Путевые заметки. В кн.: «Год девятнадцатый». Т.10.— Москва, 1936.

Описание научной экспедиции 1909 г. от Императорской Гавани до зал. Де-

Кастри, не опубликованное при жизни автора.

По упоминаниям В.К. Арсеньева [Аристов Ф.Ф., 1930] им готовились к

печати следующие работы:

1. Классификация памятников старины в Уссурийском крае.

2. Путешествие на Камчатку в 1918 году.

3. Страна Удэхе.

4. Теория и практика путешествий в Приамурском крае.

5. Экспедиция в горную область Ян-де Янге в 1917 году.

6. Памятники старины Уссурийского края (итоговая работа).

Состояние этих материалов и рукописей до настоящего времени не

известно.

Изучение работ В.К. Арсеньева на уроках географии в школе имеет

большое воспитательное и образовательное значение, так как его труды — это

накопление огромного географического опыта, который не должен бесследно

исчезнуть, а, напротив, использоваться в образовании и воспитании

подрастающего поколения, о чем и пойдет речь в следующей главе.

Глава 3. Воспитание географической культуры на уроках географии в VIII

классе

Природа, люди и вещи суть воспитатели человека

(А. Радищев, 1999)

3.1. Географическая культура в школе

Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть

использован для воспитания географической культуры учащихся.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и

образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в

том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский

(1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении

культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры,

в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том,

что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и

явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-

экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и

нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о

главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих

основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной

географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257].

Географическая культура возникает путем воспитания образованной,

культурной личности, владеющей основными элементами политической,

экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры

поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит

представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о

природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического

мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории,

кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся

в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов

(описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии,

географических названий и представлений (образов).

И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров

высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-

художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при

помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента

географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся

возникает и представление о географической картине мира при помощи

рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества,

разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое

мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно,

экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными

географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного,

которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева,

прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в

первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]).

Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина

ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых

путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного

ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата,

эндемичность растительного и животного мира и т.п.

Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше

запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти

[13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной

памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется

информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или

случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям,

фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго

сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно

реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.)

3.2. Изучение физической географии России с применением

произведений В.К. Арсеньева

Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней

школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени

составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.

В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации,

осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и

особенности природы, системные связи и последовательности природных

комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние

воды, растительный и животный мир).

Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов

России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных

регионов, их уникальность, особенности географического положения и

специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и

обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется

сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим

разделом, по сути, завершается физико-географическое образование

школьников, в котором понятие природного комплекса является

основополагающим.

Физическая география России обобщает знания учащихся по физической

географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность

учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к

изучению всего курса, к чему относится применение произведений

В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой

теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми

областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и

рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание

уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру,

целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат

и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что

Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на

резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы

«Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из

первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и

центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей —

охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих

животных и птиц и т.п.

Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных

компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем

постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых

способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты,

анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний

Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед

собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом,

возникают разработки проблемных уроков.

3.3. Проблемный урок-путешествие

На основании материала дипломной работы предлагается проблемный урок-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.