Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока
реального училища осенью 1914 года, под руководством подполк. Вл.К.
Арсеньева.— «Приамурский школьный листок». Хабаровск, 1917.— №4-5. Дано
подробное описание хр. Хехцир и прилегающей территории.
11. Командорские острова в 1923 году.— Рыбные и пушные богатства
Дальнего Востока.— Владивосток, 1923. В статье описываются природа,
население и хозяйство островов.
12. Гижигинский промысловый район.// Экономическая жизнь Дальнего
Востока, 1925, №5-6. В статье излагается материал о природе, населении и
хозяйстве района, собранный автором в 1922 г.
13. В кратере вулкана.— Владивосток, 1925. Краткое описание
Авачинского вулкана и совершенного автором подъема в 1923 году на этот
вулкан.
14. Задачи исследовательских работ на Дальнем Востоке.// Экономическая
жизнь Дальнего Востока.— Хабаровск, 1925, №2. Автор указывает, что в крае
имеются районы, о которых достаточно сведений не имеется, и приводятся
списки научно-исследовательских учреждений, которым автор предлагает ряд
вопросов для научной работы.
15. Работа отделов РГО на Дальнем Востоке.— Известия Государственного
РГО.— М.-Л., 1926, т.VIII, вып.1. Информационное сообщение о краеведческом
совещании 22-24 мая 1925 г. в Хабаровске.
16. Районирование Дальнего Востока для преимущественного изучения тем
или иным отделом РГО.— Известия Государственного РГО.— М.-Л., 1926, т.VIII,
вып.1. Доклад Арсеньева на данном совещании о задачах и сферах деятельности
каждой в отдельности организации отдела РГО.
17. Лесные люди-удэхейцы.— Владивосток, 1926. Очерк о внешнем виде,
быте, общественном строе и мировоззрении удэгейцев.
18. Тазы и удэхе.— Статистический бюллетень Дальневосточного
статистического управления.— Хабаровск, 1926, №1. Статья об отношении между
окитаявшимися удэгейцами и удэгейцами, избежавшими влияния китайской
культуры.
19. Путешествие на Молчаливые горы.// Тихоокеанская звезда,
15.10.1927. Краткое описание непродолжительного путешествия автора по
Приморью.
20. Шаманское дерево.// Экран «Тихоокеанской звезды», 29.07.1928.
Описание мировоззрения и религиозных обрядов местного населения.
21. (Совместно с Титовым Е.И.) Быт и характер народностей
Дальневосточного края.— Хабаровск-Владивосток, 1928. Сведения о
народностях, населяющих Дальний Восток, о путях и формах освоения занятых
территорий в связи с привычками и традициями своей первоначальной родины.
2.3.2. Археология и история
22. Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края.—
Записки Приамурского отдела Общества востоковедения. Вып.1. Хабаровск,
1913. Очерк о старинных укреплениях Приморья, также приводится несколько
древних легенд о царе Куань-Юне.
23. Памятники старины в Уссурийском крае и в Маньчжурии.// Вестник
Азии. Т.38-39. Харбин 1916, кн.2-3. Рассказывается о всех известных автору
древних памятниках в указанных районах.
24. Обследование Уссурийского края в археологическом и
архегеографическом отношениях.— Известия Южно-Уссурийского отделения
Приамурского отдела РГО.— Никольск-Уссурийск, 1922, №4. Тезисы доклада
автора о древностях Уссурийского края, которые он подразделяет на несколько
эпох.
25. Ледниковый период и первобытное население Восточной Сибири.—
Записки Владивостокского отдела Государственного РГО. Т.3(20). Вып.2.
Владивосток, 1929. На основании многих данных о ледниковой эпохе Евразии
приводятся факты, свидетельствующие о её наличии на Дальнем Востоке. В
разделе о первобытном населении указывается на народности палеоазиатского
происхождения.
2.3.3. Флора, фауна и охотоведение
26. Отчет о деятельности Владивостокского общества любителей охоты за
5 лет с 1901 по 1905 г. включительно.— Владивосток, 1906. Отчет содержит
много интересных сведений о природе Приморья.
27. Наблюдения за лососевыми Уссурийского края.// Ежегодник
Зоологического музея Академии наук. Т.13. — СП б, 1908. Сообщаются
наблюдения 1907 г. за ходом лососевых в районе северного побережья
Татарского пролива.
28. Соболь и способы охоты на него в Уссурийском крае.// Русское
Приморье, 1922, №2-5. Даны краткие сведения о биологии соболя, его
распространении и способах ловли его местными охотниками.
29. Туземные способы соболевания в Уссурийском крае и скупка мехов.—
Владивосток, 1922. Промысловый очерк.
30. Дорогой хищник. Охота на соболя в Уссурийском крае.— Владивосток,
1925. Дано описание соболя, его вида, условий обитания, охоты. Также дано
подробное с рисунками описание приемов ловли соболя.
31. За соболями. Скупщики пушнины на Дальнем Востоке.— Владивосток,
1925. Описано снятие шкуры соболя и её хранение, скупка шкурок у
зверовщиков, история соболевания в крае китайцами и местными жителями.
32. Искатели женьшеня в Уссурийском крае.— Владивосток, 1925. Описание
корня женьшень (панцуй), способы его приема как лекарства, описание его
искателей.
33. Дельфиний промысел.// Экономическая жизнь Дальнего Востока.—
Хабаровск, 1925, №3-4. Краткая характеристика белухи (Delphinapterus
leucas), района её обитания и способа охоты на неё.
34. Тихоокеанский морж.— Хабаровск-Владивосток, 1927. Подробное
описание тихоокеанского моржа (Friehechus rosmarus T. Obesus), его мест
обитания и охоты на него.
35. Птичий базар.// Охотник, 1928.— №10. Краткое описание птиц
Приморья, их мест обитания и охоты на нескольких из них.
2.3.4. Экономика и народное хозяйство
36. Северное побережье в колонизационном отношении.// Экономика и
жизнь Дальнего Востока.— Хабаровск, 1926.—№3. Физико-географическая
характеристика северного побережья на участке от м. Гиляк до зал. Де-
Кастри.
37. Естественно-географические факты колонизации Дальнего Востока.
Первая конференция по изучению производительных сил Дальнего Востока.
Тезисы докладов.— Хабаровск, 1926. Доклад Арсеньева об условиях и состоянии
колонизации на Дальнем Востоке.
38. Население Дальнего Востока как производительный фактор. Там же.
Тезисы доклада, опубликованного впоследствии им отдельно и совместно с Е.И.
Титовым в 1927 г. Материалы по этнографическим группам Дальнего Востока.
39. Колонизационные перспективы Дальнего Востока. Производительные
силы Дальнего Востока. Т.V. Человек.— Хабаровск, 1927. Описывается роль и
значение южных частей Дальнего Востока для колонизации.
2.3.5. Литературно-художественные произведения
40. Амба.— Ли Цун-бин. — Никольск-Уссурийский, 1920. Рассказы из
путешествий по Уссурийскому краю в 1907 г.
41. По Уссурийскому краю.— Владивосток, 1921. Путешествие в горную
область Сихотэ-Алинь в 1906 г.
42. Тревога по козе.// Юность.— Владивосток, 1922.— декабрь.—№1.
Рассказ из воспоминаний о путешествиях по Уссурийскому краю.
43. Дерсу Узала.— Владивосток, 1923. Описание продолжения путешествия
в горную область Сихотэ-Алинь, совершенного автором в 1907 году.
44. В дебрях Уссурийского края.— Владивосток, 1926. Описание
путешествия автора по Уссурийскому краю в 1903-1907 гг.
45. Там, где ступала нога человека. // Тихоокеанская звезда — 2, 18,
25.09; 7, 15.10.1927. Путевые заметки с экспедиции 1927 года.
46. В дебрях Приморья. // Смена, 1928.—№15-20. Рассказы о путешествиях
в горную область Ян-де Янге и по Приморью.
47. В тундре. // Новый мир, 1928.— №11. Более подробный рассказ из
воспоминаний о путешествии по Восточной Сибири.
48. Быгин-Быгинен.// Красное знамя.— Владивосток, 22.02.1928.
Путешествие в северо-восточную часть Амурской области.
49. Сквозь тайгу. Путевой дневник экспедиции по маршруту от Советской
Гавани к городу Хабаровску.— М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. Дано популярное
описание последней экспедиции автора через Сихотэ-Алинь в 1927 г.
50. Голодовка на реке Хуту.// На рубеже — Хабаровск, 1934.— №2.
Неопубликованный отрывок из записок В.К. Арсеньева о путешествии в северную
часть Сихотэ-Алиня в 1908 г.
51. В горах Сихотэ-Алиня.— Москва, 1937. Очерк экспедиции Приамурского
отдела РГО с 24 июня 1908 г. по 20 января 1910 г. с приложением дневников
экспедиции, записок об экспедиции 1911-1912 гг. и личной перепиской автора.
52. Последнее путешествие по Уссурийской тайге. // На рубеже, 1939.—
№4.— Хабаровск. Очерки и наблюдения автора из экспедиции 1927 г. по
маршруту Советская Гавань — Хабаровск, не опубликованные им при жизни.
53. Сочинения. Т.1-6.— Владивосток, 1947-1949. Сборник различных
рассказов, произведений и научных статей автора.
54. Жизнь и приключения в тайге.— М., 1957. Описание экспедиции 1908-
1910 гг. с добавлением рассказов, не опубликованных при жизни автора.
55. Путевые заметки. В кн.: «Год девятнадцатый». Т.10.— Москва, 1936.
Описание научной экспедиции 1909 г. от Императорской Гавани до зал. Де-
Кастри, не опубликованное при жизни автора.
По упоминаниям В.К. Арсеньева [Аристов Ф.Ф., 1930] им готовились к
печати следующие работы:
1. Классификация памятников старины в Уссурийском крае.
2. Путешествие на Камчатку в 1918 году.
3. Страна Удэхе.
4. Теория и практика путешествий в Приамурском крае.
5. Экспедиция в горную область Ян-де Янге в 1917 году.
6. Памятники старины Уссурийского края (итоговая работа).
Состояние этих материалов и рукописей до настоящего времени не
известно.
Изучение работ В.К. Арсеньева на уроках географии в школе имеет
большое воспитательное и образовательное значение, так как его труды — это
накопление огромного географического опыта, который не должен бесследно
исчезнуть, а, напротив, использоваться в образовании и воспитании
подрастающего поколения, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Глава 3. Воспитание географической культуры на уроках географии в VIII
классе
Природа, люди и вещи суть воспитатели человека
(А. Радищев, 1999)
3.1. Географическая культура в школе
Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть
использован для воспитания географической культуры учащихся.
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и
образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в
том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский
(1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении
культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры,
в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том,
что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и
явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-
экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и
нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о
главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих
основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной
географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257].
Географическая культура возникает путем воспитания образованной,
культурной личности, владеющей основными элементами политической,
экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры
поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит
представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о
природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического
мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории,
кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся
в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов
(описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии,
географических названий и представлений (образов).
И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров
высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-
художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при
помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента
географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся
возникает и представление о географической картине мира при помощи
рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества,
разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое
мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно,
экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными
географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного,
которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева,
прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в
первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]).
Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина
ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых
путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного
ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата,
эндемичность растительного и животного мира и т.п.
Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше
запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти
[13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной
памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать
данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется
информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или
случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям,
фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго
сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно
реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.)
3.2. Изучение физической географии России с применением
произведений В.К. Арсеньева
Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней
школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени
составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.
В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации,
осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и
особенности природы, системные связи и последовательности природных
комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние
воды, растительный и животный мир).
Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов
России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных
регионов, их уникальность, особенности географического положения и
специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и
обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется
сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим
разделом, по сути, завершается физико-географическое образование
школьников, в котором понятие природного комплекса является
основополагающим.
Физическая география России обобщает знания учащихся по физической
географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность
учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к
изучению всего курса, к чему относится применение произведений
В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой
теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми
областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и
рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание
уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру,
целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат
и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что
Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на
резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы
«Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из
первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и
центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей —
охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих
животных и птиц и т.п.
Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных
компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем
постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых
способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты,
анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний
Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед
собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом,
возникают разработки проблемных уроков.
3.3. Проблемный урок-путешествие
На основании материала дипломной работы предлагается проблемный урок-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|