Великобритания
1658) глава восставших, провозгласил в мае 1649 г. республику и до конца
жизни правил как лорд-протектор. Английская республика просуществовала
недолго. В 1660 г. монархия была восстановлена и на престол взошел сын
казненного короля Карл II Стюарт. В 1688 г. в Англии произошла еще одна
революция, но теперь уже бескровная, во время которой из-за
неконституционного правления был свергнут и отправлен в изгнание Яков II.
На престол под именем Вильгельма III вступил голландский принц Вильгельм
Оранский вместе со своей супругой Марией Стюарт. Власть короны была
значительно ограничена, а права парламента окончательно закреплены.
Буржуазная революция была одной из важнейших вех в истории Англии: она
закрепила победу капитализма и создала благоприятные условия для её
экономического развития.
Буржуазная Англия пыталась укрепить свое международное положение,
присоединить новые земли. Поэтому колониальная экспансия расширяется. В
XVII в. была покорена Ирландия. Несколько веков мужественно отстаивало свою
независимость Шотландское государство. Лишь в 1707 г. англо-шотландская
уния окончательно закрепила присоединение Шотландии к Англии. В XVIII в.
продолжилась внешняя экспансия Великобритании. Завоеванные ею заокеанские
колонии (Северная Америка, Индия, Цейлон, ряд территорий в Африке) были
одним из важных источников накопления капитала.
Избыток рабочей силы, рост капитала, создание внешнего рынка — все это
стимулировало развитие крупного машинного производства. В Великобритании
раньше чем в других странах Европы произошел промышленный переворот во
второй половине XVIII в. Он начался с механизации текстильной
промышленности, где был сделан ряд изобретений, а затем охватил
металлургическую и другие отрасли. Особенно большое значение имело
изобретение в 1784 г. паровой машины английским инженером Джеймсом Уаттом.
Появились крупные промышленные центры, например, Бирмингем. В связи с
промышленным ростом и увеличением числа машин, жизнь рабочих значительно
ухудшилась, и массовые выступления рабочих были направлены, прежде всего,
против машин. Со временем борьба рабочих принимает более организованные
формы. В Великобритании впервые зародились профессиональные союзы — тред-
юнионы.
Поражение наполеоновской Франции значительно укрепило политическое
положение Великобритании в Европе. По решению венского конгресса 1814-1815
гг. за ней были закреплены все земли, захваченные во время войны с
Францией.
В 30-40-х годах XIX в. в британской промышленности прочно утверждается
фабричная система производства. В 1825 г. была открыта первая в мире
железная дорога между Столтеном и Дарлингтоном. Между тем усиливается
борьба рабочих за свои права.
Самой характерной чертой экономического развития Великобритании в XIX
в. было владение ею огромными колониями, охватывавшими около 60% всех
колониальных владений всего земного шара. Интенсивный вывоз капитала в
колонии давал большие прибыли, и процесс концентрации капитала продолжался.
В начале XX в. Англия начинает уступать техническое превосходство
Германии и США. Особенно острыми стали противоречия между Англией и
Германией. Эти противоречия привели к первой мировой войне 1914-1918 гг.
После поражения Германии Англия расширила свои владения в Азии и Африке за
счет владений Германии и Турции. Но Великобритания была значительно
ослаблена войной. Пошатнулись устои британской колониальной империи.
После первой мировой войны в Англии стали быстрее развиваться
машиностроение и химия, но текстильная и угольная промышленность пришли в
упадок. Либеральная партия потеряла свое влияние и её место заняла
лейбористская партия.
В 20-30-х годах широкий размах приняло забастовочное движение из-за
дальнейшего ухудшения жизни рабочих.
В 1939 г. Англия объявила войну Германии, а после нападения на СССР
выразила свою поддержку. В войне с Германией, закончившейся, как известно,
полным поражением фашизма, Великобритания понесла значительный урон, её
позиции на международной арене сильно пошатнулись.
Происшедший в послевоенные годы распад обширной колониальной
британской империи еще более ухудшил экономические позиции английского
империализма.
В 1947 г. добилась независимости Индия, за ней последовали Бирма,
Цейлон и другие колонии в Азии, а также в Африке. Англия оказалась
низведена на роль младшего партнера США.
Сейчас же Англия — это сильное государство, имеющее прочные позиции на
мировом рынке.
3. Экономико-географическое положение
Великобритания занимает довольно выгодное экономико-географическое
положение. Она находится на пересечении морских путей и занимает узловое
положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли проходящие
через проливы Ла-Манш (Английский канал) и Па-де-Кале. Это обеспечивает
Англии связи со всем миром и дает большие перспективы развития и расширения
рынков сбыта выпускаемой продукции.
Немаловажную роль для развития и процветания Великобритании имеет её
благоприятные погодные условия и минеральные ресурсы. В природных условиях
благоприятно то, что в Англии много полноводных, но коротких рек. Англия
имеет запасы каменного угля, железных руд.
4. Характеристика промышленности
Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального
продукта, на неё приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном
привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной
стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей,
использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда,
новейшее оборудование и современные методы управления, а с другой —
отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся
электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство
отраслей химической промышленности, ко второй — добыча угля,
хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная
металлургия.
Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании
привел к созданию во многих отраслях современных крупнейших объединений
промышленников. Небольшое число огромных компаний концентрирует в них
практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны —
«Империал Кемикал Индастриз» или ИКИ, «Юнивелер», «Бритиш Миланд» и
«Дженерал Электрик Компани», в которых занято 200 тыс. человек. Основная
часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в
густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до
Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные
районы за пределами этого пояса — Южный Уэльс, крайний северо-восток и
часть юго-запада Англии.
В течение последних лет британское правительство стремится проводить
региональную политику, направленную с одной стороны, на некоторое
сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся
конурбациях, а с другой — на содействие подъему старых районов с большой
долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в
отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются
государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,
выплаты налогов и т.д.
Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию
промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего
Большого Лондона, и конурбации Западного Мидленда, а также развитию
новейших отраслей в отстающих районах, несколько изменилась и
территориальная структура промышленности.
Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся
результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического
производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в
основном прежними. Не удалось остановить сдвиг населения и производительных
сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных
проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 80-х
годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права.
Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров показали, что при
решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов далеко
не на первом месте.
Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании — добыча
каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский
уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было
добыто рекордное количество — 287 млн. т, добыча неуклонно снижается.
Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в
стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только
нефти, дающей почти половину её. Самый крупный угольный бассейн на
Британских островах — Йоркшир, где 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За
ним следует Нортулеберленд-Даремский и Северо-западный.
Потребление угля в Великобритании увеличилось в последние годы в связи
с резким повышением цен на нефть.
Британская нефтеперерабатывающая промышленность зависит от импорта
сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в восточном Мидленде дают ежегодно
менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря — новая,
процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть ввозится из
Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты — из Италии,
Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных
портов Саутпхемтона, в Уешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов
Южного Уэльса соединены с портом Эне-Бей нефтепроводом.
По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает
восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшира.
В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного
газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ
поступает из природных источников. Великобритания — второй в мире поставщик
каолина (белой глины, из которой делаю фарфор); здесь в очень крупных
месторождениях добывают и другие виды глины для керамической
промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь
разведанных месторождений. Возможно даже, что скоро Британия полностью
прекратит импорт вольфрама.
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который
начинается в Йоркшире и тянется через весь восточный Мидленд до города
Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит
всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта
из Канады, Либерии и Мавритании.
Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией: 86% — ТЭС,
12% — АЭС, 2% — ГЭС. Подавляющее число ТЭС работает на угле. Гидростанции,
как правило, небольшие, расположены они в основном в Шотландском нагорье.
Великобритания занимает в мире восьмое место по выплавке чугуна и
стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией
«Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных
условиях. Страна богата углем. Железную руду содержали часто сами пласты
угля, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для
металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде.
Угольные бассейны, в близи которых развивались металлургические центры,
расположены недалеко друг от друга и от крупнейших портов страны, что
облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран
недостающего сырья и вывоз готовой продукции.
Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в
качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы
обычно привязаны к крупным промышленным центрам как к источникам сырья и
рынкам сбыта готовой продукции.
Британская цветная металлургия одна из крупнейших в Европе. Она
работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных
металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости
намного превышает экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из
основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,
германий и др., которые используются в атомной промышленности,
самолетостроении и электронике. Главные покупатели этих металлов — это США
и Германия.
Главный район цветной металлургии — Западный Мидленд, где много мелких
предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке
цветных металлов. Другие центры — Южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три
крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у
города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они
обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.
Центры по производству алюминия в Мидленде и Южном Уэльсе тесно связаны с
американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.
В самой крупной отрасли британской промышленности — машиностроении
работает ј всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает
транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала затрачиваемого на
производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям,
которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.
Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в
большинстве городов Великобритании.
Великобритания — самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин.
Широко известна серия машин повышенной проходимости «Лендровер». Главные
покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Почти все серийные автомобили выпускаются несколькими крупнейшими
автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной
американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами
«Воксхол» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских
островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме.
Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная
промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном
Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском
городе Сешсдене, а хлопчатобумажных тканей Ланкашире, в небольших
текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных
тканей, изделий, пряжи самое древнее на Британских островах. Шерстяные
ткани британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешнем
рынке.
5. Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве занято всего около 3% работающего населения
страны. Великобритания производит более половины сельскохозяйственных
продуктов, потребляемых её населением, но в среднем на одного человека
приходится меньше 1/3 сектора сельскохозяйственных земель. Полностью
обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,
свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты
Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4/5
сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, ј потребляемых в
стране говядины и телятины.
Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле,
пастбища и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую,
чем зерновые культуры.
Природные условия Великобритании более благоприятны для развития
животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают
соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.
Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более
влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых
крупных поставщиков овечьей шерсти.
Большинство ферм Великобритании — это высокомеханизированные товарные
хозяйства капиталистического типа. Однако себестоимость фермерской
продукции весьма высока. Британское фермерство нуждается в высоких
закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах
ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию отрицательно
сказались на экономике мелких и средних хозяйств.
6. Транспорт и внешнеэкономические связи
Поскольку Великобритания — государство островное, все её внешние
перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом, но после
открытия туннеля под проливом Ла-Манш немаловажную роль стал играть
автомобильный транспорт. Около 9/10 общего грузооборота приходится на
морской транспорт, в том числе ј — на каботаж.
Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной
мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными
транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Ливерпуль, Манчестер,
Глазго, Бристоль, Мидлсбро, Халл, Ньюкасл, Саутхемптон, Милфорд-Хейвен.
Причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускаю около половины
всех грузов (по стоимости).
С материком Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш,
двумя железнодорожными паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде) и
многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами — с
Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых
перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно
расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.
Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны
удвоился экспорт капитала, с другой — быстро растут вклады иностранных
монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза увеличился
«невидимый экспорт». Большая часть стоимости экспорта приходится на изделия
обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,
электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.
7. Население и города
Этнический состав населения Великобритании довольно пестрый.
Большинство населения англичане (80%), национальные меньшинства (ок.15%)
шотландцы, уэльсцы, ирландцы — сохраняют народные традиции и язык. В Уэльсе
говорят не только на английском, но и на уэльском языке. Выходцы их Индии,
Пакистана, Вьетнама и других бывших британских колоний составляют около 5%
населения. Всех жителей Соединенного королевства называют британцами.
С самых ранних периодов истории Британских островов шел процесс
формирования трех различных этнических общностей — англичан, шотландцев и
уэльсцев или валлийцев, занимающих три исторически сложившиеся обособленные
области острова Великобритании — собственно Англию, Шотландию и Уэльс.
Взаимоотношение между этими тремя коренными народами острова и
происходившие в их среде процессы всегда занимали важное место в
политической истории страны. Национальный вопрос не решен еще и в наши дни.
Господствующая и наиболее многочисленная группа населения
Великобритании — англичане. Они населяют Англию, большую часть Уэльса и
образуют компактные поселения в некоторых районах на юге Шотландии.
Из кельтских народов Великобритании наиболее много шотландцев. Они
населяют преимущественно северо-западные области острова Великобритания и
прилегающие к их побережью Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова.
Сложился и особый шотландский язык. Основой для которого послужил один из
северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов
из вытесненного им галльского, кроме того, на нем сказалось влияние
скандинавских языков.
Не затихает национальная борьба и среди другого кельтского народа
Великобритании — уэльсцев или валлийцев, численность которых составляет
всего 1,5 млн. человек. Их историческая судьба, этническое развитие были
иным, чем у шотландцев. Уэльс рано был завоеван англичанами, и население
его подвергалось большей ассимиляции, чем шотландцы.
На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется и во внутренней
колонии Великобритании — Северной Ирландии, присоединенному к британскому
государству в 1922 г. когда остальная часть Ирландии добилась
самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть
графств из девяти Ирландской провинции Ольстер.
Лондон
Столица Великобритании и центр и центр юго-восточной части Англии —
Лондон — один из самых древних городов страны. Средневековый Лондон — ту
его часть, которая теперь называется Сити, — украшали Лондонский мост,
королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.
В XVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской
площади — Гровно-сквер и самой знаменитой — Трафальгарской, проложена
широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.
Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера, Уэст-
Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале XIX в. Его
здание завершают две богини: богиня Виктория — королевский вход в парламент
и часовая башня Биг Бен с огромным колоколом. Центральная часть города еще
сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в
давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и
многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых
центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих
расходится по домам. Вестминстер — политический и административный центр
страны и столицы. Уэст-Энд с его классическими площадями является центром
столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и
отелей.
Страницы: 1, 2
|