рефераты бесплатно

МЕНЮ


Великобритания

1658) глава восставших, провозгласил в мае 1649 г. республику и до конца

жизни правил как лорд-протектор. Английская республика просуществовала

недолго. В 1660 г. монархия была восстановлена и на престол взошел сын

казненного короля Карл II Стюарт. В 1688 г. в Англии произошла еще одна

революция, но теперь уже бескровная, во время которой из-за

неконституционного правления был свергнут и отправлен в изгнание Яков II.

На престол под именем Вильгельма III вступил голландский принц Вильгельм

Оранский вместе со своей супругой Марией Стюарт. Власть короны была

значительно ограничена, а права парламента окончательно закреплены.

Буржуазная революция была одной из важнейших вех в истории Англии: она

закрепила победу капитализма и создала благоприятные условия для её

экономического развития.

Буржуазная Англия пыталась укрепить свое международное положение,

присоединить новые земли. Поэтому колониальная экспансия расширяется. В

XVII в. была покорена Ирландия. Несколько веков мужественно отстаивало свою

независимость Шотландское государство. Лишь в 1707 г. англо-шотландская

уния окончательно закрепила присоединение Шотландии к Англии. В XVIII в.

продолжилась внешняя экспансия Великобритании. Завоеванные ею заокеанские

колонии (Северная Америка, Индия, Цейлон, ряд территорий в Африке) были

одним из важных источников накопления капитала.

Избыток рабочей силы, рост капитала, создание внешнего рынка — все это

стимулировало развитие крупного машинного производства. В Великобритании

раньше чем в других странах Европы произошел промышленный переворот во

второй половине XVIII в. Он начался с механизации текстильной

промышленности, где был сделан ряд изобретений, а затем охватил

металлургическую и другие отрасли. Особенно большое значение имело

изобретение в 1784 г. паровой машины английским инженером Джеймсом Уаттом.

Появились крупные промышленные центры, например, Бирмингем. В связи с

промышленным ростом и увеличением числа машин, жизнь рабочих значительно

ухудшилась, и массовые выступления рабочих были направлены, прежде всего,

против машин. Со временем борьба рабочих принимает более организованные

формы. В Великобритании впервые зародились профессиональные союзы — тред-

юнионы.

Поражение наполеоновской Франции значительно укрепило политическое

положение Великобритании в Европе. По решению венского конгресса 1814-1815

гг. за ней были закреплены все земли, захваченные во время войны с

Францией.

В 30-40-х годах XIX в. в британской промышленности прочно утверждается

фабричная система производства. В 1825 г. была открыта первая в мире

железная дорога между Столтеном и Дарлингтоном. Между тем усиливается

борьба рабочих за свои права.

Самой характерной чертой экономического развития Великобритании в XIX

в. было владение ею огромными колониями, охватывавшими около 60% всех

колониальных владений всего земного шара. Интенсивный вывоз капитала в

колонии давал большие прибыли, и процесс концентрации капитала продолжался.

В начале XX в. Англия начинает уступать техническое превосходство

Германии и США. Особенно острыми стали противоречия между Англией и

Германией. Эти противоречия привели к первой мировой войне 1914-1918 гг.

После поражения Германии Англия расширила свои владения в Азии и Африке за

счет владений Германии и Турции. Но Великобритания была значительно

ослаблена войной. Пошатнулись устои британской колониальной империи.

После первой мировой войны в Англии стали быстрее развиваться

машиностроение и химия, но текстильная и угольная промышленность пришли в

упадок. Либеральная партия потеряла свое влияние и её место заняла

лейбористская партия.

В 20-30-х годах широкий размах приняло забастовочное движение из-за

дальнейшего ухудшения жизни рабочих.

В 1939 г. Англия объявила войну Германии, а после нападения на СССР

выразила свою поддержку. В войне с Германией, закончившейся, как известно,

полным поражением фашизма, Великобритания понесла значительный урон, её

позиции на международной арене сильно пошатнулись.

Происшедший в послевоенные годы распад обширной колониальной

британской империи еще более ухудшил экономические позиции английского

империализма.

В 1947 г. добилась независимости Индия, за ней последовали Бирма,

Цейлон и другие колонии в Азии, а также в Африке. Англия оказалась

низведена на роль младшего партнера США.

Сейчас же Англия — это сильное государство, имеющее прочные позиции на

мировом рынке.

3. Экономико-географическое положение

Великобритания занимает довольно выгодное экономико-географическое

положение. Она находится на пересечении морских путей и занимает узловое

положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли проходящие

через проливы Ла-Манш (Английский канал) и Па-де-Кале. Это обеспечивает

Англии связи со всем миром и дает большие перспективы развития и расширения

рынков сбыта выпускаемой продукции.

Немаловажную роль для развития и процветания Великобритании имеет её

благоприятные погодные условия и минеральные ресурсы. В природных условиях

благоприятно то, что в Англии много полноводных, но коротких рек. Англия

имеет запасы каменного угля, железных руд.

4. Характеристика промышленности

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального

продукта, на неё приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном

привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной

стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей,

использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда,

новейшее оборудование и современные методы управления, а с другой —

отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся

электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство

отраслей химической промышленности, ко второй — добыча угля,

хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная

металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании

привел к созданию во многих отраслях современных крупнейших объединений

промышленников. Небольшое число огромных компаний концентрирует в них

практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны —

«Империал Кемикал Индастриз» или ИКИ, «Юнивелер», «Бритиш Миланд» и

«Дженерал Электрик Компани», в которых занято 200 тыс. человек. Основная

часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами этого пояса — Южный Уэльс, крайний северо-восток и

часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить

региональную политику, направленную с одной стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся

конурбациях, а с другой — на содействие подъему старых районов с большой

долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в

отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,

выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию

промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего

Большого Лондона, и конурбации Западного Мидленда, а также развитию

новейших отраслей в отстающих районах, несколько изменилась и

территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся

результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического

производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в

основном прежними. Не удалось остановить сдвиг населения и производительных

сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных

проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 80-х

годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права.

Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров показали, что при

решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов далеко

не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании — добыча

каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский

уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было

добыто рекордное количество — 287 млн. т, добыча неуклонно снижается.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в

стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только

нефти, дающей почти половину её. Самый крупный угольный бассейн на

Британских островах — Йоркшир, где 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За

ним следует Нортулеберленд-Даремский и Северо-западный.

Потребление угля в Великобритании увеличилось в последние годы в связи

с резким повышением цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность зависит от импорта

сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в восточном Мидленде дают ежегодно

менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря — новая,

процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть ввозится из

Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты — из Италии,

Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных

портов Саутпхемтона, в Уешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов

Южного Уэльса соединены с портом Эне-Бей нефтепроводом.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает

восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшира.

В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного

газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ

поступает из природных источников. Великобритания — второй в мире поставщик

каолина (белой глины, из которой делаю фарфор); здесь в очень крупных

месторождениях добывают и другие виды глины для керамической

промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь

разведанных месторождений. Возможно даже, что скоро Британия полностью

прекратит импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который

начинается в Йоркшире и тянется через весь восточный Мидленд до города

Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит

всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта

из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией: 86% — ТЭС,

12% — АЭС, 2% — ГЭС. Подавляющее число ТЭС работает на угле. Гидростанции,

как правило, небольшие, расположены они в основном в Шотландском нагорье.

Великобритания занимает в мире восьмое место по выплавке чугуна и

стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией

«Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных

условиях. Страна богата углем. Железную руду содержали часто сами пласты

угля, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для

металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде.

Угольные бассейны, в близи которых развивались металлургические центры,

расположены недалеко друг от друга и от крупнейших портов страны, что

облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран

недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в

качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы

обычно привязаны к крупным промышленным центрам как к источникам сырья и

рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия одна из крупнейших в Европе. Она

работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных

металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости

намного превышает экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из

основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,

германий и др., которые используются в атомной промышленности,

самолетостроении и электронике. Главные покупатели этих металлов — это США

и Германия.

Главный район цветной металлургии — Западный Мидленд, где много мелких

предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке

цветных металлов. Другие центры — Южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три

крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у

города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они

обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.

Центры по производству алюминия в Мидленде и Южном Уэльсе тесно связаны с

американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности — машиностроении

работает ј всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает

транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала затрачиваемого на

производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям,

которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.

Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в

большинстве городов Великобритании.

Великобритания — самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин.

Широко известна серия машин повышенной проходимости «Лендровер». Главные

покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные автомобили выпускаются несколькими крупнейшими

автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной

американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами

«Воксхол» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских

островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная

промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном

Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском

городе Сешсдене, а хлопчатобумажных тканей Ланкашире, в небольших

текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных

тканей, изделий, пряжи самое древнее на Британских островах. Шерстяные

ткани британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешнем

рынке.

5. Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве занято всего около 3% работающего населения

страны. Великобритания производит более половины сельскохозяйственных

продуктов, потребляемых её населением, но в среднем на одного человека

приходится меньше 1/3 сектора сельскохозяйственных земель. Полностью

обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,

свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты

Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4/5

сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, ј потребляемых в

стране говядины и телятины.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле,

пастбища и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую,

чем зерновые культуры.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития

животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают

соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более

влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых

крупных поставщиков овечьей шерсти.

Большинство ферм Великобритании — это высокомеханизированные товарные

хозяйства капиталистического типа. Однако себестоимость фермерской

продукции весьма высока. Британское фермерство нуждается в высоких

закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах

ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию отрицательно

сказались на экономике мелких и средних хозяйств.

6. Транспорт и внешнеэкономические связи

Поскольку Великобритания — государство островное, все её внешние

перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом, но после

открытия туннеля под проливом Ла-Манш немаловажную роль стал играть

автомобильный транспорт. Около 9/10 общего грузооборота приходится на

морской транспорт, в том числе ј — на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной

мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными

транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Ливерпуль, Манчестер,

Глазго, Бристоль, Мидлсбро, Халл, Ньюкасл, Саутхемптон, Милфорд-Хейвен.

Причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускаю около половины

всех грузов (по стоимости).

С материком Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш,

двумя железнодорожными паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде) и

многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами — с

Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых

перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно

расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.

Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны

удвоился экспорт капитала, с другой — быстро растут вклады иностранных

монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза увеличился

«невидимый экспорт». Большая часть стоимости экспорта приходится на изделия

обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,

электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.

7. Население и города

Этнический состав населения Великобритании довольно пестрый.

Большинство населения англичане (80%), национальные меньшинства (ок.15%)

шотландцы, уэльсцы, ирландцы — сохраняют народные традиции и язык. В Уэльсе

говорят не только на английском, но и на уэльском языке. Выходцы их Индии,

Пакистана, Вьетнама и других бывших британских колоний составляют около 5%

населения. Всех жителей Соединенного королевства называют британцами.

С самых ранних периодов истории Британских островов шел процесс

формирования трех различных этнических общностей — англичан, шотландцев и

уэльсцев или валлийцев, занимающих три исторически сложившиеся обособленные

области острова Великобритании — собственно Англию, Шотландию и Уэльс.

Взаимоотношение между этими тремя коренными народами острова и

происходившие в их среде процессы всегда занимали важное место в

политической истории страны. Национальный вопрос не решен еще и в наши дни.

Господствующая и наиболее многочисленная группа населения

Великобритании — англичане. Они населяют Англию, большую часть Уэльса и

образуют компактные поселения в некоторых районах на юге Шотландии.

Из кельтских народов Великобритании наиболее много шотландцев. Они

населяют преимущественно северо-западные области острова Великобритания и

прилегающие к их побережью Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова.

Сложился и особый шотландский язык. Основой для которого послужил один из

северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов

из вытесненного им галльского, кроме того, на нем сказалось влияние

скандинавских языков.

Не затихает национальная борьба и среди другого кельтского народа

Великобритании — уэльсцев или валлийцев, численность которых составляет

всего 1,5 млн. человек. Их историческая судьба, этническое развитие были

иным, чем у шотландцев. Уэльс рано был завоеван англичанами, и население

его подвергалось большей ассимиляции, чем шотландцы.

На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется и во внутренней

колонии Великобритании — Северной Ирландии, присоединенному к британскому

государству в 1922 г. когда остальная часть Ирландии добилась

самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть

графств из девяти Ирландской провинции Ольстер.

Лондон

Столица Великобритании и центр и центр юго-восточной части Англии —

Лондон — один из самых древних городов страны. Средневековый Лондон — ту

его часть, которая теперь называется Сити, — украшали Лондонский мост,

королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.

В XVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской

площади — Гровно-сквер и самой знаменитой — Трафальгарской, проложена

широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.

Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера, Уэст-

Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале XIX в. Его

здание завершают две богини: богиня Виктория — королевский вход в парламент

и часовая башня Биг Бен с огромным колоколом. Центральная часть города еще

сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в

давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и

многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых

центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих

расходится по домам. Вестминстер — политический и административный центр

страны и столицы. Уэст-Энд с его классическими площадями является центром

столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и

отелей.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.