рефераты бесплатно

МЕНЮ


Особенности и изменение экономико-географического положения РФ

Особенности и изменение экономико-географического положения РФ

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономико-географическое положение РФ

1. Изменения экономико-географического характера после распада СССР

2. Транспортные структуры РФ

2. Географическое положение РФ

1. Транзитные транспортные коридоры

2. Экспорт энергоносителей

3. Развитие региональных ресурсов

4. Потенциал внешнего ориентирования РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом

государства, и характеризуется совокупностью географических, экономических

и исторических факторов. Это динамическая характеристика, её значение

меняется во времени в зависимости от перемен, происходящих в

мирохозяйственной системе, уровня использования достижений в области научно-

технического прогресса и других факторов. Экономико-географическое

положение обладает количественными и качественными характеристиками, может

быть выгодным или нет. Будучи по своей значимости национальным достоянием,

оно не может принадлежать ни одному субъекту Федерации.

В основе экономико-географического положения лежит историческое развитие

конкретного географического объекта. В разные исторические эпохи одно и то

же физико-географическое положение может быть использовано весьма различно

и может иметь совершенно разное значения.

В качестве примера стран, которые эффективно используют транспортную

составляющую своего экономико-географическое положения можно назвать

Нидерланды, Панаму, Египет, Сингапур, Эстонию, государства Центральной

Европы, а геополитическое положение – Турцию. Так, доля доходов от транзита

в общем объеме экспорта Нидерландов превышает 40%, а Турция практически

контролирует проход крупнотоннажных танкеров через проливы Босфор и

Дарданеллы, существенно ограничивая этим экспортные возможности России.

В годы закрытой экономики СССР, особенно в период “холодной войны”,

возможности использования потенциала экономико-географического положения

страны были крайне ограничены. После окончания Второй мировой войны

Евразийское геополитическое положение Советского Союза облегчило

образование блока социалистических стран и Совета экономической

взаимопомощи (СЭВ). Однако только после окончания периода “холодной войны”

СССР получил возможность перейти к активному использованию “ресурса

положения” для развития собственной экономики и встраивания в

мирохозяйственную систему. Ярким примером тому в пространстве Азиатской

России могут служить создание порта Восточный в бухте Врангеля на Дальнем

Востоке и организация Транссибирской интермодальной транспортной системы

для транзитного пропуска грузопотока между странами АТР и Европы. Объем

работы системы только по контейнерам в середине 70–80-х годов превысил 100

тыс. условных единиц контейнеров в год (максимальный – в 1981 г. – 138,5).

В последующее полтора десятилетия по политическим, экономическим и

организационным причинам работа Транссибирской транспортной системы была

нарушена, снизилась ее конкурентоспособность, и количество перевозимых

контейнеров сократилось в конце 90-х годов до 14–20 тыс. условных единиц.

1. Зкономико-географическое положение РФ.

Экономико-географическое положение и границы России. Площадь территории РФ,

составляет 17 млн.кв.км. РФ занимает северную и северо-восточную части

материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). Для сравнения

площади других стран: Канада – 9,98; Китай – 9,6; США – 9,4; Бразилия –

8,5 млн. кв. км. Крайняя южная точка северной широты – на границе Дагестана

и Азербайджана. Крайняя восточная материковая точка – остров Ротманова в

Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна). Почти

вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой

протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10

часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов).

В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по

меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным

границам субъектов федерации. Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из

них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях

(22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и

материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах

этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех

видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах,

осуществляется только Россией. проходят по водам морей Северного Ледовитого

океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское

море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый

год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах

Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится

наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов

архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране. проходят по водам Тихого

океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море).

Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза

отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не

замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями). Воды

Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами

Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России

замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю

осуществляется связь со многими государствами Западной Европы. морские

границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые сoединяют

Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю

идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы

проходят по Каспийскому морю.

Потенциал экономико-географического и геополитического положения России или

ее субъекта в масштабе мирохозяйственной системы или ее части становится

“ресурсом” в случае, если территория, воздушное пространство и акватория

морей, омывающих Россию, вовлекаются в процесс глобализации мировой

экономики, и Россия использует свой “ресурс положения и пространства” в

виде предоставления (своего рода экспорта) услуг (прежде всего всех видов

транспорта, современных систем передачи информации и связанных с ними сфер

экономической деятельности) или формирования “зон интересов”, как правило,

в сопредельных регионах.

1.1 Изменения экономико-географического характера после распада СССР. С

окончанием периода “холодной войны” внимание к оценке значения потенциала

сначала экономико-географического, а затем и геополитического положения

России возросло. Важными вехами отражения этого процесса стали создание

Транссибирской интермодальной транспортной системы и провозглашение

усиления “Азиатского аспекта внешней политики России” (вступление России в

АСЕАН, АТЭС и другие акции). В современной внутренней и внешней ситуации

России создались объективные условия усиления внимания к потенциалу

экономико-географического и геополитического положения страны в целом и

отдельных ее частей (в том числе Сибири и Дальнего Востока), анализу

возможных последствий использования этого потенциала в процессе решения как

внутренних проблем интеграции и формирования единого экономического

пространства, так и внешних проблем – встраивания российской экономики в

мирохозяйственную систему.

В этих условиях Евразийское положение России приобретает исключительно

большое экономическое и геополитическое значение. Задачей федерального

уровня признана необходимость интенсивного использования “потенциала

положения” России, превращения его в экономический ресурс – один из

значительных источников доходной части бюджетов как Федерации, так и

регионов, хозяйствующих субъектов, работающих в сфере транспорта и

связанных с ней областях экономики. С распадом СССР образовались

независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного

выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через

Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической

ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На

Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а

Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-

Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой

внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В

Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск

и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится

зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и

контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских

участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В

связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних

морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань,

Новороссийск). Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами

Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается

значение северных портов. Северный выход связан с рискованным

высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность

портов на севере. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4

месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья

судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных

магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов

этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет

возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от

СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество

географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям

Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать

порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). На данном этапе происходит

реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо,

следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-

географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не

только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и

пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются

интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с

помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах

СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с

Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по

территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3

проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло

множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по

этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия

вынуждена оплачивать все транспортировки. Около 70% внешней торговли

приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути

через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического

положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских

государств, подписав соглашение об экономическом и культурном

сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими

государствами. [1]

1.2 Транспортные структуры РФ Одним из наиболее распространенных

путей реализации потенциала экономико-географического и Евразийского

геополитического положения России в масштабе мирохозяйственной системы

является формирование международных, особенно трансконтинентальных,

транспортных коридоров. Критерием рациональности использования столь

специфического ресурса обычно является конкурентоспособность, экономическая

отдача в широком ее понимании (например, создание условий освоения новых

ресурсных баз или решение проблем социально-экономического развития

субъектов Федерации), национальная безопасность и политическая значимость

России в мировом сообществе.

Задача формирования системы международных транспортных коридоров была

озвучена во многих выступлениях на Всероссийской научно-практической

конференции “Транспорт России на рубеже веков” в декабре 1999 г. [1].

Правительством Российской Федерации одобрены “Основные направления

формирования и развития международных транспортных коридоров на территории

России”, начата разработка федеральной целевой программы “Международные

транспортные коридоры”. Делегации России принимают участие в работе

международных конференций, на которых обсуждаются проблемы формирования

трансконтинентальных транспортных коридоров, в том числе на территории

России, и интеграции российских магистралей всех видов транспорта в мировую

транспортную сеть. К настоящему времени различными организациями предложено

несколько вариантов схем возможных направлений трансконтинентальных

транспортных коридоров. [3]

Транспортные системы РФ в постсоветском периоде находятся в перманентной

реорганизации, сочетающей поиск новых методов хозяйствования и укрепления

законодательной и регулирующей базы. Проекты реорганизации транспорта мало

связаны как между собой, так и с перспективами развития остальных сфер

экономики регионов. Например, с выбором возможных путей освоения

нефтегазовых ресурсов материковой части Тимано-Печорской провинции и шельфа

Баренцева моря, реализации проекта “Северные ворота” и организации

транспортных связей Норильско-Туруханского района (Красноярский север)

связаны перспективы решения задачи поддержания в надлежащем состоянии

западного сектора Северного морского пути (ледокольный и транспортный флот,

режим продленной навигации и др.) – первого этапа возрождения Севморпути.

В годы реформ принципиально изменились объем, состав грузов и условия

организации транспортного процесса. Масштабы перевозок сократились с

6,6 млн т (1987 г.) до 1,5 млн т (1998, 1999 гг.). Норильский комбинат

прекратил вывоз руды на предприятия Мурманской области и перешел на

использование прямых рейсов судов между портом Дудинкой и портами Европы

(как, например, 29 из 52 судов в 1999 г.), практически прекратился экспорт

леса из Игарки, резко сократился объем “северного завоза”. Только

интенсивное использование грузообразующего потенциала районов, тяготеющих к

побережью Баренцева и Карского морей, может обеспечить работу атомных

ледоколов, вызовет необходимость обновления грузового флота и сохранения

режима продленной навигации. Залогом тому являются изменения географии

добычи нефти и газа в России и переход на широкое использование морского

флота для вывоза углеводородов на мировой рынок. Реализация концепции

развития Норильского комплекса вызовет значительный поток нового

оборудования, которое будет доставляться морем. Это позволит не только

восстановить традиционную трассу СМП, но и подготовиться к следующему этапу

решения стратегической задачи – освоению Высокоширотной трассы и

формированию Арктического транспортного коридора между северными морями

Тихого и Атлантического океанов. [9–12].

2. Географическое положение России. Велика протяженность

сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало

несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После

распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их

четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские

границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и

таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с

Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не

изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР. Резко

сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с

Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем. По

договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными

войсками многие участки границ бывшего СССР. Японии хочет заполучить южные

острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они

для Японии являются северными. В Финляндии – на земле Карелии – Корельский

перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Государства Балтии,

Белоруссии, Украины отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России

в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов.

Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин –

Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские

столицы. Географическое отдаление России сократило ее участие в европейских

делах . Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора

распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на

пороге вступления в НАТО.

Экономико-географическое положение России между Азией и Европой придает ей

роль регионального моста. Это, вероятно, один из уникальных не пограничных

или приграничных регионов, а именно переходных регионов-мостов, которые

одновременно разделяют и связывают элементы единой планетарной системыЭта

роль меняется в зависимости не только от общей обстановки на планете

(периоды мира или военного противостояния), но и от внутренней обстановки в

стране и внешней политики государства. Определяющим является экономико-

географическое и геополитическое положение России между:

. цивилизациями Европы и Азии

. хозяйственными культурами народов севера и юга Азии

. малонаселенной Европой и перенаселенной Азией

. Европейским Союзом и объединением стран АСИАН

2.1 Транзитные транспортные коридоры. В качестве варианта в пределах

России можно рассмотреть три широтных и четыре меридиональных

трансконтинентальных транспортных коридоров.

Арктический – межокеанический, простирается по Северному Ледовитому океану

вдоль побережья России. Основу его образуют две главных трассы –

Традиционная (Северный морской путь – СМП) и Высокоширотная (Северо-

Восточный проход). Совокупность этих трасс с флотом и инфраструктурой

образует Арктическую транспортную систему. Коридор предназначен для

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.