рефераты бесплатно

МЕНЮ


Миграционная политика в странах Западной Европы

Миграционная политика в странах Западной Европы

Содержание

Введение 2

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4

Трудовая миграция 4

Незаконная миграция 7

Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9

Миграционная политика и демографическая ситуация 12

Миграционная политика стран Западной Европы 12

Германия 12

Франция 18

Швеция 21

Италия 22

Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24

Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28

Введение

История человечества неразрывно связана с миграцией населения,

происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места

жительства.

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были

связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного

строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен.

Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых

народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов

произошло смешение племен, что привело к формированию современного

этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков

массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной

зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII

веков привели к колонизации и массовому переселению населения на

открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в

результате бурного развития промышленного производства, так как происходило

перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки

населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию,

Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

XX век внес много изменений в направления и характер миграций,

беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с

возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении

всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные

волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и

перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди

въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась

своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг

у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка

мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные,

политические и религиозные факторы.

Международная миграция населения в условиях расширения

мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии

общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы,

но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой

концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция

одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие

как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны,

анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством

сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных

показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило,

фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что

общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности

населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую

очередь, экономической.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку

иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики,

направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей

той или иной страны.

Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитых

стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их

внутренних, а также международных проблем с помощью государственного

регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной

политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке

государственной миграционной политики Российской Федерации.

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше

характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на

тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный

контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства,

адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений

в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению

потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и

т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего

тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному

контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований

национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной

иммиграцией.

Трудовая миграция

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции,

связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное

законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а

также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным

спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед

постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том

числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих

иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство

и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу

занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако

с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии

возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-

неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей

Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран

Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы

чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы

с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно

возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области

информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет

20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных

работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во

Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена

ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом

западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения

географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в

соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку

экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев

из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из

стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в

рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования

развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает

селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически

активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся

структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в

составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных

работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством

коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции

и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на

постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает

почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В

основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и

10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых

стран в 1996 году

| |Иностранное |Доля ИН в |Иностранная |Доля ИНР в |

| |население |структуре |рабочая сила |составе |

| |(ИН) (тысяч |населения (%)|(ИНР) (тысяч |рабочей силы |

| |человек) | |человек) |(%) |

|Бельгия |912 |9 |196 |6,5 |

|Великобри|1972 |3,1 |878 |3,4 |

|тания | | | | |

|Германия |7314 |8,9 |2559 |9,1 |

|Италия |109,1 |2 |332 |1,7 |

|Франция |3597 |6,3 |1573 |6,2 |

|Швейцария|1338 |19 |709 |17,9 |

Источник: Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2000, p. 42.

Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно ниже, чем коренного

населения, их профессионально-квалификационная структура имеет более

выраженную поляризацию, отражающую особенности современного спроса на

иностранную рабочую силу: с одной стороны, на высококвалифицированных

специалистов, а с другой - на временных, в том числе сезонных, рабочих.

Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран.

Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, иностранные работники

произвели свыше 30% ВВП. Широкое использование дешевого

низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования

ряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляют

половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит и так называемый

этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников.

Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в

таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки,

ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами

питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе

прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других

сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом

в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском

бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных

жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных

работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного

питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах,

тогда как коренные жители чаще работают в сети "быстрого питания"; в сфере

торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в

строительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационном

секторе, местные - в более солидных строительных фирмах. Этой

дифференциации способствует особая роль, которую в занятости иммигрантов

играют системы социальных связей и неформального профессионального

обучения. Кроме того, в анклавах формируются специфические возможности

занятости иммигрантов, отличные от ниш, существующих для коренных жителей.

В последнее время, на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция

со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии,

Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.

Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из

стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля

ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким

расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в

обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых

иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры

говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.

В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной

структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев,

работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной

промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

Незаконная миграция

Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах Западной

Европы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция,

Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению

приема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания и

Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных

неправительственных организаций, могли подорвать основы международного

института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение

потоков незаконной миграции.

Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовали

следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных

государствах Евросоюза.

Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи -

нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцы

должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После

пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан

обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок

которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается,

иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной

визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.

В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи

нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по

разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и

запросы эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставление

ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на

Британских островах, законодательно установлены особо высокие штрафы.

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих

миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее

количество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч - нелегалы.

Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не

следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования

к негражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знать

немецкий язык.

В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом

свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного

проникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая охрана

перехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывом

беженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего

наблюдения - с радарами и приборами ночного видения. А на тех, кто

предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокие

штрафы.

Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно

из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. А

совсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил в силу закон

"Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС,

обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать

в полиции отпечатки пальцев. Итальянские полицейские считают, что нелегалы

опасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершения

преступления.

Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1

миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годах

здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и

проживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовый

порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система

высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов всего 595 нелегалов. В стране

строго поддерживается установленный порядок въезда-выезда, а нелегалам

здесь укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции.

Министры внутренних дел и юстиции стран ЕС, обсуждавшие в Брюсселе

вопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию

относительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общего

ужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции.

Основной источник «нелегалов» в Европе – Балканы. Плохо охраняемые

границы и общая неразбериха в этом регионе позволяют нелегальным

иммигрантам использовать его как ворота на Запад. Одних лишь китайцев,

ожидающих возможности нелегальной переправки в Западную Европу, в Югославии

около 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники на

контрабанде “живым товаром”.

Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения пограничного

контроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются также

предложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции.

Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороны

правозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблему

с другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть в

богатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовых

преследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН по

правам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальных

иммигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще более

невыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать.

И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая их

взгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствие

внятного решения по болезненному вопросу о нелегальной иммиграции, ни у

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.