рефераты бесплатно

МЕНЮ


Малые народы России

Малые народы России

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| |Малые народы России | |

| | | |

| | | |

| | | |

|1. ИТЕЛЬМЕНЫ | | |

|Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ|

|археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам |

|ительменской культуры 5200 лет. |

|Самоназвание “ительмен”, производное от “итэнмэн” (живущий), было впервые |

|зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской |

|экспедиции 1733 - 1743 гг. Г.В.Стеллером и С.П.Крашенинниковым. |

|Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIIIвв. дал |

|Б.О.Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. |

|численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. - 8448 чел. Основными |

|причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, |

|“гнилая горячка” и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции |

|ительменов с русскими. |

|У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в|

|Корякском АО. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение |

|ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители |

|Аманино, Напаны и Седанки Оседлой - в Тигиль. В настоящее время основная масса |

|ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово. |

|Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам |

|исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе |

|палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и |

|отличий. |

|Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы |

|(сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по |

|значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных|

|дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной|

|медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других |

|предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства. |

|Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. |

|Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных |

|угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства |

|острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором |

|всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, |

|регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, |

|здесь проводились празднества жителей острога. |

|По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые|

|живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой |

|зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие |

|человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь |

|него устраивали праздник “очищения “ в ноябре. Культ огня при этом выступал как |

|святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки |

|столбов - идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души - |

|бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха). |

|Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в|

|виде идолов. |

|Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и |

|атрибутов. |

|Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать |

|старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может |

|уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной |

|лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор. |

|Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной |

|организацией и экологической средой. |

2. ДОЛГАНЕ

По свидетельству историков, первые письменные упоминания об Анабаре,

где компактно проживают долгане, относятся к середине XVII века, где

сообщается, что из Монголии были поселены стрелецкие отряды на

государеву службу в новую землицу на Анабаре - реке (Б.К. Москаленко

“Путешествия по Анабару”). А в начале XVII века в низовьях реки Анабар

жили предки авашских нганасан - тавги, которые откочевали на запад за

Хатангу, как предполагают, под натиском тунгусов (эвенков), в свою

очередь вытесняемых с территории Центральной Якутии. По свидетельству

известного советского историка И.С. Гурвича, в середине XVII века в

наши края проникли и якуты небольшими группами “на дальние края -

Оленьке и Анабаре”. Процесс проникновения на север Красноярского края,

к полуострову Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков также

проходил примерно в это же время.

Таким образом, к приходу русских на Таймыр и примыкающие к нему

приморские земли в XVIII - XIX веках на этой суровой территории

совместно проживали разные по своему происхождению этносы (племена) -

нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на базе смешения

различных групп, проходил процесс формирования совершенно иной

этнической общности, которая отличалась как языком, так и укладом

жизни, т.е. возникла первооснова будущего долганского народа. Б.О.

Долгих на большом фактическом материале доказал, что “основным ядром”

современной долганской народности являются родовые образования долган,

донгот, эдян, каранто вышеуказанных племен (этносов).

Таким образом, долгане - это ныне один из малочисленных народов Севера

Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского

(Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса

Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев

реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке. Численность долган

сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском

автономном округе, а 935 - человек - в Республике Саха (Якутия), в том

числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Язык в

основном перенял якутский.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в

ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с

административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне

поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании

Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены

внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК

Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в

Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба

между якутским правительством и Енисейской губернией за владение

Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия

реальной помощи со стороны Туруханского края тяготела к Якутии. Она

подтверждается в письме уполномоченного ЯЦИКа Кононова: “Енисейская

администрация за 300 лет управления не дала местному населению ничего.

Она требовала от него своевременного взноса в казну “Ясака”, а тем

временем население разорялось в борьбе с безобразными условиями

тундровой жизни, гнуло спину от бесправия администрации. Эта мрачная

обстановка наложила известный отпечаток на психологию населения. Теперь

каждое нововведение, каждая попытка разъяснить новые веяния культуры

вызывает инстинктивные опасения и боязнь, а там и

недоброжелательность”.

Такое положение фактически и сегодня сохраняется в жизни малочисленных

народов, проживающих в Красноярском крае. Но те долгане, проживающие в

Республике Саха (Якутия), как и все остальные малочисленные народы,

имеют определенные льготы и преимущественное право согласно имеющимся

законам “О статусе малочисленных народов Севера РС (Я)”, “О кочевой,

родовой, родоплеменной общине РС (Я)” и многим постановлениям

Правительства РС (Я) на возрождение традиционного уклада жизни, на

развитие культуры и языка. Основное занятие долган - оленеводство,

охотопромысел и рыболовство. Это истинно оленеводческий народ. И не зря

первым Героем Социалистического Труда в 1957 году из оленеводов стал

долганин из Анабарского улуса Илья Константинович Спиридонов. Имеются и

свои, общепризнанные в республике поэты - С.С. Кылтасов, К.Н. Шубин,

Л.А. Тунрин, профессиональный художник Ю.В. Спиридонов, известный не

только в республике и России, но и за рубежом, и очень много

оленеводов, охотников, награжденных несколькими орденами и медалями

СССР и России. Очень популярен в республике детский долганский ансамбль

“Хэйро”, много самодеятельных мелодистов, чьи песни пользуются большими

успехами.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву

национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению

домашней утвари для кочевой жизни.

В Анабарском улусе в основном долгане - 732 человека - компактно

проживают в с. Юрюн-Хая у самого моря Лаптевых. Имеются свои средняя

школа, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад и сельский клуб.

Правда, клуб очень старый, планируется строительство культурного

центра.

Не хватает учителей по профилирующим предметам. Из-за суровых

климатических условий, в связи с отсутствием элементарных бытовых

условий трудно привлечь педагогические кадры, и получается, что школу

заканчивают с прочерком по одному из основных предметов.

3. КЕТЫ

Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным

переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в

северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на

территории Туруханского района. Там они расположены компактными

группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке.

Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха,

курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди

русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского

района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай ),

согласно современному административному делению, входит в Байкитский

район Эвенкийского автономного округа.

Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в

русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были

известны под наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы".

Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге

междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири

с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они

вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В

результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на

Енисейском Севере немногочисленных групп. Известны три родовые

локальные группы: земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы -

в устье Бахты и инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с

продвижением отдельных семей на Север, образовались смешанные

территориальные группы. В некоторых из них соседями кетов были селькупы

и эвенки.

Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну

родственную группу языков Северной Азии. Лингвистические исследования

последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных

принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских

горцев, басков и североамериканских индейцев. Кетский язык разделяется

на имбатский и сымский диалекты, которые значительно отличаются друг от

друга фонетикой, морфологией и лексикой. Письменность разработана на

основе русской графики.

В традиционной культуре кетов сочетались элементы культуры пеших

рыболовов и охотников таежной зоны (землянка, способы заготовки

продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли,

промысловых животных и др.) и южно-сибирских и центрально-азиатских

кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.).

Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на лося и оленя,

водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием

товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и

др.). Заимствованное во 2-й половине ХVII-ХVIII в.в. у самодийцев

(ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех

кетов. Часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа,

оставались безоленными.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, кузнечество.

Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на

Енисейском Севере и были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры

(зверей, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы

утвари.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных

покрышек, а также землянка с каркасом из наклонных бревен. Временные

укрытия - яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и другие хозяйственные

постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные

дома у кетов появились в начале ХХ в. Перекочевывали на места летнего

рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках)

с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долбленки -

однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими

нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу

мехом (камусом).

Мужская и женская национальная одежда состоит из суконного и стеганного

халатов на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая,

из одной оленьей шкуры). Нижнюю одежду и летнюю обувь шили из ровдуги.

Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При

переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и

меховую обувь.

Пища - вареная и жареная на рожне рыба и мясо. Использовались

заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пища

готовилась на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра

или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов пополнялся ягодами,

клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

Сохранились традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе

ранних мифологических представлений о мире. В образе Верхнего бога Есь

("небо", "бог") олицетворяли небо и связанные с ним явления природы.

Ему противостояла хозяйка Севера носительница зла Хоседэм, насылающая

беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки

перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных

охранителей, духов - хозяев.

Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий

праздник"). Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной

функцией шаманов было лечение и предсказание. Популярностью

пользовались загадки и песни - импровизации. Распространенным

музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган.

Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом

оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая

аппликация и др.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни.

Хозяйственные реорганизации (колхозы - промхозы; организация поселков с

переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них)

привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве; утрачено

оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. 17,8%

кетов - городские жители. Появилась собственная интеллигенция, часть

кетов ориентирована на промысловые занятия. С развитием коммуникативных

связей в быту стали преобладать городские формы ( в одежде,

оборудовании и интерьере домов и др.). Сохраняются ставшие

межнациональными транспортные средства( лыжи, ручные нарты, лодки) и

зимняя обувь, а также отдельные орудия труда, имеющие тенденцию к

сокращению из-за постепенной утраты культуры производства. Сокращение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.