рефераты бесплатно

МЕНЮ


География мегаполисов

проблем крупных городов. Большинство горожан не имеют элементарных

городских удобств. Так, около 40% жилого фонда городов Африки не имеет

водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено

немногим более 1/3 жилищ. Высокая стоимость земли и низкие доходы приводят

к тому, что большинство семей не в состоянии купить или снять жилье. Так в

городах, нередко в центральной их части, появляются огромные по площади и

плотности населения районы стихийной хаотичной застройки - трущобы, где

дома строятся из подручных материалов. Эти районы являются главными

источниками социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и

эпидемий, однако средств для улучшения жизни их обитателей правительства не

имеют.

В качестве топлива для приготовления пищи используется, как правило,

древесина, поэтому огромные пространства в окрестностях городов

представляют собой деградированные земли.

Учитывая ведущую роль столичного города в экономике, его способность

"притягивать" инвестиции, промышленные предприятия, в ряде развивающихся

стран были предприняты проекты переноса бывших колониальных столиц в

географический центр страны. Считалось, что изменение географического

положения столицы будет способствовать ускоренному развитию внутренних

районов, а новые, построенные по единому проекту, города, не будут

отягощены "старыми" проблемами. Новая столица была построена в Бразилии;

планируется перенос столицы в Танзании, Аргентине и ряде других стран.

4. Крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы

Ниже рассмотрим некоторые крупнейшие на сегодняшний день мировые

мегаполисы, обращая особое внимание на проблемы этих крупных агломераций.

Мехико

Самый крупнонаселенный и самый протяженный город мира Мехико не имеет

четко обозначенных границ, по нему можно ехать сто и более километров из

конца в конец по немногим скоростным автострадам, пробки на которых

начинаются в 7 утра и периодически возникают до 11 ночи. Мехико расположен

на огромном плато (2400 м. над уровнем моря) в окружении скопища смога,

висящего над городом 9 месяцев в году. Относительное облегчение наступает в

июле-сентябре, в сезон дождей. Жизнь в загрязненном воздухе этого

мегаполиса равнозначна выкуриванию пачки сигарет в день.

Другой бич Мехико, это-нищета, от которой не скрыться и в самых

неповторимых и очаровательных, утопающих в садах и парках богатых районах

города. Светофоры здесь переключаются в два раза реже, чем в Европе, что

позволяет десяткам уличных торговцев и нищих облеплять машины, стоящие на

тысячах столичных перекрестках. В Мехико, как и по всей Мексике, число

нищих не уменьшается, точно в соответствии с постоянно растущим их числом в

мире-на 2% ежегодно, по данным Всемирного банка; число бедных растет даже в

развитых странах, а не только в развивающихся. Это наступление нищеты

некоторые обозреватели сравнивают с «третьей мировой войной» .

Федеральное правительство официально выделило в 1997 году «на борьбу с

нищетой» 1 млрд. долл. По некоторым подсчетам 50% населения столицы не

получает питания, которое соответствовало бы самым минимальным

международным общепринятым стандартам. Разрыв между бедными и богатыми

слоями населения в Мексике раза в 3-4 превышает соответствующие данные по

развитым странам. Процентная численность мексиканского среднего класса

постоянно сокращается. В то время как 10% самых богатых граждан владеют 50%

национального богатства, на долю 10% самых бедных мексиканцев приходится

менее 2% национального достояния.

Половина рабочей силы мексиканской столицы довольствуется заработками

на уровне одной-двух минимальных зарплат, что позволяет им получить лишь

треть расходов официально признанного прожиточного минимума по товарам и

услугам на семью из 4-5 человек. Положение усугубляется тем, что Мексике

приходится импортировать 43% ежегодного национального потребления зерна,

цена которого на мировом рынке постоянно повышается. Утоньшение озонового

слоя планеты вызывает в Мехико увеличение числа кожных болезней - солнце

приносит теперь вреда больше, чем химические загрязнения сточных вод.

Сеул

Население Сеула достигло 10 с половиной миллионов человек (точнее, на

конец 2000 года – 10.373.234 человека). Это означает, что в Сеуле живёт

каждый четвёртый кореец. Вдобавок, говоря о населении Сеула, следует

принять во внимание и сеульские пригороды, которые с административной точки

зрения частью Сеула не считаются, но фактически входят в тот же гигантский

мегаполис. Сами корейцы часто говорят не столько о Сеуле, сколько о так

называемой "столичной зоне", которая включает все многочисленные пригороды

и города-спутники корейской столицы. Эту зону можно упрощённо представить в

виде огромного круга, радиусом около 70-80 километров, и с центром где-то

на южной окраине столицы. Вся "столичная зона" буквально пронизана линиями

электрички и метро, и значительная часть её населения работает или учится в

Сеуле (или же, наоборот, живёт в Сеуле, а работает в одном из городов-

спутников). Население "столичной зоны" сейчас составляет 19 миллионов

человек, или, иначе говоря, примерно 40% всего населения страны. Для

сравнения, все москвичи – это только 1/15 населения России. В мире вообще

мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе.

Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители

Токио – 10% населения Японии, жители Парижа – 4% населения Франции.

Даже по мировым масштабам Сеул довольно заметен, сейчас в городе живёт

каждый 500-й житель нашей планеты (а если опять говорить о "столичной

зоне", то и вообще – каждый 250-й землянин). Стремительный рост населения

Сеула начался только в нашем веке, вскоре после захвата Кореи Японией. До

этого на протяжении почти 5 столетий население корейской столицы оставалось

сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек.

Площадь города равняется сейчас 605 квадратным километрам, что чуть

больше площади Токио, и заметно больше площади Парижа. Сеул по плотности

населения оставляет далеко позади большинство крупных городов мира, ведь

плотность застройки в корейской столице исключительная, дома жмутся друг к

другу, оставляя место лишь для узких, извилистых переулков, на которых

порой не могут разъехаться и две встречные машины. И вообще, основная

проблема современного Сеула – транспортная. Горожанам приходится

затрачивать в среднем по 3-3,5 часа на то, чтобы добраться до своей работы

и обратно, и это положение дел не способна исправить даже одна из самых

эффективных городских транспортных сетей мира.

Японские мегаполисы. Токио

Для Японии во второй половине ХХ века был характерен быстрый рост

населения вообще и городского населения в частности. В середине столетия, в

1950 году, в Японии было всего три города с населением свыше миллиона

человек - Токио, Осака и Нагоя, а к началу ХХI века таких городов стало уже

14.

Крупные города, близко расположенные друг к другу, нередко образуют

большие конгломераты - мегаполисы. Именно таким путем пошло развитие в

Японии. Еще в 1960 году в Токио, Кавасаки, Иокогаме и прилегающих к этим

крупным городам районах проживали 15, 8 млн. человек, или 16, 9 % всего

населения страны; в Осаке, Киото, Кобе - 10, 2 млн. (10, 9 % населения

Японии); в Нагое и прилегающих районах - почти 5, 4 млн. (5, 8 %); на

севере острова Кюсю жили около 3, 1 млн. (3, 3 %). Всего же в этих четырех

зонах проживали почти 34, 5 млн. человек, или 36, 9 % всего населения

Японии.

Так оформились первые четыре японских мегаполиса, но их число

постоянно продолжало увеличиваться. Хотя конкретные условия японских

мегаполисов во многом различаются, у них все же имеются и общие проблемы.

Мы рассмотрим их на примере столичного Токио.

Итак, что же такое Токийский мегаполис? Сама столица Японии

расположена примерно в середине Японского архипелага, что, видимо, в свое

время и предопределило ее судьбу. Подавляющая часть Токио находится на

острове Хонсю. Главный город Японии тянется с востока на запад примерно на

88 км, а с севера на юг - на 44 км. Токийская столичная префектура состоит

из 23 городских районов, 27 городов, 5 поселков и одной деревни.

Такое географическое положение Токийской столичной префектуры породило

множество социальных проблем. В самом деле, протяженность Токио с востока

на запад при гораздо меньшей его ширине во многом способствовала тому, что

из крайних, западных, районов Токио добраться до центра города было всегда

труднее и занимало больше времени, чем из соседних префектур. Естественно,

многие люди, работающие в Токио, предпочитают жить в соседних префектурах

(что, кстати сказать, и значительно дешевле), а это, в свою очередь,

обрекает их на ежедневную маятниковую миграцию.

Развитие Токийской столичной префектуры уже давно осуществляется по

планам. Их было довольно много, и даже перечислить их все здесь не

представляется возможным, тем более что у этих планов были разные судьбы и

не все они успешно выполнены. Наибольшую известность получили долгосрочные

планы, разработанные в 1982, 1986 и 1990 гг.

Население Токио стало быстро расти сразу же после второй мировой

войны: в 23 городских районах японской столицы в 1946 году жили 3, 44 млн.

человек, а в 1950 году население этих районов составляло уже 5, 38 млн.

Этот процесс был обусловлен высокими темпами экономического роста,

развитием промышленности и других чисто городских отраслей (транспорт,

сфера услуг, финансы и т. д.), создававших все новые и новые рабочие места

и способствовавших притоку рабочей силы. Процесс шел стихийно,

подталкиваемый и существенными различиями в уровне жизни в разных районах

Японии. Так, например, в 1956 году доход на одного жителя Японии в среднем

составлял почти 82 тыс. иен, между тем в Токио он превышал 142, 5 тыс.

Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из

районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в

Токио. Проблем с трудоустройством там не было, и новые рабочие места

постоянно появлялись как в промышленности, так и в сфере услуг, в

особенности в новых отраслях. Росту населения в крупнейших городах

способствовало и то обстоятельство, что там не существовало никакой

прописки, которая могла бы ограничивать приток людей. Местные власти были

откровенно довольны ростом населения в больших городах, потому что новые

рабочие руки означали прирост налоговых поступлений как в общенациональную

кассу, так и в местные бюджеты.

Однако постепенно проявлялись не только плюсы, но и минусы массового

притока рабочей силы в крупнейшие города. Довольно скоро там остро встали

проблемы жилья, Земли, воды, транспорта, загрязнения окружающей среды.

За 10 лет (1955 - 1964 гг.) население Токийского столичного региона

увеличилось с 13, 28 млн. до 18, 86 млн., или на 42 %. Такой

демографический «взрыв» привел к созданию обширных зон, где ряд за рядом,

как грибы, росли улицы деревянных многоквартирных домов с очень плохими

санитарными удобствами и высокой степенью риска в случае сильного

землетрясения или пожара. Выпускники средних школ и вузов со всей Японии

хлынули в крупнейшие города страны, в первую очередь в Токио, в поисках

работы. С работой - то проблем не было, а вот с жильем дело обстояло совсем

иначе. Они были вынуждены соглашаться на комнаты в домах барачного типа.

Согласно обследованию 1968 года, 29, 7 % всех токийских жилых домов (880

тысяч зданий) составляли дешевые многоквартирные дома, качество которых

было ниже всяких существовавших в то время стандартов.

Вначале люди селились на западной окраине Токио. Но очень скоро

практически вся свободная земля там оказалась занятой, а дробность частных

земельных участков ограничивала возможность строительства крупных

муниципальных домов. Так что довольно скоро западное направление в Токио

исчерпало свой потенциал с точки зрения массового жилищного строительства.

Однако новички все прибывали, привлеченные слухами о больших доходах в

крупнейших городах. Это спровоцировало быстрый рост цен на землю в городах,

особенно в Токио, что лишило многих надежды построить свой домик.

Приходилось оседать в соседних префектурах - Тиба, Сайтама и т. д.

Поступали подобным образом и многие токийцы, у которых не хватало денег на

сколь - нибудь приличное жилье в столице.

Об остроте ежедневной миграции в Токио свидетельствует хотя бы то,

что, например, в 1990 году в столицу каждый день приезжали на работу из

других префектур 2 млн. 720 тыс. человек. Подобные ежедневные поездки на

работу в Токио становились все более дальними и длительными, потому что

найти новую рабочую силу в японской столице было уже невозможно, а

потребность в рабочей силе постоянно возрастала. Постепенно дело дошло до

того, что компании, остро нуждавшиеся в работниках, стали оплачивать

ежедневные поездки сотрудников к месту работы и обратно, в том числе и на

скоростных магистралях, так как это все равно было дешевле, чем

компенсировать им стоимость жилья в Токио. Аналогичная ситуация сложилась и

в префектуре Осака. Считается, что подобное положение сохранится и в

будущем. Так, долгосрочный план развития японской столицы исходит из того,

что к 2010 году ночное население Токио составит 12, 21 млн., а дневное -

14, 61 млн. человек. Это означает, что почти 2, 5 млн. человек ежедневно

будут обречены на маятниковую миграцию со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

Так что в сложившихся к началу ХХI века условиях перспективы

экономического развития Токио все менее связывают с планами расширения

ежедневной массовой рабочей миграции из других префектур. Очевидно,

необходимо найти какой - то другой выход из создавшегося положения.

Земли в Токио всегда не хватало, даже в те времена, когда он назывался

Эдо.

Найти дополнительные земельные площади в Токио пытались много раз.

Первое, что обычно приходит на ум в данной ситуации, - срыть горы и холмы,

засыпать овраги. Это можно сделать, потому что горы в Токио есть, но они

расположены на крайнем западе префектуры, и кардинального решения проблемы

таким путем добиться довольно трудно. Тогда обратились к давно

применявшейся в стране практике отвоевывания земли у моря.

Известный японский архитектор Кэндзо Тангэ предложил в 1960 году план

радикальной перестройки Токио путем отсыпки новых островов в заливе.

Исторически этот план был всего лишь продолжением начатого 400 лет назад

сёгуном Иэясу Токугава расширения Эдо в Токийский залив. Во исполнение

этого плана был проведен эксперимент - создан так называемый Остров мечты

(по - японски Юмэ - но Сима). Для засыпки части Токийского залива,

ограниченной забитыми в дно бетонными сваями, использовался и бытовой

мусор, что вызвало ироническое отношение ко всему проекту, причем не только

в Японии, но и в других странах. Когда проект был полностью завершен и на

бывшем морском пространстве появился остров, на котором были посажены

деревья и кустарники, построены дома, всякая ирония пропала. Юмэ - но Сима

стал обычным городским районом, а работа по засыпке акваторий залива и

созданию новых земельных площадей продолжилась в еще больших масштабах. Эти

новые участки получили неофициальное наименование «приморский субцентр», и

пока насыпанная Земля отстаивается, освоены лишь частично. Они должны стать

главным направлением развития Токио в ХХI веке.

Работа по намывке и отсыпке новых земель была остро необходима еще и

потому, что по мере роста населения цена земли непрерывно возрастала. За

вторую половину ХХ века стоимость земли в Токио увеличилась почти в 200

тысяч раз, тогда как в целом по Японии за тот же период - примерно в 13

тысяч раз. В первой половине 90 - х годов средняя стоимость цубо (1 цубо

равен 3, 3 кв. м) Земли в жилых районах Токио составляла около 2, 2 млн.

иен, что сопоставимо с полугодовой зарплатой чиновника высокого ранга. Но

это вовсе не предел. В 1987 году участок земли на центральном перекрестке

Гиндзы был оценен в 100 млн. иен за цубо (при курсе около 120 иен за

доллар).

Пекин

Пекин - всемирно известный культурный и исторический центр. Пекин

известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках

останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего

700 тысяч лет тому назад. Самое древнее имя Пекина - "Цзи". В 1045 г. до н.

э. на месте нынешнего Пекина основана столица феодального княжества Янь. 1

октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, и с тех

пор Пекин стал столицей Нового Китая.

Географические координаты Пекина 39,56 градуса северной широты и

116,20 градуса восточной долготы. На западе и севере-западе город окружает

плато Шаньси и район “Внутренняя Монголия”, на юге Северокитайская равнина,

на востоке Бохайский залив.

Площадь Пекин составляет 16808 кв. км., город административно разделен

на 11 районов.

Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что главная проблема

страны и ее столицы в частности – чрезмерное перенаселение. Однако

государственная политика по ограничению рождаемости, проводимая

последовательно в течение нескольких десятилетий, начинает приносить свои

плоды. По статистической сводке, составленной на основе итогов 5-й

всекитайской переписи населения, естественный прирост численности

пекинского населения составил 0,9 промилле, что на 5,7 пункта промилле ниже

по сравнению с результатами 4-й всекитайской переписи населения в 1990

году. В настоящее время в Пекине проживает 13,819 млн человек, что на 3 млн

человек больше аналогичного показателя 10-летней давности. Причем 70,4

процента от этих 3 млн человек составляют иммигранты

Китай, наращивающий масштабы экономического строительства, все больше

сталкивается с ускоренным процессом загрязнения окружающей среды. По

признанию руководства КНР, огромная численность населения, недостаток

природных ресурсов и усугубляющиеся экологические проблемы стали серьезными

факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие страны.

Состояние природной среды в КНР вызывает немалую тревогу, и, как

подчеркивают эксперты, это непосредственно сказывается на здоровье нации.

Достаточно сказать, что пять китайских мегаполисов - Пекин, Шэньян, Сиань,

Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной

атмосферой.

Бомбей

Бомбей, в сравнении с другими приморскими городами Индии, вырос

относительно недавно. Город расположен на цепи из семи островов,

составляющих территорию собственно города Бомбея.

Современный Бомбей, являясь столицей штата Махараштра, имеет население

около 15 млн.человек (не включая пригород) (По прогнозам ООН, к 2015 году,

при сохраняющихся темпах прироста, численность населения Бомбея может

достичь 27,4 млн.человек.)

Это важнейший торговый, промышленный, финансовый центр, крупнейший

порт Индии, через который проходит до 40% грузов внешней торговли страны.

Он располагает также наиболее оживленным в стране аэропортом. Здесь

сосредоточены штаб-квартиры ведущих национальных монополистических

объединений, а также отделения транснациональных корпораций. В Бомбее

находится центральный банк страны – Резервный банк Индии, головные

учреждения других индийских банков и кредитно-финансовых организаций,

десятки отделений иностранных банков. На Бомбей приходится свыше половины

всей промышленной продукции штата Махараштра – здесь более 15 тысяч заводов

и фабрик. Наибольшее развитие получили текстильная, химическая,

нефтеперерабатывающая, фармацевтическая промышленность.

О важном месте Бомбея в экономике Индии убедительно свидетельствует

тот факт, что здесь собирают почти треть подоходного налога, 2/3 таможенных

сборов и 20% акцизных сборов страны.

Бомбей относится к числу ведущих учебных и научных центров Индии. Из

находящихся здесь вузов и научно-исследовательских учреждений следует

выделить Бомбейский университет, Технологический институт, Центр ядерных

исследований, Институт фундаментальных исследований им.Тата.

Бомбей традиционно считается центром индийской кинопромышленности.

Здесь ежегодно производится кинофильмов больше, чем в любом другом городе

мира.

Культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным

для этого города космополитизмом. Здесь часто проходят выставки лучших

мастеров современного изобразительного искусства, концерты исполнителей и

звезд мировой величины, проводятся экспозиции из собраний лучших музеев

мира. В городе расположено значительное число художественных галерей, а

также немалое число концертных залов.

Современный Бомбей сохранил многочисленные следы прошлого, в

частности, весьма разнообразной является его архитектура. Наряду со

старинными особняками викторианского стиля здесь встречаются постройки

самых современных направлений и стилей. Южная часть города застроена

эффектными высотными зданиями – офисами крупнейших компаний, роскошными

отелями, жилыми домами имущей верхушки. Эту часть города иногда называют

«индийским Манхэттеном».

Экономико-финансовые позиции города, его развитая промышленность,

обширные аэро- и морской порты превратили нынешний Бомбей во вторую столицу

(по значению) Индии. В современном Бомбее с наибольшей яркостью и

очевидностью переплелись черты, характерные для индийского капитализма.

Здесь процветает западный снобизм, хорошую пропагандистскую основу которого

поддерживают крупнейшие в Индии ежедневные газеты, принадлежащие

монополистическому капиталу, - «Таймс оф Индиа», «Индиан экспресс» и

другие, входящие в эти газетные концерны.

Имея пропускную способность транспортных магистралей в 4 раза меньше

расчетных, Бомбей занимает ведущее место в стране по количеству ДТП. С

большой нагрузкой работает пассажирской транспорт, в том числе

электропоезда, перевозящие в сутки свыше 6 млн.пассажиров.

С другой стороны, уровень жизни большинства бомбейцев катастрофически

низок. Индийские "трущобы" (slums) - это не останки домов, а просто груды

строительного мусора, цементных плит и упаковочных материалов, от картона

до целлофана. В этих нагромождениях, возникающих где попало - на пустырях,

в придорожных кюветах, а то и вдоль взлетно-посадочной полосы

Международного бомбейского аэропорта - трудолюбивые местные жители прорыли

норы и сделали себе жилье, не дающее защиты ни от жары, ни от дождей, ни от

пыли и ветра. Два миллиона жителей в одном только Бомбее не имеют доступа к

канализации, шесть миллионов - к питьевой воде.

Загрязненность улиц и воздуха, уровень шума в Бомбее – одни из самых

высоких в Индии. Согласно данным, опубликованным в начале прошлого года,

Бомбей относится к 15 наиболее загрязненным городам планеты. В отчете МБРР

отмечается, что почти 97% жителей Бомбея проживают в районах, где уровень

загрязненности воздуха значительно превышает допустимый Всемирной

Организацией Здравоохранения. Доля выхлопных газов автомобилей в общем

объеме вредных выбросов в атмосферу города составляет, по оценке Мирового

банка, более 60%.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Бомбее в значительной

степени обусловлена климатическими факторами: высокой среднегодовой

температурой и влажностью. Оба эти фактора негативно действуют на

функциональное состояние регуляторных систем организма человека, особенно

на лиц, прибывших из регионов с умеренным климатом и, соответственно,

генетически менее адаптированных к тропическим условиям.

Другим, не менее существенным фактором, определяющим местную санитарно-

эпидемиологическую обстановку, является огромная скученность городского

населения с различным социальным статусом и неразвитая система

водоснабжения, промышленно-бытовой канализации и утилизации отходов.

Заключение

Стремительный рост городов в последние десятилетия принято называть в

научной литературе «урбанистической революцией». Рост городских поселений

происходит настолько интенсивно, что по предварительным оценкам к 2005 году

в них будет проживать не менее половины населения Земли. Современные

демографические тенденции способствуют тому, что уже сейчас 2/3 горожан

всего мира сконцентрированы в развивающихся странах, где ежегодно новыми

жителями городов становятся 65 млн. человек. По прогнозам специалистов ООН,

это приведет к тому, что к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся

государствах превысит 80%.

Идет не только рост населения городов, но и концентрация людей в

отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Крупные города не

просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг

с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов

человек.

Мегаполисы - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных

предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов

природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и

важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную

среду резко возрастает не только в самих мегаполисах, но и за их чертой.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение жителей

мегаполисов водой и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются

вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.

В мегаполисах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает

скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных

промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая

количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей.

Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю

температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-

за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего

охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В

городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из

городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах

формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.

Тем не менее, надо отдавать себе ясный отчёт в том, что значительной

части населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах Эта реальность

мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной

техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов - "природное

явление", результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт

взаимосвязанность людей. Надо принять эту реальность и научиться строить

мегаполисы, так, чтобы по возможности избегать характерных для них сегодня

проблем.

Список используемой литературы

География: энциклопедия. М., 1999.

Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 1997.

Крупнейшие агломерации мира // http://tomsk.fio.ru/works/154/pavlova/

new_5.htm

Лаппо Г.М. География городов. М., 1997

Новиков Ю.В. Природа и человек. М., 1996.

Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации.

М., 2001.

Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М., 1995.

Перцик Е.П. Среда человека: предвидимое будущее. М., 1990.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.