рефераты бесплатно

МЕНЮ


БАМ - путь в 21 век

промышленностью, энергетикой и системой морских портов. К этому комплексу,

который, несомненно, претерпит значительные количественные и качественные

изменения, могут быть добавлены металлургические предприятия первого и

второго передела

Уже на первых этапах реализации данной программы население зоны БАМа

способно вырасти до 1 млн. человек, что резко обострит продовольственные

проблемы. Продуктивность сельского хозяйства в этих регионах невысока

вследствие нехватки в почве калия и фосфора, а также очень короткого

вегетативного периода. Но эффективность применения минеральных удобрений

достаточно высока: каждый килограмм питательного вещества, внесенный на

гектар, окупается прибавкой 5-8 кг зерна. В настоящее время минеральные

удобрения здесь не производятся, а ввоз их из центральной России достаточно

дорог и представляет собой серьезную транспортную проблему. В результате

использование минеральных удобрений в Сибири меньше, чем по России,

приблизительно в 3 раза. Поэтому понятна необходимость опережающей

разработки соответствующих месторождений: Непского (калийных солей) и

Селигдарского апатитового, - тем более, что спрос на фосфорные и калийные

удобрения достаточно высок и в Китае, и в странах Азиатско-Тихоокеанского

экономического сообщества.

Для завершения общей картины приведу некоторые сведения по одной

только Иркутской области. Иркутская область богата полезными ископаемыми.

По запасам минерального сырья область стоит в ряду уникальных природных

территорий России. В ее пределах расположены крупнейшие в стране Ленская

золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-

Саянская редкометальная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший

в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.

Главными определяющими промышленный потенциал минеральными ресурсами

являются углеводородное сырьё, золото, слюда-мусковит, поваренная соль,

железо, бурый и каменный уголь. Недра области богаты месторождениями

нерудного сырья для черной металлургии - магнезитовых, формовочных песков,

строительных материалов, камнесамоцветного и облицовочного камня. В области

установлены доказанные перспективные алмазоносные площади. Из аллювия 40

рек извлечено более 1000 кристаллов алмазов. Одним из перспективных

алмазоносных районов на юге Сибирской платформы является Присаянье и

прилегающий к нему борт Рыбинской впадины - Чуно-Бирюсинская алмазоносная

площадь. Алмазы и их спутники установлены в бассейнах рек Оки, Уды, Бирюсы.

Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота.

Обеспеченность балансовыми запасами составляет около 15 лет.

|Нефть |млн. т |260.0 |

|Газ |млрд. м3 |900.0 |

|Железная руда |млрд. т |2.0 |

|Уголь |млрд. т |15.0 |

|Цеолиты |млн. т |900.0 |

|Калийные соли |млн. т |627.07|

|Слюда мусковит |% от запасов РФ|80 |

|Магнезиты |% от запасов РФ|75 |

|Редкие металлы |% от запасов РФ|65 |

|Ниобий | |45 |

|Тантал | |50 |

|Литий | |40 |

|Каменные соли |млрд. т |20.0 |

Современное состояние и возможности развития

Байкало-Амурская магистраль является опорным элементом инфраструктуры

слабо освоенного в хозяйственном отношении и малозаселенного коридора

шириной 400 км, протянувшегося на 4095 км в широтном направлении от г. Усть-

Кута в Восточной Сибири до п. Ванино на Тихоокеанском побережье (общая

площадь выделенной зоны 1,5 млн. км2; население 600 тыс. человек).

Сейчас рентабельность БАМ, определенная как соотношение доходной

ставки к себестоимости равняется «-50%»; это означает, что ежегодно БАМ

дает убыток Министерству путей сообщения (и, следовательно, государству) на

сумму 0, 115 млрд. USD (в текущих ценах).

Главная причина убыточности БАМ - её недостаточная загруженность

(меньше проектной в 2,5 раза) при высокой фондоемкости, которая в 4,6 раза

выше среднесетевой.

Практически единственный способ сделать БАМ рентабельным - необходимо

интенсифицировать хозяйственную деятельность в зоне БАМ, опираясь при этом

на уникальные запасы природных ресурсов и действующую магистраль. Однако,

системный кризис отечественной экономики не позволяет быстро и в

необходимых объемах сконцентрировать в зоне инвестиционные ресурсы в

объемах, необходимых для её интенсивного освоения.

В то же время обостряются негативные процессы в городах и поселках в

зоне БАМ. Открытая безработица в отдельных регионах достигает 30%, все

предприятия зоны, начиная с Комсомольска-на-Амуре и кончая Усть-Кутом,

находятся в тяжелом финансовом положении; примерно треть из них являются

должниками по выплатам НДС и налога на прибыль.

Если же говорить об иных издержках государства (прямых и косвенных),

то сумму ежегодных дотаций необходимо увеличить, добавив к ней убытки МПС

от эксплуатации нерентабельного БАМа и содержания значительной части

социально-бытовой инфраструктуры зоны БАМ (0,115 млрд. USD/год), а так же

затраты по действующей программе переселения из наиболее депрессивных

районов зоны (0,6 млрд. USD/год).

В такой ситуации было бы целесообразным не выкачивать сначала средства

из депрессивной зоны и потом их туда возвращать с лагом от 3-х месяцев до

года, а просто оставлять в зоне. Ниже приводятся соображения, каким образом

эту стратегию можно осуществить хотя бы частично, в рамках принятого закона

«Об особой экономической зоне в районе БАМ».

Кроме того, видимо, необходимо вкладывать средства в развитие

добывающих и перерабатывающих предприятий, расположенных вдоль БАМа.

Пилотными среди них являются: см. Приложения

Рассматривая динамику основных показателей БАМа (см. Приложения),

можно сделать следующие выводы:

. объем перевозок по БАМу в сопоставлении с Транссибом меньше на порядок и

один из самых низких по сети, что требует отнести недостроенный БАМ к

разряду малодеятельных дорог освоенческого типа;

. уровень себестоимости перевозок по БАМу в целом за рассматриваемый период

устойчиво превышал среднесетевую себестоимость в 1,6 раза, а

себестоимость перевозки по Транссибу в 1,85 раза;

. показатели рентабельности БАМа в рассматриваемом периоде носили расчетный

характер и поддерживались на приемлемом уровне за счет регулирования

расчетной ценой.

В такой ситуации повышение рентабельности БАМа может решаться по четырем

направлениям:

. изыскание внутренних резервов снижения себестоимости;

. перераспределение прибыли с других железных дорог с учетом действующей

системы финансирования объективно худших условий эксплуатации БАМа;

. перераспределение между БАМом и Транссибом перевозочной работы;

. увеличение объемов перевозочной работы посредством стимулирования

различными методами индустриального освоения зоны БАМ.

По разным причинам из этих четырех направлений реальные шаги можно

осуществлять лишь по двум (снижать фондоемкость и увеличивать объемы

перевозочной работы) – см. Приложение.

В целом же, для развития зоны БАМ разработана специальная программа,

некоторые характеристики которой даны в Приложении.

Заинтересованные структуры и реальные пользователи

Построенный БАМ является готовым плацдармом для доступа к огромным,

относительно хорошо разведанным запасам минерального сырья, имеющего спрос

и на мировом, и на внутреннем рынке России. Активизация добычи

воспроизводимых (например, леса) и не воспроизводимых ресурсов в зоне БАМ

сможет генерировать высокий и устойчивый грузопоток и, следовательно,

загрузку БАМ.

О богатстве территорий, расположенных вокруг БАМа, много уже сказано.

Посмотрим на примере Хабаровского края:

Хабаровский край - ведущий в России регион по производству оловянного

концентрата - на его долю приходится около 35% олова России. Кроме олова в

крае добывается медь.

Состояние месторождений:

. находятся в эксплуатации - месторождения оловянно-полиметаллических руд

Комсомольского рудного района: Фестивальное, Солнечное, Перевальное

(расположены в 60-80 км к западу от Комсомольска-на-Амуре), месторождения

оловянных руд Баджальского рудного района (в 40-70 км от БАМа);

. подготовлены к эксплуатации - месторождения Соболиное (расположено в 80

км к северо-западу от Комсомольска-на-Амуре), Ближнее и Правоурмийское

(расположены в Верхнебуреинском районе в 40-70 км от Байкало-Амурской

железнодорожной магистрали);

. требуют доизучения - месторождения Лунное, Октябрьское, Ветвистое

(расположены в 60-80 км к западу от Комсомольска-на-Амуре), Болторо,

Двойное, Рудное, Омот-Макит, Высокое (расположены в Верхнебуреинском

районе в 40- 70 км от БАМа); Уджаки, Мопау, Тауса, Руднинское

(расположены в 80 км к юго-западу от г. Советская Гавань), Сорукан,

Бастион, Деримикан (район им, П. Осипенко), Хайринджа (Аяно-Майский

район).

Характерные особенности всех месторождений:

. комплексность - в рудах кроме олова содержатся медь, цинк, свинец, (в

промышленном количестве), висмут, серебро, кадмий, золото, индий и другие

цветные и редкие металлы;

. высокая насыщенность руд полезными компонентами;

. высокие технологические свойства руд - извлечения по олову составляют 70-

90%, по меди - 75%;

. возможность разработки открытым и подземным способами.

Добычу руд в крае ведут:

. акционерное общество «Солнечный ГОК» (государство владеет «золотой

акцией»); на его долю приходится 98% объема добычи олова и 100%

производства меди;

. старательская артель «Амгунь» (частное предприятие).

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль с ее многоцелевым

назначением в экономике страны является ключевым фактором развития

огромного региона, исключительно богатого природными ресурсами. Для

промышленного освоения этих ресурсов необходимо от действующей магистрали

построить подъездные железнодорожные пути небольшой протяженности.

МПС России как координатор деятельности, связанной с экономическим

развитием зоны БАМ, целенаправленно предпринимает конкретные шаги по

освоению этой зоны.

Первым таким шагом явилось создание по инициативе министерства

открытого акционерного общества «Баминвест», что одобрено постановлением

Правительства Российской Федерации от 16.06.97г. № 728. Деятельность

общества направлена на промышленное развитие зоны БАМ. Цели общества кратко

можно сформулировать так - создание условий жизнеобеспечения зоны БАМ для

реализации стратегических интересов России, которые состоят:

. в экономическом плане - это создание современного механизма

бездотационного функционирования экономического пространства;

. в социальном плане - формирование структур бизнеса, направленных на

социально-значимые программы, создание новых рабочих мест;

. в экологическом плане - создание регуляционных механизмов, способствующих

поддержанию устойчивого равновесия между экономикой, природой и

человеком.

«Баминвестом», подготовлена «Программа хозяйственного освоения и развития

зоны БАМ на 1998 - 2005 годы». Разработан проект и начато строительство 67-

километровой железнодорожной линии от станции Чара до Чины, с ответвлением

на Удокан, на Чинейское комплексное месторождение титано-магнетитовых и

ванадий-содержащих железных руд и медно-платиновых руд на Удоканском

месторождении. К началу 1999 года на стройке освоено более 230 млн. рублей,

отсыпано 12 км земляного полотна, уложено 8 км железнодорожного пути,

построено 2 моста и еще 4 находятся в работе. В текущем году из

предусмотренных 923 млн. рублей капиталовложений освоено более 30 млн.

рублей, или с начала строительства - 13 % стоимости пускового комплекса.

ОАО «Баминвест» явилось одним из инициаторов участия государственной

железной дороги - Дальневосточной и самого «Баминвеста» в создании ОАО

«Эльгауголь», которое займется строительством подъездного железнодорожного

пути протяжением 318 км от разъезда Милько на восточном участке БАМ к

Эльгинскому месторождению угля и разработкой этого богатого месторождения

(2,1 млрд. тонн с открытым способом разработки).

Реализация только этих двух проектов позволит значительно увеличить

объем перевозки грузов по БАМу.

Кроме этого, уже идет работа по разработке золоторудного месторождения

«Сухой Лог». Это месторождение является одним из крупнейших в России. По

классификации запасов относится ко второй группе с содержанием металла в

контурах продуктивных руд - 2,3 грамма на тонну руды. Расположено в

центральной части Ленского золотопромышленного района в 137 км от г.

Бодайбо и в 357 км от ближайшей ж.д. станции Таксимо. Ввод первого

пускового комплекса производительностью золота 8 тонн должен быть введен не

позднее 2 кв. 2001 года, проектной производительности (30 тонн) карьер

должен достигнуть к 2005 году.

БАМ представляет огромный потенциал для освоения всего региона уже в

ближайшие годы, хотя сегодня, из-за спада объема перевозок, магистраль

убыточна: вместо предусматривавшейся перевозки ежегодно 8-10 млн. тонн

грузов в связи с сокращением промышленного производства по магистрали

перевозится менее половины.

Главной задачей является привлечение грузов, что позволит сделать

магистраль рентабельной. Одним из путей решения этой задачи является

освоение месторождений полезных ископаемых в зоне БАМ. Другим - увеличение

транзита из Европы в Азию и обратно.

По экспертным оценкам, сегодня из Азии в Евpопу ежегодно идут гpузы на

580 млpд. долл.

Перевозка грузов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в

настоящее время осуществляется в основном морским путем через Индийский

океан, Суэцкий канал, Средиземное море: от портов Китая и Японии до городов

Западной Европы - Неаполя, Барселоны и Марселя - 22 тыс. километров с

маршрутной скоростью движения 1000 км в сутки, или за 22 суток. Тогда как

протяженность пути по железным дорогам от портов Приморья до Берлина - 14

тыс. км, и при маршрутной скорости 1100 км в сутки время перевозки не

превысит 13 суток. С учетом доставки грузов от портов Китая и Японии до

Приморья (2 суток) общее время доставки из Азии в Центральную Европу по

Транссибу не превысит 15 суток, а при следовании от Сковородино до Тайшета

по БАМ ускорится еще на 5-6 часов.

Но и эти сроки могут быть сокращены, 16 апреля 1998 года по маршруту

Находка - Брест отправился демонстрационный контейнерный поезд со ста

контейнерами, который по российским железным дорогам прошел расстояние 9943

км и прибыл в пункт назначения за 9 суток. Средняя скорость составила 1168

км в сутки, то есть существенно превысила маршрутную скорость морских

судов.

БАМ и Транссиб

Несмотря на кажущуюся конкуренцию между двумя соседними магистралями,

каждая из них призвана решать свой комплекс задач.

По существу, эти железные дороги взаимно дополняют друг друга.

Транссиб изначально строился для доставки грузов и военного

оборудования в восточную часть нашей страны, и главной задачей его стала

организация экономического пространства южных районов Сибири и Дальнего

Востока. При этом не делалась ставка на транзит. Свою роль как перевозчика

транзитных грузов между Азией и Европой он приобрел сравнительно не так

давно. И можно сказать, провоз контейнерных грузов из дальневосточных

портов в Европейскую часть никогда не был его основным родом деятельности.

Так же и БАМ. Он строился с расчетом не на специализацию по

контейнерным международным перевозкам, а для развития и освоения нового

геопространства.

Поэтому, когда сейчас слышны мнения, будто бы невыгодна конкуренция

между нашими стержневыми путями «Восток – Запад», необходимо осознавать,

что контейнерные и иные международные транзитные перевозки лишь

вспомогательные работы при обустройстве кладовых России.

Геополитическая ситуация и прогнозы на будущее

Для выявления приоритетных направлений развития зоны, примыкающей к

магистрали надо изменить подходы - идти не только от освоения ресурсов (что

прослеживается в Постановлении Правительства), но и от изучения конъюнктуры

на внутрироссийском и внешнем (прежде всего Тихоокеанского региона и Юго-

Восточной Азии) рынках. Только в этом случае можно убедительно доказать, с

какими товарами может выхолить зона БАМ на рынки, какие отрасли там следует

развивать, какой эффект может быть получен.

Одним из важнейших направлений подъема экономики зоны БАМ может стать

туризм. Огромный интерес для международного и российского туризма

представляют Байкальское кольцо, включающее ангарские ГЭС, верхняя Лена,

Царская Котловина, Сихотэ-Алинь и другие места, обладающие замечательными

рекреационными условиями. Уже сегодня в дальневосточных и восточносибирских

СМИ нередки объявления следующего содержания:

Туристическая фирма «НАТА-ТУР»

http://www.amur.rosnet.ru/natatour/

Амур, БАМ, ГУЛАГ, тайга, путешествие, туризм.

Туристическая фирма «НАТА-ТУР» (г. Комсомольск-на-Амуре) представляет свои

выездные туры в Японию, Южную Корею, Китай, круиз по Амуру, а так же туры

для туристов, прибывающих на Дальний Восток, в Хабаровский край, в районы

Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ): экскурсионные маршруты в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.