рефераты бесплатно

МЕНЮ


Атомная энергетика Украины

полным разрушением активной зоны, на котором выполнены первоочередные

мероприятия для уменьшения последствий аварии и продолжаются работы по

обеспечению контроля его состояния, ядерной и радиационной безопасности;

-Энергоблоки №5 и №6 с незавершенным строительством в соответствии с

решением о прекращении строительных работ, принятым после аварии 1986 года.

-Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов ХЖО, ХТО, ХЖТО;

-Хранилище отработанного ядерного топлива ХОЯТ-1;

-Пускорезервная отопительная котельная ПРК;

-Пруд-охладитель с гидротехническими сооружениями;

-Открытые распределительные устройства ОРУ-330 и ОРУ-750.

Авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС существенно повлияла на темпы

развития атомной энергетики в нашей стране. Тщательное расследование причин

аварии, произведенное специалистами, показало, что корни аварии лежат

глубоко в сфере проблем взаимодействия человека и машины, что основным

"движущим" фактором аварии были действия операторов, грубо нарушивших

эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. Подобно

другим "рукотворным" катастрофам, авария произошла из-за того, что

оперативный персонал, желая выполнить план экспериментальных работ любой

ценой, грубо нарушил регламент эксплуатации, инструкции и правила

управления энергоблоком. Сказались, конечно, и некоторые особенности физики

активной зоны, конструктивные недостатки системы управления и защиты

реактора, которые привели к тому, что защита реактора не смогла

предотвратить разгон на мгновенных нейтронах. Операторы произвели такие

запрещенные действия, как блокирование некоторых сигналов аварийной защиты

и отключение системы аварийного охлаждения активной зоны, работали при

запасе реактивности на стержнях СУЗ ниже допускаемого регламентом значения,

ввели реактор в режим работы с расходами и температурой воды по каналам

выше регламентных, при мощности реактора ниже предусмотренной программой.

Эти и другие ошибки операторов привели к такому состоянию реактора, что

в условиях роста мощности защитные средства реактора оказались

недостаточными, что и привело к значительной сверхкритичности реактора,

взрыву, разрушению активной зоны.

Чернобыльская проблема требует выполения следующих задач:

-закрытия ЧАЭС-3 со снятием с эксплуатации блоков №1, 2 и 3;

-превращения объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему;

-создания централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива;

-создания завода по переработке и хранению радиоактивных отходов.

К сожалению, созданные отдельные фрагменты научного обеспечения не

отвечают требованиям сегодняшнего дня. Необходимо создание отраслевой науки

по проблемам прочности, диагностирования, расчетных кодов, водной химии,

технологии обращения с радиоактивными отходами, отработавшего ядерного

топлива, сертификации оборудования, вывода из эксплуатации и т.д.

Учитывая высокую конкурентоспособность атомной энергетики, необходимо

внимательно проанализировать тариф на электроэнергию для АЭС и включить в

него все затраты, обеспечивающие развитие атомной энергетики в

соответствии с Законом об атомной энергетике.

Стратегические задачи ядерной энергетики Украины следующие:

-продление срока службы энергоблоков;

-достройка блоков высокой и средней степени готовности;

-закрытие Чернобыльской АЭС со снятием блоков №1, 2 и 3 ЧАЭС с

эксплуатации;

-превращение объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему;

-создание АЭС на базе реакторов нового поколения;

-научное обеспечение;

-решение финансовых проблем.

Программа развития атомной энергетики до 2010 г. определена в

Национальной энергетической программе Украины, утвержденной Верховной

Радой Украины в мае 1999г. По постановлению Верховной Рады Украины в эту

программу вносятся изменения и дополнения на основе сложившейся на сегодня

финансово-экономической ситуации в стране. "Концепция развития атомной

энергетики Украины до 2030 года" в настоящее время разрабатывается

Минэнерго Украины. Концепция предполагает достижение уровня выработки

электроэнергии до 100млрд/кВт·ч и поддержание его после 2010 г., что должно

быть достигнуто за счет:

-ввода двух блоков высокой степени готовности ХАЭС-2 и РАЭС-4;

-ввода двух блоков средней степени готовности ХАЭС-3 и ХАЭС-4;

-продления срока службы действующих энергоблоков;

-проектирования новых АЭС на основе реакторов нового поколения.

-полный отказ от услуг предприятий Минатома России до 2004г.

Физическая защита и медико-санитарное обеспечение предприятий атомной

энергетики и промышленности

В системе Министерства действует схема обеспечения физической защиты

объектов атомной энергетики и промышленности (ядерные установки, ядерные

материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения).

Система медико-санитарного обеспечения предприятий атомной энергетики

и промышленности в составе девяти специализированных медико-санитарных

частей и восьми санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) в городах-

спутниках АЭС и объектах атомной промышленности обслуживает, кроме

производственного персонала, население в городах-спутниках общей

численностью свыше 350 тыс. чел.

Основная проблема медико-санитарного обеспечения - финансирование. Из

госбюджета выделяются средства только на текущую заработную плату.

Экологическое состояние многих районов нашей страны вызывает законную

тревогу общественности. В многочисленных публикациях и, в частности,

показано, что во многих регионах нашей страны наблюдается устойчивая

тенденция к многократному, в десятки и более раз превышению санитарно-

гигиенических норм по содержанию в атмосфере городов окислов углерода,

азота, пыли, токсичных соединений металлов, аминов и других вредных

веществ. Имеются серьезные проблемы с мелиорацией земель, бесконтрольным

применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений, чрезмерным

использованием пестицидов, гербицидов. Происходит загрязнение сточными

водами промышленных и коммунальных предприятий больших и малых рек, озер,

прибрежных морских вод. Из-за постоянного загрязнения атмосферного воздуха,

поверхностных и подземных вод, почв, растительности происходит деградация

экосистем, сокращение продуктивных возможностей биосферы.

Загрязнение среды обитания вредно отражается на здоровье людей,

приносит значительные убытки народному хозяйству. В последнее время

обстановка ухудшилась настолько, что многие районы объявлены районами

экологического бедствия.

Среди других экологических проблем, связанных с антропогенным

воздействием на биосферу, следует упомянуть риск нарушения озонового слоя,

загрязнение Мирового океана, деградацию почв и опустынивание

зернопроизводящих районов, закисление природных сред, изменение

электрических свойств атмосферы.

Характерные антропогенные радиационные воздействия на окружающую среду:

-загрязнение атмосферы и территорий продуктами ядерных взрывов при

испытаниях ядерного оружия в 60-тые годы,

-отравление воздушного бассейна выбросами пыли, загрязнение территорий

шлаками, содержащими радиоактивные вещества при сжигании ископаемых топлив

в котлах электростанций,

-загрязнение территорий при авариях на атомных станциях и предприятиях.

Значительную опасность для живых существ, для популяций организмов в

экосистемах представляют аварии на предприятиях химической, атомной

промышленности, при транспортировании опасных и вредных веществ. Известная

авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, результаты войны в Персидском

заливе показывают масштабы экологических бедствий современного общества.

Очевидно, что необходим радикальный пересмотр наших отношений с природой,

нужны решительные шаги по защите окружающей среды, в частности многократное

усиление мер воздействия нормативных рычагов на хозяйственную практику.

Совершенно недопустимо, чтобы установленные нормативами предельные

концентрации вредных веществ в воздухе, воде реально превышались в сотни

раз. Нужно сделать невыгодным или даже разорительным пренебрежение к охране

окружающей среды. Право людей на чистый воздух, чистые реки и озера должно

не только декларироваться, но и реально обеспечиваться всеми доступными для

государства средствами.

Особо актуальными становится вопросы регулирования ответственности за

ущерб, в том числе за экологический ущерб при переходе к рыночным

отношениям в экономике. Здесь важно найти разумные экономические рычаги,

правильно соотносить выгоды и потери, доходы и расходы на компенсацию

ущерба. Важной задачей является разработка вопросов нормативного

разграничения допустимых и недопустимых воздействий, оценивания стоимости

экологического ущерба.

Основными направлениями в ограничении вредных техногенных воздействий

на биосферу являются ресурсосбережение и разработка экологически чистых или

безотходных технологий. Чистоту вод можно улучшить методами биотехнологии.

Радикальный путь оздоровления экологической обстановки - сокращение

вредных выбросов и сбросов, увеличение безаварийности и безопасности

опасных производств, переход на безотходные технологии, концентрация и

надежное захоронение вредных отходов, разумное сотрудничество и

международная взаимопомощь при экологических катастрофах.

Атомные электростанции оказывают на окружающую среду - тепловое,

радиационное, химическое и механическое воздействие. Для обеспечения

безопасности биосферы нужны необходимые и достаточные защитные средства.

Под необходимой защитой окружающей среды понимается система мер,

направленных на компенсацию возможного превышения допустимых значений

температур сред, механических и дозовых нагрузок, концентраций

токсикогенных веществ в экосфере.

Понятие "Безопасность АС" тесно связано с различными видами ущерба, с

возможными вредными последствиями аварий на АС. Основной вид ущерба -

потеря здоровья персонала и населения из-за радиационного воздействия

радиоактивных излучений веществ, распространившихся на площадке АС или за

ее пределами при тяжелых авариях. Конечно значимы и другие виды ущерба -

экономические потери от разрушения технических систем и сооружений, ущерба

от потери трудновосполнимого источника энергоснабжения, потери от

загрязнения территорий, водных систем, лесов. Не менее важен и

экологический ущерб - необратимые изменения в экосистемах, потери ценных

видов живой природы из-за изменений в имунных системах, потери в видовом

разнообразии.

Безопасность АС это защищенность персонала, населения и окружающей

среды от вредных радиологических последствий функционирования АС, т.е. от

опасности вредного радиационного воздействия на здоровье персонала и

населения как непосредственно от внешнего излучения, так и за счет

радиоактивного загрязнения земли, воздуха или пищевых продуктов.

Технический уровень мер безопасности зависит от инженерной зрелости

создателей АС, от опыта, накопленного в промышленности, от всего того, что

охватывается термином "культура безопасности". Кроме того, эффективность

защитных мероприятий зависит и от текущего состояния оборудования,

подготовленности и дисциплинированности персонала. Поэтому следует говорить

о безопасности АС, как о степени защищенности персонала, населения и

окружающей среды от радиационного и другого вредного воздействия,

возникающего при эксплуатации АС, в том числе при авариях. При этом

эксплуатирующая организация должна быть готова показывать, что степень

защищенности, реализуемая на станции, также как и вероятные риски и

возможные ущербы таковы, что общество может признать их приемлемыми.

Техническая безопасность АС должна обеспечиваться высоким качеством

всех общеинженерных работ, определяющих надежность функционирования и

безопасную эксплуатацию оборудования атомных энергетических установок.

Ядерная безопасность - это свойство предотвращать ядерные аварии,

связанные с повреждением ядерного топлива или переоблучением персонала.

Ядерная безопасность достигается за счет исключения возможностей тяжелых

ядерных аварий, например исключением разгонов реактора на мгновенных

нейтронах.

Радиационная безопасность есть система мер по защите персонала,

населения и окружающей среды от воздействия проникающих излучений,

направленная на обеспечение отсутствие неблагоприятных эффектов или вреда

здоровью от облучения ионизирующими частицами людей, живых существ и

элементов природы. При любой аварии АС облучение населения на границе

санитарно-защитной зоны не должно превышать 10 бэр.

Аварийные выбросы и сбросы радиоактивных веществ должны быть столь

малыми, чтобы исключалась необходимость эвакуации больщих групп населения

при самых тяжелых авариях.

Под экологической безопасностью АС понимают ее свойства не оказывать на

окружающую среду таких воздействий за счет выбросов или сбросов

радиоактивных веществ, тепла, химических веществ, которые могли бы

причинить вред для обитателей окружающей среды, флоре и фауне в природных

экосистемах, нарушали бы биологическое равновесии, изменяли бы

климатические условия и другие условия, необходимые для сохранения и

обогащения природы.

Атомные станции не должны оказывать чрезмерных постоянно действующих

или аварийных тепловых, химических, радиационных и других воздействий на

природные экосистемы, под влиянием которых происходило бы деградирование

экосистем во времени, накапливались и закреплялись неблагоприятные

изменения состояний динамического равновесия. Важно, чтобы все изменения в

экосистемах были бы обратимы, чтобы имелись достаточные запасы устойчивости

до предельных, необратимых возмущений. Нормирование антропогенных нагрузок

на экосистемы и предназначено для того, чтобы предотвращать все

неблагоприятные изменения в них, а в лучшем варианте направлять эти

изменения в благоприятную сторону.

В странах с развитой атомной промышленностью, ядерной энергетикой,

существует система государственного регулирования общественных отношений

при использовании атомной энергии, проблем обеспечения безопасности атомных

электростанций, радиационной защиты населения, защиты окружающей среды. Эта

система "атомного права" постоянно совершенствуется, дополняется новыми

законоположениями и нормативами. Однако смена основополагающих,

принципиальных актов происходит медленно и не всегда поспевает за

потребностями жизни. Кроме того в законодательстве подчас отсутствуют

многие важные или принципиальные документы.

Безопасность АС обеспечивается за счет мер по

-предупреждению возможности возникновения опасных состояний или режимов

- при проектировании и сооружении АС,

-предотвращению развития опасных состояний и режимов за рамки пределов

и условий безопасной эксплуатации - при работе АС,

-пространственно-временному ограничению опасных процессов и их вредных

воздействий - при аварийных ситуациях и режимах АС,

-локализации почти всех вредных веществ,вышедших за установленные в

проекте границы опасных зон в результате аварии,

-обеспечению условий для приведения установки после окончания

эксплуатационных кампаний или аварий в безопасное состояние, пригодное для

перезарузки топлива, ремонтов, длительного хранения ее частей и

-элементов, консервации или снятия с эксплуатации.

В таких районах, как Киевская, Харьковская, Ивано-Франковская,

Винницкая, Ровенская, Хмельницкая, Запорожская и Одесская областях уровень

загрязнения окружающей среды достаточно высокий вследствие размещения

больших объектов электроэнергетики (тепловые и атомные электростанции).

Особенно сложная экологическая обстановка, связанная с радиоактивным

загрязнением, в районах, прилегающих к Чернобыльской АЭС.

Необходимо провести реконструкцию атомной энергетики на новой

технологической основе, создавать энергоблоки, которые использовали бы уран

низкого обогащения. Целесообразно строительство новых блоков средник за

мощностью атомных электростанций под землей с высочайшим уровнем техники

безопасности. Их захоронение после эксплуатации не требует много времени и

финансирования. Необохимо увеличивать производство электроэнергии от

нетрадиционных источников.

Важная тенденция в развитии электроэнергетики – объединение

электростанций в энергосистемы, которые осуществляют производство,

транспортирование и разделение электроэнергии между потребителями. Создание

энергосистем обуславливается потребностью ритмического

обеспеченияпотребителей электроэнергией. Энергосистемы дают возможность

маневрировать производством электроэнергии как во времени, так и в

пространстве.

Структурное перестроение народного хозяйства, экономное использование

топлива и энергии и использование экономических стимулов будут

способствовать уменьшению энергоемкости национального продукта. Сегодня в

Украине отсутствует механизм стимулирования уменьшения потребления

электроэнергии, который должен включать государственную систему

энергосбережения на длительную перспективу, систему стандартов и

нормативных затрат топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время ситуация в электроэнергетике сложная, прежде всего из-

за неплатежей за использованную электрическую и тепловую энергию.

Задолженность потребителей составляеть приблизительно 7 млрд.грн.

Правительство принимает меры по ограничению и отключению потребителей-

должников. Деятельность отрасли находится под постоянным контролем со

стороны Президента и Кабинета министров, особенно вопрос о структурном

переустройстве электроэнергетического комплекса.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров № 1268 от

17/10/1996г. на базе имущества атомных станций и их инфраструктур было

создано государственное предприятие «Национальная атомная

энергогенерирующаяч компания «Энергоатом» с возложением на нее функций

эксплуатирующей организации, часть из которых в переходный период она

делегирует атомным электростанциям. Следующим этапом реформирования отрасли

было объединение в мае 1997г. Министерства энергетики и электрификации с

государственным комитетом по использованию ядерной энергии, в резуотате

чего было создано Министерство энергетики Украины. Указ Президента Украины

от 2/08/1999 № 944 «Про деякi вопроси приватизацii об’ектiв

электроэнергетического комплекса» оказывает содействие созданию условий

для привлечения стратегических инвестиций в отрасль, что даст возможность

провести реконструкцию и медернизацию физически изношенного и морально

устаревшего оборудования электрообъектов.

Использованная литература.

1.»Розмiщення продуктивних сил Украiни» под. ред. Е.П.Качана, Киев

1999.

2.»Ядерная энергетика» А.М.Петросьянц М.1991

3.»Почти все о ядерном реакторе» Л.В.Матвеев, А.П.Рудик М.1990

4.Материалы компьютерной сети Интернет.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.