рефераты бесплатно

МЕНЮ


Агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района

она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит

от экономической помощи со стороны развитых государств в виде даров

продовольствия, кредитов для его закупки и других льют. Уже

начавшиеся в 1990 г. поставки продовольствия в рамках иностранной

гуманитарной помощи знаменовали собой приближение периода

продовольственной зависимости государства, а ожидаемое сокращение

валютных доходов от экспорта нефти создает серьезные трудности для

оплаты импорта.

Авторы проекта закона «О продовольственной безопасности

Российской Федерации» утверждают, что продовольственная безопасность

является необходимым условием не только сохранения государственности,

но и физического выживании населения, и делают вывод о том, что

продовольственную безопасность России можно обеспечить лишь

ускоренным восстановлением и укреплением аграрного сектора.

3.2 Агропромышленный комплекс района

В данном разделе мы рассмотрим актуальные проблемы

Центрально-Чернозёмного района и возможные пути их решения.

Наиболее актуальная экономическая проблема района —

сохранение уникального земельного фонда. Необходимо решение задач

рационального использования водных ресурсов, создание на современной

технологической базе высокоэффективных производств с комплексной и

глубокой переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья.

Исключительно важными для района являются

мероприятия по сохранению водных ресурсов от нерационального

использования и загрязнения подземных и поверхностных вод

промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Особое

внимание при этом следует уделять внедрению водосберегающих

технологий, оборотного водоснабжения, созданию технологических

водопроводных сетей, снижению потерь в системе водоснабжения, охране

мелких рек.

Основная проблема агропромышленного комплекса Центрально-

Чернозёмного экономического района - это несоответствие

мощностей отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственной

продукции и доведением её до потребителя объемам производства

сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции

сельского хозяйства. Для АПК характерны низкий уровень

технической оснащенности предприятий переработки, большая доля

ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако

агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными

возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

Необходимо отметить, что специализация в сельском хозяйстве

развита недостаточно, не всегда научно обоснована. У нас пока не

существует настоящего рынка сельхозпродукции, поэтому рыночные

факторы не действуют на формирование и углубление региональной

специализации. Кроме того, стремление регионов к полному

самообеспечению продовольствием приводит к развитию производств, не

имеющих для этого достаточных природно-экономических условий.

Становление рыночно обусловленной специализации — процесс очень

длительный, поэтому государство должно при помощи экономических

методов (кредитов, субсидий и пр.) стимулировать его.

Основные причины, сдерживающие сельскохозяйственное развитие

района: переувлажнённость и заболоченность земель, мелкоконтурность

угодий, дефицит трудовых ресурсов на селе, недостаточная оснащенность

техникой сельскохозяйственных предприятий, низкий уровень социального

благоустройства села, слабое развитие инфраструктуры Программа

развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны — одна из крупнейших

региональных комплексных программ — осуществляется с 1974 года. На се

выполнение за эти годы затрачены огромные средства, но отдача пока

очень мала. Возможно, в рамках проводимой сейчас аграрной реформы

начнется возрождение российского Нечерноземья.

3.3 Весь агропромышленный комплекс России

В решении экологических проблем большое значение

имеют концентрация промышленности в крупных городах, более полная

реализация экономического и социального потенциала малых городов и

населенных пунктов.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны

подвержена влиянию неблагоприятных факторов: переувлажнению почв и

заболачиванию, засолению, водной и ветровой эрозии, засухе. Всего в

защите нуждаются 58% пашни и 95% пастбищ.

В связи с этим исключительное значение приобретает

мелиорация (улучшение) земель. Только она может обеспечить получение

высоких и устойчивых урожаев.

Различают несколько видов мелиорации :

1) лесомелиорация — облесение склонов, оврагов, создание

полезащитных лесополос;

2) агромелиорация — правильный выбор глубины и направления

вспашки и др.;

3) водная — осушение, обводнение и орошение;

4) химическая — внесение в почву химических веществ:

извести, гипса и т. п.;

5) культурно-техническая — выравнивание поверхности, очистка

от камней.

Наибольший эффект дает комплексная мелиорация, т.е.

одновременное проведение нескольких мелиоративных мероприятий.

Тем не менее, в нашей стране преобладает самая дорогостоящая — водная

мелиорация. Она охватывает лишь 6% сельскохозяйственных угодий. Но

затраты на неё в 30 раз выше, чем на охрану и рациональное

использование остальных земель.

Снижение среднедушевого производства зерна ниже уровня 600

кг в год с учетом сократившегося поголовья скота и птицы можно

считать общим предельным показателем продовольственной безопасности

страны. В 70—80-х годах в СССР среднедушевое производство зерна

опускалось ниже отметки 700 кг и год лишь в годы неурожаев, но,

благодаря импорту, наличие зерна в стране практически всегда

превышало этот уровень.

В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными

финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна

(как это было в 70-х и в первой половине 80-х годов), а снижение

зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых

продуктов питания. Вторым важным показателем, определяющим понятие

«продовольственной безопасности», является величина переходящих

запасов зерна. Безопасным считается уровень переходящих запасов,

соответствующий 60-дневному потреблению (или 17 % от годичного

производства). При падении производства ниже 60-дневного лимита

наблюдается резкий рост стоимости зерновой продукции. Это

подтверждается опытом зерновых кризисов 1972-1973, 1979—1980 и

1995—1996 г., когда имел место резкий спад мирового производства

зерна.

Наряду с производством зерна и поддержанием его

стратегических запасов (как на случай неурожая, так и для других

чрезвычайных обстоятельств), гарантом национальной продовольственной

безопасности традиционно служит развитие животноводства (прежде всего

крупного рогатого скота). Однако в результате реформ ситуация в

животноводстве оказалась гораздо хуже, чем в растениеводстве.

Поголовье крупного рогатого скота в России снизилось с 59,6 млн.

голов в 1985 г. до 34,5 в 1997 г. Отечественное животноводство

обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и

мясе.

Действительно, для страны, имеющей около 134 млн. га только

пахотных земель (в то время как в Японии, где примерно такая же

численность населения, что и в России, обрабатывается лишь около 5

млн. га земли) уровень достигнутой продовольственной зависимости

является чрезмерным. Основными причинами спада производства

сельскохозяйственной продукции, сокращения посевных площадей,

поголовья скота и других отрицательных явлений послужили

неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция,

удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного

финансирования, снижение покупательной способности потребителей

сельскохозяйственной продукции, рост неплатежей между

предприятиями и диспаритет цен на промышленную и

сельскохозяйственную продукцию, неконкурентоспособность

продукции АПК на мировом рынке, недостаточное

законодательное обеспечение.

Опыт большинства развитых стран мира убедительно показывает,

что устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без мощной

государственной поддержки. Она может выражаться как в виде прямых

субсидий товаропроизводителям, так и в виде косвенной помощи путем

введения благоприятного режима налогообложения, снижения тарифов на

потребляемые ресурсы, льготного кредитования и комплекса иных

мероприятий. В результате финансирования АПК России по остаточному

принципу его доля в федеральном бюджете неуклонно снижается. В 1941

г. в расходной части бюджета она составляла 19,0%. в 1994 г. 9,0, в

1997 г. 3.0, а в 1998 г. 1,4%. Эксперты считают, что общая сумма

бюджетных ассигнований в расчете на 1 га пашни в России не превышает

40—50 долл., в то время как в США она составляет 270, а в Финляндии —

500 долларов.

Определенную тревогу у аграрников вызывает

кризис в ресурсопроизводящих отраслях: сельскохозяйственном

машиностроении, химической промышленности, строительстве, который

подрывает воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. В стране

почти полностью разрушено сельскохозяйственное машиностроение. Сейчас

по обеспеченности сельскохозяйственными машинами российские

крестьяне, находящиеся в худших природно-климатических условиях, чем

фермеры наиболее развитых в экономическом

отношении стран Запада, существенно отстают от них. Так, на 1000 га

пашни в Канаде (данные на 1993 г) приходится 16 тракторов, в США 36,

Великобритании 82. ФРГ 115, России 10. В 1995-1997 гг. на 1000 га

посевов зерновых в седьхозпредприятиях приходилось в среднем по

стране 5—6 зерноуборочных комбайнов, в то время как в Канаде 7, в США

9, ФРГ 20. При этом, при существующих темпах выбытия и объемах

воспроизводства, парк зерноуборочных машин сократился к 2000 до

100—115 тыс. штук. Свыше 75% парка будут составлять комбайны,

отработавшие 7 —8 лет, что делает своевременную и качественную уборку

урожая практически невозможной.

Одной из причин сложившегося в АПК положения

является также диспаритет цен на промышленную и

сельскохозяйственную продукцию. Под ним подразумевается

неблагоприятное для сельхозпроизводителя изменение пропорций между

ценами на материально-технические ресурсы и

сельскохозяйственную продукцию (межотраслевой диспаритет), а

также между закупочными ценами на сырьё и окончательными ценами на

продуты питания (внутриотраслевой диспаритет). В 1990 г. соотношение

между величиной выручки от продажи продукции и объемом затрат на

приобретение материально-технических ресурсов составляло 5,6. В

1995 г. оно достигло 1,.2, к 1997 г. оно стало равно 1. Снижается

рентабельность производства. Для приобретения одной и той же единицы

товаров и услуг сельхозпроизводителю необходимо реализовывать все

больше продукции. Например, для покупки одного комбайна в 1990 г.

необходимо было продать в среднем 40—50 т пшеницы, в 1995 г. 180—200

т. а в 1997 — уже 500 т. Межотраслевой диспаритет цен может быть

преодолён путем государственного регулирования закупочных цен

на продукцию сельскою хозяйства и с помощью поддержки отраслей,

поставляющих свою продукцию селу.

Одной из причин низкого уровня и неустойчивого

развития сельскохозяйственного производства является также

удовлетворительное состояние земельных угодий. В последние годы

практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и

мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели

применения органических и минеральных удобрений, что послужило

усилению процессов деградации почв. Для сохранения и воспроизводства

плодородия почв, увеличения производства сельхозпродукции в 1993

г. была утверждена Государственная комплексная программа повышения

плодородия почв. Важнейшей составной частью программы

являлась мелиорация земель. Однако из-за недостаточною и

несвоевременного финансирования мероприятий программы из

федерального бюджета объёмы работ по большинству показателей были

выполнены менее чем на 30%, около 90% территорий практически не

участвовали в реализации программы. Посевные площади на орошаемых

землях сократили более чем на 680 тыс. га, значительно снизилась

урожайность сельскохозяйственных культур. Свёрнуты работы по защите

растений от вредителей и болезней. Снижаются объёмы работ по

селекции, разрушается материально-техническая база семеноводческих и

племенных хозяйств. Резко ухудшилось научное обеспечение развития

АПК: свертываются исследования по ряду важнейших направлений, а

выполненные на мировом уровне научные и технические разработки не

востребуются производством.

Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных

прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию, причем

носящему не конъюнктурный, а структурный характер. Примером такого

регулирования может служить аграрная политика Европейского Союза.

Проблема продовольственной безопасности связана не только с

методами общей социальной и экономической политики государства, но

также и с созданием резервов и переходящих запасов. Общее снижение

мировых запасов, рост цен на продовольствие делает задачу внутреннего

самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным

продовольственным товарам, всё более актуальной, особенно в условиях

падения производства и сильной зависимости от мирового рынка.

В условиях командно-административной системы аграрный сектор

экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным

отношениям нуждается в наиболее глубоком реформировании. Ситуация в

аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием

действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся

материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы

ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования

государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других

причин.

Все эти проблемы обусловливают необходимость аграрной

реформы, главная цель которой — обеспечение страны продуктами питания

и сельскохозяйственным сырьем на основе повышения эффективности АПК.

Основные направления аграрной реформы в РФ следующие:

1. Земельная реформа.

2. Утверждение многообразия государственной,

кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение

равных условий их деятельности.

3. Приватизация и демонополизация промышленной и других

обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.

4. Создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе.

5. Социальное преобразование села.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с

одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда.

Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности

обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых

ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой

стороны, не хватает земель для выделения фермерским и другим вновь

создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм

хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где

земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы

нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание

экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.