рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Административное наказание

Курсовая работа: Административное наказание

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и цели административного наказания

Глава 2. Виды административных наказаний

Заключение

Список литературы


Введение.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях РФ. Специфика этого КоАП такова, что он объединил нормы об административных правонарушениях, содержащиеся во всех ранее принятых актах, то есть в КоАП РСФСР, а также в отдельных законодательных актах или в нормах соответствующих законов, а именно: в законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства" и многих других. Вся эта нормативная база была существенным образом переработана с учетом Конституции РФ и федерального законодательства. В результате в одном акте удалось урегулировать весь комплекс вопросов, относящихся к административной ответственности. 1

Некоторые новеллы внесены в положения, касающиеся видов административных наказаний. В частности, в КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, срок при назначении административного наказания в виде лишения специального права (например, права управления транспортным средством) уменьшен с трех лет до двух лет. В то же время за совершение некоторых административных правонарушений срок административного наказания, наоборот, увеличен. Так, за нарушение режима в зоне проведения контртеррористической операции назначается административный арест на срок до 30 суток. Кодексом установлен иной, чем КоАП РСФСР, порядок исчисления административного штрафа, а также определены его минимальный и максимальный размеры.

Кроме того, в КоАП РФ расширен перечень видов административных наказаний. Так, в отношении физических лиц предусматривается применение нового вида административных наказаний - дисквалификации, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение. В связи с установлением такого вида административных наказаний, как дисквалификация, административно-процессуальные нормы Кодекса регулируют также вопросы, связанные с этим видом наказаний. Например, согласно Кодексу, в случае вынесения постановления о дисквалификации, это постановление должно быть немедленно исполнено лицом, которое привлечено к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Далее в Кодексе говорится, что исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и т.д.

Кодекс содержит общие правила наложения административных наказаний. В любом случае при назначении наказания физическому лицу учитываются характер нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении наказания юридическому лицу учитываются также характер нарушения, его имущественное и финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.1

Существенным изменениям подверглась Особенная часть Кодекса, в которой закреплены конкретные составы административных правонарушений и санкции за их совершение. Прежде всего, Кодекс пополнился новыми составами административных правонарушений, которые ранее не были предметом его регулирования.

Таким образом, принятие КоАП РФ следует расценивать как важный шаг в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях, как на федеральном, так и на региональном уровне. Следовательно, тема курсовой работы в свете существенного изменения законодательства и совершенствования в связи с этим правоприменительной практики является актуальной.

Целью работы является раскрыть сущность административного наказания и охарактеризовать его виды.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1)  дать определение административного наказания, определить его цели;

2)  дать характеристику каждого вида административного наказания.


Глава 1. Понятие и цели административного наказания

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП административное наказание является «установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».1 Данной статьей КоАП определены воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренным КоАП ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица – нарушителя. Административное наказание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

Административное наказание как ответную реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения. К ним относятся:

• административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т.д.).

• меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.).

Административные наказания следует отличать и от мер воздействия принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего по надзор родителей.1

 Применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Поэтому можно определить следующие цели рассматриваемых наказаний: воспитание нарушителя, частное и общее предупреждение правонарушений.2

Правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан. Постановка воспитательной цели административных наказаний свидетельствует о подлинном гуманизме демократического государства, которое в борьбе с правонарушениями исходит прежде всего из задачи нравственного воспитания личности.

Цель частного предупреждения ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, для того, чтобы предупредить рецидив с их стороны. Применение административных санкций влечет неблагоприятные для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторное совершение аналогичного проступка может повлечь за собой более суровую административную санкцию.

Помимо устрашения как средства достижения цели частного предупреждения, административные санкции содержат в себе разнообразные формы лишения фактической возможности совершить новое правонарушение. Так, конфискация у браконьера орудий лова, плавательных средств и т.п. лишает его фактической возможности продолжать незаконный лов рыбы; режим содержания административно арестованных (изоляция от общества, охрана и т.п.) имеет одну из целей - не допустить совершения правонарушений со стороны арестованных.

Цель частного предупреждения наказаний - это предупреждение административных правонарушений. Однако превентивная роль административных санкций гораздо шире. Многие административные правонарушения нередко "перерастают" в преступления, и борьба с ними посредством административного наказания является одновременно и борьбой с преступлениями. Поэтому правильнее при определении предупредительной цели административных наказаний говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду как административные правонарушения, так и преступления.

Если частное предупреждение заключается в предотвращении правонарушений со стороны лиц, уже подвергнутых административным наказаниям, то общая превенция состоит в предупреждении правонарушений иных лиц.

Цель общего предупреждения обеспечивается прежде всего информацией о самом законе, предусматривающем возможность применения наказания за совершение административного правонарушения. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Огромное значение для достижения эффективности административных наказаний имеет соблюдение определенных условий их результативности. Нередко причины недостаточной действенности административных санкций, как показывает практика их применения, кроются именно в несоблюдении тех или иных условий.

Группировку конкретных условий эффективности административных наказаний можно провести по двум направлениям: во-первых, это условия эффективности, связанные с действующим законодательством, и, во-вторых, условия эффективности, связанные с применением административных санкций.

К первой группе относятся два условия: 1) наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего административную ответственность;

2) информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение.

Вторая группа включает следующие условия эффективности административных наказаний:

1)  оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

2)  воспитательное воздействие на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления о применении административного наказания;

3)  реальность исполнения санкций;

4)  стабильность административной практики;

5)  законность и справедливость примененных санкций;

6)  сочетание административного наказания с иными методами воздействия;

7)  информированность субъектов права о применении административных санкций;

8)   авторитет правоприменительного органа.1

Результат воздействия административных санкций зависит от непосредственного влияния на сознание и поведение людей многочисленных и разнообразных факторов, ситуаций, процессов правового и неправового характера - экономических, социально-психологических, демографических, моральных и др. Эти обстоятельства являются факторами, определяющими эффективность административных наказаний.

Данные факторы можно объединить в несколько групп.2

1. Группа факторов правовой нормы с санкцией за административные правонарушения включает отсутствие (наличие) пробелов в праве, определенность (неопределенность, недостаточную определенность) признаков состава правонарушения, полноту (неполноту, недостаточную полноту) регулирования охраняемых общественных отношений. К ним необходимо отнести "силу" или "слабость" санкции, поскольку, например, копеечные штрафы не являются эффективными.

2.Группа факторов правоприменителя. Закон ограничивает круг лиц, наделенных правом применять административные наказания. К этому кругу относятся лишь органы и должностные лица, уполномоченные законом выносить постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Однако реализация санкции подготавливается деятельностью многих других лиц, хотя и не относящихся к числу правоприменителей в собственном смысле слова, но обеспечивающих применение наказания. Для того, например, чтобы подвергнуть работника торговли, нарушившего установленные законом правила продажи спиртных напитков, соответствующим мерам административного наказания, необходимо выполнить ряд предварительных операций: установить сам факт правонарушения и все относящиеся к нему обстоятельства, выявить нарушителя и зафиксировать его данные, при необходимости задержать его и доставить в милицию, собрать информацию о его предыдущем поведении, подготовить необходимые процессуальные документы и т.п.

Меры административного принуждения применяются не только при исполнении административных наказаний, но и при осуществлении предусмотренных КоАП отдельных процессуальных действий; исчерпывающий перечень мер административного пересечения определен ч. 1 ст. 27. 1. КоАП.

К факторам правоприменителя относится также нормативная урегулированность задач, функций, обязанностей, прав должностных лиц, применяющих административные наказания, организация учета административных правонарушений, знание материальных и процессуальных норм и др.

3. К группе факторов правонарушителя могут быть отнесены: возраст, профессия, образование, семейное положение, жилищные условия, размер заработной платы, общественная активность, трудовая дисциплина, знание правовой нормы, отношение к ее содержанию (установка), нравственные качества, общая культура и др.

4. К факторам применения наказания относятся обстоятельства, характеризующие выбор нормы права, соответствующей данному правонарушению, фактическое исполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) назначенного административного наказания, проведение (непроведение) предусмотренных законом профилактических мероприятий и др.

Недопущение назначения административных и других наказаний в противоправных целях определено Конституцией РФ: согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. При этом необходимо также принимать во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г.1

Согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные действия должностных лиц органов административной юрисдикции при осуществлении процессуальных действий, связанных с применением административного наказания. Поэтому в ряде норм КоАП законодатель запрещает уполномоченным должностным лицам проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

При этом административное наказание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

Таким образом, административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание им неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений – дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов.

Глава 2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.1

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 - 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.2

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.