рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан

Контрольная работа: Статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный

Технический университет

Кафедра экономики предпринимательства


Курсовая работа

По дисциплине: Статистика

Статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан

Выполнил:

Студент группы ЭУиПз-210

И.О. Фамилия

Руководитель:

Старший преподаватель

И.О. Фамилия

Кумертау 2009


Аннотация

Данная курсовая работа рассматривает статистический анализ бюджета РФ и РБ, где основными показателями являются доходы и расходы. Где доходы- это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций, а расходы это затраты, возникающие в связи с выполнением государством, своих функций. Объем курсовой работы составил 32 листа, в работе были использованы 14 источников, таких как: Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2001; Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ЮНИТИ, 2002 и д.р.


План курсовой работы

Введение

1 Теоретические основы статистического изучения бюджета

1.1 Понятие и сущность бюджета

1.2 Основные показатели статистики бюджета

2 Экономико-статистический анализ формирования и использования бюджета РФ и РБ

2.1 Анализ бюджета РФ и РБ

2.2 Изучение вариации бюджета РФ и РБ

2.3. Анализ макроэкономических показателей РФ и РБ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Финансы играют огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики.

Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов России сосредоточена в органах государственной статистики. В последние годы в связи с крупными изменениями в экономике, наблюдается усиленный поиск новых подходов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовое состояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год, пытаясь охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования статистической методики финансов в целом, представляется весьма актуальным.

Целью исследования является статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность бюджета;

- рассмотреть статический подход к анализу показателей бюджета;

- провести статический анализ показателей бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Объектом исследования являются экономические показатели доходов и расходов бюджета РФ и РБ.

Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей доходов и расходов бюджета РФ и РБ.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области статистики финансов, посвященные вопросам применения математико-статистических методов их исследования, анализа развития финансовой системы.

Обработка исходной информации проводилась с использованием ПЭВМ на базе пакетов прикладных программ «Excel».

Информационная база исследования. Информационную базу составили данные статистической отчетности.


1. Теоретические основы бюджета и задачи статического изучения

 

1.1 Понятие и сущность бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст.6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[2]. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровнен в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в Составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.


1.2 Основные показатели статистики бюджета

Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

Бюджетные доходы — понятие более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Основные методы привлечения национального дохода в бюджет — это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.

Классификация доходов бюджета:  - Налоговые доходы ( налоги на добавленную стоимость, акцизы, прочие налоги, сборы и др.)

- Неналоговые доходы (доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов, административные платежи и др.)

- Безвозмездные перечисления (от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др.)

- Доходы целевых бюджетных фондов (дорожные фонды, экологический фонды и др.)

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Существуют критерии классификации расходов бюджета по:

- их влиянию на процесс расширенного воспроизводства — расходы подразделяются на текущие и капитальные;

- направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);

- ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;

- целевому признаку — расходы классифицируются по конкретным видам и направлениям затрат, и осуществляется анализ эффективности их использования;

- территориальному признаку, с помощью которого осуществляется сравнительный анализ развития отдельных регионов и областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимального выравнивания социально-экономических характеристик и синхронного развития всех регионов.

О масштабах перераспределительных процессов, происходящих при участии государства, свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения имеют как вертикальный, так и горизонтальный характер (межотраслевой и межтерриториальный), то они характеризуются многообразием и наличием определенных взаимосвязей между бюджетами разных уровней.

Статистические данные, отражающие структуру бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяется размер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.


2 Экономико-статистический анализ формирования и использования бюджета РФ и РБ

По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-март 2009 года исполнен:

по доходам - в сумме 1 729,94 млрд. рублей, или 15,8% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”;

по кассовому исполнению расходов – 1 780,42 млрд. рублей, или 19,1% к уточненной росписи;

дефицит – (-)50,48 млрд. рублей;

первичный профицит составил 13,39 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой службой – в сумме 734,22 млрд. рублей, что составило 14,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;

Федеральной таможенной службой – в сумме 655,04 млрд. рублей, что составляет 11,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;

Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 5,04 млрд. рублей, или 8,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;

Другими федеральными органами – в сумме 335,63 млрд. рублей, или 98,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год.

По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 584,49 млрд. рублей.

В январе 2009 года от Центрального банка Российской Федерации поступил процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в сумме 205,05 и 63,41 млрд. рублей соответственно.

В соответствие с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 519 и от 5 ноября 2008 года № 540 средства Фонда национального благосостояния размещены на депозиты в Государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” в общей сумме 225,00 млрд. рублей. В январе 2009 года на счет по учету средств Фонда национального благосостояния зачислены доходы от размещения средств фонда на указанных депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.

В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 24, от 10 февраля 2009 года № 44 и № 45, от 13 марта 2009 года № 137 в январе-марте 2009 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанке в сумме 32,10 млрд. рублей.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 955 “О порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2009 года приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда иностранная валюта на сумму 205,05 млрд. рублей.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 “О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния” в феврале 2009 года приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Фонда национального благосостояния иностранная валюта на сумму 26,92 млрд. рублей.

В марте 2009 года Минфин России приступил к реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 271-р об использовании средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 10 марта 2009 года № 130 осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации в общей сумме 600,00 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года № 805 “О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда” в марте 2009 года средства Резервного фонда в размере 5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее – МВФ).

По состоянию на 1 апреля 2009 года часть резервной позиции Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-март 2009 года составила 2,40 млрд. рублей.

Курсовые разницы от переоценки средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-март 2009 года составили:

для Резервного фонда – 483,44 млрд. рублей,

для Фонда национального благосостояния – 265,18 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 117,67 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 915,21 млрд. рублей.


Таблица 1 - Оперативные статистические данные

2003 г., млрд. руб. 2004 г., млрд. руб. 2004 г. к 2003 г., в %
ВВП 13201 16778,8 107,1

По оперативным данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 4564,1 млрд.рублей, что на 26,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 511,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 7,1%.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 25,8%, налога на прибыль организаций - 20,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 19,5%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,0%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.