рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Особенности налоговой системы РФ

Контрольная работа: Особенности налоговой системы РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

Глава 1. Налоговое администрирование как основной элемент эффективного функционирования налоговой системы в Российской Федерации

Глава 2. Особенности современной налоговой системы Российской Федерации

2.1 Особенности налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2.2 Принципы определения и контроля цен для целей налогообложения в Российской Федерации

Глава 3. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы

Заключение

Список литературы


Введение

В истории человечества не было государственного образования, которое смогло бы обойтись без налогов в той или иной форме. Являясь инструментом изменения экономической жизни, налоги, в свою очередь, и сами менялись под воздействием социальных факторов.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет федеральных законов об отдельных видах налогов. За последние годы произошли серьезные изменения в этой области.

Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены ст. 57 Конституции РФ и Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г. Каждое предприятие, осуществляя свою деятельность, уплачивает налоги и сборы в соответствующие бюджеты. Налоги - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы сразу же оказывает влияние на его деятельность. В связи с этим огромное значение имеет то, каким образом организован анализ расчетов с бюджетом, насколько быстро компания способна реагировать на изменения в налоговой системе.

Нельзя забывать и о том, что, выполняя свою фискальную функцию, налоги являются самой значительной статьей дохода в бюджете Российской Федерации. В 2007 г. налоговые доходы составили примерно 65% от общих доходов в федеральный бюджет, а в 2008 г. ожидается увеличение удельного веса налогов в общей структуре доходов бюджета примерно на 3%. Налоги и сборы следует рассматривать не только в разрезе расходов предприятия, но и как важнейший источник доходов государства. Величина налогового бремени зависит от того, насколько велико количество функций, осуществляемых государством: оборона, охрана общественного порядка, здоровье и благополучие граждан и др. Каждый налогоплательщик должен понимать, что он в первую очередь платит за свое благополучие и благополучие своих близких, а уклонение от уплаты налогов - это воровство и у государства, и у самих себя.

В настоящее время завершается масштабная налоговая реформа, которая начиналась с вступлением в силу в 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Принято уже большинство глав второй части НК РФ. При этом произошло снижение ставок основных налогов. В настоящее время бюджет Российской Федерации из года в год формируется с профицитом, также существует более чем триллионный Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Налоги являются атрибутом государства, и поэтому налоговая система отражает те процессы, которые происходят в современной России. Формирование вертикали власти, усиление государственного сектора в экономике, возврат государством контроля над энергетическими активами и другие процессы, происходящие у нас в стране, которые принято в широком смысле именовать консолидацией власти, влияют на налоговую систему Российской Федерации. Более того, налоговое право является в настоящее время одним из центральных инструментов проведения политики консолидации власти.


Глава 1. Налоговое администрирование как основной элемент эффективного функционирования налоговой системы в Российской Федерации

Как известно, надлежащая реализация функций налогов напрямую зависит от того, насколько оптимально построена налоговая система государства. Налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Современные определения налоговой системы позволяют отметить, что понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства.

При этом эффективная налоговая система - это, во-первых, необременительная для бизнеса в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности; во-вторых, справедливая, т.е. условия налогообложения должны быть равными для предприятий одной сферы, при этом налоговая система не должна позволять уклоняться от уплаты налогов; в-третьих, налоговая система, будучи ориентированной на фискальную, должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса; в-четвертых, важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов.

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих, прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в меньшей степени интересов налогоплательщиков.

В настоящее время перед законодателем довольно остро стоит проблема совершенствования налогового законодательства, несмотря на то, что за последнее время произошли значительные изменения: принят и вступил в действие Федеральный закон, внесший существенные изменения в НК РФ в части налогового администрирования, претерпели значительные изменения организация и функционирование налоговых органов государства, возросла роль судебной системы в разрешении налоговых споров - проблема налогообложения, собираемости налогов по-прежнему актуальна.

Их особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране[1].

Вместе с тем одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста являются достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы.

Именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести порядок в сфере налогообложения и налоговых отношениях государства и налогоплательщиков.

Следует отметить, что среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. В юридической литературе не дается определения понятия налогового администрирования. Экономистами и юристами оно в основном определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их правами и обязанностями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.

По мнению Л.Я. Абрамчика, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере[2]. Одним из важнейших элементов налогового администрирования является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. При этом в узком смысле налоговое администрирование определяется как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую современную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплаты[3].

Более широкое определение налогового администрирования - это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствие с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, - с другой. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов[4].

Несмотря на возросший интерес в научной и практической литературе к вопросам налоговой деятельности государства, исследование вопросов налогового администрирования в правовой науке находится на начальной стадии. В современных официальных документах, как уже было отмечено, определение термину "налоговое администрирование" не дается. Сам термин "налоговое администрирование" зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения.

Заметим, что феномен налогового администрирования исследуется с точки зрения того, каким образом оно опосредуется правовым регулированием, какие проблемы в связи с этим возникают и каковы подходы к оптимизации юридических средств и правовых механизмов, направленных на реализацию эффективного налогообложения в государстве[5].

Вместе с тем, если по общему определению, следующему из указанных выше определений, налоговое администрирование является деятельностью уполномоченных органов власти и управления, направленной на исполнение законодательства о налогах и сборах, необходимо определить его соотношение с такими понятиями, как "налоговая политика", "налоговый процесс", "налоговый контроль", "налоговое производство" и т.д.

В свою очередь, налоговое администрирование, являясь важным элементом налоговой политики, включает в себя такие категории, как "налоговый процесс", "контроль" и "производство", что обусловлено правовым механизмом реализации налоговой политики.

Таким образом, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики. Указанная деятельность включает в себя механизм реализации законодательства о налогах и сборах.

Органами налогового администрирования (налоговыми администрациями) называются те государственные органы, которые наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию.

Анализ действующего законодательства позволяет отнести к органам налогового администрирования: финансовые органы; налоговые органы; таможенные органы; органы внутренних дел. Безусловно, основная роль в системе налогового администрирования отводится налоговым органам.

В юридической литературе о понятии налогового органа высказаны различные мнения. Каждое представляет научную ценность, так как "раскрывает сущность изучаемого той или иной наукой явления, позволяет наиболее полно и точно выявить его содержание".

Основываясь на различных авторских позициях по вопросам регулирования финансовой деятельности в Российской Федерации, можно определить, что в состав финансово-правового статуса налоговых органов входят:

- цели и задачи финансовой деятельности налоговых органов;

- функции налоговых органов в процессе осуществления финансовой деятельности по обеспечению доходов бюджетов;

- полномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание финансово-правового статуса налоговых органов;

- формы и методы деятельности налоговых органов Российской Федерации;

- гарантии как элемент финансово-правового статуса данных органов.

Анализ финансового законодательства показывает, что для многих органов государственной власти финансовая деятельность государства составляет часть компетенции. В то же время для налоговых органов государственной власти финансовая деятельность государства является специальной и полностью охватывается их компетенцией.

Финансово-правовой статус налоговых органов определяется также финансово-правовым статусом таможенных органов, являющихся участниками некоторых налоговых правоотношений.

Таким образом, для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Представляется, что указанный механизм не способен функционировать без правового регулирования.

Налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования, являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Налоговое планирование - англ. tax planning - составная часть системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования операционной деятельности организаций[6]. Задача налогового планирования - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридическим лицом - налогоплательщиком.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов.

Налоговое планирование включает: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции и валютного курса и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработку контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России и ФТС России[7].

В отечественной практике государственное налоговое планирование можно рассматривать в качестве сравнительно нового инструмента оптимизации налогообложения, представляющего собой комплексный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Примером государственного налогового планирования в России может считаться разработка различных вариантов реформирования налогообложения хозяйствующих субъектов.

В современных условиях налоговое планирование приобретает все большее значение для хозяйствующих субъектов. Это возможность уменьшить, не нарушая действующее законодательство, всю совокупность налоговых платежей; существенно снизить риски неправильного исчисления и уплаты налогов и, соответственно, защитить себя от существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Возрастает также роль налогового планирования в процессе управления хозяйственной деятельностью предприятия, так как оно позволяет посредством оптимизации налогообложения совершенствовать в той или иной степени всю систему хозяйствования[8].

Налоговое регулирование - англ. tax regulation - совокупность мер косвенного воздействия на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыли предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции ("налоговый кредит" и т.д.)[9].

Налоговое регулирование - это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ходе выполнения налоговых обязательств.

Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную налоговую концепцию, принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом - налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю.

Налоговое регулирование - одна из самых сложных проблем и конструкций, где сталкиваются экономические интересы территорий, субъектов хозяйствования, социальных групп населения, прогнозировать которые очень трудно. Одна из областей противоречий - установление пропорций распределения и закрепления налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, а также бюджетно-налоговых полномочий республиканских и местных органов власти.

Налоговый контроль - англ. tax control - контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление налоговых нарушений; обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней[10].

Главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения. "Это важно не только с фискальной точки зрения, но и с позиции обеспечения равных конкурентных условий. В то же время налоговый контроль не должен быть слишком жестким, чтобы не заставлять налогоплательщиков уходить "в тень", слишком обременительным, чтобы не создавать излишних проблем для добросовестных налогоплательщиков (затраты на соблюдение налогового законодательства должны быть разумны и сопоставимы с суммами уплачиваемых налогов)"[11].

В научной литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости установить, к какому типу государственного финансового контроля относится налоговый контроль. В результате выделяются два типа государственного финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц). Финансово-бюджетный контроль в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, а финансово-хозяйственный выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов[12]. С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, А.С. Титов справедливо относит именно к финансовому контролю второго типа[13].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.