Контрольная работа: Налогообложение в Российской Федерации
Контрольная работа: Налогообложение в Российской Федерации
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Марийский государственный технический
университет
Кафедра ЭиФ
Контрольная
работа
по дисциплине:
«Финансы и кредит»
на тему:
«Налогообложение в Российской Федерации. Анализ
федерального бюджета Российской Федерации»
Выполнила: студентка
гр. ЗЭУПАПК-21у
Бурмистрова М. В.
Проверила: Гамова Э. М.
г. Йошкар-Ола 2010 г.
Анотация
Рассматривается
налогообложение в Российской Федерации, его понятие, сущность, функции,
принципы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого
неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном
обществе налоги — основной источник доходов государства. Подробно
рассматривается федеральный бюджет Российской Федерации за 2009 год в сравнении
с 2008 годом. Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный
бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без
наличия источников финансирования реализации программ и проектов.
Содержание
Введение
1. Налогообложение в Российской
Федерации
1.1
Понятие, сущность, принципы налогообложения
1.2
Функции налогов
2. Анализ федерального
бюджета Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Тест
Глосарий
Введение
Данная контрольная работа содержит два
основных блока: теоретическая и практическая части. Целью первой части данной
контрольной работы является изучение налогообложения Российской Федерации.
В современном обществе налоги —
основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции
налоги используются для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического
прогресса.
Безусловно,
налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что
оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной
политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К
тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и
ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы
предпринимательской деятельности.
Целью второй части является анализ федерального бюджета
российской Федерации, в частности состава и структуры его расходов, и его роли
в системе финансовых планов. Благодаря бюджету государство имеет возможность
сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и
социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента
государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и
социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну
из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
На величину и структуру
расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как:
государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий
уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного
сектора в экономике и многие другие факторы.
1.
Налогообложение
в Российской Федерации
1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения
Налогообложение как экономическую категорию следует
рассматривать с двух позиций. С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами государственной
власти определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) для формирования
централизованных финансовых ресурсов (бюджета). С другой стороны,
налогообложение включает в себя весь комплекс мероприятий, проводимых
государственными налоговыми органами для указанного изъятия части ВВП в целях
его последующего перераспределения в интересах всего общества. На
налогообложение оказывают влияние различные политические отношения, социальная
обстановка в государстве и другие факторы, связанные с этим явлением. Под налогообложением
следует понимать совокупность финансовых и организационно-правовых отношений,
складывающихся в процессе взимания налогов и сборов, осуществления налогового
контроля и защиты прав и законных интересов участников этих отношений. Предмет
налогового права не следует путать с предметом налогообложения, поскольку
предмет налогообложения – это материальные и нематериальные блага, с наличием
которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Поэтому каждый
налог имеет самостоятельный предмет налогообложения, каковым могут быть доход на
данный момент, имущество и др. Существуют следующие две основные группы
принципов налогообложения:
1) экономические принципы, которые формируются в процессе
развития финансовой науки и финансовой деятельности государства, а реализуются
при построении конкретных налоговых систем различных стран. К экономическим
принципам налогообложения относят: принцип соразмерности налогообложения,
принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков,
принцип эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых
мероприятий и др.;
2) юридические принципы, которые формируются в процессе
развития юридической науки (в первую очередь науки финансового права и
налогового права), а затем на определенном этапе закрепляются в
законодательстве и становятся принципами налогового права.
Налогообложение,
категория экономическая. Формы его практического использования (виды налогов и
условия их действия) раскрываются в финансовой сфере, его роль также
определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения –
обеспечить социально-экономические функции государства, одновременно не нанося
ущерба корпоративным и личным экономическим интересам.
Выделяют три основных метода расчета налогов
(налогообложения):
• исчисление фиксированной процентной надбавки к цене
реализации (классические примеры – налог с оборота и налог с продаж);
• исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы
объекта (например, в Российской Федерации в соответствии со ст. 193 Налогового
кодекса РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы
измерения объекта);
• исчисление налога путем умножения процентной ставки на
налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).
В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.
1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра – реестра,
содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по
внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т.
д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода,
подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий),
применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и
рационализации налогообложения.
2. Изъятие налога до
получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический
пример – исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица,
которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого
способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в
современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную
ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).
3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода
субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых
доходах. Налоговые органы; исходя из указанных в декларации величин объектов
обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ
взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов
граждан.
4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении
покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на
добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями,
становящимися носителями налога).
5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с
владельцев автотранспортных средств).
6. Административный способ, при котором налоговые органы
определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к
уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).
1.2 Функции налогов
Сущность и внутреннее
содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они
выполняют. Различают следующие функции налогов.
Фискальная |
|
Распределительная |
|
Регулирующая |
|
Контрольная |
Социальная |
|
Подфункция
стимулирующего назначения |
|
Подфункция
воспроизведённого и природоохранного назначения |
Социальная |
|
Система льгот |
|
Реализуется
через налоги |
-Единый социальный налог (взнос)
- Доходы, не подлежащие налогообложению
- Стандартные налоговые вычеты
- Социальные налоговые льготы
- Имущественные налоговые вычеты
- Профессиональные налоговые вычеты
- Перечень доходов, по которым налог взимается по
повышенным ставкам
|
|
- Изъятие из
обложения определённых элементов налога
- Скидки
- Налоговый
кредит (в том числе инвестиционный)
- Целевые
льготы
- Прочие
льготы
|
|
- Налог на
добычу полезных ископаемых
- Налог на
воспроизводство минерально-сырьевой базы
- Сбор за
право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
- Лесной налог
- Водный налог
-
Экологический налог
- Налог на
имущество
- Дорожный
налог
- Транспортный
налог
- Земельный
налог
|
Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем
Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые
назывались «fiscus»; куда откладывали часть товаров,
продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные
товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция
реализует ныне основное предназначение налогов – формирование финансовых
ресурсов государства, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральным
законом от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» доля
налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет
объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых
поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится
прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к
внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение
займов приводит к образованию государственного долга.
Между налогами и займами формируется противоречивая
взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует
повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С
другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми
ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к
размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды»,
а значит, финансового краха.
Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для
соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов
различных субъектов экономики, благодаря ей оценивается эффективность каждого
налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Распределительная функция
является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых
отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия
распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении
налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями
экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во
временном аспекте.
Регулирующая функция приобретает особо важное значение в
современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на
экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты
реализации этой функции, называемые подфункциями.
Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется
через систему налоговых льгот. Цель последних – сокращение размера налоговых
обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого
элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на
изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение
из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под
скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В
отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами,
а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право
уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им
расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы,
направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые
кредиты принимают следующие формы:
• снижение налоговой ставки;
• сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты
налога на определенный период – возможность предусмотрена ст. 56 Налогового
кодекса РФ – получило название налоговых каникул);
• возврат ранее уплаченного налога или его части;
• отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе
инвестиционный налоговый кредит);
• зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части
налога) натуральным исполнением.
Подфункция воспроизводственного назначения (включая
природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых
государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов
(прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в
производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как
правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам
правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог,
налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез
распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение –
обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать
справедливость по горизонтали – лица, имеющие равные доходы и имущество, должны
платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные
слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны
платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы
трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных
механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью
Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того,
применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы,
не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные
налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым
налог взимается по повышенным ставкам.
В некоторых учебных и научных изданиях предлагается
упрощенная система функций налогов:
• фискальная, на базе которой образуются государственные и
муниципальные денежные фонды;
• экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются
экономического развития, усиливается или ослабляется накопление капитала,
расширяется или сужается платежеспособный спрос; социальная, на основе, которой
происходит некоторое выравнивание» уровней располагаемых доходов и уровня
жизни;
• природоохранная, призванная сохранять и приумножать
природные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.
В зависимости от целей
анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки
(критерии).
По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с
юридических и с физических лиц.
В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги
(подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и
потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика,
косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно
перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом
обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только
конечным субъектом-налогоплательщиком.
Страницы: 1, 2
|