рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Налогообложение в Российской Федерации

Контрольная работа: Налогообложение в Российской Федерации

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

Кафедра ЭиФ

Контрольная работа

по дисциплине:

«Финансы и кредит»

на тему:

«Налогообложение в Российской Федерации. Анализ федерального бюджета Российской Федерации»

Выполнила: студентка

гр. ЗЭУПАПК-21у

Бурмистрова М. В.

Проверила: Гамова Э. М.

г. Йошкар-Ола 2010 г.


Анотация

Рассматривается налогообложение в Российской Федерации, его понятие, сущность, функции, принципы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Подробно рассматривается федеральный бюджет Российской Федерации за 2009 год в сравнении с 2008 годом. Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников финансирования реализации программ и проектов.


Содержание

Введение

1. Налогообложение в Российской Федерации

1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения

1.2 Функции налогов

2. Анализ федерального бюджета Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Тест

Глосарий


Введение

Данная контрольная работа содержит два основных блока: теоретическая и практическая части. Целью первой части данной контрольной работы является изучение налогообложения Российской Федерации.

В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

Целью второй части является анализ федерального бюджета российской Федерации, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.


1.         Налогообложение в Российской Федерации

1.1 Понятие, сущность, принципы налогообложения

Налогообложение как экономическую категорию следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами государственной власти определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета). С другой стороны, налогообложение включает в себя весь комплекс мероприятий, проводимых государственными налоговыми органами для указанного изъятия части ВВП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества. На налогообложение оказывают влияние различные политические отношения, социальная обстановка в государстве и другие факторы, связанные с этим явлением. Под налогообложением следует понимать совокупность финансовых и организационно-правовых отношений, складывающихся в процессе взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и защиты прав и законных интересов участников этих отношений. Предмет налогового права не следует путать с предметом налогообложения, поскольку предмет налогообложения – это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Поэтому каждый налог имеет самостоятельный предмет налогообложения, каковым могут быть доход на данный момент, имущество и др. Существуют следующие две основные группы принципов налогообложения:

1) экономические принципы, которые формируются в процессе развития финансовой науки и финансовой деятельности государства, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных стран. К экономическим принципам налогообложения относят: принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий и др.;

2) юридические принципы, которые формируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь науки финансового права и налогового права), а затем на определенном этапе закрепляются в законодательстве и становятся принципами налогового права.

Налогообложение, категория экономическая. Формы его практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в финансовой сфере, его роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства, одновременно не нанося ущерба корпоративным и личным экономическим интересам.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):

• исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (классические примеры – налог с оборота и налог с продаж);

• исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);

• исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример – исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы; исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

1.2 Функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов.


Функции налогов

Фискальная Распределительная Регулирующая Контрольная

Социальная Подфункция стимулирующего назначения Подфункция воспроизведённого и природоохранного назначения

Социальная Система льгот Реализуется через налоги

-Единый социальный налог (взнос)

- Доходы, не подлежащие налогообложению

- Стандартные налоговые вычеты

- Социальные налоговые льготы

- Имущественные налоговые вычеты

- Профессиональные налоговые вычеты

- Перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам

- Изъятие из обложения определённых элементов налога

- Скидки

- Налоговый кредит (в том числе инвестиционный)

- Целевые льготы

- Прочие льготы

- Налог на добычу полезных ископаемых

- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

- Лесной налог

- Водный налог

- Экологический налог

- Налог на имущество

- Дорожный налог

- Транспортный налог

- Земельный налог

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus»; куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики, благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних – сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

• снижение налоговой ставки;

• сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период – возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ – получило название налоговых каникул);

• возврат ранее уплаченного налога или его части;

• отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);

• зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение – обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали – лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощенная система функций налогов:

• фискальная, на базе которой образуются государственные и муниципальные денежные фонды;

• экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются экономического развития, усиливается или ослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос; социальная, на основе, которой происходит некоторое выравнивание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

• природоохранная, призванная сохранять и приумножать природные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика, косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.