рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Контрольная работа: Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение.. 2

1. Общие сведения о компетенциях ФНС России. 4

2. НК об акцизах на алкоголь и спиртосодержащую продукцию.. 8

3. ФНС и госрегулирование рынка алкогольной продукции. 12

3.1. Лицензирование в области производства алкоголя и его оборота. 12

3.2. Выдача акцизных марок. 15

этиловым спиртом. 17

3.4. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) 19

3.5. Последние изменения законодательства в госрегулировании алкогольного рынка  22

Заключение.. 25

Литература.. 26


Ведение

Представленная контрольная работа (КР) по дисциплине "Правовые основы деятельности налоговых инспекций" посвящена теме "Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В ходе выполнения данной работы мы ознакомились с действующим Российским законодательством по этому вопросу.

Цель контрольной работы: осветить состояние законодательства России в отношении участия Федеральная налоговая служба (ФНС России) в госрегулировании рынка алкогольной продукции.

Первые попытки установления государственного контроля над производством и продажей крепкого спиртного в России были предприняты еще в конце XV века - при Иване III. Тогда вводились запреты на продажу спиртного вне "царевых кабаков", и легальную водку можно было купить лишь у официальных целовальников, плативших значительный налог казне. В то же время, несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь "из-под полы", в России всегда существовало незаконное самогоноварение.

В 1987 году советское руководство приняло решение свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя вне госмонополии и негласно наступала экономическая свобода на этом рынке. В 1992 году Указом президента России Бориса Ельцина была отменена государственная монополия на водку (т.е. на ее производство, ввоз, продажу, ее объемы и цены).11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству России было поручено за три месяца сформировать Государственную инспекцию по обеспечению монополии. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена. В новейшей истории России разговоры о введении госмонополии на водку возникали неоднократно, но закон о госмонополии на производство алкоголя так и не был принят.

Как известно из новейшей экономической истории России, становление рыночной экономики в отношении регулирования рынка алкогольной продукции прошло несколько этапов: от свободного нерегулируемого рынка этой продукции (конец 80-х – начало 90-х) до полного государственного административного контроля, что было ознаменовано принятием соответствующего Закона [2].

В связи с этим, основной задачей нашей контрольной работы станет обзор действующего законодательства в области прав и полномочий ФНС России по регулированию указанного рынка.

Те выводы к которым мы прейдем в результате исследования компетенций ФНС в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции мы отразим в Заключении данной КР.


1. Общие сведения о компетенциях ФНС России

В соответствии со статьей 30 НК РФ [1] налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а так же правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В эту систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Таким образом, налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Уточним, что в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе [6], Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Кроме того, ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечивает представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

И еще: ФНС России регистрирует:

1.  контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями,

2.  а так же выдает лицензии (разрешения) на:

·  производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

·  производство табачных изделий;

·  учреждение акцизных складов;

·  на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

·  проведение всероссийских лотерей.

Статья 31 НК РФ посвященная правам налоговых органов содержит 14 пунктов [1].

Таким образом, мы должны кратко отметить, что налоговые органы вправе осуществлять следующее:

1) требовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок;

4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории,

А так же проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. [17] ;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, на основании имеющейся у них информации;

8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, сумм налогов, сборов, пеней и штрафов;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды иски:

Подчеркнем, что все эти права ФНС в полной мере относятся и к алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 32 НК РФ посвящена обязанностям налоговых органов и содержит 12 пунктов.

Исходя из этого, налоговые органы обязаны (наиболее важные положения):

1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

3) вести в учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах;

8) соблюдать налоговую тайну;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам.

11) осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Еще раз остановимся на том, что все обязанности ФНС так же как и права в полной мере относятся и к алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 


2. НК об акцизах на алкоголь и спиртосодержащую продукцию

Глава 22 НК РФ посвящена акцизам. Акцизными сборами облагаются отдельные виды товаров народного потребления, такие как, например, вино и табак, бензин.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 21.07. 2005 г. N 107-ФЗ налогоплательщиками акцизов признаются оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1.01. 2006 года и осуществляющие с 1.01. 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% -ов, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1.01. 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты.

Статья 181 НК РФ [1] содержит перечень спиртосодержащих подакцизных товаров:

1) Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% -ов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5% -а, за исключением виноматериалов);

4) пиво.

В НК РФ не рассматриваются как подакцизные спиртосодержащие товары (то есть льготы по акцизам):

·  лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, а так же изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций;

·  препараты ветеринарного назначения, для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

·  парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% -ов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% -ов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

·  подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Таким образом, акцизами не облагается лекарственная спиртосодержащая продукция а так же спиртосодержащая ветеринарная и парюмерно-косметическая продукция в малых упаковках и с пулевелизатором.

Статья 182 НК РФ посвящена объект налогообложения по акцизам, которыми признаются следующие операции:

1)  реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал;

11) передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

20) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Получение денатурированного этилового спирта - это приобретение денатурированного этилового спирта в собственность.

Налоговая ставка в отношении спиртосодержащих товаров исчисляется, как правило, в рублях и копейках за единицу измерения (1 литр).

Например, с 1.01. по 31 декабря 2009 года включительно на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт - сырец) действует ставка в размере 27 руб.70 коп. за 1 литр.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. Налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Для того чтобы иметь право на налоговые вычеты сумм акциза по денатурированному спирту, налогоплательщику необходимо получить свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, предусмотренное ст.179.2 НК РФ.

Статья 185 НК РФ [1] посвящена особенностям налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации.


3. ФНС и госрегулирование рынка алкогольной продукции

 

3.1. Лицензирование в области производства алкоголя и его оборота

Согласно статьям 18 и 19 Федерального закона [2] организации, осуществляющей импорт и оптовую продажу продукции, выдается лицензия на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Минфина России [15] государственную функцию по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ФНС России исполняют в отношении следующих видов деятельности:

а) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

б) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции;

в) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции;

г) производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

д) хранение этилового спирта.

Территориальными Управлениями ФНС России исполняется государственная функция в отношении следующих видов деятельности:

а) хранение алкогольной продукции;

б) хранение спиртосодержащей пищевой продукции;

в) закупка, хранение и поставки алкогольной продукции;

г) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции;

д) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

Лицензированию подлежат следующие группы товаров:

а) спирты;

б) алкогольная продукция;

в) спиртосодержащая пищевая продукция,

г) спиртосодержащая непищевая продукция, в том числе денатурированная.

Таким образом, ФНС России и его Управления, которые выдают лицензии на осуществление указанных видов деятельности в отношении спиртосодержащей и алкогольной продукции являются лицензирующими органами.

За выдачу лицензий (продление срока действия лицензии) взимаются сборы:

производство, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной продукции (за исключением вина) – 3 млн. руб.,

производство, хранение и поставки вина, спиртосодержащей продукции – 250 тыс. руб.,

закупка, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей продукции – 250 тыс. руб.,

За переоформление лицензии взимаются сборы в размере 1 тыс. руб.

При исполнении государственной функции лицензирования ФНС осуществляются следующие административные процедуры:

- рассмотрение заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов на соответствие установленным законодательством Российской Федерации лицензионным требованиям;

- рассмотрение перечня видов нового основного технологического оборудования и прилагаемых к нему документов;

- рассмотрение заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

- рассмотрение заявления о продлении срока действия лицензии и прилагаемых к нему документов;

- принятие решения о приостановлении действия лицензии;

- рассмотрение заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.