рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Структура инспекции Федеральной налоговой службы

Дипломная работа: Структура инспекции Федеральной налоговой службы

Содержание

Содержание. 1

2. Структура инспекции ФНС. 2

2.1.Структура инспекции: понятие и значение для организации налоговой работы. 2

2.2. Формирование и развитие структуры налоговых инспекций в 1990 - 2001 годах. 6

2.3. Современная структура инспекции ФНС, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных. 20

2.4. Организация работы налогового инспектора. 45


2. Структура инспекции ФНС России.

2.1.Структура инспекции: понятие и значение для организации налоговой работы.

Структура инспекции - это перечень ее структурных подразделений и распределение функций между ними.

Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Технологический цикл работы инспекции можно представить в виде следующей схемы:

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

 

Камеральные налоговые проверки

 

Учет платежей и ведение лицевых счетов

 


                                                                                       

 

Прочие контрольные мероприятия

 

Урегулирование задолженности

 

Выездные налоговые проверки

 
                                                        


Рисунок № 1

Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении – отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками.

Второй причиной, вызвавшей деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость налогового законодательства. Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Вообще, налоговый инспектор должен знать налоговое законодательство лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор – только в этом случае инспектор сможет добиться успеха в работе. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень квалификации налоговых инспекторов необходимо обеспечить их специализацию.

Один человек не может уметь применять все процедуры, используемые в налоговой работе. Для того, чтобы обеспечить необходимое качество проведения контрольных мероприятий и оптимизировать использование рабочего времени на каждом конкретном участке налоговой работы необходимо разделение труда внутри инспекции и специализация налоговых инспекторов на конкретных видах работ.

Статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации установлено понятие налоговой тайны. В соответствии с этой статьей, практически вся информация, аккумулирующаяся в налоговой инспекции, составляет налоговую тайну, и налоговые органы несут ответственность за ее неразглашение. Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону.

Структура инспекции не является результатом простой «игры ума» ее разработчиков. Выделение в составе инспекции тех или иных отделов есть следствие:

-  законодательства,

-  нагрузки на инспекцию,

-  степени развития информационной системы налоговых органов и существующей технологии налоговой работы.

Налоговое законодательство оказывает влияние на структуру инспекции через состав налогов и методику их исчисления и уплаты.

Рост нагрузки на инспекцию и одного инспектора привел к переходу от индивидуальной работы инспекторов с каждым конкретным налогоплательщиком к внедрению массовых, поточных технологий на некоторых направлениях работы инспекции. Соответственно, возникает необходимость минимизировать количество посещений инспекции налогоплательщиком во избежание очередей. Кроме того, в условиях постоянного роста нагрузки потребовалось углубить специализацию налоговых инспекторов.

Внедрение технологии массовой обработки документов сначала привело к созданию в структуре инспекции подразделения по обслуживанию техники, сетей и программного обеспечения, а затем - к созданию специализированного отдела ввода данных и перераспределению функций между другими подразделениями с целью оптимизации их взаимодействия в условиях информационных технологий. Рост уровня автоматизации – необходимое условие для развития этих процессов, ибо нельзя обрабатывать существующий в инспекциях объем документации без вычислительной техники.

Основной структурной единицей районной инспекции ФНС, как уже было отмечено, является отдел.

Отдел является самостоятельным структурным подразделением инспекции, возглавляется начальником отдела, подчиняется руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается более-менее обособленным направлением работы, но в тоже время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции.

Административно отдел подчиняется руководителю инспекции, а методически – соответствующему отделу в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с  управлением ФНС России по субъекту федерации. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела.

На должности начальника отдела и специалистов назначаются лица, отвечающие требованиям к лицам, замещающим соответствующие государственные должности по уровню образования и стажу работы по экономическим специальностям.

Для четкого определения задач, функций, прав и обязанностей отдела существует положение об отделе. Это положение разрабатывается при создании отдела, как правило, на основе типового положения об отделе соответствующего профиля, разрабатываемого ФНС России, и уточняется по мере необходимости. Утверждает положение об отделе руководитель инспекции.

Минимально допустимая численность отдела составляет 5 человек. Если в составе инспекции по тем или иным причинам невозможно выделить отдел такой численности, занимающийся одним направлением работы, то создается отдел, занимающийся несколькими направлениями работы, но с численностью не менее 5 человек

Все подразделения, входящие в состав инспекции одинаково необходимы для ее нормальной работы. В тоже время, разные отделы по-разному участвуют в процессе сбора налогов. В зависимости от характера такого участия, отделы делятся на две категории – основные и обеспечивающие.

Основные отделы непосредственно участвуют в работе по сбору налогов. К ним относятся подразделения, осуществляющие учет налогоплательщиков, налоговые проверки, ведение лицевых счетов, взыскание недоимки и т.п.

Обеспечивающие отделы не участвуют непосредственно в сборе налогов, но создают условия для нормальной работы основных отделов. К обеспечивающим подразделениям относятся отдел обеспечения деятельности инспекции, отдел информационных технологий и т.п.

Как правило, к сотрудникам обеспечивающих отделов предъявляются несколько более низкие требования по образованию и опыту работы, в этих отделах несколько более низкий уровень оплаты труда, и, как следствие этого, более высокая текучесть кадров. В тоже время, нормальная работа основных отделов без нормальной работы обеспечивающих невозможна.

2.2. Формирование и развитие структуры налоговых инспекций в 1990 - 2001 годах.

Структура районной налоговой инспекций за период с 1990 по 2001 год претерпела существенные изменения.

Первая структура государственной налоговой инспекции по району, городу без районного деления, району в городе, т.е. низовой инспекции включала в себя:

1.  Руководство

2.  Отдел налогообложения прибыли государственных предприятий.

3.  Отдел налогообложения прибыли кооперативных предприятий.

4.  Отдел налогообложения прибыли совместных предприятий и общественных организаций.

5.  Отдел налога с оборота и прочих доходов.

6.  Отдел налогообложения граждан.

7.  Отдел учета и отчетности.

8.  Бухгалтерия.

9.  Административно - хозяйственный отдел.

В состав руководства входили (и входят сейчас) начальник налоговой инспекции и его заместители – «освобожденные» или заместители – начальники каких-то отделов.

Обеспечивающими отделами являлись бухгалтерия и административно-хозяйственный отдел. При этом, бухгалтерия вела «внутренний» учет, составление и исполнение сметы расходов инспекции, начисление и выдачу заработной платы, учет имущества инспекции. АХО занимался кадровым и материально-техническим обеспечением инспекции, организацией делопроизводства и контроля за исполнением документов.

Остальные отделы относились к категории основных, т.е. непосредственно участвовали в сборе налогов. 

Данная структура отражала состояние экономики и налогового законодательства в начале 90-х годов. Прежде всего, следует отметить преобладание государственных предприятий, если не по количеству, то по объемам поступлений в бюджет. Кооперативы, бурный рост которых начался в 1987 – 1988 годах, после принятия Закона СССР «О кооперации», были весьма многочисленны, но их доля в составе доходов бюджета была невелика. Предприятия общественных организаций и совместные предприятия были своего рода «экономической экзотикой», хотя их число и увеличивалось быстрыми темпами.

Основным источником доходов бюджета были отчисления от прибыли (налог на прибыль). При этом, методика исчисления этого налога для субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным формам собственности, существенно различалась. Так, государственные предприятия производили отчисления от прибыли по индивидуально установленным нормативам. Нормативы были дифференцированы по каждому конкретному плательщику, и в зависимости от отраслевой принадлежности могли колебаться от нескольких процентов до 90 – 95 процентов. Установление нормативов производилось соответствующим отраслевым министерством ежегодно, при утверждении финансового плана предприятия. Порядок распределения прибыли государственных предприятий, составной частью которого были и отчисления в бюджет, различался в зависимости от того, к какому министерству оно относилось. Часть предприятий уплачивало отчисления от прибыли по методу свободного остатка, часть – по установленным нормативам, часть – по методике, определенной условиями различных экономических экспериментов, производившихся в стране с целью повышения эффективности экономики.

Кооперативы вносили в бюджет налог на прибыль. Ставка налога устанавливалась местными органами власти дифференцировано, в зависимости от отраслевой принадлежности кооператива и числа лет его работы. В любом случае, ставки налога на прибыль кооперативов были существенно ниже, чем ставки отчислений от прибыли государственных предприятий и не превышали 10 процентов.

Система налогообложения общественных и совместных предприятий в то время еще не сложилась, схема уплаты налогов в бюджет была похожа на кооперативную.

 Косвенные налоги в 1990 году были представлены налогом с оборота. Этот налог взимался по индивидуально установленным ставкам с высокорентабельных товаров народного потребления. Поскольку такие товары продавались по жестко установленным государством ценам, то рассчитать рентабельность их производства и установить ставку налога с оборота не представляло особого труда. Плательщиками налога с оборота были почти исключительно государственные предприятия, поскольку взимание данного налога возможно только в условиях жесткого контроля за ценами.

Наряду с налогом с оборота, соответствующий отдел налоговой инспекции занимался взиманием ряда других платежей – отчислений в бюджет от дополнительной выручки от продажи продукции с индексами «Н» и «Д», платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, выручки от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего к государству по праву наследования и т.п.

Сотрудники отделов налогообложения прибыли и отдела налога с оборота и прочих доходов занимались приемом бухгалтерской отчетности и соответствующих налоговых деклараций, их камеральной проверкой, а также – документальными проверками налогоплательщиков по «своим» вопросам. Для отражения начислений в карточках лицевых счетов расчеты по налогам и акты документальных проверок передавались в Отдел учета и отчетности.

Отдел налогообложения граждан занимался проверками правильности удержания подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан по месту их работы. Другим направлением было налогообложение доходов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обязанных подавать декларации о доходах в налоговую инспекцию.

Отдел учета и отчетности занимался ведением лицевых счетов налогоплательщиков, учетом поступлений в бюджет, начислением сумм в карточках лицевых счетов по налоговым расчетам и актам документальных проверок, полученным из других отделов инспекции, начислением пеня и взысканием недоимок.

Каждый отдел инспекции занимался также составлением отчетности по своему направлению работы, подготовкой информаций по заданиям вышестоящих организаций и руководства инспекции, анализом результатов своей работы.

В условиях данной структуры инспекции налогоплательщики должны были сдавать отчетность и налоговые расчеты по разным налогам в разные отделы инспекции. В результате этого, в инспекции образовывалось две очереди – в отдел налога с оборота и в отделы налогообложения прибыли. Это было неудобно, но более-менее терпимо в условиях, когда общее количество предприятий, состоящих на учете в инспекции, не превышало 300 – 350.

Расчеты одного предприятия по разным налогам оседали в разных отделах инспекции, что препятствовало эффективному перекрестному контролю и сопоставлению показателей разных деклараций.

Отсутствие компьютеров и программ приводило к тому, что проверенные инспекторами отделов налогообложения прибыли, налога с оборота и отдела налогообложения граждан расчеты и декларации передавались для начисления платежей в отдел учета и отчетности. Это порождало необходимость тратить рабочее время на составление описей передаваемых из отдела в отдел документов и к задержкам в разноске начислений.

Существовавшая технология налоговой работы была перенесена в налоговые инспекции в момент их создания из финансовых органов, вместе с их сотрудниками, перешедшими в налоговые органы в момент создания налоговой системы. В 1990 году эта технология достаточно полно отвечала условиям работы и требованиям, предъявлявшимся к налоговой системе.

Основными моментами этой технологии были:

-  получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

-  ручная обработка полученной информации, ее хранение только на бумажных носителях;

-  нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов.

Такая технология сложилась еще при социализме, когда само слово «налоги» казалось чем-то чужеродным, вместо него чаще использовалось выражение «платежи», «отчисления». Господство общественной собственности на средства производства в форме государственной собственности приводило к тому, что при внесении средств в бюджет деньги просто «перекладывались» из одного государственного кармана в другой, причем, происходило это в плановом порядке. Целью контроля со стороны финансовых органов было выявление непреднамеренных бухгалтерских ошибок, которые могли привести к уменьшению отчислений в бюджет от предприятий в каком-то отчетном периоде. Случаи умышленного уклонения предприятий от уплаты средств в бюджет были весьма редки. Количество плательщиков было крайне небольшим, а система правовой защиты их интересов - неразвитой.

Период 1991 – 1998 годов характеризовался серьезными изменениями налогового законодательства и быстрым ростом числа предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.