Дипломная работа: Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Дипломная работа: Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, функции
и признаки налоговой ответственности
Глава 2. Принципы
налоговой ответственности
2.1 Обстоятельства,
исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах
2.2 Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Глава 3. Санкции в
налоговом праве
Заключение
Список литературы
Введение
Правовое
регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых
отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет
институт налогового права. В НК термины «налоговая ответственность» и
«ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как
равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК устанавливает, что по результатам
рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107
предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к
ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В п. 4 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик (плательщик сборов)
несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или
ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
Юридическая
ответственность за нарушения налогового законодательства – это комплекс
принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к
нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и
порядке.
Актуальность
работы заключается в том, что ответственность за нарушения законодательства о налогах и
сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее, обладает всеми признаками
юридической ответственности.
Ответственность
за нарушения налогового законодательства – совокупность различных видов
юридической ответственности.
Такая
ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о
налогах и сборах, которое выступает в качестве ее основания. Основаниями
привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
могут являться:
·
налоговые
правонарушения;
·
нарушения
законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных
правонарушений (налоговые проступки);
·
преступления,
связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые
преступления).
Наконец, к
существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах
и сборах относится и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что
привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с
процедурами, предусмотренными законодательством.
Цель работы –
проанализировать основания привлечения к ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах
Глава 1.
Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Ответственность
за нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как
обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть
лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему
государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
Налоговая
ответственность — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция
во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в
системе права.
Правовая
природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в
системе юридической ответственности.
Налоговая
ответственность по своей природе, предмету и методу регулирования является
составной частью финансово-правовой ответственности и реализуется в
государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и
взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой ответственности к разновидности
финансово-правовой ответственности подтверждается и вхождением налогового права
в финансовое в качестве его подотрасли. Ответственность за нарушения
законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками,
свойственными финансово-правовой ответственности:
1)основана на
государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций,
установленных финансово-правовыми нормами;
2)наступает за совершение
виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового
правонарушения;
3)субъектами
ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть
организации и физические лица;
4)для правонарушителя
налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях
имущественного характера;
5)налоговая ответственность
реализуется в процессуальной форме.
Вместе с тем
налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную
особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового
регулирования налоговых отношений, Выделение налоговой ответственности в
самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено выделением
НК процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых
правонарушениях.
Поскольку
нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью
социальных норм, налоговая ответственность имеет две формы реализации:
позитивную (добровольную, активную) и негативную
(государственно-принудительную, ретроспективную).
Для
позитивной ответственности достаточно формального (нормативного) основания, так
как она возникает не на основе налогового правонарушения, а в силу
добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
Налоговая
деятельность государства основывается не только на установлении запретов
относительно совершения каких-либо действий. Одним из важнейших условий
осуществления налоговой деятельности являются добросовестное соблюдение
налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами
предоставленных им прав и реализация возложенных обязанностей. В этой связи
субъекты налогового права должны осознавать свой общественный долг, уплачивать
законно установленные налоги и выполнять иные обязанности, связанные с
суверенным правом государства на получение части дохода налогоплательщика.
Осознание субъектами налогового права смысла и значения собственных поступков,
согласование их со своими обязанностями придают налоговой ответственности
позитивный смысл.
В целом
позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем
возможна и некоторая степень государственного принуждения. Некоторые субъекты
налогового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания
своего общественного долга, другие — в силу возможности применения наказания за
неправомерное поведение. Относительно позитивной налоговой ответственности
принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только
средством предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.
По времени
реализации позитивная ответственность предшествует негативной.
В налоговом
праве позитивная ответственность основывается на принципах добросовестности
предпринимательской деятельности и социальной справедливости.
Добровольная
форма реализации налоговой ответственности имеет следующие юридические
признаки:
1)неразрывно связана с
нормой налоговой ответственности;
2)является юридической
обязанностью, обусловленной правовым статусом налогоплательщика или иного
обязанного лица;
3)гарантирована
государственным принуждением;
4)реализуется добровольно в
виде правомерного поведения;
5)одобряется со стороны
государства;
6)осуществляется
в рамках общих налоговых правоотношений.
Вместе с тем
большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение
законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилом
поведения.
Нарушение
норм налогового права обусловливает существование негативной налоговой
ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, в
качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах,
выражающейся в обязанности виновного лица претерпевать карательные меры
государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме
имущественных лишений.
Во-вторых,
налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической
обязанности на основе государственного принуждения. Согласно Постановлению
Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке
конституционности отдельных положений закона РСФСР «О государственной налоговой
службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой политики»« в целях
обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и
возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения,
законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением
законных требований государства.
Такие меры
могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение
налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е.
погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты
налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в
качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер
законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными
конституционными и общими принципами права.
Наличие либо
отсутствие государственного принуждения определяет факт существования налоговой
ответственности. Налоговая ответственность не связывается только с
неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые наступают в
результате совершенного им нарушения законодательства о налогах и сборах.
Карательные механизмы в налоговой ответственности существуют параллельное
правовосстановительными, поскольку государству важно не только наказать
нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичнее
имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.
Налоговую
ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер
безопасности, мер пресечения, мер защиты и т.д.
Таким
образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной
(штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).
Налоговая
ответственность является развитием, «продолжением» материального налогового
правоотношения, которое реализуется посредством особой процессуальной формы. *
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах составляет
часть механизма правового регулирования налоговых отношений и проявляется в
виде наложения запретов. Запрещая нарушать законодательство о налогах и сборах,
государство возлагает на субъектов налогового права обязанность воздерживаться
от совершения определенных действий либо, напротив, не бездействовать, а своими
действиями реализовывать возложенные Связанности.
Следовательно,
налоговая ответственность существует в рамках охранительного правового
института, регулирующего общественные отношения налоговой сферы посредством
установления запретов. Однако налоговая ответственность не совпадает полностью
с охранительным правоотношением, возникшим в результате налогового деликта.
Охранительные правоотношения по своему составу и объему шире налоговой
ответственности. Налоговая ответственность характеризует содержание
правоохранительных отношений и прежде всего с позиций правового статуса
правонарушителя, его обязанностей, возникающих в результате совершенного
налогового деликта. Вместе с тем налоговая ответственность существует и
реализуется только в рамках охранительных правоотношений.
Юридическим
фактом, порождающим охранительные налоговые правоотношения, является нарушение
законодательства о налогах и сборах.
Негативная
налоговая ответственность имеет три основания:
1) формальное
(нормативное), выражающееся в наличии системы норм законодательства о налогах и
сборах, устанавливающих составы налоговых правонарушений, права и обязанности
участников охранительного налогового правоотношения, регулирующих
ответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок и
процессуальную форму привлечения к налоговой ответственности;
2)фактическое,
представляющее совершение субъектом налогового права противоправного деяния,
нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;
3)процессуальное,
заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органами
государственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о
наложении санкции за совершение налогового правонарушения.
Наступление
негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех
перечисленных оснований ив строго определенной последовательности: норма права
— налоговое правонарушение — применение санкции.
Следовательно,
к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи с совершением
участниками налогового правоотношения нарушения законодательства о налогах и
сборах, а также с привлечением виновного к ответственности. В рамках
охранительных правоотношений реализуются санкции; установленные налоговыми
нормами.
Состав
правоотношения налоговой ответственности представляет сложное
социально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов:
субъекты (участники), права и обязанности субъектов (участников), их действия
(поведение), объект правоотношения.
В
правоотношении, складывающемся относительно налоговой ответственности,
принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компетентных
органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель. Между
названными субъектами складываются охранительные налоговые правоотношения, в
которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а
правонарушитель — обязанной. Необходимо подчеркнуть, что субъектом
материального правоотношения налоговой ответственности является государство в
целом, а не налоговые или иные уполномоченные органы. Права и обязанности
государства и правонарушителя неразрывны и составляют содержание правоотношения
налоговой ответственности.
Право
государства применять к нарушителю налогового законодательства меры
государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает
возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение
налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью
государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно
прекращает совершение налогового правонарушения (например, встает на учет в
налоговом органе после истечения установленного срока), государство не
утрачивает права на применение соответствующих мер налоговой ответственности.
Однако
наделение государства правом принуждать к несению налоговой ответственности не
означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоотношения могут
действовать только в границах законодательства о налогах и сборах, а реализация
налоговой ответственности возможна исключительно на основе норм права с
применением конкретных норм Н К, устанавливающих ответственность за
конкретно-определенное правонарушение.
Охранительные
налоговые правоотношения имеют юридическое и фактическое содержание.
Юридическое содержание заключается в возможности совершения определенных
действий со стороны государства в качестве управомоченного лица и необходимости
определенных действий нарушителя налогового законодательства. Фактическое
содержание составляют сами действия участников охранительного правоотношения,
направленные на реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей.
Объектом
правоотношения налоговой ответственности является правовой статус нарушителя
законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя
налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограничений
имущественного характера, определенных мерой налоговой ответственности.
Различное соотношение лишений и ограничений характеризует изменения статуса
нарушителя законодательства о налогах и сборах.
Налоговая
ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом
законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач самого НК.
Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и
сборах (ст. 3 НК), посредством решения которых достигаются цели налоговой
ответственности. Предостерегая организации и физических лиц от совершения
противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует
две цели:
-
охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных
ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;
-
стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов
налогового права.
Цели
налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают
предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применением
налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме
правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет
юридическую и социальную функции.
Юридическая
функция проявляется в двух аспектах: пра-вовосстановительном (компенсационном)
и штрафном (карательном).
Правовосстановительный
характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и
частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность
налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной
уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства,
компенсировать казне причиненные убытки.
Сущность
штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных
имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и
сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона,
заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.
Социальная
функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего
предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов
налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная
функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых
правонарушений.
Общая
превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений
всеми субъектами налогового права.
Частная
превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и
заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о
налогах и сборах. Способами, реализации частной превенции служат претерпевание
режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения
лицом аналогичного налогового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК),
Главное
предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении
нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.
Таким
образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица,
виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры
государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК, состоящие в
возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и
применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|