рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Дипломная работа: Налоги и их роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы системы налогообложения и роль налогового планирования в деятельности организации

1.1  Современное состояние налоговой системы РФ

1.2  Задачи налоговой системы

1.3  Понятие налоговой нагрузки

1.4  Роль налогового планирования на предприятии

ГЛАВА 2. Анализ влияния налогов на примере ООО «Триэс - Новосибирск»

2.1 Краткая характеристика организации ООО «Триэс - Новосибирск»

2.2 Анализ налоговой базы и налогового поля предприятия

2.3 Анализ эффективности учетной и налоговой политики и её влияние на налоговую нагрузку на предприятие

2.4 Расчёт и анализ структуры налогов и налогового производства

2.5 Анализ экономико-финансового состояния предприятия

ГЛАВА 3. Проблема оптимизации налоговых платежей на предприятии и пути их решения

3.1 Разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения

3.2 Перевод деятельности предприятия на упрощённую систему налогообложения

3.3 Оптимизация налоговых платежей с использованием посреднических договоров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Система налогообложения

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский отчет ООО «Триэс - Новосибирск»


ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных целей деятельности коммерческой организации является получение определенной прибыли, на размеры которой значительное влияние оказывают налоги. Сложность современной российской налоговой системы, ее нестабильность требуют постоянного и пристального внимания руководителей организации и особенно экономиста, финансиста, несущих основную ответственность за финансовый результат [5, с. 311].

Согласование интересов государства и организации требует от экономиста решения целого ряда непростых задач в сфере оптимизации налоговых платежей, то есть речь идет о возможном извлечении дополнительных выгод для организации.

Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим актуальной является задача грамотного и законного уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика.

Оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации.

Цель выпускной квалификационной работы – изучение влияния налогов на деятельность организации на примере ООО «Триэс -Новосибирск», разработка рекомендаций по оптимизации налоговых платежей.

В соответствии с поставленной целью определен ряд задач:

– изучение теоретических аспектов системы налогообложения и налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта;

– анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием;

– анализ налоговой нагрузки;

– анализ эффективности учетной и налоговой политики;

– рассмотрение основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

– разработка рекомендаций в области оптимизации налоговых платежей.

Объектом исследованияООО «Триэс - Новосибирск»

Предметом исследования – система налогообложения на данном предприятии.

Методы исследования: логический, монографический, экономико-статистический, графический, табличный.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы. В рамках выпускной квалификационной работы проведен анализ налогообложения конкретного предприятия, произведены расчеты его налоговой нагрузки, оценена структура и динамика уплачиваемых налогов. По результатам проведенного анализа выявлены основные проблемы налогообложения организации и пути его совершенствования, через оптимизацию налоговых платежей.


ГЛАВА 1. Теоретические основы системы налогообложения и роль налогового планирования в деятельности организации

1.1 Современное состояние налоговой системы РФ

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Понятие "налоговая система Российской Федерации" не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее "налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке", фактически смешивая понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов". Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов - только часть налоговой системы.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

– системы налогов и сборов РФ;

– системы налоговых правоотношений;

– системы участников налоговых правоотношений;

– нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов:

– Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований;

– действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

К основным принципам налоговой системы относятся следующие организационные и функциональные принципы:

– принцип единства налоговой системы;

– принцип организационного единства системы налоговых органов;

– принцип справедливости налогообложения;

– принцип достаточности налогообложения;

– принцип единства нормативно-правовой базы;

– принцип подвижности (эластичности) налогообложения;

Налог на прибыль организаций

С 2007 года в целях налогообложения прибыли разрешено переносить все убытки, полученные в прошлом году. В 2002-2006 годах, как вы помните, был определенный ограничитель, сначала 30 %, потом 50 % налоговой базы. Введена амортизационная премия – 10 % от первоначальной стоимости основных средств можно относить на расходы. Равномерно в течение года можно списывать расходы на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки независимо от того, получен положительный результат или нет.

Со следующего года вводится нулевая процентная ставка по дивидендам, получаемым российскими организациями от участия в капитале иностранных и российских организаций. Это новшество предусмотрено Федеральным законом от 16 мая 2007 года № 76-ФЗ. Данная норма распространяется на организации, доля участия которых составляет не менее 50 % уставного капитала выплачивающей дивиденды организации и стоимость вклада превышает 500 млн. рублей. Естественно, это распространяется только на крупные компании, холдинги. Цель этого закона – стимулировать регистрацию юридических лиц на территории РФ, а не в оффшорах.

В отношении инновационной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ со следующего года освобождены от НДС стоимость выполненных любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой продукции, новых технологий. Расширен перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, устанавливается повышенный коэффициент амортизации в отношении основных средств, используемых для научной деятельности. Этим же законом определены дополнительные виды расходов, признаваемые налогоплательщиками при применении упрощенной системы налогообложения [6, c. 232].

Что предполагается сделать по налогу на прибыль?

Рассмотрим предложения с учетом соблюдения баланса интересов. Плюсы и минусы. К "плюсам" можно отнести желание Министерства финансов РФ ввести в налоговое законодательство понятие "консолидированная группа налогоплательщиков", установить критерии, которым должны отвечать юридические лица, относящиеся к этой группе, и предоставить им (при соответствующей регистрации) возможность сальдировать финансовый результат по деятельности организаций, входящих в консолидированную группу. Это позволит упростить межгрупповые расчеты между организациями, а также налоговую отчетность. Порядок расчета по налогу на прибыль предполагается сделать по аналогии с применяемым в настоящее время организациями, имеющими обособленные подразделения.

К мерам, которые направлены на усиление контроля налогового администрирования по налогу на прибыль можно отнести предложение о введении понятия резидентства для организаций, т.е. установить для российских организаций обязанность представлять в налоговых декларациях свои иностранные аффинированные компании. И если будет установлено, что та прибыль, которую получают иностранные компании, не распределяется в пользу российской организации, то у российской организации она будет признаваться доходом. Эта мера направлена на сокращение возможности минимизации налоговых обязательств компаниями, которые свои дочерние организации регистрируют в зонах с пониженным налогообложением.

Налог на доходы физических лиц.

Подтверждена неизменность курса на ближайшее время в части сохранения 13% ставки налогообложения доходов физических лиц.

С 2008 года изменяется порядок предоставления налоговых вычетов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ объединены социальные налоговые вычеты, предоставляемые по расходам на лечение и обучение. Общий размер вычетов составит 100 тыс. руб. В пределах этой суммы налогоплательщик – физическое лицо сможет самостоятельно решить, в отношении каких из произведенных им расходов (на обучение или лечение) получить социальный налоговый вычет Социальный налоговый вычет может быть предоставлен и в части расходов на негосударственное пенсионное обеспечение [30, с. 43-56].

Обратите внимание на проведение до конца этого года упрощенного декларирования доходов физическими лицами. Налогоплательщик по доходам, полученным до 2006 года, может уплатить декларационный платеж в размере 13 %, и с момента уплаты этого платежа его обязанность по уплате налога на доходы физических лиц будет считаться исполненной. Мы не рекламируем данную процедуру, но полагаю, что налоговые консультанты, работающие с физическими лицами, должны рекомендовать воспользоваться данным механизмом своим потенциальным клиентам.

Теперь о поправках, которые носят целевой характер.

В части налогообложения сделок с ценными бумагами предполагается уточнить порядок определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации, рассмотреть возможность признания убытка при уступке ценных бумах. Эти меры направлены на развитие ипотечного жилищного кредитования, развитие рынка закладных и иных ценных бумаг.

Федеральным законом от 16 мая 2007 года № 75-ФЗ ставки акцизов проиндексированы на 3 года - до 2010 года. Здесь каких-то иных изменений в ближайшее время не предвидится.

Проводится анализ платежей, которые взимаются федеральными органами исполнительной власти при оказании платных услуг. На основании этого анализа Министерством финансов РФ подготовлен законопроект, предусматривающий изменения государственных пошлин. Документ будет достаточно объемным, в нем предусматриваются новые виды платежей, которые взимаются государством.

Внесены изменения и в порядок регулирования специальных налоговых режимов - принят Федеральный закон от 17 мая 2005 г. № 85-ФЗ.

Обратите внимание, что все законы, которые я называю, были приняты в период весенней сессии. Это еще один положительный момент. Мы отказываемся от практики, когда законы публикуются 30 декабря, при этом вступают в силу с 1 января. Поверьте, что этот период тоже закончился, и все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, будут публиковаться, как правило, весной с указанием, что они будут введены в действие в январе следующего года, чтобы у налогоплательщиков и налоговых органов была возможность подготовиться к ним.

Федеральный закон № 85-ФЗ внес поправки во все главы, посвященные специальным налоговым режимам. Уточнены, например, виды деятельности, в отношении которых может вводиться ЕНВД, уточнен порядок перехода с одного режима на другой, дополнен перечень расходов при применении упрощенной системы налогообложения.

Эти поправки во многом закрепляют правоприменительную практику, которая формировалась на основе судебных решений, разъяснений уполномоченных органов, в т.ч. Министерства финансов РФ.

В отношении региональных налогов.

Изменения по региональным налогам могут быть связаны не с транспортным налогом и не с налогом на имущество организаций, а с налогом на игорный бизнес. Это объясняется тем, с 2009 года законодательство предусматривает изменения в порядке деятельности лиц, занимающихся игорным бизнесом. Будет изменяться статус налога на игорный бизнес, поскольку объекты игорного бизнеса могут располагаться только в 5 субъектах РФ. Соответственно, рассматриваются разные варианты: либо применение общего порядка налогообложения, либо введение специального налогового режима. Соответствующее решение должно быть принято в следующем году.

Незавершенной остается глава Налогового кодекса РФ "Налог на недвижимость".

Этот шаг может быть сделан только после серьезных организационных мероприятий, которые проводятся органами Роснедвижимости по кадастровой оценке земельных участков, утверждению методики такой оценки, определению методики оспаривания результатов оценки, совмещению информационных баз о субъекте, который владеет соответствующим участком, и объекте (земельном участке), по оценке зданий и сооружений, которые находятся на соответствующем земельном участке.

Предполагается введение налога на жилую недвижимость. Соответствующий закон был принят в первом чтении в 2004 (если не ошибаюсь) году. Но дальнейшее его рассмотрение связано с проведением организационной работы по рассмотрению результатов проведенной кадастровой оценки и их утверждению. Только после этого можно будет принять решение о налоговой базе, налоговой ставке, поскольку налог предполагается сделать муниципальным. Этот налог в будущем будет основным источником формирования доходов местных бюджетов. В связи с этим можно прогнозировать, что налоговая нагрузка на физических лиц возрастет. Поэтому к принятию закона будем подходить аккуратно, только после проведенной экономической оценки.

В завершение выступления хотел бы сказать, что результаты реализации налоговой политики во многом зависят не только от качества законов, но и от уровня налоговых знаний, уровня налоговой культуры, которой обладают участники налоговых правоотношений, и на наш взгляд – на взгляд Министерства финансов РФ, большая роль в формировании профессиональных взаимоотношений принадлежит Палате налоговых консультантов. Надеемся, что эта работа принесет успех [10, с. 294].

1.2 Задачи налоговой системы

Эффективное функционирование налоговой системы стран с рыночной экономикой направлено на выполнение нескольких основных задач.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично связывается и с принципом социальной справедливости.

В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах - между тремя уровнями - федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государствах - между общегосударственным и местным уровнями.

Первый общий показатель, характеризующий роль налога в экономике той или иной страны, - доля всех налоговых поступлений, а также налоговых поступлений на центральный (федеральный) уровень в валовом национальном продукте (ВНП).

Прямые и косвенные налоги.

Второй общий показатель системы налогообложения стран с рыночной экономикой - сходство основных налогов. Примерно 90-95% всех налоговых поступлений приходится примерно на 10 налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков, а то и более.

Для классификации налогов первостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.

Важный вопрос связан с определением объекта, который в конечном счете покрывает (оплачивает) указанные налоги. В налоговой практике подобный вопрос решается просто: предполагается, что прямые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов и имущества, косвенные же налоги целиком покрываются конечными потребителями продукции, хотя вносят эти налоги в бюджет либо ее производители, либо продавцы.

Но теоретический вопрос о реальных объектах налогообложения гораздо сложнее, за исключением разве что прямых налогов с населения, т.е. с физических лиц. Например, в условиях хотя бы частичного доминирования на рынке своей продукции компании (юридические лица) могут перекладывать если не весь, то часть объема прямого налогообложения, например налога на прибыль, на покупателей и потребителей своей продукции, т.е., по сути дела, переводить подобные прямые налоги хотя бы частично из прямых в косвенные. И наоборот, при плохой реализации продукции компании подчас не могут полностью переложить возмещение косвенных налогов на покупателей этой продукции и вынуждены покрывать их хотя бы частично за счет своей прибыли. Тем самым эта часть косвенных налогов превращается, по существу, в прямой налог на предпринимателей.

Основной прямой налог на предпринимателей - налог на прибыль. Обычно он выступает в виде налога на прибыль корпораций, т.е. акционерных компаний, хотя на практике может охватывать и другие формы предпринимательства. Во многих странах налог на прибыль взимается раздельно на различных бюджетных уровнях при допущении некоторых различий в методах обложения, иногда с использованием особых названий для налогов на низших уровнях.

В отдельных странах наряду с налогом или налогами на прибыль корпораций используются и принципиально иные налоги на прибыль. Таковы, например, промысловый налог в Германии, объединяющий обложение и прибыли, и капитала компаний; специальные налоги на доходы в добыче нефти в некоторых нефтедобывающих странах; особое обложение некоторых сфер мелкого предпринимательства, не подпадающих под обычный налог на прибыль, так называемым вмененным налогом, т.е. налогом на заранее установленный объем доходов, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.