Дипломная работа: Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.
Дипломная работа: Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.
Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального и
послевузовского образования
«Российская академия
театрального искусства – ГИТИС»
Продюсерский факультет
Кафедра менеджмента
сценических искусств
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Московская
Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого
состава в период 1993-2008 гг.»
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I глава: Основные пути по сохранению творческого состава
Филармонии в период экономического кризиса (1993-1997 гг.)
II глава: Изменения творческого
состава в новых экономических условиях:
2.1 1998-2003 гг.
2.2 2003-2008 гг.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Бытие искусства
осуществляется в пространстве культурной жизни общества. Переходные моменты для
общества и для культуры всегда отмечены активизацией новых каналов
художественной информации, интенсивным влиянием различных видов искусства друг
на друга.
Исследователь
социологии театра Дмитриевский В.Н. отмечает:
«Искусство,
культура развивают универсальные способности, творческие потенции личности,
служат мощным средством и стимулом пробуждения в человеке «продуктивного
воображения». Можно предположить, что через восприятие публики, ее
эстетическую, эмоциональную оценку, идеи времени, рожденные жизнью,
возвращаются в общественное сознание, и уже на новом, более высоком уровне
осмысления, формируют общественное настроение, направляют и развивают
самосознание людей»[1].
Новые
экономические условия в начале 1990-х годов негативно отразились на многих
отраслях человеческой деятельности, в частности на сфере искусства: происходят
большие перемены, определившие изменения в организации творческого процесса.
С распадом Советского
государства меняются условия культурной жизни в стране, создаются новые
организации, занимающиеся концертной деятельностью, появляются первые
«Арт-агентства».
На примере
Московской государственной академической филармонии, проанализируем динамику изменений
в деятельности творческого состава, выявим проблемы, актуализировавшиеся в
переходный экономический период.Московская государственная академическая филармония
(МГАФ)[2] со времени ее
основания (1923 год – Росфил)) была и до сегодняшнего дня является крупнейшей
государственной концертной организацией России.
За свою более
чем 85-летнюю историю Филармония стала «летописью отечественного
исполнительского искусства», неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
Несмотря на
кризис XX века, Филармония с начала нового столетия становится крупнейшим
организатором концертной деятельности в Москве. И особенно она знаменита своими
программами, которые способны удовлетворить вкус любого слушателя.
В настоящем
дипломном исследовании автор намерен проанализировать творческий процесс
Филармонии в период с 1993-го по 2008 год; проблемы формирования творческого
состава; изменения организационной структуры учреждения, а также роль
менеджмента в успешном развитии творческого потенциала, системы управления и
исполнителей.
Автор
считает, что «возрождение» связано с назначением на должность Генерального
директора А.А. Шалашова[3], который
предложил новый подход к управлению и организации концертов. Появились
интересные программы. Реализация этих программ стала осуществляться по методу «проектного
способа» финансирования. Постепенно публика вернулась в концертные залы.
Многофункциональность,
объединяющая в себе основные составляющие концертного дела (артист, продюсер,
зритель), определила жизнеспособность Филармонии в новых экономических
условиях, что и помогло ей вновь завоевать то исключительное положение, которое
она по праву занимает в художественной жизни Москвы.
Сложившаяся организационная
структура управления Филармонии соответствует направлениям культурной политики,
где учитываются художественные потребности публики, репертуарное предложение на
концертные сезоны, а также исполнительские возможности солистов и оркестров. «В
силу многообразия форм и видов общения исполнителей со слушателями и зрителями,
- рассуждает Е.В.Дуков, - концертная деятельность представляется достаточно
неординарной и сложной как объект деятельности профессионального продюсера,
менеджера и экономиста. Не даром считается, что она является одной из наиболее
сложных и «трудноуправляемых» форм художественной жизни, что экономическая и
социально-культурная сторона концертной деятельности не могут рассматриваться
изолированно друг от друга».[4]
Пожалуй,
самой оптимальной формой организации концертов еще в советский период стала
абонементная система концертного планирования, отвечающая задачам исполнителей,
публики, зала. Объединение концертов в циклы по тематике,
музыкально-художественным направлениям, по жанровым признакам как нельзя лучше
позволяет выполнить основную воспитательно-просветительскую задачу исполнительских
искусств.
Цель исследования
- изучить
организационно-творческие, экономические, правовые и социальные аспекты
деятельности Филармонии и проанализировать их решения.
Задачи
исследования:
1.Охарактеризовать
структуру творческого состава, сформированного к 1993 году.
2. Определить
динамику развития концертной деятельности Филармонии в новых экономических
условиях.
3. Выявить
положительные и отрицательные аспекты в обновлении количественного состава
артистов.
4. Обосновать
теоретико-практические рекомендации по совершенствованию формирования творческого
состава в новых рыночных условиях.
Объектом данного исследования
является организационно-творческая и экономическая деятельность «Филармонии» в
период с 1993-го по 2008 годы.
Предмет исследования связан с
проблемами организации художественно-творческой жизни и экономической
деятельности Филармонии в период с 1993 по 2008 годы.
Актуальность
исследования. Данная работа является одной из попыток провести комплексный
анализ процессов, которые привели к изменениям в творческом составе коллективов
и солистов Филармонии. Жизнь диктует: изучение правовых нормативных
актов, законов маркетинга, менеджмента, учет процесса планирования в
профессиональной концертной деятельности, а также значение рекламных акций и продюсирование.
Значимость
исследования. Данная работа даст представление о том, как экономические,
социальные перемены 1990-х годов повлияли и на культурно-художественное
пространство; какие глобальные изменения в творческо-организационном процессе
произошли в Филармонии. Исследование имеет практическое значение, так как автор
предлагает некоторые пути по совершенствованию и обновлению творческого состава
Филармонии.
Методы
исследования. В исследовании используются комплексный и системный анализ, а
также исторические, социологические (интервьюирование, опросы) и другие методы.
Системный
подход, который заключается, во-первых, в рассмотрении систем управления
концертной деятельностью как единого целого; во-вторых, в разделении системы на
подсистемы и исследования их взаимодействия; комплексный подход предполагает
рассмотрение явлений в их связи и зависимости.
Данная работа
состоит из двух глав.
В первой
главе - «Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период
экономического кризиса (1993-1997 гг.)» предлагается комментарий некоторых документов:
«Положение об организации концертной работы в СССР», Приказ Министерства
культуры СССР «О введении нового порядка формирования творческих составов
театров, концертных организаций и художественных коллективов», данные ГИВЦ[5];
документы Филармонии (Устав, концертные программы, статистические данные,
составленные по сезонным абонементным книжкам)[6], дается
историческая ретроспектива развития Филармонии[7],
анализируется экономическая обстановка в 1990-е годы и творческий состав
(отделы, оркестры, художественные коллективы, солисты); анализируются этапы
развития хозяйствования Филармонии, методы и формы перехода на новую систему
организации концертов; исследуются положительные и отрицательные стороны формирования
новых структур и подразделений; их влияние на сохранение и развитие творческого
состава исполнителей.
Во второй
главе - «Изменения творческого состава в новых экономических условиях» рассматриваются
2 периода развития:
-
1998-2003
– годы свободного рынка,
-
2003-2008
– назначение нового Генерального директора А.А.Шалашова, «новое время»,
реструктуризация организации; создание новых подразделений в виде «Дирекций по программам»,
использование новых методов менеджмента в свете проектных предложений, маркетинга
в филармонической деятельности, изменение отделов Филармонии, в связи с
введением новой организационной структуры управления, изменение творческого
процесса в новых рыночных условиях.
Также
проанализирована специфика экономических показателей менеджмента, координации и
контроля организационно-творческой, гастрольно-концертной, абонементной работы.
Степень
изученности темы и источниковая база
Существует
множество книг, специальных монографических и коллективных научных работ на
тему творческо-организационных вопросов в различных отраслях.[8]
Нами
использованы отдельные статьи и интервью с творческими деятелями Филармонии, и
с руководителями, опубликованные в музыкальных изданиях[9].
Мы обращались
к материалам Музея истории МГАФ, где ведется регулярная подборка печатных
материалов, интервью. Для статистического опыта и анализа мы воспользовались
этими изданиями.
В основу
структуры и содержания работы о планировании в организации исполнительских
искусств легла изданная книга кандидата экономических наук, профессора –
Е.Л.Игнатьевой «Экономика культуры»[10]. Данная работа
представляет собой основные аспекты экономики, как на уровне культурной
политики государства, так и экономических отношений внутри отдельной
организации. Она содержит основные положения главных составляющих экономики
культуры – правовой статус организаций, финансирование, планирование,
ценообразование, оплату труда, вопросы собственности и хозяйствования.
«Жизнь сцены
и контрактный мир» не менее важный источник для изучения общих проблем в
искусстве».[11]
В
исследовании использован нормативный правовой документ - приказ «Об утверждении
тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных
организаций Министерства культуры РФ».[12]
Можно также
отметить тенденцию появления новых специализированных справочников,
разработанных отдельными структурами ВУЗов, ассоциациями и издательствами.
Внимание специалистов в решении проблем концертного дела привело к созданию творческой
структуры, такой как: Союз концертных организаций России.[13]
«Эта
организация основана на членстве юридических лиц - концертных организаций, концертных
коллективов.[14]
Некоторые
сведения почерпнуты из статей руководителей разных культурных организаций,
нормативных документов по вопросам организации и управления в профессиональных
творческих организациях.[15] В работе мы
обращались к сборнику научных статей ведущих специалистов «Предпринимательство
в культуре и культура предпринимательства», авторефератам по диссертациям,
альманаху «Арт-менеджер».
По
концертному делу интересные данные встречаются в книге английского журналиста
Нойберта Лебрехта «Кто убил классическую музыку?».
Были полезны
публикации о выдающихся мастерах исполнительского искусства ( Д.Хворостовский,
Ю.Башмет, Л.Берман, В.Крайнев, В.Третьяков, Н.Петров, Д.Мацуев, Ю.Темирканов, В.Гергиев,
В. Федосеев). Необходимыми для изучения организационных вопросов и планирования
являются сборники: «Социально-экономические проблемы развития культуры»(1989),
«Театр между прошлым и будущим»(1989), «Экономика и организация театра»(1973),
«Вдохновение и расчет». Важны работы выдающихся современных социологов Дадамяна
Г.Г.[16],
Дмитриевского В.Н.[17],
Периодические издания: «Музыкальная жизнь», «Обсерватория культуры»,
«Музыкальное обозрение», «Академия музыки», «Культура» дают также представление
об организации концертной жизни в России.
Автор считает
приятным долгом выразить благодарность руководителю преддипломного семинара,
профессору Елизавете Леонидовне Игнатьевой за советы и конструктивные
замечания, которые оказались, бесспорно, полезными при работе, и научному
руководителю, доценту кафедры менеджмента сценических искусств Алексею
Анатольевичу Пилюгину за большую помощь в подготовке и написании дипломной
работы.
ГЛАВА I: Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии
в период экономического кризиса
1993-1997гг.
На протяжении всего своего
существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков,
музыковедов, деятелей культуры и искусства.
Духовно-культурное служение -
так можно определить миссию московской государственной академической
Филармонии. Задача данной концертной организации - представить наиболее полную
и сбалансированную жанровую и репертуарную политику.
Филармония
это Федеральное государственное (бюджетное) учреждение (некоммерческая
организация) культуры, которое осуществляет свою основную деятельность в
области музыкального искусства. Учредителем Московской филармонии является
Правительство Российской Федерации. Полномочия Учредителя исполняет - Министерство
культуры РФ. Основная деятельность финансируется за счет средств федерального
бюджета.
Планирование
творческо-организационной деятельности предусматривает мероприятия, связанные с формированием и
обновлением репертуара художественных коллективов и исполнителей, мероприятия
по концертному обслуживанию населения соответствующего региона, а также
включает в себя работу по музыкально – эстетическому воспитанию детей и
подростков и музыкально – просветительную деятельность. Успех музыкально – просветительской
деятельности в значительной степени зависит от репертуара концерта и способов
его подачи, что определяется основами репертуарной политики: ее целями,
задачами, критериями ее построения. Для обеспечения содержательного и
качественного уровня исполнения произведений составляется репертуар с
обязательным учетом следующих факторов:
-
исторических дат, связанных с юбилеями известных композиторов, исполнителей и
иных артистов;
- возможностей
конкретного исполнителя или художественного коллектива (народный фольклор или
классическая музыка);
- помещения
проведения концерта;
- публики, на
которую он рассчитан.
В начале
1990-х годов специфика уникального, в своем роде, учреждения – «Филармония»,
заключалась в соединении «под одной крышей» как минимум трех функциональных
структур:
- творческого
объединения музыкантов (исполнительские коллективы, солисты);
- концертного
зала им. П.И. Чайковского;
- и
концертного объединения.
К 1993 году
Концертное объединение составляло 165 штатных единиц.
В него
входили: Музыкально - лекторийный отдел (10 чел.), отдел по работе с детьми (4
чел.), отдел по проведению гастролей (4 чел) и литературно-чтецкий (3 чел).
Творческий
состав из 136 артистов составлял: Концертных исполнителей (пианисты, скрипачи,
виолончелисты, гитаристы, певцы, органисты) и несколько коллективов.
1. Квартет
им. Бородина,
2. Ансамбль
«Мадригал»,
3. Ансамбль
«Академия старинной музыки»,
4. Ансамбль солистов
«Концертино»,
5. Камерный
оркестр «Московия»,
6. Ансамбль
«Московское трио»,
7.
Классик-ансамбль,
8. Ансамбль
«Рославец-трио»,
9. Ансамбль
«Фортепианный дуэт»
10. Дуэт
«Консонанс».
Кроме того в
штате Филармонии состояли 3 оркестра:
Академический
симфонический оркестр,
Государственный
симфонический оркестр,
Государственный
камерный оркестр под управлением К. Орбеляна.
Докризисный
период деятельности Филармонии охарактеризован как: программно-целевое
планирование в разработке творческого процесса. Такому планированию соответствует
нормативный метод, включающий в себя обоснование планов заданий с помощью норм
и нормативов. Под нормой понимается научно – обоснованная величина,
регламентирующая затраты ресурсов на единицу произведённой продукции; под
нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на
единицу произведенной продукции.
Подтверждением
тому, что нормативный метод применялся в концертных организациях являлся документ,
которым руководствовались организации.[18]
В нем по
вопросам художественно-творческой и финансовой деятельности отмечено: «
Министерство культуры СССР направляет для руководства Нормы выступлений
артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного
персонала концертных организаций».
На основе данного
документа приводим пример месячных норм выступлений в концертах:
1.
Симфонические оркестры – 12.
2. Оркестры
народных инструментов – 17.
3. Вокалисты
– 14.
4. Хоровая
капелла – 14.
«Учет норм выступлений
всех артистов, концертных исполнителей устанавливается квартальный»[19].
1990-е годы
были кризисными как в экономике страны, так и в филармонической деятельности.
Не было стабильности в организаторской работе. Концерты посещались зрителями
очень редко, особенно это касается ведущих площадок Москвы: БЗК, КЗЧ.[20]
В эти годы в
концертах принимали участие не только штатные артисты Филармонии. Несмотря на нестабильную
экономическую обстановку в стране, в столицу приглашали гастролеров из регионов
России.
Главные
концертные залы Москвы заполнялись зрителями, когда приезжали зарубежные
дирижеры, пианисты.
Но были и
позитивные моменты. Так в ноябре 1997 года открывается телеканал «Культура». Руководителем
студии музыкальных программ становится известный пианист Валентин Тернявский.
Этот телеканал удерживает позицию – «не включать в программы рекламу». О
трудностях говорит сам руководитель: «Представляете, еще за сутки до открытия
мы не были уверены, что оно состоится. В последний момент мы приобрели право на
показ концерта « Три тенора». И когда днем 1-го ноября мы прибежали на
Зубовский бульвар в здание РИА-Новости, откуда идет эфир, мы сами были
удивлены, что «Культура» вышла в эфир. Мы не хотим нашего зрителя отпугивать
чрезмерным академизмом, мы должны его завоевать. И потому даже в первом
концерте у нас соседствовали Л.Паваротти и Л.Армстронг, Пласидо Доминго и Оскар
Питерсон.»[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|