рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

устранению допущенных нарушений и их результатах.

Перечень внутренних документов, которые необходимы для работы СВК:

. документы, определяющие процедуры принятия решений;

. документы, определяющие распределение функций и полномочий между

подразделениями и сотрудниками банка;

. документы, регулирующие деятельность СВК;

. документы, определяющие политику банка при проведении операций

размещения средств;

. документы, определяющие политику привлечения средств;

. положение о процедуре эмиссии банком ценных бумаг;

. документы, определяющие меры, направленные на реализацию требований о

регламентации операций на финансовых рынках;

. положение о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов;

. положение о распределении доступа пользователей к программному

обеспечению, а также к базам данных в компьютерных системах;

. должностные инструкции для всех штатных должностей в банке. Допускается

объединение отдельных документов в один документ.

Ряд проблем может возникнуть в связи с действующей нормативной базой

Банка России. Необходимо отметить, что и само Положение №509 имеет ряд

недостатков. Основным недостатком является нечеткое определение ряда

функций службы внутреннего контроля, что не дает возможность в полной мере

разграничить функции службы внутреннего контроля и подразделения

внутреннего аудита.

Ряд проблем возникает при осуществлении функций внутреннего контроля

за деятельностью филиальной сети.

Операции филиалов проводятся в рамках устанавливаемых им головной

организацией, на этапе предварительного контроля, лимитов и ограничений на

проведение различного рода операций. В частности, деятельность филиала

строится в рамках ограничений, указанных в положении о филиалах и

генеральной доверенности управляющего филиалом, что подразумевает

ограничение направлений деятельности филиалов как в части осуществляемых

ими активных операций (по видам деятельности и контрагентам), а также

стоимости привлекаемых средств, так и в части ограничения объемов

проводимых операций (лимиты). Размеры лимитов на операции филиалов с

различного рода финансовыми инструментами устанавливаются коллегиальным

органом головной организации. На этом же этапе осуществляется бизнес-

планирование деятельности филиалов. В дальнейшем, контроль за ходом

выполнения филиалами бизнес планов должен осуществляться на постоянной

основе. Кроме того, этап предварительного контроля предполагает

обязательное согласование с заинтересованными подразделениями всех

разрабатываемых нормативных актов банка, затрагивающих непосредственно

деятельность филиалов.

Текущий контроль за осуществляемыми филиалами операциями со стороны

головной организации, реализуется не в режиме реального времени, а

ретроспективно. Вследствие этого, головная организация не может оперативно

(в ходе осуществления операции) отслеживать такие нарушения, как превышение

лимитов на отдельные виды операций и проведение филиалами не разрешенных

головной организацией сделок и операций.

Большинство нарушений, которые могли бы быть устранены на этапе

текущего контроля, как правило, выявляются в ходе последующего контроля.

Последующий контроль может осуществляться ниже перечисленными методами:

1. Постоянный последующий контроль учетно-операционной работы, включая

кассовую. Осуществляется самими сотрудниками подразделений филиала на

основании части 3 Правил по ведению бухгалтерского учета № 61, в двух

направлениях: а) сплошной контроль правильности отражения всех

совершенных в течение операционного дня операций в учетных регистрах и

б) осуществление проверок работы сотрудников на основании квартальных

планов. При этом по результатам проведенных проверок, филиалы

направляют в службу внутреннего контроля справки последующего

контроля.

2. Подразделением внутреннего аудита осуществляются ревизии деятельности

филиалов и проверки устранения недостатков, выявленных по результатам

проведения предыдущих ревизий. Силами подразделения внутреннего аудита

необходимо проводить комплексные ревизии филиалов один раз в отчетный

год.

3. В обязательном порядке в службу внутреннего контроля филиалы

направляют копии всех актов проверок их деятельности органами

государственного контроля (территориальные учреждения Банка России,

государственные налоговые службы, фонды).

Помимо изложенного, желательно в филиалах иметь наличие группы

внутреннего контроля – дочерних структур службы внутреннего контроля,

которые осуществляют регулярные тематические проверки деятельности

филиалов, а также, на этапе предварительного контроля, участвуют в

согласовании внутренних нормативных актов филиалов. По мере проведения

проверок, последние направляют отчеты службе внутреннего контроля головной

организации.

Если филиал осуществляет свою деятельность на хозрасчетной основе, то

это в свою очередь должно предполагать более строгий контроль за его

деятельностью со стороны головной организации. Контроль должен

осуществляться в области исполнения филиалами лимитов на сделки,

контрагентов и финансовых инструментов, в области текущей деятельности

филиалов – соответствие балансового учета и реально совершенных сделок и

платежей (соответствие данных синтетического и аналитического

бухгалтерского учета), а также соответствие бухгалтерского учета в филиалах

требованиям ЦБ РФ, а также других контролирующих государственных органов.

В рамках процесса минимизации рисков на все необеспеченные операции

филиала банка с контрагентами устанавливаются лимиты.

Лимиты филиалам устанавливаются на необеспеченные сделки с

контрагентами на финансовом рынке, при кредитовании корпоративных клиентов,

на проведение операций с финансовыми инструментами (векселя, облигации и

т.д.), на выдачу гарантий, поручительств и трастового обслуживания средств

клиентов, а также индивидуальные лимиты на уполномоченных лиц филиалов.

Территориальные службы внутреннего контроля должны осуществлять последующий

надзор за исполнением лимитной дисциплины, а также за правильным и

эффективным действием механизмов текущего контроля в данной области.

Практическая организация работы территориальных подразделений службы

внутреннего контроля должна быть организована службой внутреннего контроля

головной организации банка наиболее эффективным образом. Это касается,

прежде всего, организации их взаимодействия, выработки внутренних

нормативных актов, регламентирующих порядок такого взаимодействия.

Необходимо, чтобы территориальные группы внутреннего контроля были

независимы от руководства филиала, что устраняет возможность руководства

филиала влиять на их деятельность, впрочем, как и сама служба внутреннего

контроля головной организации. Желательно, чтобы она имела возможность

"выходить" на Наблюдательный Совет банка.

Отдельной проблемой является организация контроля за обособленными

структурными подразделениями филиалов банка (дополнительные офисы и

операционные кассы вне кассового узла).

Вопросы организации контроля работы обособленных структурных

подразделений являются прерогативой управляющих филиалами. При этом

управляющие руководствуются положениями нормативных актов, регламентирующих

порядок осуществления операций по различным направлениям банковской

деятельности и организации контроля за их проведением, а также cобственными

документами филиала, регламентирующими данную деятельность с учетом

специфики конкретного филиала применительно к деятельности обособленных

структурных подразделений. Все процедуры, описанные в указанных документах

должны отвечать требованиям части 3 Правил бухгалтерского учета в кредитных

организациях, расположенных на территории РФ № 61 от 18.06.1997.

Контроль за деятельностью обособленных структурных подразделений

филиалов должен осуществляется в банке по двум направлениям:

. контроль внутри обособленных структурных подразделений, осуществляемый

сотрудниками данных подразделений;

. контроль обособленных структурных подразделений со стороны филиала, в

лице сотрудников территориальных подразделений службы внутреннего

контроля.

В обособленных структурных подразделениях филиалов должен

осуществляться последующий контроль учетно-операционной, включая кассовую,

работы, предусматривающий регулярные проверки работниками учетно-

операционных подразделений деятельности других работников.

Текущий контроль осуществляют руководители обособленных структурных

подразделений, а также начальники профильных отделов обособленных

структурных подразделений в ходе совершения работниками банковских

операций.

Основной проблемой организации эффективного контроля в данном

направлении является отсутствие возможности четко разделить несовместные

функции и минимизировать риск возникновения конфликта интересов из-за

дефицита персонала обособленного структурного подразделения.

Деятельность обособленных структурных подразделений контролируется

филиалом в последующем порядке. Последующий контроль обособленных

структурных подразделений должны осуществлять сотрудники территориальных

подразделений службы внутреннего контроля филиалов, а при отсутствии

территориальных подразделений службы внутреннего контроля в филиалах,

сотрудники филиалов по направлениям собственной деятельности.

В последнем случае возникают определенные трудности, обусловленные

вероятностью необъективной оценки деятельности обособленных структурных

подразделений. В то же время, исполнение данными сотрудниками своей

основной деятельности, помимо исполнения контрольной функции, увеличивает

риск необнаружения ошибок и неадекватной оценки деятельности обособленных

структурных подразделений.

Ряд проблем связан с организацией внутреннего контроля на уровне

стратегического планирования и прогнозирования. Полагаю, что это тоже

является полем деятельности службы внутреннего контроля.

Организация системы внутреннего контроля на уровне стратегического

планирования и прогнозирования заключается в ограничении воздействия

внешних факторов и условий, когда возникают внешние риски (политические,

страновые, региональные, отраслевые и другие), которые выявляются,

оцениваются и контролируются банком на основании проводимого анализа.

Основным объектом системы внутреннего контроля на этом уровне является

состояние внутрибанковской аналитической работы с точки зрения учета

влияния возможных изменений в макросреде на эффективность текущего и

перспективного развития банка.

На этапе предварительного контроля система внутреннего контроля

осуществляет надзор за полнотой, составом и своевременностью обновления

исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные

подразделения банка осуществляют перспективную оценку и прогноз ситуации.

Предметом предварительного контроля также является наличие порядка

оперативного и систематического информирования руководящих органов банка о

выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации, о прогнозах

развития ситуации на соответствующих сегментах рынка и в экономике в целом,

в сфере нормативно-правового обеспечения банковской деятельности.

С этой целью проводятся комплексные и тематические проверки указанных

подразделений на предмет наличия необходимых инструментов, порядков и

технических средств для проведения адекватного анализа и доведения его до

сведения ответственных лиц, принимающих участие в подготовке и принятии

соответствующих решений.

Текущий контроль осуществляется путем организации периодических

проверок исполнения задач анализа, прогнозирования ситуации ответственными

работниками и структурными подразделениями банка и своевременного доведения

выводов и предложений аналитического характера до руководящих органов

банка.

В процессе текущего контроля отслеживается наличие в функциональных

подразделениях банка системы контроля конкурентоспособности качества и

стоимости предлагаемых банком продуктов на рынке, сравнения их с

аналогичными услугами других кредитных организаций. Кроме того, оценивается

своевременность реагирования функциональными подразделениями на действия

конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом

секторе.

Последующий контроль сводится к сравнительному анализу выводов и

рекомендаций аналитических подразделений и реального развития ситуации.

Результатом последующего контроля является подготовка соответствующих

выводов и предложений о соответствии данного направления деятельности

банка.

Отдельной функцией службы внутреннего контроля является участие в

согласовании внутрибанковских нормативных актов и процедур. Данная работа

представляет по своей сути пред-предварительный контроль, поскольку

определяет алгоритм действий работников и, в противовес им, контрольных

механизмов, призванных предупредить нарушения в данных действиях.

Результатом функционирования службы внутреннего контроля банка должна

являться организация непрерывного и постоянного контроля банковской и

административно-хозяйственной деятельности отдельного работника, операции,

продукта или услуги до деятельности общебанковского масштаба.

ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОФИСЕ № 5265 КБ «СИБИРСКОЕ О.В.К.»

1 Характеристика Омского РФ КБ «Сибирское ОВК» и дополнительного офиса №

5265 КБ «Сибирское ОВК».

Первые общества взаимного кредита (ОВК) появились в России во второй

половине XIX века. ОВК были полноценными банковскими учреждениями, которые

занимались кредитованием и учетом векселей как своих членов, так и

сторонних лиц.

ОВК развивалась постепенно. Их звездный час настал в начале XX века. В

1900-1903 гг. В России наблюдался значительный экономический спад как в

крупном промышленном производстве, так и в малом и среднем бизнесе. В

первую очередь пострадали малый и средний бизнес из-за отсутствия свободных

оборотных средств. Многие небольшие предприятия и торговые организации

стояли на грани разорения. Коммерческие банки просто отказывались их

кредитовать.

Единственным выходом по сохранению данного бизнеса стало создание ОВК.

К 1 января 1912 года количество ОВК достигло 776, а через два года – 1108.

В результате на рынке появился дешевый кредит. Это и стало фундаментом

выживаемости этого сегмента национальной экономики в дореволюционной

России.

В конце XIX – начале XX вв. было принято, чтобы в руководящие органы

ОВК входили известные в интеллектуальных кругах личности: литераторы,

ученые, деятели искусства, имеющие опыт управления людьми. Например, членом

правления Московского общества взаимного кредита был известный публицист

И.С. Аскаков.

В Сибири ОВК начали появляться с 1900 года. Первым сибирским городом,

где возникло общество, стал Томск. В начале своего создания Томское ОВК

объединяло 57 учредителей. К 1 января 1913 года оно объединило в своих

рядах уже 2 тысячи членов с суммарным собственным капиталом свыше 150 тысяч

рублей, привлеченным от частных вкладчиков капиталом в сумме свыше 800

тысяч рублей и ежегодным вексельным оборотом в несколько миллионов рублей.

Впоследствии аналогичные учреждения были основаны в Челябинске,

Иркутске, Омске, Барнауле, Бийске, Благовещенске, Владивостоке и других

городах. К концу 1913 года в Сибири работало уже 14 обществ взаимного

кредита. Из них 5 находились в Западной Сибири, 9 – в Восточной. Они

объединяли в своих рядах свыше 12 тысяч членов и имели собственный капитал

до 40 млн. Рублей, а также до 2 млн. Привлеченного капитала.

В Енисейской губернии первое общество взаимного кредита было основано в

Ачинске в 1912 году. В Красноярске ОВК появилось в 1913 году. Уже к 1

января 1917 года активы общества составляли 1,7 млн. Рублей. ОВК в

Красноярске просуществовало до конца 20-х годов XX века.

Несколько лет назад началось возрождение столь популярных некогда

кредитных учреждений. В Москве появилось «Первое ОВК», в Петербурге –

«Северо-Западное ОВК», в Сибири – «Сибирское ОВК».

История «Сибирского Общества Взаимного Кредита» берет свое начало с мая

1936 года. На основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР был

организован Бурят-монгольский республиканский коммунальный банк. В то время

в Бурятии уже работала Бурят-монгольская контора Промышленного банка. На

основании постановления Совета Министров СССР от 07.04.1959 года № 369,

приказа Министра финансов СССР и Председателя Правления Госбанка СССР от

25.04.1959 года № 113/88 « О реорганизации системы банковского

долгосрочного вложения» Бурятский республиканский коммунальный банк и

Бурятская контора Промышленного банка объединились с 1 июля 1959 года в

одно учреждение – Бурятскую контору Стройбанка, которая 1987 году была

реорганизована в Бурятскую республиканскую контору Промстройбанка СССР.

В 1990 году начинается реформирование системы специализированных

банков и создание коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.