рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

сроков руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

6. Для проверки уполномоченные подразделения ЦБ формируют рабочие группы

из своих сотрудников, а также сотрудников других подразделений ЦБ и его

территориальных учреждений. Руководитель группы назначается из числа

сотрудников уполномоченного подразделения.

7. Рабочая группа имеет право:

а) входить во все помещения проверяемого банка (филиала) в сопровождении

его сотрудников, выходить из этих помещений;

б) пользоваться необходимыми для проверки собственными организационно

техническими средствами, вносить и выносить эти средства из здания

проверяемого банка (филиала);

в) получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемого

банка (филиала) необходимые для проверки документы;

г) получать от руководителей и сотрудников банка, его филиалов и

подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае

невыполнения или ненадлежащего выполнения ими требований законодательства

или нормативных актов Банка России; требовать демонстрации и знакомиться с

работой аппаратно-программных средств, используемых банком (филиалом);

д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемого банка

(филиала) снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов,

требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных

вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также

расшифровки этих записей.

Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к

банковской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и

возврат полученных от банка (филиала) документов, файлов, ознакомить

руководителей банка (филиала) с результатами проверки, оформить результаты

проверки соответствующим актом.

8. Руководитель группы распределяет обязанности между членами группы

(оформляемые отдельным документом), устанавливает порядок и режим их

работы, контролирует выполнение порученного им задания, дает им

обязательные для исполнения указания по оформлению материалов. Он также

вправе принимать на себя проверку любого участка деятельности банка

(филиала), приостанавливать проверку в случае противодействия ей со стороны

банка (филиала) или иных лиц.

Руководитель группы может запрашивать и получать от участников и

клиентов банка с их согласия сведения, необходимые для установления

фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных,

содержащихся в документах, полученных от банка (филиала).

Руководитель группы вправе во время проверки по согласованию с

руководителем банка опечатывать отдельные служебные помещения банка

(филиала), если в данный момент невозможно иным способом обеспечить

сохранность документов, наличности, ценностей или проверить соответствующий

участок деятельности банка (филиала). Для этого используется печать

территориального учреждения Банка России либо непосредственно Банка России.

Руководитель группы не вправе обязать члена группы изменить свои

выводы или оценки, основанные на материалах проведенной им проверки. В

случае несогласия с этими выводами и оценками руководитель группы может

организовать повторную проверку соответствующего участка деятельности банка

(филиала).

9. Банк в период проверки должен содействовать ее проведению.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение им обязанностей, предусмотренных

Инструкцией, рассматривается как противодействие проведению проверки.

Каждый такой случай оформляется актом установленной формы, который может

быть основанием для приостановления проверки, а также для принятия

установленных мер воздействия к банку.

10. Проверка может начинаться внезапно или с предварительным уведомлением

руководителя банка (филиала). Уведомление может быть письменным или устным

(в последнем случае — с последующим письменным подтверждением). Оно может

содержать требование заблаговременно подготовить необходимые материалы и

документы, а также провести другие подготовительные мероприятия.

11. Проверка должна начинаться с предъявления членами группы своих

полномочий. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются

все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Акт

составляется не менее чем в 3 экземплярах в течение 30 дней после

завершения проверки банка (всех филиалов) и подписывается всеми членами

группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки — руководителем

группы.

Акт является собственностью Банка России и должен быть представлен для

ознакомления руководителю банка (филиала).

12. Руководитель Банка России или его территориального учреждения,

назначивший проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок, а при

комплексной (консолидированной) проверке — в месячный срок после подписания

акта рассмотреть его и принять по нему решение.

Среди актуальных практических проблем контроля необходимо отметить

также следующие.

Вся работа надзорных (инспекционных) подразделений территориальных

учреждений Банка России нуждается в лучшем планировании, включая постановку

задач, определение сроков и регламентацию принятия решений. Так, планы

проверок нередко формируются без учета реальных возможностей их выполнения.

Сама организация работы состоит из 3 основных этапов. Первый этап —

подготовительный. Он предполагает получение и обработку обширной информации

— от статистики до публикаций в прессе. Второй этап — собственно проверки —

также далек от совершенства. Завершающий, третий этап — принятие решений

после проверки. Здесь порядок достаточно жестко регламентирован.

Каждый банк раз в 2 года обязан пройти проверку. Однако в Москве и

других банковских центрах выполнить это правило невозможно при имеющейся

численности инспекторов. Следовательно, здесь необходимы качественно

иные подходы. С одной стороны, такой подход может быть связан с реализацией

принципа - «минимум рисков — минимум контроля», а с другой — банки без

признаков проблемности, видимо, могли бы контролироваться только

дистанционно. Инспекторам по сути нечего делать и в банках, находящихся в

критическом финансовом положении, которые нужно санировать или

ликвидировать.

Особый подход нужен к крупнейшим банкам. Обычные методы

инспектирования для них неприемлемы — слишком велик объем информации.

Контроль за такими банками, возможно, должен сводиться не столько к

выявлению отдельных недостатков, сколько к тому, чтобы они развивались в

четко для каждого из них установленном русле, не выходя за его пределы.

Меры воздействия, применяемые к отдельным банкам

Регулирование как процесс внешнего управляющего воздействия на

конкретный банк начинается с момента, когда руководитель Банка России или

его территориального учреждения, назначивший проверку данного банка,

утверждает акт его проверки и принимает одно из возможных решений,

предписываемых Инструкцией ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер

воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» № 59 от

31.03.1997 г., т.е. определив конкретную меру воздействия на банк за

допущенные им нарушения пруденциальных норм деятельности.

Основной задачей, решаемой при этом надзорным органом, считается

приведение деятельности банка в соответствие с нормами и требованиями,

предъявляемыми банковским законодательством и банком России.

Следовательно, меры воздействия должны выбираться такие, которые способны

наиболее эффективно решать указанную задачу. Если иное не оговорено в

Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за

нарушение пруденциальных норм деятельности» № 59 от 31.03.1997 , то

надзорный орган выбирает меру воздействия самостоятельно, учитывая, в

частности, характер допущенных банком нарушений, причины возникновения

выявленных нарушений, общее финансовое состояние банка.

Контролирующий орган вправе применять к банкам меры воздействия 2

типов: предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых

мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа

(предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия

обоих типов.

Предупредительные меры воздействия

1. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях,

когда недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов

и вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов

управления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а

также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом

(принятие обязательств скорректировать деятельность банка).

2. Данные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних

стадиях возникновения недостатков, в частности:

. при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные

нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков,

принимаемых банком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е.

отсутствуют процессы, угрожающие финансовому состоянию банка,

интересам его кредиторов и вкладчиков;

. если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения

финансового состояния банка (текущие убытки, тенденция к снижению

собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных,

отказ клиентов, средства которых составляли значительную долю в

привлеченных ресурсах, от обслуживания в банке, падение рыночной

стоимости свободно обращающихся ценных бумаг банка и др.);

. при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка

России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и

расширения деятельности;

. при несоблюдении требований Банка России: а) о разработке правил

построения расчетной системы банка; б) о своевременном проведении

филиалами платежей с корреспондентских субсчетов.

3.Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более

серьезных нарушениях в деятельности банка. В этом случае они сочетаются

с принудительными мерами воздействия.

4. Предупредительные меры воздействия — это:

. доведение до органов управления банка информации о недостатках в его

деятельности об обеспокоенности этим надзорного органа;

. рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации;

. предложения представить в надзорный орган программу мероприятий,

направленных на устранение недостатков;

. установление дополнительного контроля за деятельностью банка.

5. Информация о наличии в деятельности банка недостатков и/или нарушений

и необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих

органов в официальной письменной форме (письмо, телеграмма, телекс и др.)

или в ходе делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.

Принудительные меры воздействия

1. Принудительные меры воздействия применяются в случаях, когда это

вытекает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что

применение одних предупредительных мер не приносит или не может обеспечить

надлежащую корректировку его деятельности. Основаниями для применения

принудительных мер являются нарушение (невыполнение) банком законов,

нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации,

представление неполной или недостоверной информации, а также проведение

операций, создающих реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов

(вкладчиков).

2. К основным принудительным мерам воздействия относятся:

• штраф;

• требование о финансовом оздоровлении банка;

• ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до 6

месяцев);

• запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные его лицензией

(на срок до 1 года);

• запрет банку открывать филиалы (на срок до 1 года);

• требование о замене руководителей банка;

• введение в банк временной администрации;

• отзыв у банка лицензии.

Применение к банку принудительной меры воздействия оформляется, как

правило, в виде предписания; введение временной администрации и отзыв

лицензии — приказом.

Штраф — это денежное взыскание, налагаемое на банк на основаниях,

установленных банковским Законодательством и нормативными актами Банка

России. Наложение штрафа оформляется предписанием, в котором указываются

основания для взыскания, а также срок его перечисления (не более 1 месяца).

Штраф может быть применен за каждый случай нарушения норм законов «О

Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности» или требований

нормативных актов Банка России.

Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм за месяц

не может превышать 1% минимального размера уставного капитала вновь

создаваемого банка.

Надзорные органы имеют право потребовать от банка осуществить

мероприятия, направленные на его финансовое оздоровление, а именно на

изменение величины и/или структуры его активов и/или пассивов (требование

реструктурировать баланс). Такое требование предъявляется банку в случае

возникновения у него текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности

их возникновения в ближайшей перспективе; доводится до банка в форме

предписания, которое должно содержать конкретные параметры изменения

структуры баланса и сроки, в течение которых эти параметры должны быть

достигнуты.

Принятию решения о предъявлении к банку указанного требования должен

предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о

целесообразности применения именно такой меры воздействия. В частности, не

следует требовать реструктурировать активы, если это может негативно

отразиться на отношениях банка с клиентами и/или на его финансовом

положении в силу неблагоприятной общей конъюнктуры рынка для продажи тех

или иных видов активов либо в связи с вероятной негативной реакцией рынка

на продажу активов данного вида.

Надзорный орган может ограничить на срок до 6 месяцев проведение банком

отдельных операций (одной или нескольких) в случае нарушения (невыполнения)

им банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка

России, непредставления информации, представления неполной или

недостоверной информации. Эта мера предполагает установление надзорным

органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций

(предельного объема остатков средств на соответствующих счетах, количества

или круга клиентов, кредиторов, заемщиков); она распространяется на все

филиалы банка и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена

также дата начала применения данной меры воздействия. Если по истечении

срока действия предписания финансовое положение банка не улучшилось, то эта

мера может быть применена вновь.

Если территориальное учреждение Банка России принимает решение

направить в центральный аппарат ЦБ ходатайство об отзыве у банка лицензии,

то в тот же день оно должно ввести ограничение на выполнение данным банком

следующих операций:

• привлечение средств физических и юридических лиц во вклады, а также

путем продажи им собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских

кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся участниками

банка;

• открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся участниками

банка, счетов банкам — корреспондентам и небанковским кредитным

организациям своих корреспондентских счетов в других кредитных

организациях;

• выдача банковских гарантий;

• купля и продажа физическим лицам иностранных валют;

• открытие обезличенных металлических счетов для привлечения драгоценных

металлов во вклады от лиц, не являющихся участниками банка;

• перечисление средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по

поручению юридических лиц.

Запрет на выполнение банком отдельных операций (одной или нескольких),

предусмотренных его лицензией, может быть введен в случае невыполнения им в

установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а

также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную

угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет вводится в зависимости от

финансового состояния банка, соблюдения им требований законов и нормативных

актов Банка России, характера рисков клиентов и кредиторов банка. Запрет

означает требование полностью прекратить вести соответствующие операции с

даты, установленной предписанием, и распространяется на все филиалы банка.

В таком предписании также должна быть рекомендация банку ограничить или

прекратить выплату дивидендов, а его акционерам (пайщикам) — воздержаться

от выхода из состава участников банка.

В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в

частности, при прекращении банком выплат по своим обязательствам),

непредставления отчетности на 2 отчетные даты за последние 12 месяцев или

представления недостоверной отчетности указанный запрет может быть введен

незамедлительно.

Если принято решение направить в Банк России ходатайство об отзыве у

банка лицензии, то в тот же день вводится запрет на платежи (дополнительно

к ограничениям на ведение отдельных операций, перечисленные в предыдущем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.