рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудит учета расчетов с подотчетными лицами

расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать вопросник

(табл.1).

По результатам опроса (по вопроснику) ответственных работников проверяемого

предприятия аудитор может сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных

средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии

установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы

деньги на хозяйственные нужды;

2. В нарушение п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет,

выдаются новые авансы;

3. Приказы о направлении работников в командировки не оформляются. Следует

проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое

авансирование работников предприятия;

4. В нарушение Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” суточные,

возмещаемые работникам предприятия сверх норм, не облагаются подоходным

налогом;

5. В нарушение Закона РФ “О налоге на прибыль” и Закона РФ “О налоге на

добавленную стоимость” для целей налогообложения учет командировочных сумм

в пределах норм и сверх норм не ведется;

Вопросник аудитора проверки расчетов с подотчетными лицами

Таблица 1

Вопросник аудитора проверки расчетов с подотчетными лицами

|№ |Вопрос |Вариа|Информация или |Назначаема|Номер |

| | |нт |документ, |я |вывода|

| | |ответ|который следует|аудиторска| |

| | |а |запросить |я | |

| | | | |процедура | |

|1 |Имеется ли на предприятии список |Да |Список лиц, |“Подотчет | |

| |лиц, которым разрешено выдавать | |которым |1.1.1.” | |

| |деньги на хозяйственные нужды, | |разрешено | | |

| |утвержденный приказом по | |выдавать деньги| | |

| |предприятию | |на хознужды | | |

| | |Нет | | |11 |

|2 |Выдаются ли новые авансы лицам, |Да |Журнал-ордер № |“Подотчет | |

| |не отчитавшимся по ранее | |7 |1.1.2.” | |

| |полученным под отчет суммам | | | | |

| | |Нет | | |2 |

|3 |Оформляются ли письменные |Да |Письменные |“Подотчет | |

| |распоряжения руководителя | |распоряжения |2.1.2.” | |

| |предприятия (приказы) при | |руководителя | | |

| |направлении работников в | | | | |

| |командировки | | | | |

| | |Нет | | |3 |

|4 |Облагаются ли подоходным налогом |Да |Приказ |“Подотчет | |

| |суточные сверх норм, возмещаемые | |руководителя о |2.2.1.” | |

| |по решению руководителя | |. возмещении | | |

| |предприятия | | | | |

| | |Нет | | |4 |

|5 |Организован ли аналитический учет|Да | |“Подотчет | |

| |командировочных расходов в | | |2.1.5.” | |

| |пределах и сверх норм для целей | | | | |

| |налогообложения | | | | |

| | |Нет | | |5 |

|6 |Имеются ли утвержденные |Да | |“Подотчет | |

| |письменным распоряжением | | |4.1.1.” | |

| |руководителя предприятия сметы | | | | |

| |представительских расходов | | | | |

| | |Нет | | |6 |

|7 |Организован ли аналитический учет|Да |Письменные |“Подотчет | |

| |представительских расходов в | |распоряжения |4.1.2.” | |

| |пределах и сверх норм для целей | |руководителя и | | |

| |налогообложения | |сметы | | |

| | |Нет | | |7 |

|8 |Производится ли расчет сумм, |Да | | | |

| |причитающихся работнику на | | | | |

| |командировку | | | | |

| | |Нет | | |8 |

6. В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг) сметы представительских расходов не

разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия;

7. В нарушение Закона РФ “О налоге на прибыль” и Закона РФ “О налоге на

добавленную стоимость” для целей налогообложения учет представительских

расходов в пределах норм и сверх норм не ведется;

8. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со

служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о

состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный

вопросник позволяет аудитору сделать целый ряд промежуточных выводов, на

основании которых он может сделать основной вывод, что порядок расчетов с

подотчетными лицами ведется неудовлетворительно.

Подобный вывод может быть основанием для следующих действий:

если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным

экспресс-анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют

небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор

может планировать проверку этих расчетов в обычном порядке для оценки

материальности статьи “Расчеты с подотчетными лицами” в отчетности

предприятия;

если удельный вес расчетов с подотчетными лицами велик, например,

приобретение производственных запасов на суммы, превышающие лимит расчетов

наличными деньгами, оплата работ и услуг сторонних организаций

осуществляется через подотчетных лиц, размер задолженности за подотчетными

лицами превышает разумные границы, погашение задолженности не производится,

то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения

своего мнения о достоверности отчетности предприятия и соответствии

бухгалтерского учета Положению о бухгалтерском учете и отчетности.

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным

план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав

процедур.

При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются практически все

методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам

контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.

Методы сбора аудиторских доказательств:

1. Наблюдение или участие в инвентаризации;

2. Наблюдение за выполнением хозяйственных; или бухгалтерских операций;

3. Устный опрос;

4. Получение письменных подтверждений;

5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

7. Проверка арифметических расчетов;

8. Анализ.

Основные контрольные процедуры

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан

определенный набор контрольных процедур.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих

дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из

командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных

суммах и произвести по ним окончательный расчет.

Проверка своевременности расчетов сотрудников предприятия по

командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды,

осуществляется в рамках аудита кассовых операций. Если при проведении

проверки предприятия установлено, что подотчетные суммы числятся за

получившими их работниками продолжительное время (в том числе по истечении

трех дней после установленного срока), следует провести проверку

использования подотчетных сумм, получить письменное объяснение от

соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой

проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход

этого подотчетного лица.

При установлении фактов списания задолженности подотчетных лиц без

представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих

произведенные расходы, подотчетные суммы, необоснованно списанные с

работников без удержания из заработной платы, на основании статей 2 и 7

Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” подлежат

включению в совокупный налогооблагаемый доход этих работников того

календарного года, в котором суммы были ими получены.

Основными контрольными процедурами являются [4]:

“Подотчет 1.1.1.” – проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги

из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это

право, утвержденному руководителем предприятия;

“Подотчет 1.1.2.” – проверка получения под отчет сумм денежных средств

лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;

“Подотчет 1.1.3.” – проверка соответствия фактического расхода подотчетных

сумм целям, на которые они были выданы;

“Подотчет 1.1.4.” – проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;

“Подотчет 1.1.5.” – проверка правильности списания подотчетных сумм за счет

чистой прибыли предприятия. В случае, когда решением руководителя

предприятия, сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет

чистой прибыли предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что,

во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с

подотчетной суммы удержан подоходный налог в соответствующем размере и, в-

третьих, если решение о списании принято после 1 января 1996 г., то на эту

выплату следует начислить взносы в Пенсионный фонд РФ и удержать 1% взносов

в Пенсионный Фонд РФ согласно статье 1 Закона РФ от 21 декабря 1995 г. №

207-ФЗ.

“Подотчет 2.1.1.” – проверка полноты оправдательных документов -по

командировкам, приложенных к авансовым отчетам. Все приложения к авансовым

отчетам во избежание их повторного использования должны быть погашены.

Проверка соблюдения порядка гашения первичных документов проводится в

рамках аудита кассовых операций;

“Подотчет 2.1.2.” – проверка наличия приказов о направлении работников в

командировку;

“Подотчет 2.1.3.” – проверка наличия в командировочных удостоверениях

отметок в местах пребывания в командировке;

“Подотчет 2.1.4.” - проверка правильности возмещения командировочных

расходов.

Для выполнения этой процедуры при командировках по территории Российской

Федерации аудитор или его ассистент могут использовать таблицу норм

возмещения командировочных расходов. Аналогичные таблицы используются и при

проверке правильности возмещения командировочных расходов за границей;

“Подотчет 2.1.5.” – проверка правильности ведения учета командировочных

расходов в пределах и сверх норм;

“Подотчет 2.2.1.” – проверка удержания подоходного налога с сумм превышения

командировочных расходов сверх установленных норм. При оплате работникам

расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее

пределы, в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм,

установленных законодательством, а также фактически произведенные и

документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения

и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы,

расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения

или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму

жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке

заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную

иностранную валюту.

“Подотчет 2.2.2.” – проверка правильности выделения налога на добавленную

стоимость в сумме командировочных расходов. Включаются в себестоимость

продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость следующие

суммы расходов по:

проезду к месту служебной командировки и обратно,

затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями,

расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным

законодательством,.

Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, относимым на

себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных

законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а

сверх нормы – налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет

прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий).

“Подотчет 3.1.1.” – проверка правильности отражения в учете налога на

добавленную стоимость по приобретенным подотчетными лицами материальным

ценностям в розничной торговой сети и у населения. Суммы налога на

добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам),

приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли и

у населения, к зачету у предприятия-покупателя не принимаются и расчетным

путем не выделяются.

“Подотчет 3.1.2.” – проверка правильности отражения в учете сумм налога на

добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных

через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле. При приобретении

материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный

расчет (только в пределах лимитов, установленных Постановлением

Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1258 “Об

установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской

Федерации между юридическими лицами” и распоряжением Правительства

Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 1225р – для организаций и

предприятий потребительской кооперации) у организации-изготовителя

(предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой

и другой организации (предприятия), занимающейся продажей и перепродажей

товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением

организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи

товаров). При наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск

товаров с указанием суммы налога отдельной строкой налог на добавленную

стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в

общеустановленном порядке. На многих предприятиях независимо от того, у

какой организации приобретены материальные ценности, только на основании

того, что они приобретены за наличный расчет, налог на добавленную

стоимость не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей

списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и

соответственно занижению налогооблагаемой прибыли. Процедура проверки

соблюдения проверяемым предприятием лимита расчетов между юридическими

лицами проводится в рамках процедур проверки кассовых операций.

“Подотчет 4.1.1.” – проверка соответствия фактических размеров

представительских расходов сметам. К представительским расходам относятся

затраты; связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или

другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их

транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий,

буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной

программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ,

услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия

определенной категории предприятия, и только при наличии оправдательных

первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа

проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон.

“Подотчет 4.1.2.” – проверка правильности ведения аналитического учета

представительских расходов в пределах и сверх норм;

“Подотчет 5.1.1.” – проверка правильности выведения остатков на конец

отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность

подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть

показана в регистрах учета развернуто.

“Подотчет 6.1.1.” – проверка соответствия записей в авансовых отчетах и

журнале-ордере № 7 “Расчеты с подотчетными лицами”

Учебный вариант части аудиторского заключения касающейся аудита расчетов с

подотчетными лицами

Учет расчетов с подотчетными лицами фирмы ООО “Предприятие”

Учет расчетов с подотчетными лицами фирма ООО “Предприятие” ведет на

счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в журнале-ордере № 14, главной

книге.

Данные аналитического учета соответствуют данным, отраженным в главной

книге.

В нарушение Инструкции 94-Н по применению плана счетов аналитический

учет по счету ведется не по каждой авансовой выдаче, а сгруппирован по

подотчетным лицам.

В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии

не определен перечень лиц, которым предоставлено право получения наличных

денег под отчет на хозяйственно-операционные нужды.

Согласно вышеуказанному пункту выдача наличных денег под отчет

производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по

ранее выданному авансу. На предприятии этот пункт Порядка не выполняется,

например (таблица № 3.1):

Таблица 3.1

|Ф.И.О. п/о |Остаток п/о сумм |Выдано из кассы |

|лица | | |

| |Дата |Сумма |Дата выдачи |№ РКО |сумма |

|Юшкова С.Д. |01.02.0|51 452 |10.02.01 |122 |27652 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.