рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудит расходов на рекламу

По вопросу исчисления НДС при раздаче призов идет спор. Одни специалисты

говорят, что раздача призов - это передача прав собственности на товары на

безвозмездной основе физическим лицам. А в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ

такая передача в целях исчисления НДС признается их реализацией, то есть

объектом налогообложения. Поэтому в момент раздачи призов необходимо

начислить задолженность перед бюджетом в сумме НДС со стоимости призов. Но

при этом сумма налога, уплаченная при покупке такого имущества, принимается

к налоговому вычету в обычном порядке.

Другие специалисты считают, что призы, переданные при проведении рекламной

кампании, не могут рассматриваться как их безвозмездная передача, так как

они были использованы для нужд собственного потребления. Поэтому стоимость

призов не должна облагаться налогом на добавленную стоимость, поскольку

стоимость призов принимается в качестве рекламных расходов.

Однако вспомним, что расходы на приобретение (изготовление) призов,

вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых

рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются и принимаются

только в пределах 1 процента от выручки.

А согласно п. 2 ст. 146 НК РФ передача на территории РФ товаров для

собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при

исчислении налога на прибыль организаций, подлежит налогообложению НДС.

Поэтому, на взгляд автора, к вычету из бюджета могут быть приняты суммы НДС

при приобретении призов полностью. Однако при их раздаче на их стоимость,

превышающую норматив в текущем периоде, должен быть начислен НДС в бюджет.

Придется все время отслеживать данную величину, поскольку норматив

считается нарастающим итогом.

3.6. Учет расходов на интернет.

С каждым днем растет количество предприятий и организаций, которые помимо

привычных телефонной и факсимильной связи используют электронную почту и

сеть Интернет. При этом у большинства руководителей и бухгалтеров возникает

вопрос, как вести учет расходов по разработке, созданию и ежемесячному

обслуживанию почты и рекламного Веб-сервера в сети Интернет.

Дело в том, что мнения специалистов о возможности отнесения этих расходов

на себестоимость расходятся. Одни считают, что эти затраты являются

расходами на рекламу и предлагают включать их в себестоимость продукции

(работ, услуг) в сумме, не превышающей величину установленных нормативов на

рекламные расходы. Другие рекомендуют относить их на чистую прибыль

предприятия. Попробуем разобраться, кто же прав.

В соответствии с п. 2 Норм и нормативов, утвержденных Приказом Минфина

России от 15.03.00 № 26н, к расходам на рекламу относятся расходы на

рекламные мероприятия, осуществляемые через средства массовой информации

(объявления в печати, передачи по радио и телевидению).

В ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации"

(далее Закон о СМИ) под "средством массовой информации" подразумевается

периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,

кинохроникальная программа и иная форма периодического распространения

массовой информации. Там же перечислены критерии, позволяющие отнести

средство массовой информации к какому-либо виду периодического печатного

издания, а также радио-, теле- и другого вида программе.

Детальный анализ ст. 2 Закона о СМИ приводит к заключению, что

распространение информации через Интернет не соответствует законодательно

установленным критериям СМИ. На этом основании учет расходов по разработке,

созданию и ежемесячному обслуживанию Веб-сервера в сети Интернет как

рекламных расходов и, соответственно, отнесение их на себестоимость

продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в соответствии с

Приказом Минфина России №26н - является неправомерным.

Очень важно обратить внимание на то, что в подп. "и" п. 2 Положения о

составе затрат (Постановление Правительства РФ от 05.08.92 №552), указано,

что в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата услуг связи

и информационных услуг, в качестве затрат, связанных с управлением

производством.

Под услугами связи, согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.1995 №15-ФЗ

"О связи", понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и

доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. Там же сказано,

что сообщением электросвязи является всякая передача или прием знаков,

сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-,

оптической и другим электромагнитным системам.

Услуги сети Интернет (в том числе и услуги по передаче электронной почты,

как частного случая использования этой сети), как услуги по доставке

письменного текста и изображений по проводной электромагнитной системе

связи, полностью соответствуют установленным Законом критериям. А значит и

затраты на оплату таких услуг могут быть включены в себестоимость продукции

(работ, услуг).

Однако, при этом следует выполнять требования ст.9 Федерального закона от

21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 23.07.1998) "О бухгалтерском учете", по которым

все хозяйственные операции организации должны оформляться оправдательными

документами. Такие документы служат первичными учетными документами, на

основании которых ведется бухгалтерский учет.

Необходимость использования на предприятии сети Интернет в производственных

и реализационных целях, по мнению налоговых органов, должна подтверждаться

организационно-распорядительными документами, например, приказом или

распоряжением руководителя, должностными инструкциями и т. п. В этих

внутренних документах должен определяться круг лиц, имеющих право доступа к

сети Интернет и электронной почте, а также цели использования полученной

ими информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы, понесенные организацией в

связи с использованием сети Интернет и электронной почты следует учитывать

в составе затрат при расчете налогооблагаемой прибыли. Но при этом

необходимо иметь организационно-распорядительные и первичные учетные

документы, подтверждающие непосредственную связь указанных расходов с

управлением производством. Данный вывод соответствует и Письму Минфина РФ

от 26.07.00 № 04-02-05/2

3.7. Образцы продукции (товара)

Производственная или торговая организация может размещать на стенде

образцы своей продукции или товара, предназначенного для продажи. В

результате экспонирования они могут потерять свои потребительские качества

полностью или частично.

В качестве рекламных расходов можно учесть затраты на списание товаров,

полностью утративших свои потребительские качества в результате

экспонирования. Если товары можно еще продать, их можно уценить. В этом

случае размер уценки будет являться рекламными расходами. Для розничных

торговых предприятия сумма уценки учитывается в части превышения размера

торговой наценки.

Передача товаров для участия в выставке может происходить на основании

приказа, распоряжения и накладной на внутреннее перемещение. Использованный

товар возвращается на склад также по накладной. Уценка производится после

издания приказа с оформлением акта.

Продукция или товар могут раздаваться потенциальным покупателям.

Расходы по изготовлению (приобретению) продукции, распространенной

бесплатно среди посетителей выставки, не относятся к расходам на участие в

выставке. Они относятся к нормируемым.

Раздача готовой продукции (товаров) не признается объектом обложения НДС

(пп.2 п.1 ст.146 НК РФ). Для этого нужно, чтобы данные расходы были

произведены в пределах норм, предусмотренных п.4 ст.264 НК РФ.

3.8. Изготовление визитных карточек.

Часто возникает вопрос: являются ли рекламной продукцией визитные карточки,

изготовленные для сотрудников организации и, соответственно, следует ли

начислять налог на рекламу на стоимость их изготовления?

Напомнию, что реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых

средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и

начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для

неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к

этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и

способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Визитная карточка не соответствует этим условиям, поэтому не может быть

признана рекламным материалом, поэтому затраты на изготовление визитных

карточек не должны облагаться налогом на рекламу.

Визитные карточки в современном мире являются деловым обычаем. Они

способствуют лучшей организации контактов. Использование визитных карточек

помогает эффективнее использовать рабочее время, позволяет лучше

организовать передачу информации и сведений об организации и ее

представителях.

В бухгалтерском учете затраты на приобретение визитных карточек для

определенного круга сотрудников, которые при выполнении своих служебных

обязанностей общаются с представителями сторонних организаций, относятся к

расходам по обычным видам деятельности.

В налоговом учете затраты на изготовление визитных карточек относятся к

прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Организация имеет право предъявить к вычету сумы НДС, уплаченные

поставщику, но только в том случае, если имеются надлежащим образом

оформленные счет-фактура и документы, подтверждающие оплату.

Если счет-фактура отсутствует, что часто происходит при приобретении за

наличный расчет, визитки принимаются к учету по фактической стоимости. НДС

возмещению не подлежит. Для налогового учета расходы на приобретение

визиток полностью включаются в состав прочих расходов.

Чтобы отнесение затрат на приобретение визитных карточек в состав расходов,

принимаемых для налогообложения прибыли, было правомерным (напомним, что в

целях налогового учета расходами признаются обоснованные и документально

подтвержденные затраты), необходимо оформить документы, подтверждающие

необходимость использования визиток. Целесообразно издать распоряжение, в

котором указывается список лиц, которым в силу их должностных обязанностей

выдаются визитные карточки, а также ведомость, по которой сотрудники

получают визитки.

Пример 1.

Организация приобрела визитные карточки для сотрудников. Перечислена

предоплата в сумме 1800 руб. (в том числе НДС - 300 руб.)

Дебет 60 Кредит 51

-1800 руб., Перечислен аванс за визитки

Дебет 10 Кредит 60

-1500 руб. (1800 – 1800 х 20 / 120)- Оприходованы визитные карточки

Дебет 19 Кредит 60

-300 руб. (1800 х 20 / 120)- Отражен НДС

Дебет 68 Кредит 19

-300 руб., Предъявлен к вычету уплаченный НДС

Дебет 26 Кредит 10

-1500 руб, Списана стоимость визиток, выданных сотрудникам

Пример 2.

Визитки на общую сумму 1800 руб. приобрело подотчетное лицо. К авансовому

отчету приложен товарный чек и чек ККМ, счет-фактура отсутствует.

Дебе 71 Кредит 50

-1800 руб. Выданы под отчет денежные средства

Дебет 10 Кредит 71

-1800 руб, Оприходованы визитные карточки

Дебет 26 Кредит 10

- 1800 руб., Списана стоимость визиток, выданных сотрудникам

Приложение 1.

Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу

|Срок с которого действуют|Показатель |Норматив |

|нормативы | | |

|с 01.01.2002 | |1% |

| |Выручка, | |

| |определённая в | |

| |соответствии со| |

| |ст.249 НК РФ | |

| |

|Срок с которого действуют|Объем выручки |Предельные |

|нормативы |от продажи |размеры расходов |

| |продукции |на рекламу, |

| |(работ, услуг),|принимаемых при |

| |включая налог |налогообложнении |

| |на добавленную |прибыли** |

| |стоимость* | |

|с 01.04.2001 |до 30 млн. руб.|7,5% от объема |

| |включительно | |

| |Свыше 30 млн. |2,25 |

| |руб. |млн.руб.+3,75% от|

| | |объема, |

| | |превышающего 30 |

| | |млн. руб. |

| |Свыше 300 млн. |12,375 |

| |руб. |млн.руб.+1,5% от |

| | |объема, |

| | |превышающего 300 |

| | |млн. руб. |

Примечание.

*Торговые организации для расчета предельного размера расходов на

рекламу используют показатель валовой прибыли.

Страховые организации при расчете предельных размеров расходов на

рекламу используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам

страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за

вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахования"

**Организации, осуществляющие деятельность по представлению

туристических услуг, увеличивают исчисленную норму расходов на рекламу в 2

раза

|Срок с которого действуют|Объем выручки от|Предельные |

|нормативы |продажи |размеры расходов|

| |продукции |на рекламу, |

| |(работ, услуг), |принимаемых при |

| |включая налог на|налогообложнении|

| |добавленную |прибыли** |

| |стоимость* | |

|с 01.04.2000 |до 30 млн. руб. |5% от объема |

| |включительно | |

| |cвыше 30 млн. |1,5 |

| |руб |млн.руб.+2.5% от|

| | |объема, |

| | |превышающего 30 |

| | |млн. руб |

| |cвыше 300 млн. |8,25 млн.руб.+1%|

| |руб. |от объема, |

| | |превышающего 300|

| | |млн. руб. |

Примечание.

*Торговые организации для расчета предельного размера расходов на

рекламу используют показатель валовой прибыли.

Страховые организации при расчете предельных размеров расходов на

рекламу используют показатель суммы поступлений, определенные в

соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 1 Положения об особенностях

определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской

Федерации от 16 мая 1994 г. N 491 "Об особенностях определения

налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1994, ст. 368)

**Организации, осуществляющие деятельность по представлению

туристических услуг, увеличивают исчисленную норму расходов на рекламу в 2

раза

|Срок с которого действуют |Объем выручки |Предельные |

|нормативы |от реализации |размеры |

| |продукции |представительски|

| |(работ, услуг)|х расходов по |

| |в год (включая|смете |

| |налог на | |

| |добавленную | |

| |стоимость) | |

|с 01.01.98 |до 2 млн. руб.|2% от объема |

| |включительно | |

| |от 2 млн. руб.|40.000 руб.+1% |

| |до 50 млн. |от объема, |

| |руб. |превышающего 2 |

| |включительно |млн. руб. |

| |свыше 50 млн. |528.000 |

| |руб. |руб.+0.5% от |

| | |объема, |

| | |превышающего 50 |

| | |млн. руб. |

|01.01.94 |до 2 млрд. |2% от объема |

| |руб. | |

| |включительно | |

| |от 2 млрд. |40.000.000 |

| |руб. до 50 |руб.+1% от |

| |млрд. руб. |объема, |

| |включительно |превышающего 2 |

| | |млрд. руб. |

| |свыше 50 млрд.|528.000.000 |

| |руб. |руб.+0.5% от |

| | |объема, |

| | |превышающего 50 |

| | |млрд. руб. |

|01.07.92 |до 10 млн. |2% от объема |

| |руб. | |

| |включительно | |

| |от 10 млн. |200.000 руб.+1% |

| |руб. до 100 |с объема, |

| |млн. руб. |превышающего 10 |

| |включительно |млн. руб. |

| |свыше 100 млн.|1.100.000 |

| |руб. |руб.+0.5% с |

| | |объема, |

| | |превышающего 100|

| | |млн. руб. |

Литература.

1. ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть II

3. План счетов по бухгалтерскому учету (приказ МФ РФ от 31 октября 2000г.

№ 94н)

4. Письмо МФ РФ от 21.05.2001г. N 04-04-06/260

5. Письмо МФ РФ от 29.04.2000г. N 04-02-05/11

6. Письмо Управления МНС по г. Москве от 17.12.99г. N 03-12/15972

7. Письмо МФ РФ от 26.04.2000г. N 04-02-05/1

8. Письмо МФ РФ от 6.10.1992 г. № 94 "Нормы и нормативы на

представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и

переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,

регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции

(работ услуг), и порядок их применения"

9. Приказ МФ РФ от 06.05.99г. N 33н "Положения по бухгалтерскому учету

"Расходы организации"" ПБУ 10/99

10. Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170

11. Приказ МНС России от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98 "Методические

рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организации"

часть II НК РФ"

12. Письмо МФ РФ от 15 января 2002 г. № 04-02-06/2/3

13. Материалы "АКДИ Экономика и Жизнь"

14. Андреев О.Л. «Ваша фирма несет расходы на рекламу» // "Навигатор" № 41

от 28 октября 2002 года.

15. Смоляное С. «Нормирование расходов на рекламу в целях налогообложения»

// Бухгалтерское приложение" № 29

16. Фомичева Л.П. «Учет расходов на рекламу». // Иностранный капитал в

России, № 7/2002

17. Фомичева Л.П. «Реклама: отнесение на себестоимость (на примерах)» //

Учет. Налоги. Право №28/2001

18. Фомичева Л.П. «Организация участвует в выставке»//Учет. Налоги. Право.

№ 45/2002

19. «Учет расходов на рекламу в печатной продукции». Материалы ЗАО

«Интерком-Аудит»

20. Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу.

Материалы Группы компаний РУСАУДИТ

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.