рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудит расчетов с подотчетными лицами

возвращении в РФ); если работник в период командировки находился в

нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую

(определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме,

установленной для выплаты в стране, в которую он направляется.)

ПИСЬМО Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02/49 (ред. от 29.03.96) "О РАЗМЕРАХ И

ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ

ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ" — содержит список государств и соответствующих

размеров суточных отдельно для работников загранучреждений и прочих

работников, находящихся в краткосрочных командировках. (При этом, в случае

пребывания работника в краткосрочной командировке за границей свыше 60 дней

выплата суточных начиная с 61 дня производится в размерах, предусмотренных

для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах

государства, где находится загранучреждение.)

ПИСЬМО Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) "О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ

РАСХОДОВ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ ЗАГРАНКОМАНДИРОВКАХ" — поскольку размер суточных

по загранкомандировкам (кроме суточных в долларах США командированным в

Афганистан и в ОАЭ) изменен более поздним Письмом Минфина РФ [15], из

данного Письма используются лишь нормы возмещения расходов по найму жилого

помещения.

ПИСЬМО Минфина РФ от 27.12.96 N 110 "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ

КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" —

устанавливает с 1.01.97 нормы суточных при командировках во все страны --

бывшие республики СССР.

Письмо Минфина РФ от 13 февраля 1997 г. N 14 "О предельных нормах

возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных

командировках на территории ряда зарубежных стран" -- нормы расходов по

найму жилых помещений при командировках в страны -- бывшие республики СССР.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦБР от 25.06.97 № 62 “О ПОРЯДКЕ ПОКУПКИ И ВЫДАЧИ ИНОСТРАННОЙ

ВАЛЮТЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ”.

По представительским расходам:

20. ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95) "НОРМЫ И

НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА

ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ

ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ" — относительно

представительских расходов содержит:

определение представительских расходов;

расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах

утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год (но не

более норм);

требования к первичным документам, подтверждающим представительские

расходы;

предельные нормы представительских размеров в год, принимаемые при

налогообложении прибыли (0,5 % от объема реализации (при реализации до 2

млн. руб. в год).

1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с

подотчетными лицами

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с

одной стороны, достаточно узок — это авансовые отчеты, заявления на выдачу

денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам

с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с

подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например,

операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по

движению материальных ценностей и т. д. и, следовательно, при проверке

необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам

учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при

проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

авансовые отчет;

приказы о направлении сотрудников в командировки;

командировочные удостоверения;

копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы;

список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

сметы представительских расходов;

приказы об утверждении смет представительских расходов;

оправдательные первичные документы.

Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в

следующих бухгалтерский регистрах:

журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет

расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета);

главная книга;

иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными

лицами, в зависимости от принятой на предприятии форме счетоводства.

2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки

Для принятия обоснованного решения необходимо целенаправленно и, по

возможности, оперативно ознакомиться с вероятным клиентом. Прежде всего

необходимо ознакомиться с учредительными документами, в которых оговорены

виды деятельности предприятия, причем очень часто предусматривается

достаточно широкий спектр разнородных видов хозяйственной и коммерческой

деятельности. Можно предположить, что в этом случае персонал бухгалтерии

клиента, будучи недостаточно подготовленным в области учета разнородной

деятельности, допустит значительное количество ошибок и нарушений.

Вероятно, в результате этого обстоятельства осложнится проверка, увеличатся

время на ее проведение и оплата.

При знакомстве с потенциальным клиентом аудитор получает, в

частности, материалы заседаний акционеров и отчетность по хозяйственной

деятельности, уясняет направления и масштабы работы, проводит беседы с

администрацией и персоналом бухгалтерии, получает необходимую информацию от

банков, налоговой службы и других организаций, с которым клиент имеет

деловую связь.

В результате предварительного ознакомления аудитор делает вывод о

степени деловой безупречности клиента и принимает решение о проведении

аудиторской проверки или отказе от нее. Например, едва ли аудитору имеет

смысл осуществлять проверку сомнительных хозяйствующих субъектов (фирм,

товариществ), возглавляемых лицами криминогенных наклонностей, ставящих

целью получение максимальных доходов любым путем.

2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке

расчетов

При аудиторской проверке расчетов с подотчетными лицами используются

различные методы получения аудиторских доказательств:

наблюдение или участие в инвентаризации;

наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

устный опрос;

получение письменных подтверждений;

проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

проверка арифметических расчетов;

анализ.

Указанные методы применяются к различным объектам контроля и служат

для выявления одного или нескольких возможных нарушений. В Приложении 1

дано обобщение методов контроля для выявления приведенных в разделе 3.3.

типичных нарушений.

2.3. Оформление результатов аудиторской проверки

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых

документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности

отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и

доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы

сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том,

какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие —

выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в

последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с

отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их

исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами

делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом,

с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента

знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим

законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых

случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух

экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному

бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр

остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего

контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием

руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и

замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и

подписывают его.

Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку

достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия,

подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы

аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка

осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то

подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

отрицательное заключение;

заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было

обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение

устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако

такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух

вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие

исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена

недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных

легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки

состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам

аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений

и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем

бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если

аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния

бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены

прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою

вышестоящую организацию.

3. Аудит расчетов с подотчетными лицами

3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике

В.И. Подольского

3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с

подотчетными лицами

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами

аудитор должен составить примерную программу изучения документов в

зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора

информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с

подотчетными лицами можно использовать вопросник, приведенный в Приложении

2.

По результатам опроса ответственных работников проверяемого

предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие

выводы:

Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных

средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии

установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы

деньги на хозяйственные нужды.

В нарушение п. 11 ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22

сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее

подотчетные суммы, выдаются новые авансы.

Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует

проверить не допускается ли под видом командировочный расходов скрытое

авансирование работников предприятия.

В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ суточные, возмещаемые сверх

норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того,

со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд,

Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

В нарушение Закона РФ «О подоходном налоге с физический лиц» и Закона «О

налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет

командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.

В нарушение ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ,

УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ

НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от

05.08.92 N 552) сметы представительский расходов не разрабатываются и не

утверждаются руководителем предприятия.

В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона «О налоге на

добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительский

расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.

В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ выдача денег под отчет на

расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах,

превышающих необходимые.

3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о

состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный

вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на

основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений

разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными

процедурами являются:

Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих

наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на

это право, утвержденному руководителем предприятия.

Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств

лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.

Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования

подотчетных сумм целям на которые они выданы.

Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.

Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет

чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя

предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет

чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых,

решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных

сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды (включая

Пенсионный фонд 1 % и 28% соответственно).

Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по

командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в

командировку.

Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных

расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определены:

ПИСЬМОМ Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) "ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ

ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН" — в

пределах РФ — суточные (22 руб.), расходы по найму жилья (145 руб.; без

документов — 4,5 руб.);

ПИСЬМОМ Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) и ПИСЬМОМ

Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) — соответственно суточные и

расходы по найму жилья при загранкомандировках (в зависимости от страны);

ПИСЬМО Минфина РФ от 27.12.96 N 110 "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ

КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" — нормы

суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.

Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных

расходов в пределах норм и сверх норм.

Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения

командировочных расходов сверх установленных норм. Кроме того, со

сверхнормативных расходов начисляют взносы в Пенсионный фонд, Фонд

обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости населения (в Фонд

социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам

расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и ее пределы,

в облагаемый доход работника не включаются:

суточные в пределах норм, установленных законодательством;

расходы по найму жилья в пределах норм;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд

до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и

комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах

отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз

багажа, пользование постельными принадлежностями в поезде, расходы по

получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену

чека в банке не наличную иностранную валюту.

Процедура 2.2.2 — проверка правильности выделения НДС в сумме

командировочных расходов. Суммы НДС выделяют по

проезду к месту служебной командировки и обратно;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.