рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

со стороны правительства»). Во-вторых, необходимость совершенствования и

развития процесса преобразования государственной собственности.

Оценить, сколько государство при этом потеряло, не может никто. Ссылки

на то, что продать объекты по реальным ценам было невозможно ввиду

дороговизны, и поэтому пришлось согласиться на демпинговые,

малоубедительны.

Понятно, что далеко не во всех странах процессы приватизации проходили

гладко. Но мы не сумели — или не захотели — воспользоваться их опытом,

учесть подстерегающие на этом пути ловушки. И, несмотря на легион экспертов

из международных организаций, помогавших нам все делать по уму, предпочли

учиться на собственных ошибках.

Теперь вряд ли возможно отследить, на что употребились полученные 17

млн. долларов. Съедены, растаяли, ушли в песок сотни миллионов зарубежных

кредитов.

По большому счету не сумели грамотно распорядиться тем стратегическим

промышленным потенциалом, который имели, разбазарив его, разворовав и

доведя до банкротства мощные заводы, которые уже никто не сможет

восстановить.

Все эти факты говорят о том, что отсутствие соответствующих

аудиторских служб в республике не смогли должным образом организовать

работу по оценке имуществ, в результате чего был нанесен существенный

материальный ущерб государству, попросту нарушены права граждан, трудовых

коллективов, созданы льготы и преимущества чиновникам, их родственникам,

руководителям местных государственных администраций в приобретении

государственной собственности. Серьезные нарушения законодательства в

деятельности Фонда формируют крайне негативное общественное мнение о

проводимых реформах в области приватизации, вызывают справедливое

возмущение у населения, создают почву для социальной напряженности.

Принимая во внимание выше написанное и реальную ситуацию на рынке,

Правительство хочет принять проект о налоге на имущество, под который

соответственно попадают ранее приватизированные объекты собственности.

В переходный к рыночной экономике период проведение контроля как

функции управления еще более осложнено из-за противоречивых тенденций в ее

становлении, перманентным состоянием структур управления, их

неустойчивостью, рождением и ликвидацией, противоборством старых и новых

теорий, подходов. Короче говоря, множественность состояний зарождающегося

организма рыночной экономики требует неоднозначного подхода к оценке новых

и во многом противоречивых явлений для нашей экономики.

С возникновением новых форм предпринимательской деятельности,

появлением акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью,

коммерческих банков и других предприятий поле применения аудита,

непосредственно связанное с развитием рыночной экономики и, особенно с

созданием и функционированием акционерного капитала, неуклонно расширится.

При рыночных отношениях принятие решений, о хозяйственных операциях

основано большей частью не финансовой информации, которая должна быть

достоверной, это может подтвердить только независимый аудитор.

Аудитор может предупредить такие элементы теневой экономики как

мошенничество — преднамеренно неправильное отражение и представление данных

учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства и

служащих предприятия, включающие манипуляцию учетными записями и

фальсификацию первичных документов, регистров и отчетности, умышленное

изменение записей по учету, искажающие смысл хозяйственных операций и

нарушающие правила определенные законодательством или учетной политикой

предприятия, преднамеренно неправильную оценку активов и методов их

списания, уничтожение или пропуск результата корректировочных записей или

документов. Не в стороне останется независимый аудитор при нахождении

ошибок как непреднамеренное искажение финансовой информации в результате

арифметических или логических погрешностей в учетных записях и группировках

недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов

хозяйственной деятельности, наличия и состояние имущества расчетов и т. п.

В странах, где экономика опирается на рыночную инфраструктуру,

общественное доверие в части получения информации о деятельности

акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов заслуживает внимания

независимый внешний финансовый контроль, называемый аудитом.

Лица, принимающие решение по финансовым вопросам, обычно получают

бухгалтерскую информацию от предприятий, которым намерены предоставить заем

или у которых собираются купить ценные бумаги. При этом возможно

столкновение интересов поставщика и пользователя информации, что создает

общественную потребность в услугах аудиторов — посредников, устанавливающих

объективность финансовой информации. Независимые аудиторы работают на

заказчика — лицо (компания, Совет директоров и др.), которое приглашает

аудитора и выплачивает ему вознаграждение.

Потребность в аудиторских услугах возникает в связи со следующими

обстоятельствами:

1. Операции компании могут быть многочисленными и сложными. Информацию

о них пользователи не могут получить самостоятельно и нуждаются в

услугах аудиторов;

2. Пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к

учетным записям компании, кроме того, у них недостает соответствующего

опыта, поэтому пользователям необходимо приглашать аудиторов;

3. Последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так

значительны для них, что достоверность и полнота информации,

получаемой через аудитора, им абсолютно необходимы.

Аудиторы обязаны сообщить свои выводы заинтересованным пользователям.

Сведения должны быть максимально ясными, чтобы при пользовании можно было

достичь высокого эффекта, а для этого следует применять общие критерии

измерения и описания финансовой информации. Для независимых аудиторов таким

критерием в основном являются общепринятые бухгалтерские принципы.

В сложном мире бизнеса аудит помогает быстро определить, что искать,

чего остерегаться, что и как делать.

Независимые подтверждения аудиторскими проверками как профилактика

экономической преступности субъектов и соблюдения ими законодательства

необходимы государственным органам, судам, прокурорам, налоговым инспекциям

и др. для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Таким образом, аудит при надлежащей его организации в соответствии

общепринятыми международными стандартами станет надежным барьером на пути

развития в нашей республике новых видов экономической преступности,

способствуя формированию нового общества, основанного на рыночных условиях

хозяйствования.

Анализ ситуации на национальном рынке аудиторских услуг не может быть

проведен без соответствующих данных из официальных источников. Одним из

источников таких данных послужил выпуск Государственной статистики –

Хозяйствующие субъекты в Едином государственном регистре статистических

единиц.

|Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 1|

|октября 2002 года по городу Бишкек. |

|(Социально-экономическое положение города |

|Бишкек/оперативная информация за январь-октябрь 2002 |

|года/Бишкекское городское управление государственной |

|статистики). |

| |Всего |В том числе по формам собственности |

| | |Государств|Коммунальн|Частная |Из нее с |

| | |енная |ая | |иностранными |

| | | | | |инвестициями |

|Средние предприятия|1108 |287 |96 |725 |179 |

|Крупные предприятия|700 |297 |111 |292 |62 |

|Всего |1808 |584 |207 |1017 |241 |

По данным официального сайта Палаты бухгалтеров и аудиторов

(www.caa.kg) общее количество крупных аудиторских фирм составляет 26

учетных единиц.

Принимая это во внимание, можно сделать определенный анализ –

соотношение предприятий и аудиторских компаний в среднем.

Так на каждую аудиторскую компании приходится средних предприятий – 42

предприятия, крупных предприятий – 27 соответственно.

Более конкретно можно представить картину если взять соотношение

отдельно по формам собственности.

Следовательно, на каждую аудиторскую компанию приходятся средние

предприятия:

государственной собственности – 11 единиц;

коммунальной собственности – 3 единицы;

частной собственности – 28 единиц;

из них с иностранными инвестициями – 7 единиц.

На каждую аудиторскую компанию приходятся крупные предприятия:

государственной собственности – 11 единиц;

коммунальной собственности – 4 единицы;

частной собственности – 11 единиц;

из них с иностранными инвестициями – 2 единиц.

Также можно представить, сколько вообще предприятий приходится на одну

аудиторскую компанию:

государственной собственности – 22 единиц;

коммунальной собственности – 8 единицы;

частной собственности – 39 единиц;

из них с иностранными инвестициями – 9 единиц.

И в общем, соответственно, – 69 предприятий на одну аудиторскую

компанию по городу Бишкек.

Представляя в общем экономическую ситуацию на аудиторском рынке и

принимая во внимание то, что по все республике количество предприятий

намного больше и надеясь на дальнейшее увеличение ряда действующих

предприятий, можно предположить, существует еще место в этой экономической

нише рынка. Но смотреть на то все таки следует объективно и даже если

появится еще одна аудиторская фирма с «амбициями», то она может столкнуться

с острой конкуренцией. И более того на первом и последующем этапе

потребуется довольно большое капиталовложение – так как на рынке уже

существует ряд зарекомендовавших себя аудиторских компаний.

Кроме того, некоторые компании сотрудничают еще и с зарубежными

аудиторскими компаниями. Например, аудиторская компания «Марка Аудит

Бишкек» сотрудничает с международной аудиторской компанией «Price Water

House Coopers». Хоть это и ставит определенные преграды при вступлении

новых компаний по оказанию аудиторских услуг на национальный рынок, тем не

менее, это важный шаг по направлению развития и совершенствования

аудиторской отрасли.

Организации и функционирование аудиторской деятельности зависит еще и

от самих организаторов. Руководство компаний такого рода должно быть

образовано («подковано»), как говорится на все 100%. Само же руководство

подбирает аудиторов для дальнейшей эффективной работы. Именно это и

формирует имидж аудиторской компании – а ведь он строится не за один год.

Тем не менее, существует шанс и место для создания еще нескольких

аудиторских компаний национальных и совместных с международными

организациями. Для этого есть все – самое главное специалисты, молодые

специалисты. Также последняя необходимость прокомментирована постоянными

изменениями и дополнениями законодательной базы Кыргызской Республики.

3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике

Чтобы определить перспективы развития аудиторской деятельности на

рынке Кыргызской Республики необходимо изучить ряд данных и показателей и

провести соответствующий анализ по данной отрасли. Данный анализ был уже

проведен в предыдущем вопросе.

Принимая во внимание период современного этапа развития отрасли

аудиторских услуг в Кыргызской Республике и сравнивая с аудитом в западных

странах можно предположить, что в скором будущем развитие аудита шагнет на

совершенно новый этап развития. Так в перспективе можно ожидать появление

совершенно новых технологий, процессов и явлений, приемлемых мировому

аудиту, таких как страхование аудита, аудита таможенного, а также мировое

признание аудиторов–специалистов и аудиторских фирм Кыргызской Республики.

Современное и эффективное развитие аудиторства должно предполагать

страхование, как и любая другая отрасль, поставляющая услуги обществу, то

есть где находят соприкосновение несколько векторов интересов.

Что же касается страхования в КР, то можно сказать, что это явление

еще не появится примерно лет пять. Во-первых, это можно объяснить, слабой

развитостью законодательной базы и соответствующей помощи и поддержки со

стороны государства для развития и решения этого вопроса, а также

несостоятельность фирм-заказчиков оплачивать стоимость страховки. В-

третьих, это отсутствие необходимости в страховании аудита, как процесса в

силу того, что аудиторы ограничивают свою ответственность только в

отношении выражения мнения. Другая грань, связанная с предыдущей – это

отсутствие спроса, а соответственно и предложения со стороны аудиторских

фирм качественного финансового менеджмента и планирования, где необходимо

страхование само по себе. Другой фактор отсутствия страхования на рынке

аудиторских услуг – отсутствие прецедента в этой сфере.

Но с другой стороны отсутствие института страхования аудита можно еще

объяснить и практическим отсутствием некачественного аудита.

Государственное регулирование аудиторской деятельности включает в себя, в

том числе, проверку знаний претендентов. Конечно, проверка знаний

периодически усложняется – и такова политика государства.

Пока не известен ни один факт судебной ответственности аудитора за

некачественное выполнение аудита. Таким образом, государство, на мой

взгляд, интенсивно занимается профилактической работой, чтобы не допустить

возможных правонарушений.

Перспективное развитие аудиторской отрасли, по-моему, может

предполагать признание и понимании необходимости аудиторской деятельности

со стороны общества, как заказчиков, так и государства.

Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике

связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда

нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов

(инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как

известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную

потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом,

объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а

при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным

средством их создания. Следует отметить, что все действующие аудиторские

фирмы и аудиторы независимо от вида категории занимаются консалтинговыми

услугами. Большая доля их работы сводится к составлению бухгалтерского

баланса и финансовой отчетности.

Проводимые реформы позволили Кыргызстану привлечь к себе внимание

различных политических и экономических организаций, в том числе и

потенциальных инвесторов. Для экономического признания во всем мире

необходима прозрачность и открытость финансовой информации. Это, прежде

всего, применение единых подходов к ведению бухгалтерского учета и

составлению финансовой отчетности. Профессия бухгалтера переживает в

настоящее время радикальные преобразования на качественном уровне и все

более насущной становится потребность в новом квалификационном специалисте

– профессиональном аудиторе. В связи с этим необходимо создание института

независимых аудиторов в Кыргызстане, которые пользовались бы доверием и

получили бы признание во всем мире, и, в первую очередь, в самой

республике. Основная задача государства – оказание содействия в развитии

аудита, принятие Международных стандартов аудита, и контроль за их

последующим соблюдением, образование населения, руководителей предприятий и

государственных служащих аудиту.

В Кыргызстане в отличие от США, Великобритании и других развитых

стран, отсутствует многовековой опыт поэтапного становления аудита. Этот

факт безусловно ограничивает и круг пользователей аудита и сферы его

применения. Многие компании ежегодно меняют аудиторов и далеко не всегда им

доверяют. Одно из основных условий развития аудита – это высокий уровень

аудиторской этики.

Планируя долгосрочное развитие профессии, надо исходить из того, что

наша экономика испытывает возрастающую потребность в скорейшем становлении

профессионального института независимого аудита. При этом совершенно

очевидно, что доверие общества к аудиторам базируется не только на глубоких

знаниях специалистов в области экономики, финансов, налогов и права, но и

на соблюдении ими определенного свода этических норм и правил.

Государственная комиссия планирует совместно с профессиональными

аудиторскими объединениями, аудиторскими компаниями, индивидуальными

аудиторами разработать и рекомендовать к применению в Кыргызстане Кодекс

профессиональной этики аудиторов. Этика профессионального поведения

аудитора должна определять нравственные, моральные ценности, которые

утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от

всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и

профессиональных этических норм должно явится непременной обязанностью и

высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.