рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

того, не существовало такой профессии. В то время - при Советском Союзе

существовали лишь контрольные и ревизионные службы, которые и явились

частью фундамента для возникновения и развития новой предпринимательской

деятельности - аудиторской отрасли.

Исследование развития ранее существующей контрольной службы Кыргызской

Республики показало, что его становление осуществлялось в четыре этапа:

ревизионный — до 1960 г., оптимизационный — 1960-1975 гг., функциональный —

с 1975 г. и рыночный — с 1990 г.

Начальный период характеризуется, в основном, проверкой годового

баланса и отчета о работе предприятий, соблюдения законодательной основы.

Оптимизационный этап связан с активным развитием производственных сил

в Кыргызской Республике, ведомственно-отраслевой специализацией и развитием

научно-технического прогресса. Для этого периода характерным явлением стало

широкое внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники

во всех сферах деятельности, включая и контрольную службу.

Функциональный этап развития контроля в республике связан с временным

усложнением хозяйственных процессов.

Четвертый — рыночный этап связан с интеграцией страны в мировую

экономику, развитием различных форм собственности и усложнением технических

и стратегических задач управления хозяйственными субъектами в условиях

рынка. На этом этапе возрастает роль контроля в решении

народнохозяйственных задач и возникает потребность в независимом контроле —

аудите.

При плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в

независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне

заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля,

сосредоточенная на принципе упущений и злоупотреблений в хозяйственной

деятельности предприятий, выявлении ошибок в учете и отчетности, нахождении

и наказании виновных.

С возникновением предпринимательской деятельности, появлением

совместных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа,

коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов потребность в

достоверной информации ощущается особенно остро.

В современных условиях главной целью хозяйствующих субъектов должно

быть формирование и развитие элементов рыночного хозяйства, реформирование

собственности, внедрение товарно-денежных отношений, в производстве и

потреблении, предпринимательстве. Предприниматель — это деловой, и

решительный человек, обладающий управленческими, организаторскими и

творческими способностями, умеющий экономически, достаточно хорошо

ориентироваться в; сложной рыночной среде, включая порядочные, честные

взаимоотношения с государством в лице финансовых, налоговых,

внешнеэкономических и т.п. конкретных органов.

Западные специалисты справедливо считают, что предприниматели — это

цвет нации, ее золотой запас, деловой потенциал страны, выраженный в

людском материале, в человеческих ресурсах. Именно это и вызвало

необходимость изучения деятельности между субъектами экономики, стремление

участников обмена деятельностью реализовать, свои интересы, способность и

готовность идти на риск, не допускать унылого единообразия ни в

деятельности, ни в мышлении, стремиться к творческому разнообразию в своей

жизни.

Организационные формы предпринимательства в условиях развития рыночной

экономики могут быть разнообразными, однако, все это многообразие можно

привести к следующей основной схеме

Переход экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление

огромного числа новых по своей форме предприятий, кооперативов, малых

предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной

ответственностью, межотраслевых концернов, корпораций, ассоциаций,

объединений, компаний, совместных предприятий с участием иностранных

инвесторов, бирж, коммерческих банков. В связи с чем в предпринимательскую

деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных бизнесменов и

производственников нового поколения, которые, однако, не обладали должным

опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма

приблизительное представление о законах и нормах Кыргызской Республики,

регламентирующие работу хозяйствующих субъектов (предприятий). В этом числе

законы о бухгалтерском учете и отчетности и об аудиторской деятельности.

Неотработанность и непринятие ряда законодательных актов, в свою очередь,

особенно не гарантировали уверенность собственника в предпринимательском

деле. На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость

оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их

коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений,

предусмотренных государственными законами. Движение к правовому государству

предполагает обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их

строгое соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения

в организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих

субъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной экспертизой,

оценкой, опекой, консультированием, правовой помощью и другими видами

аудиторских услуг, оказываемых в целях повышения эффективности коммерческой

деятельности, улучшения постановки учета и отчетности на предприятиях.

Отсутствие бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты

злоупотреблениями и прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов,

развалом работы, банкротством и прекращением их деятельности.

Аудиторскую форму контроля за деятельностью коммерческих и других

структур осуществляют все государства мира с развитой рыночной экономикой.

Основой его деятельности является взаимная заинтересованность хозяйствующих

субъектов (акционерных обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и

государства в лице налоговой инспекции и других пользователей информации.

Аудиторы как независимая служба защищают имущественные интересы и

собственника, и государства в обеспечении учета и отчетности.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто

непосредственно занимается управлением предприятия (администрация,

менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,

акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту

финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей

благополучности управляющие и подчиненные им бухгалтера предприятия.

Достаточно часто происходящие банкротства предприятий, обман со стороны

администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры и

др. инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что

отчетность, представленная администрацией, полностью отражает

действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности

финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались

люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми могли

быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к

аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения,

однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и

хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Создание аудита как в Кыргызской Республике, так и других странах СНГ

все же связано с годом «перестройки», так как в эти годы стали создаваться

кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия, т. е. экономические

субъекты, не являющиеся собственностью государства. Первая независимая

аудиторская фирма в Кыргызской Республике была образована в 1990 г. в форме

общества с ограниченной ответственностью — «Аудит ЛТД». Учредителями фирмы

выступили: Акционерное общество «Финансовая компания «Имфико» и Гофлин Л.

Г. — экономист с 20-летним стажем.

Главные задача изучения, обобщения и распространения опыта аудиторской

деятельности в Кыргызской Республике, легли на плечи Ледневой Нины

Евгеньевны и еще нескольким специалистам в 1991 году, когда они решили

заняться аудиторской деятельностью. В то время никто ничего не знал и знать

не хотел – ни мэрия, ни Минфин. Поскольку на тот момент желающих взяться за

это дело не было, а у государства просто не доходили до этого вопроса руки,

пришлось браться за разработку и становление аудиторской отрасти только им.

Вдвоем с Алексеем Белинченко они за год разработали и представили в

Минфин проект Временного положения о Совете по аудиту, а чтобы

зарегистрировать эти документы в Министерстве юстиции, министр собрал

коллегию. И только в 1992 году, после утверждения ими же разработанных

документов, она смогла зарегистрировать свою фирму. Но и это еще не все.

Далее им (ей) пришлось опять собственными силами разрабатывать и внедрить

программу аттестации аудиторов, и она же первая по ней сдавала экзамен. Так

уже была хоть какая-то система; система получилась на уровне 400 вопросов

по бухгалтерскому учету, финансам, праву, налогам. Эта система действовала

6 лет 1994 по 2000 год, что само по себе уже говорит о ее качестве.

Однако такую степень институционализации нельзя назвать завершенной. И

какая бы не была профессия, она не может состояться без профессионалов, и

Леднева Н.Е. тоже не была аудитором – в Советском Союзе такой специальности

не существовало. Что не говори, но так оно и было, хотя она как и многие

специалисты в то время хорошо разбиралась в бухгалтерском учете, финансах,

да и в экономике в целом. Услышав впервые об аудите, она заинтересовалась,

и началось тривиальное самообразование, так как альтернативы просто не

было. Ради, и, по нашему во благо этому покупалась довольно дорогая

литература и всевозможными путями добывалась интересующая информация.

Так, постепенно, на научной основе строилась своеобразная методология,

определенная технология и национальный почерк в аудите. Они строили свою

фирму. Как в то время, так и сейчас особой проблемой остается проблема

кадров. Конечно сейчас не много квалифицированных аудиторов, а уж в те годы

их просто не было. Были бухгалтеры, которые только хотели, но пока не умели

заниматься новым делом. Они не понимали тех принципов технологий аудита,

поэтому приходилось на ходу и очень подолу их обучать. И до сих пор очень

много времени тратится на обучение и подготовку квалифицированных аудиторов

– специалистов и профессионалов своего дела – светлой перспективы развития

отрасли.

Во многих секторах интеллектуального бизнеса, как это было, например,

с фондовым рынком, большую роль сыграли иностранные консультанты. Что же

касается отрасли аудита, то здесь данная сторона практически отсутствовала.

Так важно учесть специфику аудита и аудиторских технологий. В мире этот

бизнес - один из самых дорогих. Тон задают компании «большой четверки»,

каждая из которых имеет историю, измеряемую десятилетиями, а то и

столетиями. У каждой есть свои эксклюзивные технологии, профессиональные

секреты, на которых и строится их репутация, клиентура, следовательно,

богатство (признание рынком). Поэтому они не склонны делиться этой

информацией: ни тренингов, ни обучающих курсов с их стороны ждать не

приходится - такие знания ими не распространяются, так как это

интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком мало внимания

со стороны государства и некоторых предпринимателей – ими не осознается,

что многое строится на знаниях и умениях. И это необходимо стараться

развивать своими силами, не ожидая помощи со стороны, помощи, которая не

значительна.

Правда, во время подготовки проекта Закона «Об аудите» к основателям с

консультациями приезжали представители КРМG – одного из членов «большой

пятерки», их помощь была эффективна, но касалась исключительно регулятивной

базы, а не секретов аудиторской деятельности.

Все это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к

примеру, представительства крупных международных организаций и

транснациональных корпораций, которые, теоретически, могли бы стать

клиентами кыргызских аудиторских компаний. Но их руководство не знает

местных аудиторов, в них не уверены, считают, что они не могут предоставить

услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного уровня

аудита они не знают. Это относится, конечно, не только к определенным

компаниям, а к большинству компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у

кыргызских аудиторов есть свои технологии, но они пока не отвечают

международным стандартам. Простой пример: национальные компании часто

проигрывают в международных тендерах по примитивной причине – форма подачи

заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом само исследование

вполне может отвечать всем нормам, но его оформление - нет, и это все

перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не

провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие а

тендере и не обучить методике работы аудиторов.

Нужно заметить, что строить новое на пустом месте очень сложно, и

закон разрабатывался когда и четкого понятия об аудите в обществе не было.

Но это субъективно, а объективно дело обстоит так: как и в отношении

остальной нормативной базы, создание закона было инициировано снизу,

Палатой аудиторов, а официальным инициатором стал депутат Омурбек Текебаев.

Они старались создать максимально приемлемый вариант закона, для чего

организовали две (!) международные экспертизы проекта закона, которые он

успешно прошел. На уровне 1997-1998 годов этот закон был одним из самых

прогрессивных в СНГ. При желании в нем можно, конечно, найти слабые места,

но кто может назвать совершенный действующий закон в Кыргызстане?

Тем не менее, следствием закона стало создание Государственной

комиссии по аудиту – еще одного звена в процессе институционализации.

Появление закона и комиссии означало окончательное оформление профессии,

признание ее обществом и государством.

В этом отношении комиссия очень много делала для развития аудита.

Хотя, конечно, издержки руководства были. Например, лицензирование для

неустоявшегося вида бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока – 200

долларов. В целом, за все виды лицензий только компании Ледневой Н.Е. АКФ

«Кыргызаудит» пришлось выложить казне около 2 тысяч долларов. Это очень

значительная сумма для аудиторской фирмы в то время. Сейчас ситуация

изменилась, как трансформировалась и сама комиссия, которую 26 Указом

Президента влили во вновь образованную Государственную комиссию при

правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту.

Первая, бывшая, Госкомиссия совершила несколько негативных шагов

которые существенно сказались на восприятии профессии аудитора обществом.

Дело в том, что комиссия создала условия для индивидуалов. То есть

достаточно было получить лицензию и – вперед, занимайся аудитом. Но на

каком уровне – главное в этой профессии глубокое знание и понимание

производственного процесса, чтобы удовлетворить требования заказчиков –

качество аудиторской деятельности. Аудиторы-индивидуалы не вступали в

общественные организации, проследить качество их услуг было невозможно, в

итоге – страдали клиенты. А от разочарованных и возмущенных клиентов

волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах, которая автоматически

распространялась и на честные, грамотные фирмы. Словом, профессии был

нанесен ущерб, который быстро не исправишь. Эта ситуация показала, что

этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности.

Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993

г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в

Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом

Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г.

№ 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности

Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3

утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на

территории Кыргызской Республики».

Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы

первые лицензии на право занятий аудиторской деятельностью следующим

юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит»,

Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с

ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД». Ныне число

действующих отдельных аудиторских фирмы 42 и наиболее крупные из них

приведены ниже:

Список аудиторских компаний

- Метроном

- МФИ-Аудит

- Проф-Аудит

- Устат-Аудит

- Битекс-Аудит

- AZAN

- Национальная Аудиторская компания

- Промторг-Аудит

- Учет-Аудит-Бишкек

- Консалтинговая компания ACS

- Аудит ЛТД

- Международный центр консалтинга и аудита

- Социум-Консалт

- Марка-Аудит Бишкек

- Владимир Аудит ЛТД

- Аудит-Прайс

- Ош-Эсеп

- Аудитекс

- Альпари

- Инаудит

- Эврика-Аудит

- Эсеп ЛТД

- В.Якобс-Аудит

- Кыргызбанкаудит

- Кыргызаудит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.