рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

Рыночные отношения, как известно, характеризуются динамичностью

конъюнктуры внешнего и состоянием внутреннего аудита субъектов. Поэтому

усиление роли и значения в ближайшем будущем оперативного управления и, как

следствие, внутреннего аудита представляется вполне очевидным.

Предпосылкой внутреннего аудита на субъектах является использование

компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной

экономической информации. Факт существенного отставания экономики страны от

общепринятых стандартов компьютеризации общеизвестен и не требует

дополнительной констатации. Отсюда нерешенность задачи оперативного учета

товарной реализации в розничной торговле, что, в свою очередь, является

наиболее существенным фактором, сдерживающим внедрение в практику методов

внутреннего аудита и управления.

Одним из основных условий организации внутреннего аудита является

прочная унифицированная информационная и правовая база, для чего

Министерством финансов утвержден Генеральный план счетов бухгалтерского

учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, и инструкции по его

применению, единые формы бухгалтерской отчетности. Они введены в действие с

1 января 1998 года, а затем дополнены и заменены на План счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (разработанные в

соответствии с МСФО) от 18 ноября 2002 года (постановление № 28,

Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по

стандартам финансовой отчетности и аудиту) и обязательны для всех

предприятий, объединений и организаций (кроме банков и бюджетных

учреждений), включая предприятия с участием иностранных инвесторов

(совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным

инвесторам. А с 1 октября 1997 года приказом Министерства финансов

Кыргызской Республики было утверждено 18 национальных стандартов

бухгалтерского учета, которые введены с 1 января 1998 года. однако в

настоящее время предписывается руководствоваться не КСБУ, а МСФО, так как

План счетов разработан в соответствии с ними.

Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993

г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в

республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом

Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г.

№ 47-п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности

Кыргызской Республики» и приказом от 13 сентября 1993 г, № 48-п/3

утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на

территории Кыргызской Республики».

Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы

первые лицензии па право занятий аудиторской деятельностью следующим

юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит»,

Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с

ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД».

В перспективе аудиторские фирмы по заказам предприятий или

коммерческих банков будут производить регулярные проверки и анализ

состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, экономической

эффективности и рентабельности; оценивают реальность статей баланса,

реальность финансового отчета. Без положительного заключения аудиторской

фирмы ни один банк не вступит в кредитно-коммерческие отношения с

предприятием, товариществом, акционерным обществом и т.д.

Когда предприятие или организация объявляется банкротом, анализируя

баланс и реальность оставшегося имущества финансового состояния, финансовой

отчетности, обуславливаемые всей производственно-коммерческой деятельностью

предприятия, аудиторская фирма должна дать конечные оценки, выносит

суждения о продаже его с торгов на конкурсной основе или же передаче банку

для последующего использования. С целью нормализации организации

бухгалтерского учета и аудита в Кыргызской Республике, адаптация их, на

международный стандарт были разработаны и изданы в Законах «О бухгалтерском

учете» (2 апреля 2002 года) и «Об аудиторской деятельности» (3 июня 1998

года).

Принимая все это во внимание можно представить следующую схему аудита:

Структурная схема аудита

Схема 1

2.2 Становление и развитие аудита в России.

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления

экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки

утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже

не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания)

вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также

больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции,

удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий

первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный

аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти

официальный титул «глаза и уши царя».

Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с

безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными

древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле

древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом

есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко

разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что

проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от

древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть

равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того,

что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и

даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы.

Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные

документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства

Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту

по крайней мере в 1200-е гг.

Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно,

чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали,

то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты

и предъявляли им доказательства их виновности. И вообще, «практика слушания

отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,

просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от

латинского слова, означающего «слушание».

На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и

прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые

учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а

высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России.

Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов

были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.

Звание аудитора в России впервые было введено Петром I, который в

воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислил и

аудитора. Звание это Петр I заимствовал в Польше, где аудитор означал

судью, затем лицо, участвующее в судебном слушании, наконец следователя.

Аудиторы избирались, в основном, из числа прапорщиков. По воинскому уставу

во главе всех аудиторов был поставлен генерал-аудитор, при котором в

качестве помощников состояли генерал-аудитор-лейтенант и несколько обер-

аудиторов. В 1797 году аудиторы были переименованы в статские чины.

Вследствие недостатка в армии аудиторов повелено было в 1817 году избрать

из военно-сиротских отделений 100 человек способных кантонистов, а в 1819

году — еще 80 для приготовления к занятию должности аудитора. Все эти

кантонисты под названием «аудиторский писарь» были прикомандированы к

аудиторскому департаменту; по положению 1816 года, они «по выдержании

особого экзамена» производились в аудиторы. В 1833 году, с целью

образования аудиторов для военно-сухопутных и морского ведомств, была

учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов,

переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов

училища в 1867 году была образована Военно-юридическая академия. В

Аудиторское училище принимались молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет.

Для практического знакомства воспитанников с их будущей деятельностью, по

назначению генерал-аудитора, в училище из аудиторского департамента

доставлялись законченные производством военно-судебные дела. Воспитанники,

окончившие полный курс наук в училище, выпускались или аудиторами с чином

коллежского регистратора, пли же аудиторскими помощниками унтер-офицерского

звания, которые через год производились в классный чин. Таким образом, в

России начала XVIII — конца XIX века аудиторами назывались именно юристы,

только военные. В 1859 году были значительно усилены оклады содержания,

получаемого аудитором. Должность аудитора учреждалась при всех военно-

судных местах, а также при главнокомандующих, главных командирах портов и

других лицах, к компетенции которых относилось рассмотрение военно-судебных

дел. При дивизиях и корпусах состоялись аудиторы высшего разряда,

называвшиеся обер-аудиторами; при военных министерствах — генерал-аудиторы.

С введением в России военно-судебной реформы 1867 года должность аудитора

была упразднена; обязанности генерал-аудитора перешли к главному военному

прокурору, а надзор за всеми военно-судными местами сосредоточился в

Главном военном суде. В первоначальном проекте учреждения государственного

совета аудиторами названы были вторые чины государственной канцелярии; но

при выработке окончательной редакции, это слово было заменено названием

«помощник статс-секретаря». По своему характеру, должность аудитора не

отличалась единством; она совмещала в себе черты должностей

делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора». Обязанности аудитора

заключались в следующем: он должен был представлять суду материалы по делу,

допрашивать подсудимого и свидетелей, собирать необходимые для ведения

судебного следствия справки и доказательства, составлять протоколы судебных

заседаний и определения, предлагать Их на утверждение суда, вести судебную

переписку.

В чистом виде советский и российский аудит как таковой отсутствовал.

Так уж сложилось, несмотря на несколько исторических попыток его создания

(в 1888-1889 гг. - Институт присяжных бухгалтеров, в 1907-1914 гг. -

Институт бухгалтеров и в 1928-1930 гг. - Институт государственных

бухгалтеров-экспертов), приема соответствующих квалификационно-

аттестационных экзаменов и т.д.

Конечно, отдельные элементы данной области деятельности специалистов

по учету, контролю и анализу ввиду их объективной необходимости в СССР и в

России всегда имели место. В подавляющем большинстве случаев такие элементы

были разрознены и не представляли систематизированного целого — аудита как

неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Они и не именовались

аудитом.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их

современном виде появились сравнительно недавно, в связи с экономическими

преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает

известный специалист в области аудита, контроля и ревизий проф. Ю. А.

Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в

1889, 1912, и 1928 гг., но все они заканчивались провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов,

оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к

появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий

(СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для

подтверждения аудиторских годовых отчетов. В 1987 г. на основе

постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма

«Акционерное общество «Инаудит», в 1989 г. «Ленаудит» и «Банк аудит», эти

фирмы занимались аудиторскими проверками, консультированием СП по

налогообложению, по различным правовым вопросам и др.

Этапы развития аудита в России

|Этап |Характерные особенности |

|Подготовительный |Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине |

| |СССР |

|Первый - 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” |

|Второй - 1989-1991 |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской |

|гг. |деятельности в СССР |

|Третий - 5 декабря |Период разработки проекта Закона об аудите и |

|1991г. – настоящее |утверждение “Временных правил аудиторской деятельности |

|время |РФ” (29 декабря 1993 г.) |

|Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской |

| |деятельности” |

Когда шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый

путь экономического развития, в стране стали создаваться кооперативы,

частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не

являлись собственностью государства, в связи с чем, возник вопрос, кто

должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:

налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990

года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти

функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-

ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,

утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956г., предусматривалось право

проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных

предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и

союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом

числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по

силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных

органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-

ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных

аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от

чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в

жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при КРУ

Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров

Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям

платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению

бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим

вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в

количестве 10 единиц.

Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была

установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной

группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически

договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по

месту жительства и 20 руб. при выездных проверках.

Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и,

следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее

филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в

самостоятельные аудиторские фирмы.

Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить

положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю

страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие

руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных

аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками

совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в

большинстве республик так и не приступили.

В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический

центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»

при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;

«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;

«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.

Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по

организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,

эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,

финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по

оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.

Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это

были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь

некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,

и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.