рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудит операций с денежными средствами

журналы-ордера (по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

по кредиту счета 50 «Касса»), журнал регистрации платежных ведомостей.

Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 «Расчеты с

персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по

налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и

т.д.

В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в

банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых

льгот, кассир должен:

в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не

произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки

«Депонировано»;

составить реестр депонированных сумм;

в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о

фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы

с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение

депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим

основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно

путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных

аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с

Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на

счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по

депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» за

период - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы,

дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по

депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные

суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм

ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

При наличии расхождений между документами следует составить таблицу по

прилагаемой форме (см. табл. 8).

Таблица 8 Ведомость расхождений между платежными ведомостями и реестром

депонированных сумм

|Ведомость |Реестр депонированных |Отклонение |

| |сумм |(+,-) |

|номер |дата |ФИО |Сумма |номер |ФИО |За |Номер |сумма |

| | | |записи | | |какой |ведомос| |

| | | | | | |период |ти | |

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом

нарушений, которые следует исключить в учетной практике.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите

кассовых операций.

Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:

1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора,

руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код

организации и т.д.);

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от

физических лиц и юридических лиц и т.д.);

3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и

тех же документов;

4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;

5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета

итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;

6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического

и аналитического учета;

7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и

организациям;

8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим

основаниям;

9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;

10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых

машин, без регистрации их в налоговых органах;

11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие

подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию

(организации);

12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя

предприятия специальная комиссия;

13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные

ревизии кассы не проводились;

14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга;

16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации

кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не

составляет.

Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин

В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении

контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»

при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской

Федерации все организации (в том числе физические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны

применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Исключение из этого порядка

допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных

категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо

особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с

населением без применения ККМ, утвержденный постановлением Правительства РФ

от 30.06.93 № 745 (с учетом последующих изменений и дополнений).

В этот Перечень, например, включены следующие организации (в том числе

физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица):

- оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой

отчетности;

- реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-

журнальных киосках;

- реализующие ценные бумаги;

- реализующие лотерейные билеты;

- торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других

территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением

находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов,

помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и

приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков

внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными

товарами.

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы)

ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в

Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе

по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-

операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало

и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в

организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена

книга кассира-операциониста.

Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на

идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-

операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на

полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета

выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ «О применении контрольно-

кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»

предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка

применения ККМ:

Статья 7 гласит: суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства

о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов

с населением, распределяются следующим образом: 20 % - в федеральный

бюджет; 80 % - в местный бюджет.

В соответствии со статьей 14.5 Кодекс Российской Федерации об

административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ:

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях

торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров,

выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами,

зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при

отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без

применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20

МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до

400 МРОТ.

При обнаружении расчетов с населением без применения ККМ

целесообразно занести эти данные в таблицу 9:

Таблица 9 Реестр операций не пробитых на ККМ

|Номер и дата ПКО |Сумма, |От кого |Основание |

| |руб. | | |

1.4. Аудит кассовых операций в иностранной валюте

Прежде, чем приступить к проверке кассовых операций в иностранной валюте

следует узнать, сколько валют использует организация и открыты ли отдельные

субсчета для каждой валюты. При аудиторских проверках кассовых операций и

расчетов в наличной иностранной валюте прежде всего снимаются остатки

валютной кассы и составляется акт о сумме наличных денежных средств в

иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также,

соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и

бухгалтерского учета.

Затем необходимо проверить полноту оприходования и списания валютных

средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами,

приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны

соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.

При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного

законодательства, разрешающих расчеты в наличной иностранной валюте в

Российской Федерации.

Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при осуществлении

финансово-хозяйственной деятельности российских организаций может быть

связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной

валюте не входят в перечень текущих валютных операций, содержащийся в

Законе Российской Федерации от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном

регулировании и валютном контроле» (с последующими изменениями и

дополнениями). Поскольку этот перечень является закрытым, такие расчеты

следует относить к разряду капитальных операций, порядок осуществления

которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.

Положением «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты

командировочных расходов», утвержденным Банком России 25.06.97 г. № 62

(далее - Положение № 62), предусмотрена возможность выдачи организациям

наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам.

Наличная валюта может быть выдана организации с ее текущего валютного счета

из средств, полученных ею в результате осуществления хозяйственной

деятельности. Валютное законодательство Российской Федерации разрешает

организациям приобретать иностранную валюту для оплаты командировочных

расходов на внутреннем валютном рынке (Инструкция Банка России от 29.06.92

г. № 7 с последующими изменениями и дополнениями). В этом случае купленная

валюта согласно указанию Банка России от 20.10.98 г. № 383-У (в ред. от

21.06.2000 г.) «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами

операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем

валютном рынке Российской Федерации» зачисляется на специальный транзитный

валютный счет организации и должна быть использована на заявленные цели в

течение 7 календарных дней. В пределах этого срока организация может

получить наличную валюту для выдачи авансов работникам, выезжающим в

загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта

подлежит обратной продаже. Полученная, но неиспользованная валюта должна

быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи.

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы,

может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на

оплату тех расходов, которые признаются командировочными.

Перечень командировочных расходов по загранкомандировкам утвержден

постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 г. № 365 (далее - постановление

№ 365). К ним относятся:

стоимость проезда;

стоимость проживания;

суточные;

провоз 30 кг багажа;

оформление загранпаспорта и визы;

прописка паспорта (регистрационный сбор);

расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.

Другие расходы командированного работника не являются командировочными,

хотя и связаны с загранкомандировками, поэтому они не подлежат возмещению

работнику в иностранной валюте. Такие расходы организация может возместить

ему по отдельному авансовому отчету только в рублях с учетом действующего

налогового законодательства как в отношении организации - юридического

лица, так и в отношении работника - физического лица. Возмещение работнику

этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое расходование валютных

средств. Кроме того, при покупке за рубежом каких-либо материальных

ценностей, предназначенных для юридического лица, помимо нецелевого

расходования валюты имеются и другие нарушения, а именно:

приобретение за рубежом материальных ценностей юридическим лицом без

заключения контракта;

расчеты наличными денежными средствами без разрешения Банка России;

ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации

без декларирования;

неуплата на таможне пошлины, сборов, НДС.

Следовательно, командированный работник мог приобрести за рубежом

материальные ценности только для себя лично, оплатить их за счет суточных

или личных валютных средств, а затем передать их организации по договору

купли-продажи, заключенному между ними.

Валютное регулирование операций с наличной иностранной валютой

Положением ЦБ РФ № 62 определено, что организации могут покупать

наличную иностранную валюту за рубли только через уполномоченные банки в

безналичном порядке. Покупка наличной иностранной валюты (через обменные

пункты) для оплаты командировочных расходов запрещена.

Для снятия наличной иностранной валюты с валютных счетов организация

должна представить в банк заявку. Заявка оформляется на основании:

- приказа об установлении нормы суточных;

- приказа о командировании работников организации в служебную

командировку за пределы Российской Федерации.

Наличная иностранная валюта выдается банком не ранее, чем за 10 рабочих

дней до даты убытия командируемых лиц. Одновременно банк выдает справки по

форме № 0406007 на имя каждого командируемого лица. Эти справки являются

основанием для вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Организации обязаны хранить полученные справки в кассе. Для их учета

ведется отдельный журнал учета справок по форме № 0406007.

По окончании служебной командировки подотчетное лицо обязано представить

в организацию авансовый отчет в течение 10 календарных дней. В свою очередь

организация представляет в уполномоченный банк отчет о расходовании

наличной иностранной валюты.

В случае перерасхода валюты банк может запросить авансовый отчет

командируемого лица и документы, подтверждающие расходы за пределами

Российской Федерации.

Задолженность перед командируемым лицом организация погашает следующим

образом:

- путем перевода иностранной валюты с валютного счета организации на

валютный счет командируемого лица в уполномоченном банке;

- путем выдачи задолженности в наличной иностранной валюте;

- путем выдачи эквивалента задолженности в рублях, исчисленного по

курсу, установленному Центральным банком РФ на дату погашения

задолженности.

Подотчетные суммы наличной иностранной валюты, не использованные во

время служебной командировки, возвращаются в кассу и сдаются в банк в

течение 10 рабочих дней с момента их поступления в кассу.

Если же по каким-либо причинам командировка не состоялась, то полученная

ранее наличная иностранная валюта, а также справки по форме № 0406007

возвращаются из кассы в уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней с

даты предполагавшегося убытия командируемого лица в служебную командировку.

На практике организации нередко выдают аванс на командировочные расходы

за пределами Российской Федерации в рублях. По прибытии подотчетное лицо

представляет отчет в иностранной валюте. Это свидетельствует о том, что

работник организации фактически покупает иностранную валюту в наличной

форме (через обменный пункт). Проведение таких операций запрещено

Положением ЦБ РФ № 62.

Поэтому на организацию может быть наложен штраф в соответствии с пунктом

4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (вступил в

силу с 1 июля 2002 года). Сумма штрафа, установленного этой статьей,

составляет от 400 до 500 минимальных окладов.

В сроки, установленные в соответствии с Положением № 62 (п.6.10. В

случае, если Отчет не представлен Клиентом в уполномоченный банк в течение

3 месяцев с даты представления Отчета, указанной в графе 12 Заявки, а

ожидаемая в соответствии с Заявкой сумма отчета превышает 5 тысяч долларов

США, уполномоченный банк не позднее 5 дней с даты окончания указанных 3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.