рефераты бесплатно

МЕНЮ


Аудит

Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере

установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной

оплаты труда.

Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора

единого образца. Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата

не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься

аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее

осуществление.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании

соответствующего заявления: а) для аудитора, работающего самостоятельно,—

квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной

регистрации,

б) для аудиторской фирмы — учредительных документов, копии свидетельства

о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы,

их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

Сбор за выдачу лицензии лицам, работающим самостоятельно, без образования

юридического лица, — 30-кратный размер установ-Д ленной законодательством

Российской федерации минимальной месячной оплаты труда, за выдачу лицензий

аудиторским фирмам — 150-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.

Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита

страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных

институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть

аннулированы выдавшими их органами в случаях: а) обнаружения после

выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором

(учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности,

не предусмотренной выданной ему лицензией;

и) представления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе

аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя)

хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего

наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения

права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств,

исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического

субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок

или оказания аудиторских услуг.

Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности

без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой

административное наказание в виде изъятия полученных в результате

незаконной деятельности доходов и штрафа в пределах от 500- до 1000-

кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление

аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о

ликвидации указанного юридического лица.

Для кого обязателен аудит.

В объективной информации о финансовом состоянии фирмы непосредственно

заинтересованы:

администрация фирмы; сотрудники фирмы;

поставщики сырья, потребители продукции, а также инвесторы, страхователи;

учредители; кредиторы, банкиры;

государственные органы (налоговая инспекция, органы госстатистики),

руководство различных внебюджетных фондов. Косвенно заинтересованы в

информации: аудиторы, консультанты и эксперты; биржи; юристы;

различные регулирующие органы; пресса и информационные агентства;

ассоциации и союзы торговцев и производителей; профсоюзы и политические

партии; научно-исследовательские организации; социологические службы;

широкая публика.

Интересы пользователей финансовой информацией не всегда совпадают и

существует объективная необходимость в независимой оценке отчетных данных.

Такую оценку и подтверждение должен дать независимый аудитор.

Временными правилами предусмотрены обязательные и инициативные

аудиторские проверки. Первые проводятся в случаях, установленных

нормативными актами Российской Федерации, вторые — по решению

экономического субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению

государственных органов дознания и следствия при

наличии санкции прокурора. Прокурор, суд и арбитражный суд вправе в

соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать

аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении проверки.

"Основные критерии (система показателей) деятельности экономических

субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит

обязательной ежегодной аудиторской проверке», утвержденные постановлением

Правительства Российской федерации 7 декабря 1994 г. № 1355 (в редакции

Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408), определили круг

предприятий, отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской

проверке. Ей подлежат все экономические субъекты, имеющие организационно-

правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их

участинков (акционеров) и размера уставного капитала.

Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-пра- . вовую форму, за

исключением формы акционерного общества открытого типа (определено

Временными правилами). Обязательной ежегодной аудиторской проверке

подлежат: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и

общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты, фонды, холдинговые компании; внебюджетные фонды,

в которые направляются обязательные отчисления юридических и физических

лиц;

благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные

добровольными отчислениями юридических и физических лиц.

Обязательное аудиторское подтверждение достоверности публикуемой

бухгалтерской отчетности предусмотрено Положением о бухгалтерском учете и

отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства

финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 170 с изменениями от 19 декабря 1995 г.

№ 130), статья 82, абзац 2. В соответствии с Федеральным законом «О

бухгалтерском учете» (приложение 1) в составе бухгалтерской отчетности

организации, наряду с бухгалтерским балансом и другими отчетными формами,

предусмотрено аудиторское заключение, подтверждающее достоверность

бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с

федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Закон «О бухгалтерском учете» не отменяет вышеуказанного Положения —оно

действует в части, не противоречащей Закону. Федеральный закон от 26

декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривает

обязательную публикацию открытыми обществами годового отчета,

бухгалтерского баланса, отсчета о прибыли и убытках, а также других

сведений об обществе, т.е. необходимо обязательное аудиторское

подтверждение публикуемой отчетности.

Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми

акционерными обществами утвержден приказом Минфина России от 28 ноября 1996

г. №101, которым, в частности предусмотрено, что вместе с бухгалтерской

отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита,

проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской

отчетности. Публикация должна содержать полный текст итоговой части

аудиторского заключения, подготовленного в соответствии с Порядком

составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (безусловно

положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения

мнения). Информация о результатах аудита должна также включать полное

наименование аудитора, вид и номер лицензии на осуществление аудиторской

деятельности, дату аудиторского заключения.

Любое предприятие может провести аудиторскую проверку по собственной

инициативе, но расходы по таким проверкам после вычета налогов относят на

счет предприятия.

Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской

проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля,

принадлежащая иностранным инвесторам, а также при наличии хотя бы одного из

следующих финансовых показателей:

объема выручки, превышающего в 500 тысяч раз установленный

законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч

раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер

оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда принимается в ежегодном

исчислении за отчетный год. Например, в течение 1995 года этот показатель

менялся: с 01.01.95 г. по 31.03.95 г. - 20 500 руб. с 01.04.95 г. по

30.04.95 г. - 34 400 руб. с 01.05.95 г. по 31.07.95 г. - 43 700 руб. с

01.08.95 г. по 01.11.95 г.-55 000 руб. с 01.12.95 г. по 01,01.96 г. - 60

500 руб.

Тогда среднегодовой минимальный размер оплаты труда принимается в сумме

42 520 руб. 83 коп. (т.е. 20 500 х 3+34 400+ 43700х3+50000х3+57750+60500

деленное на 12). В таком случае объем выручки в 1995 отчетном году должен

превышать

21 260,415 млн. руб. (42 520,83 х 500 тыс.), а сумма активов баланса должна

будет превышать 8 504,166 млн. руб. (42 520,83 х 200 тыс.).

Для сравнения приведем требования законодательства ФРГ в области

обязательного аудита*.

Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие

предпринимательские общества в ФРГ делятся на три категории (см. табл. 2):

Таблица 2.

|Категория |Сумма баланса |Оборот (ДМ) |Количество |

| |(ДМ) | |занятых по найму|

|Мелкие |Менее 3,9 млн. |Менее 8,0 млн. |Менее 50 чел. |

|Средние |Менее 15,5 млн. |Менее 32,0 млн. |Менее 250 чел. |

|Крупные |Более 15,5 млн. |Более 32,0 млн. |Более 250 чел. |

Принадлежность к категории определяется при наличии двух или трех

указанных в таблице признаков. К категории крупных относятся те общества,

чьи акции и другие выпущенные ими ценные бумаги котируются и продаются на

биржах стран ЕЭС.

Для средних и крупных предпринимательских обществ в ФРГ сроки составления

бухгалтерских отчетов установлены не позднее трех месяцев по истечении

отчетного периода. Они должны пред-.ставить свои бухгалтерские отчеты на

проверку и подтверждение аудиторским фирмам (аудиторам). Без их

подтверждения отчет не может быть принят. Крупные общества обязаны все

вышеуказанные документы опубликовать в официальном печатном органе.

Цена аудита.

Услуги аудитора недешевы. В развитых странах за ежегодные аудиторские

проверки компании платят десятки тысяч долларов США. Плата зависит от числа

бухгалтерских записей, времени, необходимого для проверки, состояния

бухгалтерского учета. Так, при обороте компании в 1 млрд. долларов аудит

будет стоить 20-30 тыс. долларов. Более крупные компании платят в 2-4 раза

больше. Один час работы аудитора стоит 200-600 долларов, расценки зависят

от квалификации специалиста и уровня сложности.

Потребность в аудиторах быстро растет. Если в СССР было около 40 тысяч

предприятий, то в России в условиях рыночной экономики действует несколько

сотен тысяч стабильно работающих компаний и, кроме того, сотни тысяч

«полуживых» и «мертвых» компаний, которые зачастую также нуждаются в

аудиторском заключении. Услуги аудита дорожают.

В Москве аудит «нулевого» баланса стоит 2 тыс. долларов. Проверка небольшой

торговой компании будет стоить 3-5 тыс. долла-

ров. Аудит банков и крупных компаний оценивается десятками и сотнями тысяч

долларов. В газетах пишут о крупнейшей Российской газодобываюшей компании,

которая заплатила за проверку Аудиторской фирме с мировым именем чуть

меньше 12 млн. долларов. Часовые ставки российских аудиторов сравнялись со

ставками западных коллег.

Рост потребности в аудите при отсутствии во Временных пра-уилах четких

критериев ответственности аудитора привлек в эту Область недобросовестных

людей. Работа россиийского бухгалтера рчень сложна, трудоемка,

законодательство часто меняется, ответственность велика, и иногда ошибки

ведут к уголовному преследованию. Оплата самых квалифицированных

бухгалтеров не превышает 2 тыс. долларов в месяц, а аудитор может за одну

проверку получить в 2-3 раза больше.

Некоторые российские фирмы практикуют оплату услуг аудитора «черным

налом». В договоре указывается минимальная цена, по ней рассчитывается

налог на добавленную стоимость и другие налоги, а остальная часть

выплачивается наличными. Ряд фирм принимает за основу оплаты услуг

аудитора ставки главного бухгалтера или финансового директора. Итак, при

заключении договора необходимо определить стои-мость услуг специалистов.

Целесообразно принять за основу время, необходимое для проверки. На стадии

переговоров надо определить «фронт» работ аудитора:

1. Сколько папок с документами (кассовые, банковские документы,

подотчетные суммы, договоры, контракты, грузовые тамо-

женные декларации, накладные, бухгалтерские ведомости, разра-

боточные таблицы, журналы-ордера. Главная книга, баланс и формы отчетности,

статистическая отчетность, отчетность в налоговую инспекцию по налогам,

отчетность в Пенсионный фонд Рф, фонды обязательного медицинского

страхования, фонд социального страхования РФ, Государственный фонд

занятости населения РФ, различные справки и отчетность для банка и т.д.)

предстоит проверить.

2. За сколько лет проводится проверка (проверка может быть за два года,

поскольку по существующему положению предприятия с иностранными

инвестициями при сдаче годового отчета обязаны приложить аудиторское

заключение по отчету за предшествующий отчетному год и в течение

следующего года — заключение за отчетный год).

3. Сколько специалистов необходимо привлечь.

Цикл проверки обычно равен двум-четырем неделям. На крупных предприятиях

проверка может продолжаться и более месяца.

Итак, при определении стоимости аудиторской проверки рекомендуется

учитывать следующие моменты:

1. Аудитор должен обосновать предлагаемую стоимость услуг (желательно

расчетом необходимого времени, количества привлекаемых специалистов и

стоимости одного часа работы).

2. Полезен предварительный анализ рынка аудиторских услуг, что позволит

определить разброс цен. До начала переговоров с аудиторской фирмой надо

оценить собственные возможности и ориентировочную сумму оплаты за аудит.

3. Расходы на обязательную аудиторскую проверку надо закладывать в годовую

смету расходов компании.

Программа аудита.

Программа аудита — это перечень аудиторских процедур. Они бывают двух

видов:

1) программы тестов контроля, которые содержат процедуры сбора информации

о функционировании системы внутреннего контроля предприятия;

2) программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры сбора

информации непосредственно об остатках на счетах.

Аудиторская программа включает в себя следующие элементы:

График работы аудиторов.

График определяет предельные сроки подготовки и представления материалов

для составления аудиторского заключения. В графике учитываются затраты

времени на отдельные виды и участки проверок с учетом и в пределах

ожидаемой оплаты, что сохраняет прибыль компании.

Подробные процедуры.

Программа аудита представляется в письменном виде. Детально описываются

процедуры аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку

проверки. Она становится инструкцией для сотрудников, участвующих в аудите,

а также инструментом контроля правильности выполнения работы.

Контроль за ходом проверки.

Программа предполагает, что все члены аудиторской группы знают

предъявляемые требования. Она остается базовым документом для контроля

выполнения заданий младшими аудиторами и ассистентами.

Персонал.

В программе определяются численность персонала, объем и содержание

работы. Как правило, аудит проводит группа, состо-ящая из основного

аудитора, младших аудиторов и ассистентов. В крупных западных аудиторских

фирмах персонал распреде-ляется следующим образом:

партнер — постоянно работает с клиентом, несет общую ответ-ственность за

оказываемые аудиторские услуги и решает наиболее сложные и трудные

проблемы, возникшие в ходе проверки; ут-верждает план аудита и

согласовывает график работы с клиентом; дает общую оценку и обзор работы,

готовит аудиторское заключение;

менеджер — постоянно работает с клиентом, готовит план аудита и график

работы аудиторов, рассматривает рабочие доку-менты по аудиту и выявляет

проблемы, передаваемые для решения партнеру;

старший сотрудник — повседневно управляет аудиторской проверкой, составляет

программы, контролирует работу младших сотрудников, выполняет наиболее

сложные аудиторские задачи, отвечает за соблюдение плана аудиторской

проверки, ставит в известность менеджера о возникших сложностях; младшие

сотрудники — качественно выполняют порученные задания.

Обычно аудиторская программа включает: тестирование операций,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.