рефераты бесплатно

МЕНЮ


Анализ затрат на производство

заключается в следующем. В отечественной практике абсолютно все косвенные

расходы распределяются между видами продукции и являются составляющими

полной себестоимости продукции.

В зарубежной их практике расходы, не связаны с производством

продукции, рассматриваются как расходы за периоды. Они не распределяются

между видами продукции, а показываются в отчете общей суммой.

Таким образом, применение элементов "директ-костинг" в отечественном

учете затрат, внедрение международного опыта по учету затрат и результатов

координально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и

расчета финансовых результатов, в частности основного финансового

результата- от реализации продукции.

2.4.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам.

Применение различных методов учета затрат влияет на величину

себестоимости продукции и тем самым на величину прибыли. При методе учета

переменных затрат на продукт относят только переменную часть

производственных расходов,и они распределяются между остатками готовой

продукции и себестоимостью реализованной продукции, а все постоянные

расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени.

Таким образом, себестоимость продукции будет выглядить следующим

образом:

Таблица 2.11.

Себестоимость продукции, исчисленная по

переменным затратам.

|Статьи затрат |1998г. |1999г. |Изменение |

| | | |% |

|Материалы |8529,2 |9014,4 |5,7 |

|Комплектующие |1805,8 |2160,4 |19,6 |

|Заработная плата основная |1935,6 |1989,4 |2,8 |

|Отчисления |700,5 |747,6 |6,7 |

|Переменная часть цеховых расходов |3450,9 |7267,2 |110,6 |

|Итого себестоимость: |16422 |21179 |29 |

На увеличение себестоимости, как и в случае исчисления полной

себестоимости в большей степени повлияло увеличение цеховых расходов –

80,2% общего увеличения.

Рассчитав себестоимость по переменным затратам единицы каждого вида

продукции, заметим, что и в том случае произошло снижение себестоимости

единицы продукции, такой как тэны (табл.2.12.).

Таблица 2.12.

Переменная себестоимость единицы продукции.

|Вид продукции |Себестоимос| |Изменения | |

| |ть еди- | | | |

| | ницы | | | |

| |продукции | | | |

| |1998г. |1999г. |абс. |относит. |

|Эл\двигатели |6347 |10981 |4634 |73,0 |

|Эл\чайники |29 |52 |23 |79,3 |

|Эл\кипятильники |11 |12 |1 |9,1 |

|Ротор |355 |710 |355 |100,0 |

|Деревообработка |31 |63 |32 |103,2 |

|Предохр.устройства |27 |49 |22 |81,5 |

|Тэны |39 |30 |-9 |-23,1 |

Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные

и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления.

Одной из этих особенностей организации анализа является анализ

взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной

классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации

массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных

расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает

возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай

осложнения коньюктуры и других затруднений.

Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

проводится с помощью графика (рис.1.2.) и различных арифметических

расчетов. Основным моментом является определение точки безубыточности или

порога рентабельности.

Порог рентабельности- это такая выручка от реализации, при которой

предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от

реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на

покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Попробуем определить значение порога рентабельности для завода

"Электромашина". При этом сделаем допущение, что объем производства

продукции равен объему ее реализации.

Таблица 2.13.

Исходные данные для определения порога рентабельности.

|Показатели |тыс.руб. |В % и в относит.выражении |

| | |(к выручке от реализации) |

|1.Выручка от реализации |35527 |100% или 1 |

|2. Пременные затраты |21179 |59,6% или 0,596 |

|3. Рез-тат от реал-ции после | | |

|возмещения перем.затрат | | |

|(маржинальный доход) | | |

| |14348 |40,4% или 0,404 |

|4. Постоянные затраты |14507 | |

|5. Прибыль (ст.3-ст.4) |-159 | |

Прибыль = результат от реализации - постоянные = 0

после возмещения пере- затраты

менныз затрат

или:

Прибыль = порог * результат от - постоянные = 0

рентабельности реал-ции после затраты

возмещения

пер.затрат в

относительном

выражении

Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

Порог рентабельности = Постоянные : Результат от реализации

затраты после

возмещения перемен-

ных затрат в относительном

выражении

В данном случае порог рентабельности равен:

14507 тыс.руб. = 35908 тыс.руб.

0,404

Порог рентабельности также можно определить графическим способом,

который основан на равенстве результата от реализации после возмещения

переменных затрат и постоянных затрат при достижении порогового значения

выручки от реализации.

Затраты, Результаты от реализации

после

тыс.руб. возмещения переменных

затрат

15000

К

Постоянные затраты

14507

13000 Порог рентабельности

0

15000 35908 Выручка от реализации,

тыс.руб.

Рис. 2.1. Определение порога рентабельности.

В точке К результат реализации после возмещения переменных затрат и

постоянных затраты равны.

Итак при достижении выручки от реализации в 35908 тыс.руб.

предприятие достигнет окупаемости и постоянных, и переменных затрат.

Фактическая выручка на предприятии меньше ее порогового значения на

381 тыс.руб. или 1,1%. Постоянные затраты не окупаются полностью за счет

выручки, что приводит к возникновению убытка в размере 159 тыс.руб.

Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое

(критическое) значение объема производства в натуральном выражении.

Обычно для этого используются формулы:

q = R или q = C ;

p p – v

где:

q – пороговое количество товаров;

R – порог рентабельности данного товара;

P – цена реализации;

С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;

V - переменные затраты на единицу товара.

Эти формулы можно использовать, когда производится один вид

продукции, который своей выручкой от реализации покрывает все переменные

затраты предприятия. Когда же выпускаются несколько видов продукции, расчет

объема производства, обеспечивающего безубыточность определенного вида

продукции, осуществляется по формуле, учитывающей роль этого товара в общей

выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долго в

постоянных затратах.

q = C + Y1___________________ ,где

(p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)

Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации

(в долях единицы);

Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на

единицу I-го вида продукции;

n - количество видов продукции.

Таблица 2.14.

Определение критического объема производства

по каждому виду продукции.

|Вид |Доля |Цена за |Перем. |Выпуск | |Откло- |

| |I-го | | |продукц| | |

| | | | |ии | | |

|продукции |вида в |единицу |затраты |крит. |факт. |нение |

| |общей |изделия,|на единицу | | | |

| |выручке |руб. |изделия, | | | |

| | | |руб. | | | |

|A |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Эл\двигатели |0,809 |19755 |10981 |1337 |1455 |118 |

|Эл\чайники |0,061 |72,7 |51,7 |42139 |30000 |-12139 |

|Эл\кипятильники |0,063 |15,8 |12 |240511 |142000 |-98511 |

|Ротор |0,013 |1404 |710 |272 |326 |54 |

|Деревообработка |0,008 |95 |93 |58028 |2991 |-55037 |

|Предохр.устройства |0,005 |124 |49 |967 |1455 |488 |

|Тэны |0,014 |28,5 |30,3 |112832 |16350 |-96482 |

|СТО |0,003 |4000 |2183 |24 |30 |6 |

|Мех.обр-ка сплава |0,024 |168,8 |160,9 |44051 |5 |-44046 |

Как видно, пороговое значение объема производства было достигнуто

только по четырем из девяти видов продукции. Следовательно, выручка от

реализации пяти видов продукции не покрывает постоянные расходы, приходящие

на их долю.

Ту же ситуацию показывает расчет порога рентабельности по каждому

виду продукции.

Таблица 2.15.

Определение порога рентабельности по

каждому виду продукции.

|Вид |Выручка |Перем. |Рез-тат |Пост. |Рез-тат |Порог |

| | | | |зат- | | |

|продукции |от |затраты,|после воз- |раты по |от |рента- |

| | | | | |реали- | |

| |реал-ции|тыс.руб.|мещения пе-|виду про-|зации |бельности|

| | | |рем. затрат|дукции | | |

|Эл\двигатели |28744=1 |15978=0,|12766=0,444|11736 |1030 |26432 |

| | |556 | | | | |

|Эл\чайники |2182=1 |1551=0,7|631=0,289 |885 |-254 |3062 |

| | |11 | | | | |

|Эл\кипятильники |2249=1 |1704=0,7|545=0,242 |914 |-369 |3777 |

| | |58 | | | | |

|Ротор |458=1 |231=0,50|227=0,496 |189 |38 |381 |

| | |4 | | | | |

|Деревообработка |284=1 |278=0,97|6=0,021 |116 |-110 |5523 |

| | |9 | | | | |

|Предохр.устройств|180=1 |72=0,4 |108=0,6 |73 |35 |122 |

|а | | | | | | |

|Тэны |466=1 |495=1,06|-29 |203 |-232 |3215 |

|СТО |120=1 |65=0,542|55=0,458 |43 |12 |94 |

|Мех.обр-ка сплава|844=1 |805=0,95|39=0,046 |348 |-309 |7565 |

| | |4 | | | | |

|Итого: |35527=1 |21179=0,|14348=0,404|14507 |-159 |35908 |

| | |596 | | | | |

Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду

продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для

этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции

пропорционально их доли в общей выручке от реализации.

Например, на долю электродвигателей приходится постоянных затрат в

сумме 11736 тыс.руб. = (14507 * 0,809). Порог рентабельности этого вида

составляет 26432 тыс.руб. = (11736 : 0,444).

Сопоставляя значения порога рентабельности и выручки каждого вида

продукции, заметим, что пять видов продукции не достигли своего порога

рентабельности. Положительный результат от реализации доли

электродвигателя. Реализации предохранительных устройств не хватило на

покрытие убытков от реализации других видов продукции, поэтому общий

результат-убыток.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать

различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат

от реализации.

Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину

переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое называется эффектом

производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое

изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение

прибыли.

Рассмотрим пример:

Если предприятие будет стремиться довести выручку от реализации до

порогового значения и изменит ее, допустим на 1,1%, то величина выручки

составит:

35527 + 391 = 35918 тыс.руб.

одновременно на 1,1% увеличатся переменные затраты:

21179 + 233 = 21412 тыс.руб.

постоянные затраты останутся неизменны.

Суммарные затраты равны 35919 тыс.руб.

Результат от реализации равен – 1 тыс.руб., то есть убыток.

Таким образом, при увеличении выручки на 1,1% мы снизили убыток на

99%.

Решая задачу максимизации прибыли, можно манипулировать увеличением

или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в

зависимости от этого вычислять, на сколько процентов изменится результат от

реализации.

Например, если с одновременным увеличением выручки на 1,1% снизить

постоянные расходы хотя бы на 1%, то получим следующую ситуацию:

Постоянные расходы составили 14362 тыс.руб.

Суммарные затраты равны 35774 тыс. руб.

Результат от реализации – прибыль в размере 144 тыс.руб.

Таким образом, при увеличении переменных затрат на 1,1% и снижении

постоянных на 1%, результат от реализации увеличился на 145%.

Доля определения силы воздействия производственного рычага применяют

отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к

прибыли.

В нашем примере сила воздействия производственного рычага равна (35527

– 21179) : (-159) = 90,2.

Это означает, что при увеличении выручки от реализации, допустим на

1,1%, результат от реализации возрастает на 99%, что и было видно из

вышеприведенных расчетов.

Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается доля

определенного размера выручки от реализации. Изменяется выручка от

реализации- изменяется и сила воздействия производственного рычага

(табл.2.11.).

Эффект производственного рычага поддается контролю на основе учета

зависимости силы воздействия рычага от удельного веса постоянных затрат в

суммарных затратах: чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме

издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует

производственный рычаг, и наоборот (табл.2.12.).

Когда снижается выручка от реализации, сила воздействия

производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении

удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения

выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила

производственного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные

затраты.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже

пройден, сила воздействия производственного рычага убывает: каждый процент

прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при

этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается).

Все это полезно для выработки деталей коммерческой политики

предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.