Анализ хозяйственной деятельности (шпоры для госэкзамена)
| |собственного капитала в % = БП… / ср. сумму |
| |собственного капитала за период в т.р. |
| |Алгоритм методики факторного анализа |
| |рентабельности собственного капитала: |
| |Rск = П/СК ?Rск = Rск1 - Rск0 Для|
| |целей факторного анализа введем в формулу |
| |рентабельности показатель выручки от продаж,|
| |тогда: Rск = (П/В)/(СК/В)*100% |
| |Rск = (В/СК)*(П/В)*100% Где В/СК – |
| |коэффициент отдачи собственного капитала, а |
| |П/В*100% - рентабельность продаж |
| |Таким образом, мы получили двух факторную |
| |мультипликативную модель. Используем метод |
| |целевых подстановок, тогда будет: |
| |Базовый вариант: Rск0 = (В0/СК0)*( |
| |П0/В0)*100% |
| |Отчетный вариант: Rск1 = |
| |(В1/СК1)*(П1/В1)*100% |
| |Влияние факторов: |
| |1. влияние на рентабельность собственного |
| |капитала изменения коэффициента его отдачи |
| |?Rск (В/СК) = (В1/СК1 - В0/СК0)*(П0/В0)*100%|
| | |
| |2. влияние на рентабельность собственного |
| |капитала изменения процента рентабельности |
| |продаж |
| |?Rск (П/В*100) = ((П1/В1)*100 — |
| |(П0/В0)*100)* В1/СК1 |
| |Проверка: ?Rск (В/СК) + ?Rск (П/В*100) = |
| |Rск1 - Rск0 |
| |Методика позволяет углубить факторный анализ|
| |влияния 1 фактора т.е. коэф. отдачи СК можно|
| |разложить на ф-ры 2 порядка в соответствии с|
| |составом собственного кап. (см. 3 раздел |
| |баланса). Влияние 2 ф-ра т.е. % рент. прод. |
| |можно разложить на ф-р 2 порядка в соотв-вии|
| |с перечнем ф-в повлиявших на изменение суммы|
| |прибыли ( БП, чистой П, П от обычной |
| |деятельности) |
|39. Определение порога рентабельности продаж|Вопрос 40. ИНФЛЯЦИЯ, МЕТОДЫ ЕЕ УЧЕТА И |
|и запаса финансовой прочности. |АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ НА |
|При планировании и анализе выручки и прибыли|ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИНАНСОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.|
|от продаж используются такие показатели как:| |
|порог рентабельности (точка безубыточности |Инфляция –процесс повышения общего уровня |
|или критическая точка); запас финансовой |цен в экономике, сопровождающийся снижением |
|прочности (зона безубыточности работы); |покупательной способности денег, или их |
|эффект операционного рычага. Маржинальный |обесценением. Открытая инфляция проявляется |
|доход представляет собой разницу м/у выр. |в продолжительном росте уровня цен, скрытая |
|(нетто) и условно переменными затратами; за |– в усилении товарного дефицита. Первая |
|счет маржинального дох. фирма покрывает |характерна рыночной, вторая – |
|условно постоянные затраты и получает приб. |централизованно планируемой экономике. |
|от продаж. Порог рент. – это есть min |Контроль за изменением цен на отдельные виды|
|допустимый V продаж достаточный для покрытия|товаров, а также на потребительские товары в|
|пер. и пост. затрат; т.е. это такая величина|целом осуществляется с помощью индексов цен.|
|выручки от продаж при которой марж. дох. = |Наибольшую известность получили индексы |
|сумме усл. пост. затр., а приб от прод = 0.|Карли, Маршалла, Пааше, Ласпейреса, Фишера. |
|Порог рент прод = усл пост затр / коэф марж |В нашей стране традиционно используется |
|дох к выр от прод ; = это min допустимая выр|индекс Пааше. |
|от прод., при меньшей сумме выр от продаж |n n где p№( pє) –|
|фирма будет нести убытки если не понизятся |цена k-го товара в отчетном (базисном) |
|усл пост затр, однако для маленькой суммы |периоде |
|усл пост затр порог рент изменится он будет |Ip= ( p№q№ / ( pєq№ , q№- количество k-го |
|меньше. Зная порог рент м. опред. «зап фин |товара, проданного в отчетном периоде |
|прочности» фирмы при ухудшен рын обстановки |k=1 k=1 n- число |
|или при иных затр. Зап фин прочности = |товаров (товарных групп). |
|планир или достигн выр от прод – порог рент |Во многих экономически развитых странах |
|прод. = т.е. фирма м выдержать понижение |применяется индекс Ласпейреса (объемы |
|выручки от прод на эту сумму и не стать при |проданных товаров берутся из базисного |
|этом убыточной. |периода). |
| |Т.к. даже умеренная инфляция оказывает |
| |влияние на финансовые результаты |
| |деятельности предприятия, разработаны |
| |различные подходы к учету инфляции. В |
| |мировой учетно-аналитической практике |
| |известно несколько подходов. Среди них: |
| |игнорировать в учете, делать пересчет по |
| |отношению к стабильной валюте, переоценивать|
| |объекты бух. учета в денежные единицы |
| |одинаковой покупательной способности, |
| |переоценивать объекты бухгалтерского учета в|
| |текущую стоимость.В основе понимания причин |
| |и целесообразности применения того или иного|
| |метода оценки при наличии колеблющихся цен |
| |лежит классификация объектов бух. учета на |
| |монетарные и немонетарные. Монетарные активы|
| |(обязательства)- это учетные объекты, |
| |которые либо находятся в форме денег , либо |
| |будут оплачены или получены в виде |
| |оговоренной неизменной суммы денег (ден. |
| |Ср-ва в кассе и на р/с, депозиты, фин. |
| |Вложения, расчеты с дебиторами и |
| |кредиторами). Немонетарные активы – это |
| |учетные объекты, реальная денежная оценка |
| |которых меняется с течением времени и |
| |изменением цен (ОС, НМА, Произв. запасы) |
| |Существует несколько методов оценки запасов:|
| |ФИФО, ЛИФО, по средней цене. Какая из |
| |методик представляется более обоснованной |
| |зависит от критериев, которые принимаются во|
| |внимание. Методика ФИФО обеспечивает |
| |относительно больший прирост |
| |авансированного капитала , лучшие значения |
| |показателей рентабельности, т.е. дает более |
| |привлекательную картину для |
| |непрофессиональных инвесторов. Применение |
| |методики ЛИФО приводит к заниженной оценке |
| |производственных запасов и к меньшей |
| |величине прибыли, т.е. на первый взгляд, она|
| |дает менее привлекательные результаты. На |
| |самом же деле, в условиях инфляции именно |
| |эта методика наиболее предпочтительна, |
| |поскольку величина уплачиваемого налога |
| |меньше, а следовательно, больше средств |
| |остается у предприятия. Это говорит о |
| |значимости методов бух. учета для |
| |формирования конечных финансовых |
| |результатов. |
| |Кроме того, любому аналитику (инвестору, |
| |лендеру, кредитору, финансовому менеджеру) |
| |ни в коем случае не следует зацикливаться на|
| |финансовых вопросах , а реальность оценок о|
| |финансовом состоянии предприятия не может |
| |быть сделана без надлежащего осмысления |
| |принятой на предприятии учетной политики. |
|Вопрос 41. ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ |Вопрос 42. УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ: ЦЕЛИ |
|ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В|И СОДЕРЖАНИЕ. |
|АНАЛИЗЕ. | |
|Себестоимость продукции, работ, услуг ( С/с |Управление с/с – это процесс формирования |
|П,Р,У) представляет собой стоимостную оценку|издержек производства и с/с как всего |
|используемых в процессе производства П,Р,У |объема, так и единицы продукции, а так же, |
|природных ресурсов, средств и приемов труда,|процесс определения продажных цен и |
|услуг других организаций и оплату труда |рентабельности продукции. |
|работников. |Цели управления себестоимостью: |
|Показатели с/с классифицируются: |-выявление возможностей экономии всех видов |
|Назначению, |затрат, |
|По отношению к продукции, работам, услугам, |-выявление резервов снижения с/с конкретных |
|По полноте учета затрат. |изделий для повышения их |
|1) По назначению показатели с/с |конкурентоспособности на рынке сбыта. |
|подразделяются на: |Используются разные пути повышения |
|проектные , |конкурентоспособности продукции: |
|плановые, |1.За счет экономии традиционных затрат можно|
|нормативные, |провести дополнительные затраты на повышение|
|отчетные (фактические за предыдущий период),|качества продукции, на улучшение ее внешнего|
| |вида, упаковки. Это позволит ускорить |
|базисные |процесс реализации и повысить |
|2) По отношению к П,Р,У: |конкурентоспособность продукции. |
|с/с калькуляционной единицы продукции (1 шт,|2.Снижение с/с изделий позволяет в |
|10 шт, 1кг, 1м и т.д.) |определенных границах снизить цены по |
|в строительстве – с/с одного объекта, |сравнению с ценами конкурентов и т.о. |
|в научно-исследовательской организации – с/с|ускорить процесс реализации и сократить |
|одной конкретной н/и темы |затраты на хранение продукции. |
|с/с всего выпуска данного вида продукции |3.Могут быть установлены определенные скидки|
|(или группы однородной продукции), |с цен реализации для некоторых категорий |
|с/с всей выпущенной продукции коммерческой |потребителей (сезонные, праздничные и т.д.) |
|организацией за период, | |
|с/с всей реализованной продукции коммерч. |Основными элементами системы управления |
|Организацией за период |являются: |
|3) По полноте учета затрат: | |
|операционная (неполная с/с), определяемая |1.Прогнозирование. |
|только по переменным затратам, |Расчет величины достигаемого уровня затрат с|
|цеховая, |целью определения путей развития пр-ва и |
|производственная, |повышения его эффективности. |
|полная. | |
|При экономическом анализе исп-ся также |2.Планирование. |
|относительные показатели, отражающие |Это расчет величины затрат на более |
|величину затрат в копейках или % на 1 руб. |короткий период времени с учетом |
|стоимости продукции. |организационного и технического уровня |
|Полная с/с , выпущенной или реализованной |производства. При планировании |
|Затраты на продукции, тыс. |осуществляется экономическое обоснование |
|руб. |принимаемых решений о производстве новых |
|1 руб. прод-ции, = |изделий, о снятии с производства устаревших |
|____________________________________________|изделий, о технических усовершенствованиях |
|*100 |выпускаемой продукции. |
|коп., % ст-ть выпущенной | |
|или реализованной прод-ции, тыс. руб. |3.Нормирование затрат. |
|В числителе данного показателя м.б. |Это определение оптимального размера затрат,|
|представлена часть полной с/с продукции, |необходимых для производства запланированных|
|т.е. затраты по 1му элементу, либо по одной |к выпуску изделий. |
|(или нескольким) калькуляционным статьям |4. Учет фактических затрат и |
|с/с. |калькулирование с/ продукции. |
|Использование относительных показателей |5.Анализ. – исследование поведения затрат, |
|особенно важно в условиях инфляции, |особенно тех, которые вызваны отклонениями |
|поскольку абсолютные показатели теряют |от нормального производственного процесса. |
|сопоставимость из-за инфляционных процессов.|Сравнение фактических и плановых затрат для |
| |поиска резервов экономии затрат. |
| |6.Регулирование. |
| |Принятие управленческих решений и проведение|
| |их в жизнь. |
|Вопрос 43. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА РУБЛЬ ОБЪЕМА |Вопрос 44. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ В |
|ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) |СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ПО |
|ПО ЭЛЕМЕНТАМ. |ДАННЫМ КАЛЬКУЛЯЦИИ. |
| |Анализ влияния на с/с эффективности |
|В официальной бухгалтерской отчетности |использования материальных ресурсов можно |
|содержится недостаточно информации для |провести в двух направлениях: |
|факторного анализа с/с реализованной |1.Анализ материальных затрат как |
|продукции. (ф№5, раздел 6 годового отчета). |экономического элемента. |
|Сравнение абсолютных сумм затрат за 2 года |2.Анализ материальных затрат в с/с |
|не дает ответа на вопрос о том, имеет ли |конкретных изделий, т.е. по данным |
|место экономия затрат в отчетном году по |калькуляции этих изделий. |
|сравнению с предыдущим, т.к. суммы затрат за|При анализе по 1му направлению |
|2 года различаются по многим причинам. |рассчитываются показатели материалоемкости в|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|