Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой
вопросам налогообложения игрового бизнеса» (имеет силу с 13.11.99)
9.Указ Президента Украины « О внесении изменений в Указ Президента Украины
от 3.07.98 «От упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99
Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. С
помощью фискальной функции осуществляются формирование бюджетного фонда
страны, реализация экономической функции дает возможность государству
непосредственно влиять на процесс общественного воспроизводства в общем,
стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей народного
хозяйства, усиливая или ослабляя нагромождение капитала, а также влияя на
платежеспособный спрос населения.
Опытное хозяйство "Днепр" производит сведущие взносы платежей в бюджет
(табл.5)
Таблица 5
Динамика и структура платежей в бюджет Опытного хозяйства "Днепр"
|Виды платежей |1998 |1999 |2000 |2000-в |
| | | | |% к |
| | | | |1998 |
| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | |
| |грн | |грн | |грн | | |
|НДС |126,1|53,2 |129,3|46,9 |37,5 |24,0 |29,7 |
|Налог на прибыль |22,5 |9,5 | | |- |- |- |
|Подоходный налог з граждан|50,5 |21,2 |68,5 |24,8 |119,0|76,0 |235,6 |
|Налог с владельцев |9,0 |3,8 | | |- |- |- |
|транспортных средств и др.| | | | | | | |
|самоходных машин и | | | | | | | |
|механизмов | | | | | | | |
|Другие налоги и платежи |5,9 |2,5 | | |- |- |- |
|Экономически санкции |0,1 |0,1 | | |- |- |- |
|Фиксированный |- |- |88,1 |89,9 |88,1 |89,9 |- |
|сельскохозяйственный налог| | | | | | | |
|Всего |542,4|100,0|285,9|100,0|244,6|100,0|45,1 |
| | | | | | | | |
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес среди платежей
в бюджет занимает НДС. В связи с ростом заработной платы, увеличился
удельный вес отчислений налога на доходы граждан.
В связи с введением фиксированного сельскохозяйственного налога, в
1999 году опытное хозяйство "Днепр" платило только НДС и подоходный налог.
В связи с тем, что хозяйство своевременно выполнило свои обязательства
перед бюджетом, санкции в отчетном году к нему не применялись.
Опытное хозяйство "Днепр" осуществляет платежи также и в целевые фонды
(табл.6)
Таблица 6
Динамика и структура платежей в целевые фонды
Опытного хозяйства "Днепр"
|Виды платежей |1998 |1999 |2000 |2000 в %|
| | | | |к 1998 |
| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | |
| |грн. | |грн. | |грн. | | |
|Пенсионный фонд |80,7 |56,5 |23,5 |14,4 |6,8 |6,9 |8,4 |
|Фонд социального |21,2 |14,8 |- |- |- |- |- |
|страхования | | | | | | | |
|Фонд ликвидации |23,1 |16,2 |- |- |- |- |- |
|последствий | | | | | | | |
|Чернобыльской | | | | | | | |
|катастрофы | | | | | | | |
|Фонд финансирования |11,3 |7,9 |- |- |- |- |- |
|дорожного хозяйства | | | | | | | |
|Фонд содействия |6,5 |4,6 |8,4 |5,7 |3,1 |3,2 |47,7 |
|занятости населения | | | | | | | |
|Всего |142,8 |100,0|31,9 |100,0 |41,8 |100,0|56,1 |
| | | | | | | | |
Налоговая система Украины строится на соединении прямых и косвенных
налогов. Прямые налоги характеризуются тем, что они устанавливаются
непосредственно на доход или имущество плательщика налогов. Косвенные –
включаются в виде дополнения к цене товара или тарифа на услуги,
выплачивают потребителями этих товаров. При прямом налогообложении денежные
отношения возникают между государством и налогоплательщиками,
при косвенном – субъектом налогообложения становится продавец (услуг),
который выступает посредником между государством и производителем,
потребители товара или услуг.
Постоянные изменения и дополнения налогового законодательства Украины
приводят к недоплате спрогнозированных показателей производственно-
хозяйственной деятельности предприятий и не достижению конечного
результата - прибыли, рентабельности, окупаемости капиталовложений и др.
Это создает фактор неопределенности предприятий в налоговой системе
Украины.
В процессе реформирования налоговой системы в Украине должны быть
устранены недостатки в правовом регулировании налоговых отношений,
обеспечены правовые гарантии, как налогоплательщиков, так и государственных
налоговых органов, отрегулированы процессуальные вопросы ответственности за
невыполнение, неполное или несвоевременное выполнение налоговых
обязательств, а также за нарушение норм налогового законодательства
Украины.
Свое отражение законодательные закрепления также должны найти в
Налоговом кодексе Украины, который регулировал бы все вопросы налоговых
отношений между государством и налогоплательщиками.
Сегодня актуальной является проблема легализации скрытых доходов
юридических и физических лиц, и решать ее необходимо на общегосударственном
уровне в интересах народа. Государственная казна ежегодно теряет от
функционирования нелегального бизнеса половину доходов государственного
бюджета Украины.
Система налогообложения должна строится по следующим принципам:
стимулирование предпринимательской производственной деятельности и
инвестиционной активности;
обязательность, равнозначность и пропорциональность;
равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;
социальная справедливость, стабильность, экономическая обоснованность,
равномерность уплаты;
компенсация, единый подход, доступность.
Опыт цивилизованных и развивающихся стран свидетельствует о том, что
без разветвленной системы страхования не в состоянии сейчас существовать ни
одно современное общество. И чем стабильнее система, тем лучше для
общества. Законодательство Украины, в отличие от законодательства других
стран, отличается его нестабильностью.
Законы и подзаконные акты, которые принимаются, нередко противоречат
один другому, а также Конституции Украины.
По мнению главного государственного налогового инспектора Украины
Анатолия Шаланского, существующая система налогообложения в сфере
сельскохозяйственного производства требует существенных изменений с тем,
чтобы создать благоприятные условия для стимулирования увеличения объемов
производства продукции (56).
По его мнению, было бы справедливо вернуться к нашему опыту прошлых
лет и несмотря на финансовое состояние страны не отменять, а вводить
повышенные размеры пенсий для отдельных категорий граждан (22).
По мнению О. Грибакова необходимо проводить социальные и пенсионные
реформы в Украине, что дает возможность уменьшить социальную напряженность
в обществе и оздоровить общую экономическую ситуацию (36).
Налоговая система в Украине прошла определенный период своего
становления и сейчас находится на этапе усовершенствования. Вся система
налогообложения действует в социально-экономической среде и имеет связь с
нею через законодательные акты. Целью системы является создание финансовых
условий для выполнения ими экономических и социальных функций.
Вдовиченко М. в своей статье выделил следующие принципы эффективной
системы налогообложения:
1) равное распределение налогов. Налоги должны быть распределены между
всеми гражданами в одинаковых пропорциях, платежи каждого для общей
пользы должны отвечать его доходу;
2) определенность налогов. Размер налога, время и способ платежа должны
быть определенными, известными плательщику;
3) сбор налогов в удобное время. Так, например, сельскохозяйственный налог
нужно взимать после продажи урожая;
4) дешевый сбор налогов. Затраты на внесение налогов должны быть
минимальными;
5) налог всегда должен изыматься с чистого дохода, а не с капитала, чтобы
источник государственных доходов не исчерпывался (34).
В. Пихоцкий считает, что налоговая политика должна обеспечить решение
задачи: с одной стороны установление оптимальных налогов, которые не будут
сдерживать развитие предпринимательства, а с другой стороны, обеспечение
поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения
государственных и социальных потребностей.
Для этого налоговая политика должна быть основана на таких принципах:
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщиков, то есть уровня их доходов.
2) Налогообложение доходов должно носить одноразовый характер.
3) Обязательность уплаты налогов.
4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков и экономными для учреждений, которые
собирают налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой и легкой, адаптированной для
изменений общественно - политических и экономических условий.
6) Налоговая система должна обеспечить рациональное перераспределение
созданного валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом
государственной экономической политики.
Приближение к этим принципам должно обеспечить принятие Налогового
кодекса (46).
Л. Стюбен в своей статье определил ключевые позиции, по которым должна
строиться украинская налоговая система, а именно:
- главная цель налоговой системы может состоять в обеспечении
поступления налогов в бюджет;
- налоговая система должна быть нейтральной;
- необходимость расширения налоговой базы;
- налоговая система должна быть справедливой;
- налоговая система не может быть дискриминационной по отношению к одним
налогоплательщикам и предоставлять преимущества другим;
- налоговая система должна быть прогрессивной;
- налоговая система должна оказывать содействие инвестициям,
экономическому развитию, конкурентоспособности;
- должна быть стабильной и прогнозируемой;
- разные налоговые законы должны быть взаимодействующими;
- налоговая система должна быть по возможности простой и понятной;
- администрирование налоговой системы должно быть справедливым и
правдивым (52).
Коренева О.Г. утверждает, что основными направлениями
усовершенствования налоговой политики в части стимулирования повышения
уровня обеспеченности предприятий оборотными средствами являются:
- освобождение от налогообложения части прибыли, которая направлена на
пополнение собственных оборотных средств.
- регламентирование обязательного направления части дохода, которая
остается в распоряжении предприятий, на пополнение оборотных средств;
- максимальное приближение сроков уплаты налоговых платежей к моменту
получения доходов (42).
Воронкова О.М. сформулировала следующие необходимые мероприятия
построения эффективной системы налогообложения:
1) На основании будущего налогового кодекса Украины разработать единую
методику начисления налогов, упорядочить налоговые льготы.
2) Достичь оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами и
сберечь тенденции повышения прямого налогообложения.
3) Достичь научно - обоснованной системы дифференциации ставок налогов в
зависимости от объема хозяйственной деятельности субъектов
деятельности.
4) Повысить ответственность плательщиков налогов за своевременную и
полную оплату налоговых платежей.
5) привести налоговое законодательство в соответствие с условиями
Европейского Экономического Сообщества, придерживаясь международных
договоров относительно налогообложения (35).
Участие сельскохозяйственных предприятий в формировании
общегосударственного фонда финансовых средств обусловлено необходимостью
централизации в руках государства части чистого дохода предприятий и
направление их на решение экономических и социальных задач общества. Это
позволяет государству не только влиять на дальнейшее развитие сельского
хозяйства и промышленных предприятий, но и создавать условия для повышения
эффективности производства.
3.Организация и учёт взаимоотношений
хозяйства с Государственным бюджетом
3.1. Порядок расчета и взносов в бюджет фиксированного
сельскохозяйственного налога
С января 1999 года Опытное хозяйство "Днепр" стало плательщиком
фиксированного сельскохозяйственного налога.
Механизм извлечения фиксированного сельскохозяйственного налога,
который платят сельскохозяйственные товаропроизводители, порядок расчета
этого налога и его учет определяется в таких нормативно-правовых актах: в
Законе Украины №320 от 17.12.1998г. " О фиксированном сельскохозяйственном
налоге"; в Указе Президента Украины №652/98 от 18.06.98г. " О фиксированном
сельскохозяйственном налоге"; Порядке расчета фиксированного
сельскохозяйственного налога заполнения форм расчета, которая утверждена
приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.1999 г.
№230 в Положении "О порядке уплаты и учета фиксированного
сельскохозяйственного налога» утвержденном Постановлением Кабинета
Министров Украины от 23.04.99г. №658 с учетом изменений, дополнений и
рекомендаций.
Фиксированный сельскохозяйственный налог заменяет такие налоги, сборы
и обязательные платежи:
- налог на прибыль
- плата за землю;
- налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и
механизмов;
- коммунальный налог;
- сбор на геологоразведовательные работы, выполненные за счет
Госбюджета;
- сбор на обязательное социальное страхование;
- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего использования Украины;
- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
- сбор в Государственный инновационный фонд.
Чуть позже Законом Украины №320-X1V к этому списку было добавлено:
плата на приобретение торгового патента на осуществление торговой
деятельности; сбор за специальные использование природных ресурсов.
Действие этого налога предусмотрено законодательством до 1 января
2004г.
Для стабилизации сельскохозяйственного производства освобождены с 1
января 2001г. от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога за
исключением внесения платежей на обязательное государственное пенсионное
страхование (68%) и обязательное социальное страхование (2%)
сельскохозяйственные производители, которые в соответствии Законом Украины
"О фиксированном сельскохозяйственном налоге" являются плательщиками
фиксированного налога. Таким образом, в 1999г. плательщики фиксированного
сельскохозяйственного налога начислили и перечислили Государственному
казначейству лишь 70% от расчетной суммы налога. А плательщиками
фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные
товаропроизводители разных организационно-правовых форм, у которых сумма
дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного
производства за предыдущий отчетный год превышает 50% общей сумы валового
дохода предприятия.
В случае, когда в отчетном году происходит изменение площадей
сельскохозяйственного угодий, осуществляется уточнение сумм налоговых
платежей за период до окончания налогового года и на протяжении месяца
подается расчет органам Днепропетровской налоговой администрации вместе с
выпиской с государственного земельного кадастра о составе Земельных угодий
и их денежной оценке.
Если в отчетном периоде валовой доход от операций с реализацией
сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее
переработки составляет меньше 50% от общего объема дохода, предприятие
платит налог на общих принципах.
К плательщикам налога относятся собственники земельного участка и
арендаторы земельных участков, которые производят сельскохозяйственную
продукцию.
Ставка фиксированного сельскохозяйственного налога с одного гектара
сельскохозяйственного угодий устанавливается в процентах к их денежной
оценке, которая приводится соответственно методике, утвержденной Кабинетом
Министров Украины, в таких размерах:
- для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,5
- для многолетних насаждений - 0,3.
Сумма фиксированного сельскохозяйственного налога на текущий год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|