рефераты бесплатно

МЕНЮ


Развитие агролизинга в Республике Казахстан

том числе: 243 единицы тракторов, 137 единиц комбайнов и 982 единицы

сельскохозяйственных машин, орудий и оборудования, а также оборудования для

технического сервиса. Всего на приобретение сельскохозяйственной техники и

на обеспечение текущей финансово-хозяйственной и производственной

деятельности направлены средства на сумму более 2 950 млн тенге.

АО «КазАгроФинанс» является не только крупной лизинговой

компанией, оно еще является «локомотивом» продвижения лизинговых отношений

в Республике. Специалисты Компании внесли значительный вклад в

совершенствование законодательной базы по лизингу, это и изменения

последних лет в Закон «О финансовом лизинге», в Гражданский и Налоговый

кодексы, другие подзаконные акты.

Основной целью руководство Компании ставит обеспечение доступности

лизинговых проектов большинству сельхозформирований Республики, к примеру,

около 50% от общего числа клиентов компании являются крестьянские и

фермерские хозяйства.

Компания имеет большие перспективы для развития. В будущем стоят

задачи по ежегодному увеличению объемов финансирования для обновления

машинно-тракторного парка Республики, дальнейшего развития машинно-

технологических станций (сервис-центров), расширения сферы оказываемых

финансовых услуг, и, помимо лизинга сельхозтехники, с 2005 года

приоритетной задачей является финансовый лизинг технологического и

перерабатывающего оборудования для аграрного сектора.

Таким образом, АО «КазАгроФинанс» является полноценным финансовым

институтом и настоящим партнером для финансирования поступательного

развития всего аграрного сектора республики. Одновременно поэтапно

реализуется стратегия роста инвестиционной привлекательности компании для

потенциальных инвесторов и кредиторов.

Сегодня существует ряд компаний, которые также предоставляют

услуги по лизингу сельхозтехники. Но преимущества Общества перед

конкурентами следующие: Действительно, рынок лизинговых услуг в Казахстане

развивается стремительными темпами. Не секрет, что имеющийся в Республике

парк техники и оборудования сильно изношен и нуждается в обновлении, и

самым доступным механизмом решения данной задачи на сегодняшний день

является лизинг, поэтому спрос на него в ближайшие годы будет оставаться на

достаточно высоком уровне.

Сейчас в стране создана благоприятная почва для развития лизинга,

способствующая развитию здоровой конкурентной борьбы на рынке данных услуг,

что положительно скажется на качестве лизинговых услуг, дальнейшем снижении

процентных ставок. Рынок лизинговых услуг становится привлекательным как

для производителя, так и для инвестора.

По экспертным оценкам, доля лизинговых операций казахстанских лизинговых

компаний в общем объеме инвестиций в основной капитал в ближайшие три года

достигнет уровня 4-5% или в суммовом выражении порядка 500-550 млн. долл.

США.

В настоящее время в Республике действуют порядка 15 лизинговых компаний,

большинство из которых базируются в г.Алматы, 3 компании имеют головные

офисы в столице Астане, в т.ч. и наша компания. Естественно, накал

конкурентной борьбы на рынке данных услуг растет, т.к. оказанием лизинговых

услуг занимаются не только лизинговые компании, но и некоторые

отечественные банки, также не исключено появление на рынке новых лизинговых

компаний. Я полагаю, в конечном счете, на потребителе лизинговых услуг это

скажется только положительным образом.

Если же говорить о нашей компании, то для нас победа в конкурентной борьбе

не является самоцелью. Основная цель создания нашей компании – поддержка

отечественного сельхозтоваропроизводителя и в этом контексте осуществляется

вся наша деятельность. Поэтому в настоящее время мы не представлены в

некоторых сегментах рынка лизинговых услуг, например, такие как лизинг

пассажирского и легкового автотранспорта, технологического оборудования для

нефтяной, горнодобывающей и других отраслей.

Что касается уровня ставок вознаграждения, которые предлагают

казахстанские лизинговые компании, он определяется спецификой создания

отечественных лизинговых компаний. Поскольку большинство из них являются

дочерними структурами банков второго уровня, естественно, они используют

ресурсы, привлеченные в этих банках, таким образом, ставка вознаграждения

по лизингу у этих компаний складывается из стоимости привлеченных банком

ресурсов (как правило, депозиты) плюс маржа самого банка плюс маржа

лизинговой компании. Поэтому ставка вознаграждения лизинговых компаний,

аффилиированных с банками (таких, как БТА Лизинг, Центр Лизинг, АТФ Лизинг,

Темир Лизинг и т.д.) в настоящий момент составляет в среднем 13-20%

годовых. При этом срок лизинга составляет до 5 лет, размер авансового

взноса до передачи предмета лизинга лизингополучателю составляет 20-30% от

стоимости предмета лизинга.

Компания «КазАгроФинанс» для осуществления своей деятельности использует

финансовые ресурсы, предоставляемые государством в лице Правительства

Республики Казахстан, что позволяет сделать лизинговые услуги нашей

компании максимально доступными для всех форм хозяйствующих субъектов.

Сейчас Общество предлагает лизинговые услуги при ставке вознаграждения 4%

годовых, сроке лизинга до 7 лет и размере авансового взноса 15% от

стоимости предмета лизинга.

Данная ставка вознаграждения является обоснованной и базируется на

произведенных расчетах. Это минимальный размер ставки вознаграждения,

который позволяет компании динамично развиваться и при этом максимально

учитывает интересы наших лизингополучателей.

За период 2000-2004 г.г. акционерным обществом «КазАгроФинанс» было

приобретено 5 321 (пять тысяч триста двадцать одна) единица различной

техники на сумму более 18,5 млрд. тенге, которая впоследствии была

размещена среди отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на

лизинговой основе.

Для осуществления сбора заявок во всех регионах Республики Компания

ежегодно проводит маркетинговые исследования. Проводятся также областные и

районные совещания с участием местных исполнительных органов (акиматов).

Заявки принимаются на все виды сельскохозяйственной техники без

ограничения. По общей массе заявок формируется номенклатура запрашиваемой

техники, параллельно изучаются досье лизингополучателей на возможность

заключения договоров финансового лизинга и, в пределах выделяемых средств

из бюджета, определяется возможный объем закупа техники. Конечно, Компания

в целом для пользы лизингополучателя, а также для сохранения своего имиджа,

при закупе сельскохозяйственной техники предпочтение отдает поставщикам,

обеспечивающим гарантийное обслуживание поставляемой техники и имеющим

налаженные центры по сервис обслуживанию.

3.2. Основы развития лизинговых отношений в РК.

В настоящее время лизинг и лизинговые отношения в Республике Казахстан

являются наиболее развитыми, если сравнивать с другими странами региона

Центральной Азии. Однако нет предела совершенству, и можно совершенствовать

и улучшать и эту сферу. Дальнейшее развитие лизинговых отношений должно

идти следующими путями:

1. Дальнейшее развитие финансовой основы лизинговых отношений:

расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС

при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;

пересмотр пруденциального норматива К3 для банков при кредитовании

лизинговых компаний;

снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок

сублизинга;

внесение изменений в «Правила государственной регистрации транспортных

средств и прицепов к ним в Республике Казахстан», утвержденных приказом

Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N

343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта,

как финансовый лизинг;

предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей

на весь срок эксплуатации основных средств

2. Стабилизация денежной единицы государства.

3. Совершенствование законодательной базы в области лизинга.

4. Привлечение инвестиций в крупные лизинговые проекты.

5. Развитие страховой деятельности в государстве вообще и в области

лизинговых отношений в частности.

6. Развитие собственной производственной базы во всех отраслях

промышленности.

7. Развитие маркетинговых исследований в области лизинговых отношений

по всем отраслям промышленности, особенно в области сельскохозяйственного

производства:

-изучение платежеспособного спроса сельхозформирований на технику и

навесное оборудование к ней,

-проведение рабочих совещаний при непосредственном участии акимов

районов и представителей территориальных комитетов МСХ,

- доведение информации до сельчан о предложениях и возможностях компании,

- предоставление полной информации участникам совещаний о пакете

документов, необходимых для подачи заявки на приобретение в лизинг

сельскохозяйственной техники.

8. Создание и финансирование машинно-технологических станций (сервис-

центров), с выделением на эти цели средств из республиканского бюджета.

9. Обеспечение доступности лизинговых проектов большинству

сельхозформирований Республики Казахстан (крестьянским и фермерским

хозяйствам).

10. Обновление машинно-тракторного парка.

11. Развитие финансового лизинга технологического и перерабатывающего

оборудования для аграрного сектора вкупе с пищевой промышленностью.

12. Развитие конкурентной борьбы на рынке лизинговых услуг.

13. Развитие лизинга пассажирского и легкового автотранспорта,

технологического оборудования для нефтяной, горнодобывающей и отраслей.

14. Повышение качества лизинговых услуг.

15. Снижение процентных ставок вознаграждения по лизингу.

16. Развитие сотрудничества с Агентством США по международному

развитию (ЮСАИД) и Международной финансовой корпорацией (МФК) в области

лизинга.

17. Развитие сублизинга, особенно для мелких крестьянских хозяйств.

18. Привлечение инвестиций в страну через развитие международного

лизинга. Это возможно, например, путем освобождения международного лизинга

от налога у источника выплаты.

19. Привлечение инвестиций самими лизинговыми компаниями.

20. Внедрение механизма ускоренной амортизации для

лизингополучателя. Решение этой задачи привлекательности лизинга для

лизингополучателя возможно только при соответствующей амортизационной

политике, как, например, в Российской Федерации, где по основным средствам,

приобретенным через лизинг, можно применять тройные нормы амортизации.

Заключение

Лизинговые операции на внутреннем рынке, несомненно, имеют хорошие

перспективы для своего развития. Необходимость стабилизации экономики в

переходный период, в период преодоления спада производства, обновления

устаревшего производственного аппарата и осуществления структурной

перестройки, способствуют быстрому росту лизинговых услуг.

В настоящее время лизинг становится гибким и многообещающим

экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать

подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные

отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу,

обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п.

Налицо огромный потенциал лизинга в Казахстане.

Власти, продекламировав политику благоприятствования лизингу как

инвестиционному инструменту, за последние годы подготовили солидную

нормативную базу. К сожалению, не все льготы, определенные законом,

подкреплены инструкциями на местах, и фактически не выполняются.

Стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой

кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования

основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков

оказываются настолько же критичными, как при необеспеченном кредите.

Другими словами, пропадает самый привлекательный момент для

лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том,

чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным

проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект

лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать

ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания

инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но тем не менее потенциал

лизинга в Казахстане очень велик, и государством и лизинговыми компаниями

проделана огромная работа, но и предстоит сделать не меньше.

На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы развития

лизинга, в рамках которой был бы один из следующих элементов:

— была бы продумана и создана более развитая инфраструктура рынка

лизинговых услуг, которая включала бы подготовку квалифицированных кадров,

информационное освещение предоставляемых услуг;

— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном

кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

— развитие системы страхования, например, чтобы были гарантии для

избежания 100 % залога при лизинге.

— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при

контрактах международного лизинга) усилить комплекс мер по привлечению

иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо

получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде

переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в казахстанскую

экономику для получения уверенной прибыли.

Приложение 1 .

Схема № 1.

Для оперативного лизингового процесса.

Арендодатель

Производитель

4 5

2

(Лизинговая

компания) 1

3

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3- оборудование;

4- арендные платежи;

5- возврат оборудования по истечении срока контракта;

Рис. 7. Оперативный лизинговый процесс.

Схема № 2.

Для финансового лизингового процесса.

Арендодатель

Производитель

4 2

(Лизинговая

компания) 1 3

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3- оборудование;

3- арендные платежи.

Рис. 8. Финансовый лизинговый процесс.

Схема № 3.

Для возвратного лизингового процесса.

1

Лизинговая компания Предприятие

2

1- стоимость оборудования;

2- арендные платежи.

Рис. 9. Возвратный лизинговый процесс.

Схема № 4.

Для долевого лизингового процесса.

1

Арендодатель 2 Источник

дополнительных средств

3 1

6 1

Производитель

5

Арендатор

1- заявка на оборудование;

2- 80%-ная ссуда без права регресса на арендатора;

3- плата за оборудование;

4- платежи по ссуде;

5- оборудование;

6- арендные платежи.

Рис. 10. Долевой лизинговый процесс.

Схема № 5.

Для прямого лизингового процесса.

Производитель 1 Арендатор

(лизинговое подразделение)

2

1- оборудование;

2- арендные платежи.

Рис. 11. Прямой лизинговый процесс.

Схема № 6.

Для сублизингового процесса.

1

Арендодатель Посредник

2

1

2

Потребитель

1- оборудование;

2- арендные платежи.

Рис. 12. Сублизинговый процесс.

Схема № 7.

Обобщенная организация лизингового процесса при 3-х сторонней лизинговой

сделке.

Л

Л С

и

и т

з

з р

и 2

и а

н

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.