рефераты бесплатно

МЕНЮ


Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами

Раздел III. Планирование учебного процесса по теме.

1. На практике в производственном обучении профессиональных училищ

применяются следующие планирующие документы:

а) Перечень учебно – производственных работ.

б) Перспективно – тематический план.

в) План производственного обучения на месяц.

г) График перемещения учащихся.

д) План урока.

В настоящее время учебное заведение выбирает вид планирующего документа,

иногда разрабатывая свой в соответствии со спецификой и условиями

производственного обучения.

Для обеспечения чёткой организации процесса производственного обучения

должно быть тщательно продумано и спланировано его конкретные содержание,

последовательность, способы организации, ожидаемые результаты. Без этого

невозможно добиться высокого качества подготовки квалифицированных рабочих

и избежать срывов в учебной работе.

Учитывая всё это, можно сформулировать следующие основные задачи

планирования производственного обучения:

- Способствовать полному и своевременному выполнению учебных планов и

программ;

- обеспечить правильный выбор учебно – производственных работ,

соответствующих программ производственного обучения, распределения их между

учебными группами, полную и равномерную загрузку всех учащихся,

рациональное использование учебно – производственного оборудования;

- создать условия для рациональной организации и своевременного

материально – технического оснащения процесса производственного обучения и

тем самым помочь мастерам в подготовке к занятиям;

- способствовать рациональной организации производственной деятельности

учащихся, выполнение заказов по выпуску сложной продукции, переходу училища

на хозрасчётные отношения.

3.2. Мастер, прежде всего, анализирует содержание материала учебной

программы, изучает соответствующие разделы учебника, методической пособий,

освещающей передовой опыт. В ходе этой работы мастер чётко определяет,

какие приёмы, способы и разновидности работ должны изучить учащиеся, и

распределяет материал темы на уроки, а сложные темы, включающие большое

количество разнообразных приёмов и видов работ, расчленяет перед этим на

под темы.

При распределении материала темы на уроки, одним из важных требований

к уроку является чёткость, цели и определённость содержания. Чтобы

правильно распределить материал темы на уроки, нужно учитывать его

посильность и доступность, сложность и трудоёмкость приёмов и способов,

новизну их для учащихся, важность для выполнения работ в будущем, порядок

изучения, объекты работ, на которых они будут отрабатываться.

|№№ |Тема урока. |Учебные цели урока. |Воспитательные цели урока.|

|уроков. | | | |

|1. |Работа на |Закрепить знания |Воспитывать у учащихся |

| |агрегатах по |учащихся, полученные на|трудолюбие и |

| |уходу за |теоретических занятиях,|дисциплинированность, |

| |пропашными |по технологии за |бережливость, любовь к |

| |культурами. |пропашными культурами, |избранной профессии, |

| | |научить проводить |стремление выполнять |

| | |междурядную обработку, |работу качественно и в |

| | |проверить качество |сжатые сроки. |

| | |работы и определять | |

| | |производительность и | |

| | |расход топлива. | |

| | |Закрепить умения и | |

| | |навыки и проведения | |

| | |ежесменного | |

| | |технического | |

| | |обслуживания агрегата | |

| | |для ухода за пропашными| |

| | |культурами. | |

3.3. При подборе учебно – производственных работ следует

руководствоваться выработанными практикой обучения требованиям:

Соответствие работ учебным задачам, т. е. выполнение работ, имеющих

производственную ценность, что повышает интерес учащихся к обучению и даёт

экономический эффект.

Комплексные работы следует подбирать так, что бы они соответствовали

периоду обучения, требуемой сложности и точности, позволяли

дифференцированно подходить к определению количества работ, выдаваемых

учащимся, в зависимости от их трудности.

Перечни учебных работ составляются мастерами производственного обучения

под руководством старшего мастера. Перечни одобряются педагогическим

советом училища и утверждаются директором или заместителем директора по

учебно – производственной работе перед началом полугодия.

Для всех работ, включённых в перечень, должны быть разработаны

технические документации.

Перечень учебно – производственных работ.

1. ЕТО трактора и культиватора.

2. Проверка и отрегулировка рабочих органов культиватора.

3. Определение междурядья для первого прохода и пустить агрегат в работу.

4. Проверка качества работы культиватора.

5. Замерка обработанной площади и определение расхода топлива.

6. Очистка от пыли, грязи, агрегата.

7. Постановка культиватора на хранение.

3.4. План урока.

Производственное обучение на 2002 – 2003 года.

В группе 466 профессия Тракторист машинист мастер Апанасов.

Тема урока: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами.

Учебные цели: Закрепить знания у учащихся, полученные на теоретических

занятиях, по технологии ухода за пропашными культурами, научить проводить

междурядную обработку, проверять качество работы и определять

производительность и расход топлива. Закрепить умения и навыки проведения

ЕТО агрегата для ухода за пропашными культурами.

Воспитательные цели: Воспитывать у учащихся трудолюбие,

дисциплинированность, любовь к избранной профессии, стремление выполнять

работу качественно и в сжатые сроки.

Материально – техническое оснащение: Трактор МТЗ-80, культиватор КРН-4,2

с приспособлениями для работы на повышенных скоростях и обработке защитных

зон, разметочная доска, две линейки, чистики, набор инструментов,

двухметровка, размерные подкладки для установки культиватора на глубину

культивации, шинный манометр.

Ход урока.

I Организационная часть – 2 мин.

II Вводный инструктаж – 30 мин.

1. Мастер сообщает тему и цель занятия.

2. Повторение.

2.1. Проверить знания учащихся по вопросам:

а) Какие операции проводятся при ЕТО культиватора КРН – 4,2?

б) Каким агротехническим требованиям должна удовлетворять междурядная

обработка?

в) Какие сроки проводится междурядная обработка?

г) Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при

подготовке КРН – 4,2?

2.2. Проверить владения приёмами работы:

а) Отрегулировать глубину обработки.

б) Отрегулировать лапы культиватора в одну плоскость.

в) Провести ЕТО трактора.

г) Провести ЕТО культиватора.

3. Объяснение нового материала:

3.1. Мастер напоминает основные правила техники безопасности при работе

на агрегатах.

3.2. Мастер объясняет агротехнические требования и способы их

регулировок.

3.3. Затем мастер объясняет алгоритм обкатки культиватора и способы

избежания поломок.

4. Проверить усвоение нового материала.

4.1. Задать учащимся вопросы:

а) Какие агротребования необходимо соблюдать с особой точностью?

б) Где надо начинать обкатку культиватора?

в) С каких скоростей начинают движение трактора?

4.2. Предложить воспроизвести трудовые приёмы:

а) Отрегулировать глубину хода стрельчатых лап.

б) Как выполняются повороты?

в) Проверить работу подъема и опускания стрельчатых лап.

5. Провести итоги вводного инструктажа.

III Упражнения (или самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж

мастера – 258 мин.

1. Присоединение культиватора к трактору.

2. Выбрать место для обкатки культиватора с соблюдением всех требований.

3. Регулировки гидронавески трактора.

Целевые обходы с проверкой.

1. Проверка организации рабочего места учащихся с соблюдением правил

техники безопасности.

2. Правильность выполнения работ.

3. Контроль действий самих учащихся.

IV Заключительный инструктаж – 10 мин.

1. Подведение итогов урока. Сообщение оценок.

2. Мастер анализирует итоги выполнения задания, приводит положительные и

отрицательные примеры, разбирает случаи нарушения правил техники

безопасности, пути их устранения и предупреждения. Обосновывает оценки

и выставляет их учащимся.

3. Сообщает тему следующего занятия и даёт задание на дом.

Раздел IV. Разработка учебно – технической документации.

4.1. Учебная инструкционно – технологическая документация играет

большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с

первых дней работы в мастерской приучались выполнять производственные

задания по учебно – технологической документации. Для этого надо

заблаговременно разработать инструкционные и инструкционно –

технологические карты. Эти карты содержат в сжатой форме сведения о

характере выполняемого задания, требования к нему, материалах,

инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их

последовательности, а так же о приёмах организации труда, возможных

ошибок и неполадок, способах их устранения. Объём этих сведений может

быть различным в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Располагая инструкционными и инструкционно – технологическими картами,

учащиеся в ряде случаев могут обойтись без объяснения мастера. Поэтому

мастер больше внимание уделяет выполнению или отдельных операций,

правильности применения новейших приёмов работы, соблюдению правил

безопасности труда. Кроме того, такие карты приучают учащихся

самостоятельно, выполнять работу, выбирая способы действий, определённую

последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления,

оборудования.

Применение инструкционно – технологических карт не освобождает мастера

от контроля за действиями учащихся. Пока учащиеся самостоятельно

выполняют работы, мастер может больше времени уделить индивидуальному

инструктажу, выявить допускаемые или неточности в выполнении отдельных

трудовых приёмов. С другой стороны, самостоятельное выполнение учащихся

заданий при тщательно разработанных инструкционно – технологических

картах почти исключает необходимость проведения общегруппового и

бригадного инструктажей, а следовательно создаёт объективные возможности

для значительной экономики учебного времени.

Пункты 4.2. и 4.3. разработаны графически.

4.4. Оценки должны отражать фактическую успеваемость. Как мягкость, так

и излишнее строгость при оценке знаний, навыков и умений учащихся наносят

делу вред. Справедливая оценка оказывает большое воспитательное

воздействие, и мастер обязан, умело её использовать, побуждая учащихся к

сознательному и прочному овладению знаниями, навыками и умениями.

Воспитательный характер проверки и оценки знаний проявляется в том, что

учащиеся приучаются сознательно и ответственно относится к обучению,

понимают роль проверок, самоконтроля, умеют находить ошибки и недочёты в

своей работе, анализировать их причины.

|Показатели |Баллы. |(Отлично). |(Хорошо). |(Удовлетворите|(Не |

|для оценки. | | | |льно). |удовлетворител|

| | | | | |ьно). |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Качество работы |Отличное |Хорошее |Удовлетворител|Нарушение |

|(выполнение |качество |качество |ьное |основных |

|технических |работы в |выполнения |выполнение |технических |

|требований). |соответствии с|работы в |работы в |условий. Не |

|а) ЕТО трактора и |установочными |соответстви|пределах |усвоение |

|культиватора. |техническими |и с |технических |основных |

|б) Проверка и |требованиями, |техническим|условий, но |приёмов |

|регулировка рабочих |твёрдое |и |после |выполнения |

|органов культиватора. |усвоение и |условиями. |исправлений по|производственн|

|в) Определение |свободное |Достаточно |указаний |ых операций. |

|междурядья. |приёмов труда |прочное |мастера. |Не умение |

|г) Проверка качества |при выполнении|усвоение |Усвоение |самостоятельно|

|работы культиватора. |производственн|приёмов |основных |планировать и |

|д) Замерка |ых операций |выполнения |приемов |выполнять |

|обработанной площади и|полная |операций и |выполнения |работу. |

|определение расхода |самостоятельно|применение |производственн| |

|топлива. |сть в |их в |ых операций и | |

| |планировании и|разнообразн|применения их | |

| |выполнении |ых |в | |

| |задания. |условиях. |разнообразных | |

| | |Самостоятел|работах. | |

| | |ьность |Недостаточная | |

| | |планировани|самостоятельно| |

| | |я и |сть в | |

| | |выполнения |планировании и| |

| | |задания при|выполнении | |

| | |не |задания. | |

| | |существенно| | |

| | |й помощи | | |

| | |мастера. | | |

|Выполнение норм |Выполнение |Выполнение |Выполнение |Не выполнение |

|времени. |норм времени. |норм |норм времени. |норм времени. |

| | |времени. | | |

|Организация труда и |Правильная |Правильная |Отдельные |Нарушение в |

|рабочего места. |организация |организация|нарушения в |организации |

| |труда и |труда и |организации |труда и |

| |рабочего |рабочего |труда и |рабочего |

| |места. |места. |рабочего |места. |

| | | |места. | |

Раздел V. Методика проведения занятий.

5.1. На изучаемую тему: “ Работа на агрегатах по уходу за пропашными

культурами “ отводится 6 часов, т. е. 1 урок производственного обучения.

Труд учащихся организовывается в бригадной форме. Вся группа разбивается на

три звена, каждое звено выполняет своё задание. К каждому звену

прикрепляется мастер и согластно графику чередование заданий мастера

меняются, одно звено выполняет задание по подготовке КРН – 4,2, другое ПСА

27 и третье ОШУ – 50. Таким образом, мастера работают с одной бригадой, что

позволяет использовать, те же методы, которые практикуются при

индивидуальной форме обучения. Перед каждой сменой проводят заключительные

инструктажи по выполненной работе, а в конце урока общий заключительный

инструктаж.

Режим занятий:

Начало занятий 8:20 часов.

Обеденный перерыв 10:55 – 11:55 часов.

Через каждые 45 минут упражнений, перерыв по 10 минут.

Конец занятий 14:30 часов.

Расписание звонков:

1. 8:20 – 9:05 4. 11:55 – 12:40

2. 9:15 – 10:00 5. 12:50 – 13:35

3. 10:10 – 10:55 6. 13:45 – 14:30

Применяется письменное инструктирование, применяются операционные и

технологические карты, таблицы, чертежи, схемы. Применение этого метода

создаёт у учащихся правильное представление о современной технике и

технологии, способах труда, способствует тесной связи между производством и

теоретическим обучением.

При применении беседы, мастер выявляет знания учащихся, путём вопросов к

учащимся, а так же выявляет недостатки выдаваемого материала.

При применении наглядно – демонстративных пособий широко используемых в

производственном обучении с изучаемым предметом или процессом.

Использования на уроках производственного обучения наглядных пособий

способствует лучшему восприятию и усвоению объяснений мастера, формирование

прочных навыков.

Показ трудовых приёмов помогает сформировать сознания учащихся, точный

живой обзор трудовых действий, а так же правильное чередование своих

действий, в результате появляются навыки, что позволяет уменьшить случаи

нарушения техники безопасности.

Правильный выбор и применение словесных, наглядных и практических

методов позволяют подготовить хорошего специалиста по своей профессии.

5.2. Вводный инструктаж проводиться перед началом изучения темы, подтемы

или раздела программы производственного обучения.

Назначение его подготовить учащимся к сознательному выполнению учебно –

производственных работ, наиболее рациональными приёмами, предупреждает брак

и ошибки, обеспечение соблюдения правил техники безопасности.

Для повторения пройденного материала мастер проводит устный опрос. После

опроса мастер выдаёт новую тему и разделяет задание учащимся для

самостоятельной работы. Учащиеся, выполняя упражнения, сверяется с

инструкционными карточками. Так же мастер в процессе работы учащихся делает

обходы, делает замечания и исправляя ошибки. После первого часа работы

собирает всю группу и делает замечания по ошибкам и показывает образцы

хорошей работы.

В ходе заключительного инструктажа выставляет оценки, анализирует ошибки,

которые были по ходу выполнения задания. Объявляет домашнее задание и тему

следующего задания.

Раздел VI. Воспитательная работа в процессе изучения темы.

6.1.В процессе изучения темы совместно с учебными целями, воспитываются

такие качества как внимание, самостоятельность, терпение, и т.д.

В процессе объяснения мастером нового материала применяются совестные

методы совместно с наглядно – демонстрационными, для лучшего закрепления и

развития профессионального мастерства применяются, так же ТСО, показ

трудовых приёмов с последующим повторением учащихся этих приёмов, а так же

мастер может давать различные операции. Применяются и активные методы для

закрепления знаний у учащихся.

При выполнении учащимися некоторых заданий ими могут допускаться

характерные ошибки. Задача мастера предотвратить эти ошибки с помощью

инструкционно – технологических карт.

Эффективность показа зависит от подготовленности мастера и уровня

подготовленности учащихся. Мастер должен выбирать наиболее рациональные и

современные методы и приёмы труда.

6.2. В процессе производственного обучения мастер намечает

воспитательную работу для учащихся. Он назначает ответственного за

дежурство, ответственного за сохранность рабочего инструмента и т.д. И

таким образом мастер развивает у учащихся чувство ответственности.

Так же мастер может поощрять учащихся за бережное, экономное отношение к

материально – техническим средствам. А так же наказать учащихся за

халатное, расточительное отношение, что способствует экономическому

воспитанию, чувство хозяина.

Мастер должен поощрять слабых и отсталых учащихся за малейший успех, что

способствует формированию них уверенности своих силах и преодоление боязнь

к машинам.

Вывод.

Данная тема: “Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами”

имеет большое значение в процессе производственного обучения и влияет

значительную роль для обучения и подготовки квалифицированных рабочих по

специальности “Механизация сельского хозяйства” так как от исправности,

работы и правильной установки междурядий и глубины обработки зависит

урожайность пропашных культур.

Учащиеся при данной теме получают знания, умения и навыки по ремонту,

регулировке и обработке агрегатами по уходу за пропашными культурами.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.